Дополнительная образовательная программа «Вокальное пение» 1-4 класс

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа

«Вокальное пение»

Программа «Вокальное пение» составлена на основе государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Учите детей петь; программа «Певческая школа» В.В.Емельянова; Народное пение И.А.Ильина; «Хоровое пение" Е.В.Жарова.

Вокальная студия «Колокольчик»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий.

Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

Данная программа внеурочной деятельности составлена на основе анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 2009 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданов, авторская образовательная программа дополнительного образования детей - Прокопенко Надежда Константиновна, учитель музыки и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит или краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств.

Новизна программы

В МБУ «Школа №5» создана вокальная студия «Колокольчик», в которой занимаются учащиеся 1-4 классов в возрасте от 7 до 10 лет. Особенность программы «Вокальное пение» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа «Вокальное пение» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы

В МБУ школе № 5 многие годы школьники занимаются вокальным и хоровым пением, участвуют в районных и городских фестивалях детского творчества, любят музыку. Вновь прибывшие первоклассники также желают заниматься вокальным и хоровым пением.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа дополнительного образования детей, направленная на духовное - нравственное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Колокольчик»- это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование устойчивого интереса к пению

  • Обучение выразительному пению

  • Обучение певческим навыкам

  • Развитие слуха и голоса детей.

  • Формирование голосового аппарата.

  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

Программа отличается от других программ тем, что:

  • - позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

  • - она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

  • - включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

  • - использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

  • - содержание программы «Вокальное пение» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

  • - песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Принципы педагогического процесса:

  • -принцип единства художественного и технического развития пения;

  • - принцип гармонического воспитания личности;

  • - принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

  • - принцип успешности;

  • - принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

  • - принцип творческого развития;

  • - принцип доступности;

  • - принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

  • - принцип индивидуального подхода;

  • - принцип практической направленности.

В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы «Вокальное пение» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • - технология развивающего обучения;

  • - технология индивидуализации обучения;

  • - личностно-ориентированная технология;

  • - компетентностного и деятельностного подхода.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Занятия 1 раза в неделю по 1 академическому часу. Всего в году - 1 год обучения - 33 часа, 2-4 год обучения - 34 часа . Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы.

В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.

Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.

Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Формы и режим занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие - посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • - наглядно-слуховой;

  • - наглядно-зрительный;

  • - репродуктивный;

Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведением;

- анализ занятия;

- задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками - всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Ожидаемые результаты обучения

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны

знать/понимать:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;

уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное

звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

К концу второго года обучения дети должны

знать/понимать:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

уметь:

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

К концу третьего года обучения дети должны

знать/понимать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

К концу четвертого года обучения дети должны

знать/понимать:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

К концу четвертого года обучения более ярко проявляются творческие способности каждого обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объем сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Содержание программы

Первый год обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.2. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Работа артикуляционного аппарата. Регистровое строение голоса.

1.3. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.4. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.5. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление хора.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар по вокалу 1 класс

  1. « Петь приятно и удобно» Муз. Г. Абеляна

  2. «Песенка про дикцию» Муз. Г. Абеляна

  3. «Песенка про гласные» Муз. Г.Абеляна

  4. «Однажды я разгорячась» Муз. Г. Абеляна

  5. «Осенняя сказка» В.Иванников

  6. «На прогулку под дождем» В. Николаев.

  7. «Песня об осеннем солнышке» В. Николаев.

  8. «Листопад», «Урожайная» Муз. Т.Попатенко

  9. «Новогодний хоровод» Г.Струве

  10. «Зимушка-зима» сл. и муз. Алексей Воинов

  11. «Песенка мамонтенка» В.Шаинский, Д.Непомнящая

  12. «Прощание с весной» Моцарт В.А.

  13. «Снеженика» Я.Дубравин, М.Пляцковский

  14. «Хомячок» сл и муз. Абелян Г..

  15. «Мой щенок». Чичкова Ю., сл. Пляцковского М.

  16. «Планета детства» В.Цветков

  17. «Дед Мороз» Г. Вихарева

  18. «Пестрый колпачек» Г.Струве

  19. «До,ре,ми» А.Островский

  20. «Песенка о гамме» Г.Струве

  21. «Нотный хоровод» В.Герчик

  22. «Догадайся, кто поет» Е.Тиличеева

  23. Р.Н.П. «Едет Масленица дорогая»

  24. Р.Н.П. «Мы давно блинов не ели»

  25. «Веселые инструменты» Г. Левкодимов

  26. «Необычный концерт» В.Дементьев

Содержание программы

Второй год обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.2. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Работа артикуляционного аппарата. Регистровое строение голоса.

