• Преподавателю
  • Музыка
  • Внеклассное мероприятие Лекция-концерт Выдающиеся пианисты-ученики К. Н. Игумнова

Внеклассное мероприятие Лекция-концерт Выдающиеся пианисты-ученики К. Н. Игумнова

Лекция-концерт к 130-летию известного пианиста К. Н. Игумнова "Выдающиеся пианисты-ученики К. Н. Игумнова".Лекция посвящена юбилею известного советского пианиста, уроженца г. Лебедянь - Константине Николаевиче Игумнове.В ней рассказывается об учениках русского пианиста: М. Гамбарян, Л. Оборин, М. Гринберг, Я. Флиер. Также приводятся цитаты учеников о знаменитом учителе и высказывания самого Константина Николаевича. Высказывания Игумнова и учеников перекликаются  со звучанием любимой музыкой вели...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В минуту жажды или счастья

Взлетит над клавишами звук,

И пальцы легкие промчатся,

Потом замрут на миг , и вдруг!-



Как будто твердь небес разверзлась,

И эхом стала вдалеке,

На колдовском, на не известном

Заговорила языке.

( Звучит одно из любимых произведений Константина Николаевича …Соната до-минор оп. 111 Л. Бетховена в записи)

Константин Николаевич ИГУМНОВ - выдающийся пианист и замечательный педагог. Родился К. Николаевич 1 мая 1873 года в этом тихом провинциальном крае. Музыкальные способности мальчика проявились очень рано. С 4- х лет его стали учить игре на фортепиано, а в 7 лет он уже выступал публично с фантазией из оперы Верди «ТРУБАДУР». Позднее, Константин Николаевич приезжал в Лебедянь и обязательно играл для земляков.

По настоянию дяди, К. Н. едет в МОСКВУ и перед ним, одаренным юношей , раскрываются двери консерватории , которую он заканчивает с золотой медалью. Его имя занесено на мраморную Доску Почета и высечено золотыми буквами. Как лучший исполнитель, он едет в 1895 г. в Берлин на Международный конкурс пианистов имени Антона Рубинштейна. За высокое мастерство исполнения К. Николаевич получает почетный диплом. А 4 года спустя становится профессором Московской консерватории. С этого времени вся его жизнь отдается не только педагогической деятельности, но и артистической. Он совершает концертные поездки по родной стране и Западной Европе. Слушателей очаровывает, захватывает игра молодого пианиста поэтичностью, одухотворенностью и удивительной простотой.

Как пианист Игумнов обладал даром заглядывать в сокровенные тайники человеческой души и делал это очень деликатно, его музыка шла от сердца к сердцу - казалось, что он играет только для вас. Шедеврами игумновского репертуара были: соната си-минор Ф. Шопена, « Крейслериана» и фантазия до-мажор Роберта Шумана, соната до-минор опус 111 Л. Бетховена и «Времена года» П. И. Чайковского.

(Звучит пьеса « На тройке» Из цикла « Времена года» Чайковского)

К. Николаевич был не только прекрасным исполнителем, но и замечательным педагогом.

В деле открытия талантов и работы с ними, он воспитывал все новых и новых великих пианистов, таких как ЯКОВ ФЛИЕР, ЛЕВ ОБОРИН, МАРИЯ ГРИНБЕРГ, АБРАМ ДЬЯКОВ, АЛЕКСАНДР ИОХЕЛЕС, МАРИЯ ГАМБАРЯН и др. К. Николаевич отдает все силы и знания молодому поколению. Обучая других, он учился сам - от своего учителя ЗВЕРЕВА - он унаследовал любовь к мягкому звуку, его необычному «легато-туше». Изобрел свой прием незаметного подкладывания пальцев. Воспитывал « протяжный», « тянущийся» звук. Добивался разнообразия в фортепьянной звучности. Мощное фортиссимо должно было быть мягким и компактным, «без стука», а пианиссимо - всегда «нестись». Предельно внимательно относился к авторским указаниям и требовал от учеников точного выполнения их.

К. Николаевич - человек редкого обаяния, благородства , большой душевной щедрости, большой культуры и безупречного вкуса. Он зажигал любовью к искусству воздействием своей личности, искренней увлеченностью и творческой страстностью. Ему было присуще глубокое чувство ответственности как к себе, так и к своим ученикам, которым он стремился привить творческую индивидуальность. Вот что говорит о нем один из первых его учеников Яков Флиер:

СЛАЙД « Пленительной красоты звук и совершенное владение фортепьянной кантиленой я унаследовал от своего учителя К. НИК. Игумнова. На протяжении всех лет пребывания в его классе, он учил вслушиваться в музыку. В занятиях Игумнова всегда увлекала обстановка творческого музицирования. Каждое произведение всякий раз как бы заново рождалось к жизни. При работе над пьесой Рахманинова, он напоминал Левитановский пейзаж, раскрывающий обаятельную прелесть родной природы».

