• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение на темуМузыкальные средства выразительности в работе над разнохарактерными пьесами

Методическое сообщение на темуМузыкальные средства выразительности в работе над разнохарактерными пьесами

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкальная пьеса,как жанр,воссребована с самого начала обучения ребёнка на инструменте. Пьесы дети любят.Они имеют определенный,понятный ребенку образ и он искренне отзывается на красивую мелодию. Разнохарактерные пьесы появляются в репертуаре ученика,когда он в полной мере овладевает приемами non legato, staccato, legato и уже играет двуми руками.

Музыкальные пьесы делятся на виды:

  • медленная кантилена

  • быстрая кантилена

  • виртуозные пьесы (скерцо,тарантеллы,фантастические танцы)

  • жанровые пьесы (вальсы,польки.мазурки,полонезы)

  • характерные пьесы ( бурлески,юморески,камаринские)

  • джазовые пьесы

Музыкальные средства выразительности.

  1. Художественный образ

  2. Форма

  3. Метр(мето-ритм)

  4. Мелодия

  5. Гармония

  6. Тембр

  7. Динамика

  8. Вес и баланс

  9. Движение звука

  10. Интонация

  11. Педализация

  12. Штрихи

  13. Музыкальная речь

  14. Фразировка

  15. Артистизм

Все перечисленные компоненты средств музыкальной выразительности взаимосвязаны между собой неразрывными нитями.И рассказать,показать,научить в каждой пьесе всем задачам должен педагог! Ибо мы,педагоги, посредники между гениальными композиторами и нашими учениками.

1.Работа над музыкальным произведением начинается с предварительного прослушивания.Есть 2 способа ознакомления с новым сочинением: -педагог играет пьесу -аудио,видео запись(CLASSIC ONLAIN,YOU TUBE,в контакте и др. сайты)

После предварительного ознакомления с новой пьесой надо сделать ее теоретический и гармонический анализ: - охватить общее строение и характер - количество частей,их характер и соотношение между ними - основные приемы трактовки - фактура изложения - характерные технические приемы - темп,тональность,размер,знаки Этот анализ проводится в форме беседы,педагог знакомит ученика и с биографией композитора.К.Н.Игумнов:"В разбор текста надо вложить все свое внимание,весь опыт своей жизни!" После анализа идет выбор аппликатуры - правильной и удобной. Педагог сам подписывает пальцы правой и левой руки. Я.И.Мильштейн:"Аппликатура воздействует на ритм,динамику,артикуляцию,подчеркивает выразительность фраз, придает определенную окраску звучанию."

2.Фактура - способ изложения музыкального материала.Она включает в себя мелодию и аккомпанемент.(бас и подголоски) Мелодия-сердце и душа любой пьесы. Движение в музыке дает именно мелодия.Она имеет 3 линии: интонацию, звук, звуковедение фразы.

Интонация - самое главное в исполнительстве.Игра без интонации,как жизнь без воздуха.Любым штрихом в пианизме надо играть с интонацией.Интонация - это жизнь, и в человеческой речи,и в музыке.Интонировать - значит систематизировать (интервалы,аккорды),знать и слышать степень их напряжения.

Звук - это краски. Г.Нейгауз говорил:"В моих занятиях с учениками,скажу без преувеличения,три четверти работы - это работа над звуком!..Опуская клавишу слишком медленно и тихо - это еще не звук,слишком быстро и крепко-это ещё не звук!"Дети запоминают через мышцы,можно поиграть на их руках.Каждое движение пальца и руки педагог обязан следить и корректировать. Опора-это самое главное в пианизме.

Звуковедению фразы надо учиться у хороших певцов.Знать,где вдох,где выдох. Очень помогают стихи,придуманные вместе с педагогом или родителями. Куценко Л.А.:" Звук зависит от ученика,а не от рояля! Кропотливая работа на каждом уроке над звуком принесет свои плоды.Главное - ребенок должен понимать,что педагог не сделает плохо.Не напрягаясь,интонационно играть нельзя.Ощущение преодоления должно быть в каждом ученике."

В фактуре изложения бас - голос,который поддерживает мелодию,а аккомпанемент создает энергетику пьесы.Она может излагаться гармонически(аккордами,интервалами) и мелодически(арпеджио). И мелодию. И аккомпанемент ученик обязан знать на память,причем аккомпанемент,как самостоятельное произведение.Здесь помогут различные упражнения с элементами ремесла.А мелодию пьесы надо просто полюбить и играть ее,как он играет с любимой куклой или игрушкой.

