Урок музыки. Тема «Небесное и земное в звуках и красках» (5 класс)

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Небесное и земное в звуках и красках».

Автор: Титова Татьяна Александровна Предмет: Музыка

Образовательное учреждение: МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIIвида№7 Класс: 5

Роль и место данной темы в курсе: данный урок является третьим часом в разделе «Музыка и изобразительное искусство».

Продолжительность урока: 40 минут.

Цели и задачи урока: образовательная: показать взаимосвязь изобразительного искусства и музыки через воплощение образа матери в духовном искусстве. Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности, умение обобщать; развитие интонационно-слухового опыта. Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и уважение к духовной культуре через синтез двух искусств - музыки и изобразительного искусства.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование урока: магнитофон, синтезатор, компьютер, диапроектор, презентация (слайды); карточки со словами;

Музыкальный материал: презентация («Аве, Мария!» Ф.Шуберта, в исполнении Робертино Лоретти, картина «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти); «Аве, Мария!» Ф.Шуберта в исполнении симфонического оркестра; Песня «Моя мама» фонограмма.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте!

-Здравствуйте! (музыкальное приветствие).

Дыхательная гимнастика (несколько упражнений):

а) Ма-(выдох ртом, наклон вперёд, руки в замок; вдох носом) Ма-(выдох ртом, наклон вперёд, руки в замок; вдох носом), Ма-(выдох ртом, руки в замок вверх; вдох носом), Ма-(выдох ртом, руки в замок вверх; вдох носом).

б) дуновение ветра (резкое, на выдохе; плавное - руки через стороны вверх и вниз.)

2. Повторение темы прошлого урока.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов.

- Вспомните средства художественной выразительности музыки и живописи по плакату-подсказке.

Слайд№1.

Мелодия Линия

Лад Колорит

Ритм Ритм

Тембр Цвет

Форма Композиция

Составьте из предложенных слов тему урока


Небесное

и

земное

в звуках

и красках

Итак, тема нашего урока (отвечают дети)

Слайд№2

Небесное и земное в звуках и красках.

В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников и музыкантов всех народов. Эта тема близка каждому человеку. Рассказывает стихотворение ученица.

Я верю, что женщина-чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая»- слово святое,

То трижды священное - «женщина-мать».

3. Объяснение новой темы.

- О святом и священном мы будем говорить с вами на уроке.

- Сегодня мы выявим, как взаимосвязаны изобразительное искусство и музыка.

- Сравним средства художественной выразительности в музыке и живописи, как они помогают нам понять художественный и музыкальный образ.

- Известный итальянский художник Рафаэль Санти жил и писал свои прекрасные картины более 500 лет назад. Одна из прекрасных картин Рафаэля «Сикстинская мадонна». В основу содержания картины художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства.В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках.

Посмотрите, какими средствами художественной выразительности пользовался художник:

Линии - плавные

Колорит - гармония красок

Ритм - размеренный

Цвет - тёплые, светлые тона

Композиция- стройность, закруглённость линий

- Посмотрите, какой взгляд у матери? (добрый, нежный и в тоже время в нём страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идёт к людям).

Имя младенца - Христос, имя его матери - Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская мадонна»).

- Какую музыку надо было сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передаёт нам художник?

- Возможно эту?

Слушание «Аве, Мария».

- Что общего в произведении «Аве, Мария» австрийского композитора Ф.Шуберта и картине итальянского художника Рафаэля Санти?

- Какие музыкальные краски делают произведение Ф.Шуберта возвышенным гимном женской доброте и высокородности?

- Какая группа симфонического оркестра исполняет музыку?

- Какие средства художественной выразительности использовал австрийский композитор Франц Шуберт в произведении?

Слайд№3

Посмотрите на мелодию (на нотном стане вынесена главная мелодия «Аве, Мария!»)

Мелодия - певучая, плавная

Лад - минор

Тембр - высокие звуки (скрипка)

Динамика - от пиано к форте.

Форма - трёхчастная, похожа на молитву (музыка выступает в главной роли, создающей музыкальный образ в произведении - как обращение к Богородице).

Все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами «Аве, Мария», что значит «Славься, Мария!».

- Что сближает художественный образ матери в картине и в музыке?

- Можем мы сказать, что небесная мама красива?

Каждая мама красива и небесная и земная.

Красива по - своему каждая мама - любовью своей материнской красива!

Действительно в работах и художников и композиторов много схожих средств художественной выразительности.

- Насколько сильное впечатление создаётся у созерцателя, слушающего при этом музыку, мы с вами сейчас узнаем. Посмотрим ещё раз картину Рафаэля «Сикстинская мадонна» и послушаем «Аве, Мария!» Ф.Шуберта, в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти.

Презентация.

Как вы считаете картина художника и музыкальное произведение созвучны между собой, гармоничны?

Выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины посвящённые Богоматери.

Слайд№4

Умиротворение Безмятежность Взволнованность Жестокость Трепетность Торжественность Радость Любовь Злость Нежность Возвышенность

Характер музыкального произведения, распевность мелодии, ровность ритма перекликаются с певучестью, размеренностью, мягкостью плавных линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах.

Глядя на картины, мы можем слышать в них музыку. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у неё есть свои краски. Они не цветные, а особенные, музыкальные: тембровые, динамические, ладовые, регистровые, темповые. И всё же они бывают очень похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим тёмные густые и светлые прозрачные; яркие и приглушённые; тревожные и спокойные; колючие, жёсткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать её музыку.

- Ребята, а каким образом мы можем на уроке показать свои чувства к образу матери?

- Ведь не только небесная богоматерь защищает нас от разных бед, ведь земная наша мама всегда с нами рядом, готова помочь и уберечь от разных горестей и бед.

4. Исполнение.

- Мы знаем песню «Моя мама». Чтобы спеть о маме красиво, возвышенно, по небесному мы проговорим чистоговорку «Мама» и распоёмся.

5. Чистоговорка «Мама».

Не жалeла мама мыла.

Мама Милу мылoм мыла.

Мила мыла не любила, мылo Мила уpoнила.

Распевание «МАААААМА»

6. Исполнение песня «Моя мама».

- С какими чувствами мы будем петь о маме? (с нежностью)

Солист, хор

Ты меня на рассвете разбудишь,

Трогать волосы ласково будешь,

Как всегда поцелуешь любя,

И улыбка согреет меня.

Когда рядом ты со мной, мне тепло

И спокойно на душе и светло.

В целом мире только мы - ты и я

И пою про это я, мама моя.

Припев

Моя мама - лучшая на свете

Она мне, как солнце в жизни светит.

Мама - самый лучший в мире друг.

Как люблю тепло ее я рук.

Мама, мама, мама моя.

Мама, мама, мама моя.

Ты всегда все поймешь и простишь.

Знаю я, ты ночами не спишь.

Потому, что ты любишь меня.

Потому, что я дочка твоя.

Когда рядом ты со мной, мне тепло

И спокойно на душе и светло.

В целом мире только мы - ты и я

И пою про это я, мама моя.

Припев

- Получилось у нас спеть с нежностью о маме?

(Ответы детей). Получилось.

5. Обобщение урока.

- Итак, ребята, как вы считаете, музыка и изобразительное искусство взаимосвязаны? (Средства художественной выразительности очень похожи).

Все виды искусства и музыка и изобразительное искусство дополняют друг друга, поэтому через музыкальные и художественные произведения идёт сочетание и художественных и музыкальных средств и образ матери становится более понятным, выразительным, разнообразным.

Итог урока.

Выставление оценок.

- На сегодня урок окончен.

До свидания!

До свидания! (музыкальное приветствие).


© 2010-2022