1.3. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.4. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.5. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы. Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление хора.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар 2 класс

  1. «Вместе весело шагать» В.Шаинский

  2. «Странное дело» А.Заруба

  3. «До чего же грустно» С. Соснин

  4. «Осень» Ю.Чичиков

  5. Б.Н.П. «Перепелочка»

  6. Р.Н.П. «У меня ль во садочке»

  7. «Осенняя песенка» Д.Васильев-Буглай

  8. «Сурок» муз. Л.Бетховена

  9. «Моя Россия» Г.Струве

  10. Р.Н.П. «Как на тоненький ледок»

  11. «Зима» Ц.Кюи

  12. «Котенок и щенок» Т.Попатенко

  13. «Серебристые снежинки» сл. и муз. А. Варламов

  14. «Почему медведь зимою спит» А.Книппер

  15. «Новый год» Ал. Ермолов

  16. «Новогодний хоровод» Г.Струве

  17. Р.Н.П. «Мы давно блинов не ели»

  18. «Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцев

  19. «Письмо папе» сл. В. Яхонтова, муз. Ю. Юнкерова

  20. «Праздник бабушек и мам» М.Славкин

  21. «Веселый колокольчик» В.Кикта

  22. «Нотный хоровод» В.Герчик

  23. «Нотный бал» Г.Струве

  24. «Весна» сл. и муз. Алексей Воинов

  25. «Старый добрый клавесин» Й.Гайдн

  26. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова

  27. «Наша с тобой земля» сл. и муз Юрий Верижников

28. «Маленький кузнечик» В.Щукин

Содержание программы

Третий год обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи - их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар 3 класс

  1. «Смешной человечек» муз. А.Журбина

  2. «Волшебная палочка» муз. М.Славкина

  3. «Оранжевая песенка» муз. К.Певзнера

  4. «Родная песенка» муз. Ю.Чичкова

  5. «Кукушка» Швейцарская народная песня

  6. «Любитель-рыболов» муз. М.Старокадомского

  7. Р.Н.П. «В сыром бору тропина»

  8. «Веселое рондо» муз. В.Алеева

  9. «Добрый день» муз. Я.Дубравина

  10. «Счастье» муз. Г.Телемана

  11. «Кабы не было зимы» муз. Е.Крылатова

  12. «Если дети верят в чудо» муз. В.Алеева

  13. «Песенка о снежинке» муз. Е.Крылатова

  14. «Художник Дед Мороз» муз. Е.Птичкина

  15. «Колокольчик мой хрустальный» муз. Д.Тухманова

  16. «Небо и земля» муз. Н.Авериной

  17. Р.Н.П. «Перед весной»

  18. Венгерская народная песня «Много песен мы споем»

  19. «Вот какая бабушка» муз. Т.Попатенко

  20. «Догадайся, кто поет» муз. Е.Тиличеевой

  21. «В мире много сказок» муз. В.Шаинского

  22. «Скрипка» муз. Р.Бойко

  23. «Русская изба» муз. Е.Птичкина

  24. «Старинная французская песенка» муз. П.Чайковского

  25. «Детские игры» муз. В.А.Моцарта

  26. «Да здравствует сюрприз» муз. М.Минкова

  27. «Волшебник» муз. А.Зацепина

Содержание программы

Четвертый год обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи - их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

Тема IV. Игровая деятельность и театрализация Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

Тема VI. Концертная деятельность.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар

4 класс

  1. «Все начинается со школьного звонка» муз. Я.Дубравина

  2. «Каникулы» муз. С.Ранда

  3. «Начальная школа» муз. А.Верижникова

  4. «Наша школа» муз. И.Челнокова

  5. «Хорошее настроение» муз. А.Ермолова

  6. «Четвертый класс» муз. С.Петровского

  7. «Я рисую море» муз. Ю. Тугаринова

  8. «Зимняя сказка» муз. А.Пинегина

  9. «Не дразните собак» муз. Е.Птичкина

  10. « Музыкальный сверчок» муз. А.Разина

  11. «Учителя» муз А.Ермолова.