3. Ритм - обязательный фундамент и в жизни человека,и в музыке.Это музыкальная пульсация,на ее основе выстраивается любая временная природа.Малейшая неточность в артикуляции может исказить не только характер,но и стиль произведения.Весьма полезно считать вслух как в начальном периоде работы,так и при исполнении готового,выученного произведения.Причем в медленном темпе следует считать,ориентируясь на мелкие доли такта,а в подвижном темпе,соответст- вено, на крупные доли. Поэтому педагог должен заставлять ученика в классе играть, считая, и требовать,чтобы тоже самое он делал дома.Многие учащиеся наивно полагают,что ритм можно развивать многочасовыми занятиями с метрономом, в то время,как чрезмерное увлечение им,наоборот,лишает их ритмического самоконтроля С помощью метронома,при необходимости,можно проверить умение "держать" темп, не уклоняясь ни в сторону ускорения,ни в сторону замедления.

4. Штрихи. Выразительные возможности пианистической артикуляции не ограничиваются только legato,non legato,portato,staccato.Имеются всевозможные промежуточные формы туше - tenuto,mezzo staccato и др. Даже одни и те же артикуляционные обозначения могут в различных случаях по разному исполняться. К примеру, staccato учащиеся большей частью исполняют довольно остро,срывая руку снизу вверх,в то время,как staccato может быть длинным или коротким,острым или мягким,более легким,и,наоборот,более тяжелым., non legato может быть подчеркнутым или легковесным,мягким.В каждом случае требуется соответствующий прием игры.

5. Динамика. Одним из важных моментов при работе над произведением является элемент выразительности - динамика.Она поможет выявить кульминацион- ные моменты произведения и изучить те эффекты динамики, с помощью которых композитор передает нарастание эмоционального напряжения или его спад. Ученик должен выстроить динамический план таким образом,чтобы напряженность местных кульминации соответствовала их значимости в общем эмоциональном и смысловом контексте.С их помощью ученик добъется плавного нарастания эмоционального напряжения на пути к центральной кульминационной точке и без резкиз переходов осуществит спад. В результате форма произведения окажется охваченной единым эмоциональным порывом,сплошной динамической волной, что приведет к цельности композиции.

6.Педализация. Нельзя оставить без внимания и овладение педальной нюанси- ровкой. Педагог должен постоянно обращать внимание на это,рекомендовать,к примеру,самостоятельно поставить педаль,и в дальнейшем скорректировать и объяснить,почему предпочтительнее та или иная педализация. Главное - суметь избежать крайностей:слишком экономной,сухой,и,наоборот,черезчур обильной педализации.

7. Фразировка - то, к чему стремиться.Она включает в себя мощные выразитель- ные средства.(как в русском языке стихи основаны на рифме,так и в музыке) Ямб ( со слабой доли) - всегда ведёт в продолжение, в кульминацию. Хорей (сильная доля) - никогда в кульминацию не ведёт. В каждой пьесе необходимо правильно выстроить фразировку,определить,где кульминация,где решение.Кульминация,как правило,это - движение звуков в яркую точку, внутреннее напряжение и длинное дыхание.

8. Артистизм. Прежде всего - это смелое,уверенное выступление перед публикой. Это чувство необходимо развивать в каждом ребенке. Ученик на сцене должен играть пьесы в стиле, правильной фразировкой и через музыкальную речь,образ,метр, своим артистизмом выразить форму исполняемого произведения.

Приложение. Роль педагога в процессе разучивания музыкальной пьесы огромна. Участие его должно быть активно-творческим с самого разбора текста до момента выхода ученика на сцену.Во время занятий педагог,сидя рядом,должен тщательно следить за его игрой,оьращая внимание ученика на точное прочтение нотного текста и выполение всех авторских указаний.Показывая приёмы игры,следует объяснять,в чем суть и важность их использования.Навыки для публичных выступлений приобретаются как в условиях классных и домашних занятий,так и на концертной эстраде.Следует постоянно напоминать ученику,что концертная обстановка требует полной сосредоточенности.Это одно из самых важных условий для преодоления волнения.



© 2010-2022