ЯКОВ ФЛИЕР

СЛАЙД (Игумнов и Флиер)

Яков Флиер - 1912-1977 гг. - великий советский педагог, пианист, профессор Московской консерватории, с 1965 года заведующий кафедрой фортепиано. Учился у К. Игумнова. Этот замечательный пианист-виртуоз, получивший лауреатство на конкурсах Изаи в Брюсселе и в Вене, практически не гастролировал до 1962 года, посвятив почти всю свою жизнь преподаванию, из-за чего долгое время оставался в тени таких пианистов, как Рихтер и Гилельс. В основном в его репертуаре были произведения композиторов-романтиков: Шопен, Шуман, Лист, Рахманинов. Среди его учеников были такие известные пианисты, как Родион Щедрин, Михаил Плетнев, Виктория Постникова, Лев Власенко и другие.

Родился мальчик 8 октября 1912 года в Орехово-Зуево в большой еврейской семье. У него был ещё 6 братьев и сестер. Первые уроки музыки юный пианист получил от матери, которая иногда любила играть на фортепиано, стоявшем дома. Мальчик мгновенно схватывал любую мелодию и мог её безошибочно повторить на инструменте. Своё начальное музыкальное образование Флиер получил в Орехово-Зуево у известного педагога С. Козловского. Он быстро развивался, легко усваивая новые произведения и легко преодолевая технические трудности.

В 1929 году музыкант поступил в Московскую консерваторию в класс К. Игумнова, в 1934 - в аспирантуру к нему же. 1935 год был отмечен победой музыканта на Втором Всесоюзном конкурсе музыкантов исполнителей и Международном конкурсе пианистов в Вене. После этих побед о нем заговорили как о крайне перспективном музыканте, всё чаще стали проходить его сольные выступления в разных городах Советского Союза.

К началу военных лет Флиер был уже на вершине славы. Он много концертирует, с неизменными аншлагами и восторженными отзывами критиков. Но тяжелое испытание было уготовано судьбой музыканту. Прогрессирующая болезнь рук заставляет его на долгие 10 лет оставить сцену и полностью отдаться педагогике. В 1945 году он становится профессором Московской консерватории. За эти годы он выпустил из своего класса большое количество концертирующих и знаменитых музыкантов.

СЛАЙД (звучит одно из любимых произведений Я. Флиера - 1 концерт П. Чайковского).

А вот что говорит об Игумнове другой талантливый его ученик-ЛЕВ ОБОРИН.

СЛАЙД « Я в раннем возрасте переступил порог Игумновского класса и с того дня моя жизнь оказалась связанной с Московской консерваторией. Как педагог Игумнов являл пример собранности, подтянутости и требовал этого от своих учеников, как на уроке, так и на эстраде. К. Николаевич был принципиален и последователен в суждениях, требователен и строг в оценках. Обычными словами одобрения у него были « ЛАДНО» И «НИЧЕГО». Но в них заключалось так много хорошего, что ученик с урока уходил окрыленным. Многообразие приемов, настойчивость и непреклонность, с которыми он добивался осуществления своих намерений - поражали коллег и учеников».

Оборин родился в Москве, в семье инженера-железнодорожника. Мать мальчика, Нина Викторовна, любила проводить время за роялем, большим меломаном был и его отец, Николай Николаевич. Время от времени у Обориных устраивались импровизированные концерты: кто-нибудь из гостей пел или играл, Николай Николаевич в таких случаях охотно выступал в роли аккомпаниатора.

Первой учительницей будущего пианиста была хорошо известная в музыкальных кругах Елена Фабиановна Гнесина. Позднее, в консерватории, Оборин занимался у Константина Николаевича Игумнова. Контакты с Игумновым очень много значили в творческой судьбе Оборина. В 1926 году Оборин с блеском заканчивает Московскую консерваторию. Имя его было выгравировано золотом на знаменитой мраморной Доске почета, украшающей фойе Малого зала консерватории. Это произошло весной, а в декабре того же года в Москве был получен проспект Первого международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве. Приглашались музыканты из СССР. Проблема состояла в том, что для подготовки к соревнованию фактически уже не оставалось времени. «За три недели до начала конкурса Игумнов показал мне программу соревнования,- вспоминал позднее Оборин.- В моем репертуаре была примерно треть обязательной конкурсной программы. Подготовка в таких условиях казалась бессмысленной». Тем не менее, он начал готовиться: настоял Игумнов и один из авторитетнейших музыкантов той поры Б. Л. Яворский, с мнением которого Оборин считался в самой высокой степени. В Варшаве Оборин показал себя на редкость удачно. Ему единогласно присудили первую премию. Известный польский композитор Кароль Шимановский, давая оценку исполнению Оборина, произнес слова, которые обошли в свое время газеты многих стран мира: «Феномен! Ему не грешно поклониться, ибо он творит Красоту».

И. С. Козловский, рассказывая о юном Оборине, пишет, что тот поражал «лирикой, обаянием, человеческой теплотой, каким-то сиянием». Обращает на себя внимание тут слово «сияние»: выразительное, живописно-образное, оно многое помогает понять в облике музыканта.

И еще одно подкупало в нем - простота. Возможно, сказывалась школа Игумнова, возможно, особенности оборинской натуры, склад его характера (скорее всего, и то, и другое),- только была в нем, как художнике, удивительная ясность, легкость, цельность, внутренняя гармония.

Большое место в его программах занимали произведения русских авторов. Он чудесно играл «Времена года», «Думку» и Первый фортепианный концерт Чайковского. Часто можно было услышать у него «Картинки с выставки» Мусоргского, а также рахманиновские сочинения - Второй и Третий фортепианный концерты, прелюдии, этюды-картины, «Музыкальные моменты». И еще одного автора необходимо назвать, говоря о репертуаре Оборина,- Шопена. Его музыку он играл с первых шагов на эстраде и до конца своих дней; как-то он написал в одной из статей: «Чувство радости, что у пианистов есть Шопен, не покидает меня никогда». Трудно вспомнить все, что играл Оборин в своих шопеновских программах,- этюды, прелюдии, вальсы, ноктюрны, мазурки, сонаты, концерты и многое другое. Трудно перечислить, что он играл, еще труднее дать сегодня представление, как он это делал. «Его Шопен - хрустально чистый и светлый - безраздельно захватывал любую аудиторию»,- восхищался Я. Флиер. Не случайно, конечно, что свой первый и самый большой в жизни творческий триумф Оборин пережил на конкурсе, посвященном памяти великого польского композитора.

СЛАЙД (запись Шопена в исполнении ОборинаOrder of performance No 2 F minor, No 5 E minor and No 3 F major played by an aristocrat of the piano, Lev Oborin. )

СЛАЙД А вот воспоминания МАРИИ ГРИНБЕРГ.

М. ГРИНБЕРГ: « Училась я у прекрасных педагогов Блуменфельда и Игумнова. Константин Николаевич был чудесным пианистом, его интерпретации остались в памяти на всю жизнь. Для него исполнение было актом творческим. Это живой, содержательный и образный рассказ. Задача исполнителя заключается в том, чтобы правильно построить этот рассказ и, отбросив все лишнее, правдиво донести его до слушателей. Что же помогает исполнителю в этой труднейшей работе?»

СЛАЙД ((Ф. Лист Этюд « Воспоминание»)

МАРИЯ ГРИНБЕРГ

Мария Гринберг родилась в Одессе в интеллигентной еврейской семье. Ее отец был еврейским учёным, учителем иврита. Мать - Фаня Даниловна Носкина - давала частные уроки фортепьянной игры. Семья существовала более чем скромно, рояль для 10 летней Муси Гринберг купили одесские меценаты. До 18 лет Мария брала уроки фортепьяно у известного одесского преподавателя Давида Айзберга. По курсу гармонии училась у выдающегося педагога - профессора Одесской консерватории, композитора Н. Н. Вилинского. Брала также уроки у профессора Берты Рейнгбальд.

В 1926 году пианистка поступает в Московскую консерваторию в класс Игумнова. Именно от этого знаменитого музыканта она приобрела мастерство владение звуком, стилистическую чуткость. С 1933 по 1935 год артистка продолжила учиться у него в аспирантуре.

В 1935 году Гринберг участвовала во Втором всесоюзном конкурсе пианистов, где заняла второе место. Казалось бы, это лауреатство станет толчком в её карьере. Но творческий путь её был сложен. Муж и отец замечательной пианистки были репрессированы в 1937 году, а сама Гринберг была уволена со всех работ. В эти годы приходилось буквально голодать, но позже по чьему-то ходатайству повторно разрешили выступать как пианистке. А спустя время, на ее концерты в Советском Союзе уже с трудом можно будет приобрести билеты. Несмотря на невероятную популярность и поистине выдающийся исполнительский уровень, выступать за границей Марии Гринберг так и не разрешали…

В 1970 году фирмой «Мелодия» был выпущен альбом из 13 пластинок со всеми 32 сонатами Бетховена. Таким образом, Мария Гринберг оказалась первой российской пианисткой, вынесшей на суд публики полный цикл фортепьянных сонат Бетховена. Альбом получил восторженную оценку Дмитрия Шостаковича. Советская музыкальная пресса же умалчивала об этом титаническом труде. До первой рецензии пианистка не дожила трех месяцев, а в 1978 году в советском журнале «Музыка» критик Юденич назвала эту грамзапись «истинным подвигом искусства». Также были проигнорированы и не опубликованы многочисленные обработки пианистки. Особенной ценностью являются обработки для двух роялей и сольная версия Фантазии f-moll Шуберта.

