- Преподавателю
- Музыка
- Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 5 классе Всю жизнь свою несу Родину в душе
Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 5 классе Всю жизнь свою несу Родину в душе
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хакимова Е.Н. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 5 классе
Дата: 13.11.2015 г.
Ф.И.О. учителя: Хакимова Е.Н.
Класс: 5
Предмет: Музыка
Тема урока: Всю жизнь свою несу Родину в душе.
Тема урока: Всю жизнь свою несу Родину в душе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока
Воспитание ценностного отношения к культуре своего народа через выявление глубоких связей народной и духовной музыки. Накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» композитора В.А. Гаврилина;
Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, анализировать и сравнивать музыкальные произведения, следить за развитием музыкальных образов.
Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных композиторов, писателей и художников.
Планируемые результаты
Предметные
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.
актуализировать предметные знания учащихся с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
Личностные
Формулировать собственное мнение и позицию. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- уметь участвовать в коллективно - творческой деятельности
Метапредметные
Коммуникативные
Ставить вопросы, предлагать помощь
и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные
Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.
Познавательные
Понять, что колокольность и песенность - свойства русской музыки. Проследить значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.
Межпредметные связи
История, литература, русский язык, изобразительное искусство.
Ресурсы урока
компьютер, презентация.
Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
Формы урока
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
УМК
Музыка. 5 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.- М.: Просвещение, 2015г.
Ход урока
Дидактическая
структура урока, с указанием времени
Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
1
Организационный этап, 3 мин
Вход в класс.
Приветствие
Приветствие
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
самоорганизация, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.
2
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин
Слайд 1
Слайд 2
Колокола! Ваш звучный звон -
Язык земли, меня вскормившей.
Живет в вас радость, клич и стон
Как отголосок жизни бывшей.
Колокола! Руси венец,
Червонным золотом горящий ,
Ваш звон - связующая нить
Меж будущим и настоящим!
Г. Голуб
Высказывают предположения
Отвечают на вопросы
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Как вы думаете, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?
-Почему?
- А где можно услышать колокола?
- Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?
- Колокольный звон - это новое явление или нет?
Определять тему и задачи конкретного урока.
Поиск и выделение необходи-мой информа-ции
3
Актуализация знаний, 5 мин
Видеофрагмент о колоколах
Расскажите, где появились колокола?
Строить понятные для партнёра высказыва-ния.
планировать деятельность с учётом поставленной цели
Поиск и выделение необходимой информации
4
Первичное усвоение новых знаний, 10 мин
Слайд 3
Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) - советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985).
Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины - драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь.
Георгий Свиридов
Слушание - В. Гаврилин «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»)
Слайд 4
Василий Макарович Шукшин (1929 -1974) - русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.
В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание советской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности.
В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе В. Шукшина «Степан Разин» (по роману «Я пришел дать вам волю»).
«В «Степане Разине» Шукшина в постановке Михаила Ульянова был опробован материал, который впоследствии вошел в мою большую работу «Перезвоны». Но это сочинение имеет у меня подзаголовок. Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо».
В. Гаврилин
Слайд 6
«По моему замыслу, сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека - от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу - бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»
В.А. Гаврилин.
Слушание «Весело на душе» (из симфонии-действа «Перезвоны»)
Слайд 7
«Есть старинный русский обычай - «вызвонить грех» - отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память».
Академик Д.С. Лихачев.
Слушание «Молитва» из симфонии
действа «Перезвоны».
Высказывают предположения
Отвечают на вопросы
молитва
Прочитайте текст и выделите главное
-Как звучит музыка?
- Какое настроение она у вас вызывает?
- В какое время суток оно может звучать?
Как вы думаете, что могло связывать этих людей?
Как звучит музыка?
- Какое настроение она у вас вызывает?
- Какой характер?
Что означают эти слова?
Чтобы вымолить грех, что должно звучать?
Формулировать собствен-ное мнение и позици
Поиск и выделение необходимой информации.
Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии.
Речевые высказывания о характере песни, настроении
5
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 5 мин
Слушание - «Песня о колоколах» Муз. Е. Крылатова, слова Ю. Энтина
Слайд 6
Слушают песню, высказывают мнения.
Подходит ли эта песня к теме нашего урока?
-
Почему?
Обучение правилам коллектив
ной
деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.
Самооцен-ка своих возможностей и способнос-тей.
6
Работа над вокально хоровыми навыками
15 мин
Артикуляционная гимнастика
Выполняют гимнастику
Разучивают песню
(групповая работа)
- Какое настроение вызывает у вас эта песня?
Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии.
Речевые высказывания о характере песни, настроении
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин
Подобрать пословицы и поговорки о колоколах.
Фиксирование д/з в дневниках.
- Запишите задание в дневник.
Поиск и выделение необходимой информа-ции.
8
Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин
Предложить учащимся ответить на вопросы.
Анализ своей деятельности
-Что нового вы сегодня узнали?
-Почему В.А.Гаврилин назвал своё произведение «Перезвонами»?
- Какие вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?
- Почему хоровое произведение Гаврилин назвал симфонией?
-Что было легко? Что было трудно?
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании