• Преподавателю
  • Музыка
  • Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 5 классе Всю жизнь свою несу Родину в душе

Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 5 классе Всю жизнь свою несу Родину в душе

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Искусство (Музыка) в 5 классе

Дата: 13.11.2015 г.

Ф.И.О. учителя: Хакимова Е.Н.

Класс: 5

Предмет: Музыка

Тема урока: Всю жизнь свою несу Родину в душе.

Тема урока: Всю жизнь свою несу Родину в душе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель урока

Воспитание ценностного отношения к культуре своего народа через выявление глубоких связей народной и духовной музыки. Накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» композитора В.А. Гаврилина;

Развивающие: развивать умение выражать свои мысли, анализировать и сравнивать музыкальные произведения, следить за развитием музыкальных образов.

Воспитательные: воспитывать интерес к произведениям искусства, интерес к творчеству отдельных композиторов, писателей и художников.

Планируемые результаты

Предметные

понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.

актуализировать предметные знания учащихся с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;

Личностные

Формулировать собственное мнение и позицию. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

- уметь участвовать в коллективно - творческой деятельности

Метапредметные

Коммуникативные

Ставить вопросы, предлагать помощь
и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные

Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.

Познавательные

Понять, что колокольность и песенность - свойства русской музыки. Проследить значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Межпредметные связи

История, литература, русский язык, изобразительное искусство.

Ресурсы урока

компьютер, презентация.

Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

УМК

Музыка. 5 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.- М.: Просвещение, 2015г.

Ход урока

Дидактическая
структура урока, с указанием времени

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

1

Организационный этап, 3 мин

Вход в класс.

Приветствие

Приветствие

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

самоорганизация, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке; саморегуляция.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин

Слайд 1

Слайд 2

Колокола! Ваш звучный звон -

Язык земли, меня вскормившей.

Живет в вас радость, клич и стон

Как отголосок жизни бывшей.

Колокола! Руси венец,

Червонным золотом горящий ,

Ваш звон - связующая нить

Меж будущим и настоящим!

Г. Голуб

Высказывают предположения


Отвечают на вопросы

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Как вы думаете, можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?

-Почему?

- А где можно услышать колокола?

- Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?

- Колокольный звон - это новое явление или нет?

Определять тему и задачи конкретного урока.

Поиск и выделение необходи-мой информа-ции

3

Актуализация знаний, 5 мин

Видеофрагмент о колоколах

Расскажите, где появились колокола?

Строить понятные для партнёра высказыва-ния.

планировать деятельность с учётом поставленной цели

Поиск и выделение необходимой информации

4

Первичное усвоение новых знаний, 10 мин

Слайд 3

Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) - советский и российский композитор, автор симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985).

Музыка Гаврилина вся, от первой до последней ноты, напоена русским мелосом, чистота её стиля поразительная. Органическое, сыновнее чувство Родины - драгоценное свойство этой музыки, её сердцевина. Из песен и хоров Гаврилина встаёт вольная, перезвонная Русь.

Георгий Свиридов

Слушание - В. Гаврилин «Вечерняя музыка» (из симфонии-действа «Перезвоны»)

Слайд 4

Василий Макарович Шукшин (1929 -1974) - русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание советской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности.

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе В. Шукшина «Степан Разин» (по роману «Я пришел дать вам волю»).

«В «Степане Разине» Шукшина в постановке Михаила Ульянова был опробован материал, который впоследствии вошел в мою большую работу «Перезвоны». Но это сочинение имеет у меня подзаголовок. Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо».

В. Гаврилин

Слайд 6

«По моему замыслу, сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека - от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу - бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»

В.А. Гаврилин.

Слушание «Весело на душе» (из симфонии-действа «Перезвоны»)

Слайд 7

«Есть старинный русский обычай - «вызвонить грех» - отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память».

Академик Д.С. Лихачев.

Слушание «Молитва» из симфонии

действа «Перезвоны».

Высказывают предположения


Отвечают на вопросы


















молитва

Прочитайте текст и выделите главное





-Как звучит музыка?

- Какое настроение она у вас вызывает?

- В какое время суток оно может звучать?

Как вы думаете, что могло связывать этих людей?










Как звучит музыка?

- Какое настроение она у вас вызывает?

- Какой характер?

Что означают эти слова?

Чтобы вымолить грех, что должно звучать?

Формулировать собствен-ное мнение и позици

Поиск и выделение необходимой информации.

Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии.

Речевые высказывания о характере песни, настроении

5

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации 5 мин

Слушание - «Песня о колоколах» Муз. Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

Слайд 6

Слушают песню, высказывают мнения.

Подходит ли эта песня к теме нашего урока?

  • Почему?

Обучение правилам коллектив

ной

деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.

Самооцен-ка своих возможностей и способнос-тей.

6

Работа над вокально хоровыми навыками

15 мин

Артикуляционная гимнастика

Выполняют гимнастику

Разучивают песню

(групповая работа)

- Какое настроение вызывает у вас эта песня?

Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии.

Речевые высказывания о характере песни, настроении

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин

Подобрать пословицы и поговорки о колоколах.

Фиксирование д/з в дневниках.

- Запишите задание в дневник.

Поиск и выделение необходимой информа-ции.

8

Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин

Предложить учащимся ответить на вопросы.

Анализ своей деятельности

-Что нового вы сегодня узнали?

-Почему В.А.Гаврилин назвал своё произведение «Перезвонами»?

- Какие вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?

- Почему хоровое произведение Гаврилин назвал симфонией?

-Что было легко? Что было трудно?

-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании



© 2010-2022