  12. «Полон музыки весь свет» муз. В. Синенко.

  13. «Волшебный дождь» муз. С. Пожлакова.

  14. «Моя Россия» муз. Г. Струве

  15. «Школьный корабль» муз. Г. Струве

  16. «Российский Дед Мороз» муз. А.Варламова

  17. «Осень» муз. П. Чайковского

  18. Русская народная песня «Перед весной»

  19. Русская народная песня «Как под наши ворота»

  20. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

  21. «Страна Читалия» муз. А.Журбина

  22. «Незнайка» муз А.Журбина

  23. «Дядя Степа» муз. А.Журбина

  24. «Вождь краснокожих» муз. А.Журбина

  25. «Пятнадцатилетний капитан» муз. А.Журбина

  26. «Про Емелю» муз. А.Журбина

  27. «Пряничная песенка» муз. А.Журбина

  28. «Дал верный тон наш камертон» муз. В.А.Моцарта

  29. «Ваши глаза» муз. Е.Крылатова

  30. «Мама» муз. С.Ведерникова

  31. «Добрая сказка» муз. А.Пахмутовой



Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.



Учебно-тематический план

(1-й год обучения, 7 лет)

  1. Разделы, название темы

теория

практика

Общее количество

часов

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.

1

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

-

1

1

2

Строение голосового аппарата.

1

-

1

3

Правила охраны детского голоса.

1

-

1

4

Вокально-певческая установка.

1

-

1

5

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

1

1

II.

Формирование детского голоса.

1

Звукообразование.

1

1

2

2

Певческое дыхание.

1

1

2

3

Дикция и артикуляция.

1

1

2

4

Речевые игры и упражнения.

-

1

1

5

Вокальные упражнения.

-

3

3

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

1

Народная песня.

1

2

3

2

Произведениями русских композиторов- классиков.

1

1

2

4

Произведения современных отечественных композиторов.

-

4

4

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

-

3

3

V.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

-

2

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

-

2

2

2

Выступления, концерты.

-

2

2


Итого

8

25

33



Учебно-тематический план

(2-й год обучения, 8 лет)

  1. Разделы, название темы

теория

практика

Общее количество

часов

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.

1

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

-

1

1

2

Строение голосового аппарата.

1

-

1

3

Правила охраны детского голоса.

1

-

1

4

Вокально-певческая установка.

1

-

1

5

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

2

2

II.

Формирование детского голоса.

1

Звукообразование.

1

1

2

2

Певческое дыхание.

1

1

2

3

Дикция и артикуляция.

1

1

2

4

Речевые игры и упражнения.

-

1

1

5

Вокальные упражнения.

-

3

3

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

1

Народная песня.

1

2

3

2

Произведениями русских композиторов- классиков.

1

1

2

3

Произведения современных отечественных композиторов.

-

4

4

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

-

3

3

V.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

-

2

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

-

2

2

2

Выступления, концерты.

-

2

2


Итого

8

26

34



Учебно-тематический план
(3-й год обучения 9 лет)

  1. Разделы, название темы

теория

практика

Общее количество

часов

I.

Совершенствование вокальных навыков

1

Правила охраны детского голоса.

1

-

1

2

Вокально-певческая установка.

-

3

3

3

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

2

2

II.

Формирование детского голоса.

1

Звукообразование.

1

1

2

2

Певческое дыхание.

1

1

2

3

Дикция и артикуляция.

1

1

2

4

Речевые игры и упражнения.

-

1

1

5

Вокальные упражнения.

-

3

3

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

1

Народная песня.

-

2

2

2

Произведениями русских зарубежных композиторов- классиков.

1

1

2

3

Произведения современных отечественных композиторов.

-

5

5

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

-

2

2

V.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

1

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

-

2

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

-

3

3

2

Выступления, концерты.

-

2

2


Итого

5

29

34





Учебно-тематический план
(4-й год обучения 10 лет)

  1. Разделы, название темы

теория

практика

Общее количество

часов

I.

Совершенствование вокальных навыков

1

Правила охраны детского голоса.

1

-

1

2

Вокально-певческая установка.

-

3

3

3

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

-

2

2

II.

Формирование детского голоса.

1

Звукообразование.

1

1

2

2

Певческое дыхание.

1

1

2

3

Дикция и артикуляция.

