- Преподавателю
- Музыка
- Урок по музыке Музы не молчали
Урок по музыке Музы не молчали
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Поварницына А.Н. |
Дата | 01.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок музыки в 1 классе
Тема: «Музы не молчали»
Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
-
Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
-
Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
-
Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Тип урока: урок-объяснение.
Вид урока: урок- историческое путешествие.
Содержание:
-
«Богатырская» симфония А.П.Бородина;
-
« Бравые солдаты»
-
«Песня о маленьком трубаче» музыка С.Никитина;
-
«Учил Суворов» музыка А.Новикова;
Новые понятия: Симфония, унисон, ритм.
Дополнительный материал: свиток, карточки с текстом( Петр1 и Суворов), клей, презентация, смайлики , слова песни
Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки?
ХОД УРОКА
1. Организационный момент( 1 мин)
( Слайд1)Здравствуйте, ребята,
Сейчас начинается музыкальный урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой.
Друзья! Поздравляю с началом урока.
Музыкальное приветствие( гамма)
2 Мотивационный этап(3 мин)
Сегодня у нас в гостях одна из муз (слайд 2)
Вы когда-нибудь слышали о них?( отвечают на вопрос)
Это богини - покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» . Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей» И сегодня наша муза приготовила для вас свиток . А для того, чтобы нам его украсить нам надо очень потрудится? Согласны?
Посмотрите на след. » .( слайд 3 В.О.В.) как вы понимаете слова: Если говорят пушки , то музы молчат?. На этот вопрос вы мне должны ответить в конце урока.
Какой праздник у нас отмечают 23 феврвля?(ответ)
( слайд 4)
Правильно День защитника Отечества.
Кто такие защитники? Как вы понимаете.
3. Сообщение темы урока( 1 мин)
Сегодня наша с вами Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.
Наша Муза познакомит сегодня нас со скульптурными памятниками известных полководцах России - Петру I и Александру Васильевичу Суворову.
4. Работа с учебником( 6 мин)
Прочитайте текст на стр. 56 ( читают)
- Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК?( ответы)
слайд 5)
ПАМЯТЬ-запоминание того, что видел, слышал, читал, делал человек.
ПАМЯТНИК- в память о человеке, событии из камня, дерева, металла делают статуи-памятники.
Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.
Посмотрите на стр. 56. Сначала рассматривают. ( слайд6)
Это памятники Петру I и Александру Васильевичу Суворову
Кто такой Петру I и Суворов вы изучите самостоятельно.( делятся на 2 группы., работа в парах. Рассказ одного ученика)
Посмотрите на слова написанные красными буквами в учебнике прочитайте их. Как вы понимаете слово задорно? Мужественно? Браво? . сейчас я вам раздам карточки вы должны к этим словам подобрать близкие слова по смыслу( работа в паре). Зачитывают. И вот эти слова будут нашими помощниками.
5. Прослушивание музыки ( 6 мин)
Сейчас мы с вами послушаем фрагмент песни «Учил Суворов» ( слайд 7)
Песня «Учил Суворов» музыка А.Новикова, М.Левашова.
Чему учил этот великий русский полководец?
Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» музыка С.Никитина. ( слайд 8)
О каких событиях повествуется в данной песне?
В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?
Как звучит песня? Вам поможет наши подсказки.
6. Исполнение песни (15 мин)
( Бравые солдаты)
Давайте вспомним, какую песню вы будете исполнять на празднике.
Как называется песня?
О чем это песня?
Как ее нужно петь? Обратимся к нашим подсказкам.
Под эту песню можно маршировать?
Мы ее сейчас споем, но для начала мы подготовим наши голосовые связки.
(распевка )
Давайте для начала повторим слова. (Читают песню, слушают фонограмму, поют вместе с фонограммой, поют без фонограммы)
Поем под караоке (слайд 9)
Во второй раз при слове левой, топаем левой ногой.
Физминутка- текст ( слайд 10)
7. Углубление изучения темы урока ( 8 мин)
«Богатырская симфония» А.П.Бородина.( слайд 11)
Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин Обратить необходимо внимание детей на новое слово «CИМФОНИЯ». (Слайд 12) Это большое многочастное музыкальное произведение для большого симфонического оркестра.
В дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ». Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская».
Послушайте, как звучит главная тема из I части симфонии
Вопросы для общения: (слайд 13)
- Подумайте, почему Бородин дал всей этой симфонии такое название?
- Каков характер музыки этой темы?
- Что придаёт ей уверенность, героичность, мужественность?
- Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?
Впечатление тяжёлой поступи возникает у нас благодаря особому строю мелодии, «топтанию» вокруг её начального звучания, остановок в конце каждой музыкальной фразы. Музыкальные инструменты симфонического оркестра играют одну мелодию в один голос, в УНИСОН, то есть все вместе. Это придаёт музыке особую слаженность характера музыки, единение разных людей перед лицом врага.
(различные ответы учащихся можно в конце дополнить вопросом):
(Слайд 14)
Согласны ли вы с таким выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»
8. Итог урока( 3 мин)
Ребята! А теперь, внимание!
Посмотрите на доску. Взгляните в страницы учебника музыки.
Вспомните всё, что мы делали с вами на уроке.
- Что нового мы узнали на уроке сегодня?
- какие песни мы с вами послушали?
О чём эти песни? Что в них общего?
9. Рефлексия( 2 мин)
Давайте оценим свои достижения с помощью смайликов.
4