СЛАЙД ( Гринберг запись фрагмента Fantaisie op. 77 in G minor

Minuet for piano in G major, WoO 10/2

Ecossaise for Piano, WoO 83 in Es-duВИДЕО)

Последняя ученица К. Николаевича Игумнова МАРИЯ ГАМБАРЯН продолжает воспоминания.

СЛАЙД МАРИЯ ГАМБАРЯН: «Продолжатель лучших традиций русской исполнительской школы в постижении авторского замысла, в пристальном внимании к внутреннему миру Игумнов - пианист зачаровывал слушателя красотой звучания рояля, приобретавшего под его руками свойства человеческого голоса». Особенно любил играть К. Николаевич произведения русских классиков, в частности Рахманинова и Чайковского. Перед Чайковским он благоговел. Музыка Чайковского, которую он как-то назвал « пламенной исповедью человеческого сердца» была для него самой близкой и родной, особенно в последние годы жизни.

Мария Степановна Гамбарян родилась в 1925 году в Ереване. Она вспоминает о своем детстве: «Хотя мои родители и были учеными, в нашем доме царил культ музыки. Среди моих родственников были музыканты-профессионалы. Да и сама мама окончила в свое время музыкальное училище. У нее было настоящее чутье музыканта. Особенно хорошо у нее звучал Бах. Она с детства приучала меня к хорошей музыке, водила на концерты. Первые в моей жизни концерты до сих пор остались в памяти. Это были певицы - Яунзем, Духовская, негритянка Арле Тиц. Потрясающим было впечатление от моей первой оперы - "Севильского цирюльника" Россини. Правда, впечатление было больше зрительным, чем слуховым.

Мне было 3-4 года, когда я, услышав однажды "Вокализ" Рахманинова, на следующий день целиком его пропела. Это вызвало радостное волнение среди».

Училась в Центральной детской музыкальной школе при Московской консерватории в классе профессора А.В.Шацкеса, затем в Московской консерватории, которую блестяще окончила в 1948 году. Ее учителями были легендарные педагоги - Константин Игумнов, Генрих Нейгауз и Лев Оборин. По мнению пианистки, именно К. Игумнову принадлежит главенствующая роль в формировании её артистической индивидуальности.

После смерти К. Игумнова Мария Гамбарян поступает в аспирантуру Московской консерватории (руководители Г.Г. Нейгауз, Л.Н. Оборин).

По завершении аспирантуры в 1951 году она проходит по конкурсу солисткой в Ленинградскую государственную филармонию. С этого времени начинается её концертная деятельность. Мария Гамбарян выступает в лучших концертных залах Москвы, Ленинграда, Еревана, а также практически всех городах России и по всему миру (США, Япония, Корея, Великобритания, Испания, Германия, Швейцария, Франция и др.).

Одновременно с концертной деятельностью Мария Гамбарян ведет активную педагогическую деятельность. Сначала в Ленинградской консерватории, а с 1960 года в Российской академии музыки имени Гнесиных. В настоящее время Мария Гамбарян является профессором РАМ им. Гнесиных, профессором Московского государственного университета культуры и искусства и почетным профессором Карлова университета в Праге.

Репертуар Марии Гамбарян, музыканта широкого диапазона, охватывает разные области фортепианной литературы, но, пожалуй, композиторы-романтики занимают одно из главных мест в ее творческой судьбе. Огромная тяга к музыке великого Бетховена, в которой Мария Гамбарян находит наибольший простор для самовыражения. В многочисленном репертуаре пианистки циклы 24-х этюдов и 24-х прелюдий Шопена, в которых проявляются как технические, так и неисчерпаемые музыкальные возможности. С какой легкостью после трудоемких цикличных программ музыкант играет не менее сложные - «Кампанеллу», «Хроматический этюд» Ф.Листа, вальсы Ф.Шопена и многое другое. Они исполняются ею с таким совершенством и чувством вкуса, что хочется быть постоянным слушателем этого большого мастера. Монографические программы из произведений И.С.Баха… Для Марии Гамбарян он с детства был одним из любимых композиторов.

СЛАЙД (запись Гамбарян Бах )

Выступая на концертной эстраде, воспитав целую плеяду выдающихся исполнителей ,Константин Николаевич всю свою жизнь служил людям, целиком отдаваясь искусству. Принципы, положенные им в основу обучения не потеряли своего значения и для нынешнего этапа развития фортепианной педагогики.

Традиции Игумнова продолжаются в учениках юного поколения. Наш город- родоначальник конкурсов пианистов им. Игумнова.

СЛАЙД (видео записи конкурса)

© 2010-2022