1

1

2

4

Речевые игры и упражнения.

-

1

1

5

Вокальные упражнения.

-

3

3

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

1

Народная песня.

-

2

2

2

Произведениями русских зарубежных композиторов- классиков.

1

1

2

3

Произведения современных отечественных композиторов.

-

5

5

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

-

2

2

V.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

1

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

-

2

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

1

Репетиции

-

3

3

2

Выступления, концерты.

-

2

2


Итого

5

29

34













Тематическое планирование по вокалу 1 год

(1 час в неделю, 33 часа в год)





п/п

урока



Тема урока


Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Первая четверть (9 часов)

1.

Урок

№1

Вводное занятие. Прослушивание детских голосов

1

- применять правила пения;

- определять жанр песня;

-воспринимать и внимательно слушать учебно-музыкальный материал;

-размышлять о музыке самостоятельно;

- определять разновидности песен

-участвовать в коллективной творческой деятельности.

-распознавать динамику (громко - тихо);

- сравнивать, сопоставлять;

-следить за изменениями динамических оттенков.

- различать нюансы динамики;

- применять в певческой исполнительской деятельности навыки тихого и громкого пения;

2.

Урок

№2

Правила охраны детского голоса

«Муз.Г.Абеляна «Петь приятно и удобно»

1

3.

Урок

№3

Певческая установка

Муз.Г.Абеляна «Про дикцию»

1

4

Урок

№4

Поговорим о дыхании

Муз. Г.Абеляна «Петь приятно и удобно»

1

5

Урок

№5,6

Береги свой голос

Муз Г.Абеляна «Однажды я разгорячась» В.Иванников «Осенняя сказка»

2

6

Урок

№7

Слух-регулятор голоса

Муз. В.Николаева «На прогулку под дождем»

1

7

Урок

№8

Искусство муз

В.Николаев «Песня об осеннем солнышке»

1

8

Урок №9

Дирижерские жесты

Т.Попатенко «Листопад»

1

Вторая четверть (7часов)

9

Урок

№10

Основы музыкальной грамоты

Т.Попатенко «Урожайная»

1

-определять характер музыкального произведения;

- сравнивать и анализировать;

- решать творческие задачи.

-определять характер музыкального произведения, его динамику, темп;

- петь по руке учителя;

-контролировать дыхание на музыкальных фразах.


10

Урок

№11

Основы музыкальной грамоты

Ю.Чичков «Мой щенок»

1

11

Урок

№12

Унисон

А.Воинов «Зимушка-зима»

1

12

Урок

№13

Мелодия

Я.Дубравин «Снеженика»

1

13

Урок

№14

Мелодия, Вокальная музыка

М.Красев «Зимняя песенка»

1

14

Урок

№15

Речевые игры и упражнения

Г. Вихарева «Дед Мороз»

1

15

Урок

№16

Основы музыкальной грамоты «Метр»

Г.Струве «Новогодний хоровод»

1

Третья четверть (10часов)

16

Урок

№17,18

Основы музыкальной грамоты «Темп»

Г.Струве «Пестрый колпачек»

2

-различать темп в музыке (быстрый, медленный);

-запомнить и называть ноты;

- петь по руке учителя;

-иметь представление о понятиях: ноты, звукоряд; гамма

- работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи;

-определять на нотном стане расположение нот;

- различать на слух тембры различных инструментов

- иметь представление об ансамбле, хоре

-эмоционально откликаться на содержание произведения;

17

Урок

№19

Основы музыкальной грамоты «Звукоряд»

А.Островский «До,ре,ми»

1

18

Урок

№20

Основы музыкальной грамоты «Нотный стан»

Г.Струве «Песенка о гамме»

1

19

Урок

№21,22

Основы музыкальной грамоты «Скрипичный ключ, Нотоносец»

В.Герчик «Нотный хоровод»

2

20

Урок

№23

Основы музыкальной грамоты «Ритм»

Абелян Г. «Хомячок»

1

21

Урок

№24

Основы музыкальной грамоты «Размер» Чичкова Ю., сл. Пляцковского М. «Мой щенок».

1

22

Урок

№25

Основы музыкальной грамоты «Тембр»

Е.Тиличеева «Догадайся, кто поет»

1

23

Урок

№26

Ансамбль

В.А.Моцарт «Прощание с весной»

1

Четвертая четверть (7часов)

24

Урок

№27

Речевые игры и упражнения

В.Шаинский «Песенка мамонтенка»

1

- участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя;

- определять разновидности танцев: хоровод, пляска;

-определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия.

-передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении;

- объединять по общему признаку.

-различать малые жанры фольклора - заклички, прибаутки;

-исполнять песни с настроением;

-высказываться о характере музыки;

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-использовать в пении навыки цепного дыхания;

-уметь петь по руке дирижера;

-эмоционально откликаться на содержание произведения;

25

Урок

№28

Беседа: Русская песня

Р.Н.П. «Едет Масленица дорогая»

1

26

Урок

№29

Беседа: Историческая песня

Р.Н.П. «Мы давно блинов не ели»

1

27

Урок

№30

Беседа: Хороводные и протяжные песни

Р.Н.П. «Во поле береза стояла»

1

28

Урок

№31

Беседа: Русские народные инструменты

Г. Левкодимов «Веселые инструменты»

1

29

Урок

№32

Подготовка к итоговому концерту

1

30

Урок

№33

Итоговый концерт

В.Дементьев «Необычный концерт» В.Цветков «Планета детства»

1

Итого 33 часа

































Тематическое планирование по вокалу 2 год

(1 час в неделю, 34 часа в год)

п/п

урока



Тема урока


Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Первая четверть (9 часов)

1.

Урок

№1

Вводное занятие. Прослушивание детских голосов

1

- применять правила пения;

-воспринимать и внимательно слушать учебно-музыкальный материал;

-размышлять о музыке самостоятельно;

- определять разновидности песен

-участвовать в коллективной творческой деятельности.

-распознавать динамику (громко - тихо);

- сравнивать, сопоставлять;

-следить за изменениями динамических оттенков.

- различать нюансы динамики;

- применять в певческой исполнительской деятельности навыки тихого и громкого пения;

-уметь применять правила охраны голоса

2.

Урок

№2

Правила охраны детского голоса

«Вместе весело шагать» В.Шаинский

1

3.

Урок

№3

Певческая установка

«Странное дело» А.Заруба

1

4

Урок

№4

Поговорим о дыхании

«До чего же грустно» С. Соснин

1

5

Урок

№5,6

Береги свой голос

«Осень» Ю.Чичиков,

«Листопад» Т.Попатенко

2

6

Урок

№7

Слух-регулятор голоса

Б.Н.П. «Перепелочка»

«Вместе весело шагать» В.Шаинский

1

7

Урок

№8

Искусство муз

«Осенняя песенка» Д.Васильев-Буглай

1

8

Урок №9

Дирижерские жесты

«Мир детям» Ж.Колмогорова

1

Вторая четверть (7 часов)

9

Урок

№10

Основы музыкальной грамоты

«Моя Россия» Г. Струве



1

-определять характер музыкального произведения;

- сравнивать и анализировать;

- решать творческие задачи.

-определять характер музыкального произведения, его динамику, темп;

- петь по руке учителя;

-контролировать дыхание на музыкальных фразах.


10

Урок

№11

Основы музыкальной грамоты

Р.Н.П. «Как на тоненький ледок»



1

11

Урок

№12

Унисон

«Зима» Ц. Кюи



1

12

Урок

№13

Мелодия

«Серебристые снежинки» А. Варламов



1

13

Урок

№14

Мелодия, Вокальная музыка

«Почему медведь зимою спит» А.Книппер



1

14

Урок

№15

Речевые игры и упражнения

«Новый год» Ал. Ермолов



1

15

Урок

№16

Основы музыкальной грамоты «Метр»

«Новогодний хоровод» Г.Струве



1

Третья четверть (10 часов)

16

Урок

№17,18

Основы музыкальной грамоты «Темп»

«Праздник бабушек и мам» М.Славкин

2

-различать темп в музыке (быстрый, медленный);

-запомнить и называть ноты;

- петь по руке учителя;

-иметь представление о понятиях: ноты, звукоряд; гамма

- работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи;

-определять на нотном стане расположение нот;

- различать на слух тембры различных инструментов;

- иметь представление об ансамбле, хоре

-эмоционально откликаться на содержание произведения;

17

Урок

№19

Основы музыкальной грамоты «Звукоряд»

«Нотный хоровод» В.Герчик

1

18

Урок

№20

Основы музыкальной грамоты «Нотный стан»

«Нотный бал» Г.Струве

1

19

Урок

№21,22

Основы музыкальной грамоты «Скрипичный ключ»

«Весна» сл. и муз. Алексей Воинов

«Вот уж снег последний тает» В.Райн

2

20

Урок

№23

Основы музыкальной грамоты «Ритм»

«Песенка о солнышке, радуге и радости» И.Кадомцев

1

21

Урок

№24

Основы музыкальной грамоты «Размер»

«Маленький кузнечик» В.Щукин

1

22

Урок

№25

Основы музыкальной грамоты «Тембр»

«Песенка друзей» Г.Гладков

1

23

Урок

№26

Ансамбль

«Ласточка» Е.Крылатов

1

Четвертая четверть (8 часов)

24

Урок

№27

Речевые игры и упражнения

«Письмо папе» Ю. Юнкерова

1

- участвовать в хороводах, выполнять движения по примеру учителя;

- определять разновидности танцев: хоровод, пляска;

-определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия.

-передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении;

-различать малые жанры фольклора;

-исполнять песни с настроением;

-высказываться о характере музыки;

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-использовать в пении навыки цепного дыхания;

-уметь петь по руке дирижера;

-эмоционально откликаться на содержание произведения;

25

Урок

№28

Беседа: Русская песня

Р.Н.П. «У меня ль во садочке»

1

26

Урок

№29

Беседа: Народное творчество

Р.Н.П. «Мы давно блинов не ели»

1

27

Урок

№30

Беседа о творчестве композиторов

«Патриотическая песня» М.Глинка

1

28

Урок

№31

Беседа о творчестве зарубежных композиторов

«Старый добрый клавесин» Й.Гайдн

1

29

Урок

№32

Беседа о творчестве современных композиторов

«Планета детства» В. Цветков

1

30

Урок

№33

Подготовка к итоговому концерту

1

31

Урок №34

Итоговый концерт

«Наша с тобой земля» Ю.Верижников

1

Итого: 34 часа

Тематическое планирование по вокалу 3 год

(1 час в неделю, 34 часа в год)

п/п

урока



Тема урока


Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Первая четверть (9 часов)

1.

Урок

№1

Вводное занятие. Прослушивание детских голосов

1

- применять правила пения;

- определять жанр песня;

-воспринимать и внимательно слушать учебно-музыкальный материал;

-размышлять о музыке самостоятельно;

- определять разновидности песен

-участвовать в коллективной творческой деятельности.

- сравнивать, сопоставлять;

-следить за изменениями динамических оттенков.

- различать нюансы динамики;

- применять в певческой исполнительской деятельности навыки тихого и громкого пения;

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

2.

Урок

№2

Правила охраны детского голоса

«Волшебная палочка» М.Славкин

1

3.

Урок

№3

Певческая установка

«Оранжевая песенка» К.Певзнер

1

4

Урок

№4

Поговорим о дыхании

«Родная песенка» Ю.Чичков

1

5

Урок

№5,6

Береги свой голос

«Кукушка» Швейцарская народная песня

«Любитель-рыболов» М.Старокадомский

2

6

Урок

№7

Слух-регулятор голоса

«Смешной человечек» А.Журбин

1

7

Урок

№8

Искусство муз

Р.Н.П. «В сыром бору тропина»

1

8

Урок №9

Дирижерские жесты

«Веселое рондо» В.Алеев

1

Вторая четверть (7 часов)

9

Урок

№10

Основы музыкальной грамоты

«Добрый день» Я.Дубравин



1

-определять характер музыкального произведения;

- сравнивать и анализировать;

- решать творческие задачи;

-определять характер музыкального произведения, его динамику, темп;

- петь по руке учителя;

-контролировать дыхание на музыкальных фразах.

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;


10

Урок

№11

Основы музыкальной грамоты

«Счастье» Г.Телеман



1

11

Урок

№12

Унисон

«Кабы не было зимы» Е.Крылатов



1

12

Урок

№13

Мелодия

«Если дети верят в чудо» В.Алеев



1

13

Урок

№14

Мелодия, Вокальная музыка

«Песенка о снежинке» Е.Крылатов



1

14

Урок

№15

Речевые игры и упражнения

«Художник Дед Мороз» Е.Птичкин



1

15

Урок

№16

Основы музыкальной грамоты «Метр»

«Колокольчик мой хрустальный» Д.Тухманов



1

Третья четверть (10 часов)

16

Урок

№17,18

Основы музыкальной грамоты «Темп»

«Небо и земля» обр.Н.Авериной

2

-различать темп в музыке (быстрый, медленный);

-запомнить и называть ноты;

- петь по руке учителя;

-иметь представление о понятиях: ноты, звукоряд; гамма

- работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи;

-определять на нотном стане расположение нот;

- различать на слух тембры различных инструментов

- иметь представление об ансамбле, хоре

-эмоционально откликаться на содержание произведения;

-распознавать динамику (громко - тихо);

-иметь представление о размере 2\4, 3\4, 4\4

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

17

Урок

№19

Основы музыкальной грамоты «Звукоряд»

«Колокольчик мой хрустальный» Д.Тухманов

1

18

Урок

№20

Основы музыкальной грамоты «Нотный стан»

«Небо и земля» обр.Н.Авериной

1

19

Урок

№21,22

Основы музыкальной грамоты «Скрипичный ключ, Нотоносец»

Р.Н.П. «Перед весной»

2

20

Урок

№23

Основы музыкальной грамоты «Ритм»

«Много песен мы споем» Венгерская народная песня

1

21

Урок

№24

Основы музыкальной грамоты «Размер»

«Вот какая бабушка» Т.Попатенко

1

22

Урок

№25

Основы музыкальной грамоты «Тембр»

Е.Тиличеева «Догадайся, кто поет»

1

23

Урок

№26

Ансамбль

«В мире много сказок» В.Шаинский

1

Четвертая четверть (8 часов)

24

Урок

№27

Речевые игры и упражнения

«Скрипка» Р.Бойко

1

-исполнять песни с настроением;

-эмоционально откликаться на содержание произведения;

- определять разновидности танцев: хоровод;

-определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличия.

-передавать настроение музыки в музыкально-пластическом движении;

-различать малые жанры фольклора;

-высказываться о характере музыки;

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-использовать в пении навыки цепного дыхания;

-уметь петь по руке дирижера;

25

Урок

№28

Беседа: Русская песня

«Русская изба» Е.Птичкин

1

26

Урок

№29

Беседа: Хороводная песня

Р.Н.П. «Мы давно блинов не ели»

1

27

Урок

№30

Беседа о творчестве русских композиторов

«Старинная французская песенка» П.Чайковский

1

28

Урок

№31

Беседа о творчестве зарубежных композиторов

«Детские игры» В.А.Моцарт

1

29

Урок

№32

Беседа о творчестве современных композиторов

«Да здравствует сюрприз» М.Минков

1

30

Урок

№33

Подготовка к итоговому концерту

«Волшебник» А.Зацепин

1

31

Урок №34

Итоговый концерт

1

Итого: 34 часа

Тематическое планирование по вокалу 4 год

(1 часа в неделю, 34 часа в год)

п/п

урока



Тема урока


Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Первая четверть ( 9 часов)

1

Урок

№1

Вводное занятие. Прослушивание детских голосов

«Все начинается со школьного звонка» муз. Я.Дубравина

1

- применять правила пения;

-воспринимать и внимательно слушать учебно-музыкальный материал;

-размышлять о музыке самостоятельно;

- определять разновидности песен

-участвовать в коллективной творческой деятельности.

- применять в певческой исполнительской деятельности навыки тихого и громкого пения; -овладеть певческими навыками: вовремя начинать и заканчивать пение, -уметь петь по фразам, слушать паузы, -правильно выполнять музыкальные ударения, -четко и ясно произносить слова при исполнении, -понимать дирижерский жест; - исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

2

Урок

№2

Правила охраны детского голоса

«Наша школа» муз. И.Челнокова

1

3

Урок

№3

Певческая установка

«Моя Россия» муз. Г. Струве

1

4

Урок

№4

Береги свой голос

«Осень» муз. П. Чайковского

1

5

Урок

№5

Поговорим о дыхании

Русская народная песня «Как под наши ворота»

1

6

Урок

№6

Слух-регулятор голоса

«Полон музыки весь свет» муз. В. Синенко

1

7

Урок

№7

Унисон

«Страна Читалия» муз. Я.Журбина

1

8

Урок

№8

Регистры в музыке: низкие и высокие звуки

«Учителя» муз А.Ермолова.

1

9

Урок №9

Дирижерские жесты

«Незнайка» муз Я.Журбина

1

Вторая четверть (7 часов)

10

Урок

№10

Вокальная позиция «Волшебный дождь» муз. С. Пожлакова

1

-определять характер музыкального произведения;

- сравнивать и анализировать;

-распознавать динамику

-следить за изменениями динамических оттенков.

- различать нюансы динамики;

-определять характер музыкального произведения,

-контролировать дыхание на музыкальных фразах. -овладеть певческими навыками: вовремя начинать и заканчивать пение, -уметь петь по фразам, -слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, -четко и ясно произносить слова при исполнении, -понимать дирижерский жест; -участвовать в коллективной творческой деятельности.

11

Урок

№11

Основы музыкальной грамоты «Штрихи»

«Я рисую море» муз. Ю. Тугаринова

1

12

Урок

№12

Динамические оттенки

«Дядя Степа» муз. Я.Журбина

1

13

Урок

№13

Дикция «Не дразните собак» муз. Е.Птичкина

1

14

Урок

№14

Вокальная музыка

«Зимняя сказка» муз. А.Пинегина

1

15

Урок

№15

Речевые игры и упражнения

«Российский Дед Мороз» муз. А.Варламова

1

16

Урок

№16

Основы музыкальной грамоты «Метр»

«Российский Дед Мороз» муз. А.Варламова

1

Третья четверть (10 часов)

17

Урок

№17

Основы музыкальной грамоты «Темп» «Вождь краснокожих» муз. А.Журбина

1

-различать темп в музыке (быстрый, медленный);

- работать с нотной записью как простейшим знаковым обозначением музыкальной речи;

-определять на нотном стане расположение нот;

- различать на слух тембры различных инструментов

- иметь представление об ансамбле, хоре

-эмоционально откликаться на содержание произведения; -овладеть певческими навыками: вовремя начинать и заканчивать пение, -уметь петь по фразам, -слушать паузы, -правильно выполнять музыкальные ударения, -четко и ясно произносить слова при исполнении, - понимать дирижерский жест;

-участвовать в коллективной творческой деятельности.

18

Урок

№18

Речевые игры и упражнения

«Дал верный тон наш камертон» муз. В.А.Моцарта

1

19

Урок

№19

Беседа: Народные обряды

Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

1

20

Урок

№20

Звукообразование

«Пятнадцатилетний капитан» муз. А.Журбина

1

21

Урок

№21

Резонаторы «Про Емелю» муз. А.Журбина

1

22

Урок

№22

Звуковедение Русская народная песня «Перед весной»

1

23

Урок

№23

Основы музыкальной грамоты «Ритм»

« Музыкальный сверчок» муз. А.Разина

1

24

Урок

№24

Основы музыкальной грамоты «Размер» «Мама» муз. С.Ведерникова

1

25

Урок

№25

Основы музыкальной грамоты «Тембр» «Добрая сказка» муз. А.Пахмутовой

1

26

Урок

№26

Ансамбль

«Пряничная песенка» муз. А.Журбина

1

Четвертая четверть (8 часов)

27

Урок

№27

Речевые игры и упражнения

«Хорошее настроение» муз. А.Ермолова

1

-исполнять песни с настроением;

-высказываться о характере музыки;

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

-использовать в пении навыки цепного дыхания;

-эмоционально откликаться на содержание произведения; - овладеть певческими навыками: вовремя начинать и заканчивать пение, -уметь петь по фразам, слушать паузы, -правильно выполнять музыкальные ударения, -четко и ясно произносить слова при исполнении, -понимать дирижерский жест;

-участвовать в коллективной творческой деятельности.

28

Урок

№28

Беседа: Песня

«Начальная школа» муз. А. Верижникова

1

29

Урок

№29

Беседа: Музыкальные портреты в музыке современных композиторов

«Ваши глаза» муз. Е.Крылатова

1

30

Урок

№30

Беседа: Поведение певца до выхода на сцену «Четвертый класс» муз. С.Петровского

1

31

Урок

№31

Беседа: Поведение певца во время концерта «Каникулы» муз. С.Ранда

1

32

Урок

№32

Подготовка к итоговому концерту

Повторение пройденных произведений

1

33

Урок

№33

Подготовка к итоговому концерту Повторение пройденных произведений

1

34

Урок

№34

Итоговый концерт

1

Итого 34 часа









© 2010-2022