Урок музыки в 3 классе Древнейшая песнь материнства

Тема урока музыки: «Древнейшая песнь материнства». Класс: 3 Тип урока: интегрированный.  Цель урока: познакомить обучающихся с образами матери, воспетыми в церковной музыке, в стихах поэтов, картинах художников.  Задачи. Обучающие. Формировать знания о духовной музыке русских и зарубежных композиторов, пробуждать интерес к церковной музыке, выявлять интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику, распевность. Развивающие. Совершенствовать музыкальное восприятие, музыкальную память... Этапы урока Деятельность учителя Деятельность детей Организационный момент. Приветствие       Изучение нового материала                                                                                                                                                                                                                                     Итог урока Читает эпиграф к уроку: Слайд 1 Пусть ей вечно солнце рукоплещет!               Так она и будет жить в веках               Самая прекрасная из женщин-               Женщина с ребенком на руках.                                                        (Сергей Островой) -Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем с вами говорить? Слайд 2 Тема нашего урока: «Древнейшая песнь материнства». И это не случайно.В последнее воскресенье ноября в России, как и во многих других странах, будет отмечатьс...
Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока музыки: «Древнейшая песнь материнства».

Класс: 3

Тип урока: интегрированный.

Цель урока: познакомить обучающихся с образами матери, воспетыми в церковной музыке, в стихах поэтов, картинах художников.

Задачи.

Обучающие. Формировать знания о духовной музыке русских и зарубежных композиторов, пробуждать интерес к церковной музыке, выявлять интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику, распевность.

Развивающие. Совершенствовать музыкальное восприятие, музыкальную память, творческий потенциал в процессе изучения темы, развивать умение анализировать, сравнивать музыкальные произведения с поэтическими текстами, художественными полотнами.

Узнают понятия песнопение, молитва, икона.

Воспитательные. Развитие духовно-нравственных и этических чувств, понимание и сопереживание. Почитание Богородицы; внимательное, заботливое отношение и уважение к матери в семье. Формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким людям, забота).

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

- эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений в собственных поступках;

- формирование системы нравственных ценностей (доброту, любовь к матери).

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- овладеть способностью понимать учебную задачу урока;

- выделять из содержания урока известные знания и умения;

- отвечать на поставленные вопросы;

- планировать работу на уроке.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

- принимать учебную задачу и следовать указаниям учителя;

- вносить необходимые корректировки в действия.

- оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные УУД:

- понимать сущность и содержание поставленных вопросов;

- вступать в речевое общение;

- строить высказывания в соответствии с учебной ситуацией;

- допускать существование разных точек зрения.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор.

УМК: учебник «Музыка» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, хрестоматия музыкального материала, фонохрестоматия.

Художественный материал: портреты композиторов: С. Рахманинова, Ф. Шуберта; С. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», Ф. Шуберт «Ave Мария!»; картины В. Васнецова и Рафаэля; мультимедийная презентация.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Организационный момент. Приветствие

Изучение нового материала

























































Итог урока

Читает эпиграф к уроку:

Слайд 1 Пусть ей вечно солнце рукоплещет!

Так она и будет жить в веках

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

(Сергей Островой)

-Вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем с вами говорить?

Слайд 2 Тема нашего урока: «Древнейшая песнь материнства». И это не случайно. В последнее воскресенье ноября в России, как и во многих других странах, будет отмечаться праздник - День матери. Поэтому уроки музыки в ноябре мы посвятим матери.

- Сейчас прозвучит музыка, посвященная матери. Подумайте, где можно услышать эту музыку?

(Звучит молитва С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»)

- Как можно назвать это музыкальное произведение, которое исполнялось в церкви, храме.

- Есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, а есть музыка, которая отражает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром, музыка, которая очищает душу, просветляет её. Это музыка - духовная.

-Послушайте эту музыкальную молитву ещё раз и постарайтесь ответить на вопросы (Слайд 3):

- Кто исполняет эту музыкальную молитву?

- Есть ли музыкальное сопровождение?

- К кому она обращена?

(Повторное слушание молитвы С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся!»)

-Итак, кто исполняет эту музыкальную молитву?

-Есть ли музыкальное сопровождение?

-Такое исполнение хора без сопровождения называется «a capella» Слайд 4

- К кому она обращена?

- Это музыкальное произведение написал великий русский композитор С.В. Рахманинов и оно называется «Богородице Дево, радуйся!» Слайд 5

-Царица небесная, Всепетая, Дева Мария, Мадонна, так по-разному называют Богородицу.

-А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете?

- Богородица - это, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающей матери.

- Дева Мария появилась на свет более двух тысяч лет назад чудесным образом. Её родители Иоаким и Анна были добры и милосердны, но у них не было детей. Горячо молясь и прося милости и прощения, они испросили у Бога даровать им дитя и поклялись, что с трёх лет отдадут ребенка в храм на воспитание. Господь даровал им Марию, когда они были уже старыми, потеряв всякую надежду. При рождении Марии Анне возвестили, что ею - Марией - дастся спасение всему миру. Когда девочке исполнилось три года, родители привели её в храм, и как только она вошла в храм, он озарился божественным светом, как будто предрекая ей особую судьбу. Спустя много лет Архангел Гавриил принес Марии благую весть о том, что избрана она между жёнами, и от неё воплотиться Сын Божий. Слайд 6 Ангел сказал ей такие слова: «Радуйся, Мария, Господь с тобою благословенна ты в женах и Благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила ты всех душ наших!»

-Как вы думаете, почему Господь выбрал именно Марию?

- Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за кроткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы.

-Именно эту молитву о Богородице воплощает С. Рахманинов в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.

- Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Ей посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Всмотритесь в картину русского художника Виктора Васнецова «Богоматерь с младенцем». Слайд 7

-Что вы видите на картине?

-Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Виктора Васнецова. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет её лик.

- Эту великолепное произведение можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве.

- Скажите, ребята, а без чего мы себе не можем представить храм?

-Слово «икона» по-гречески - образ. Образы святых людей сопровождали человека повсюду - в храме, в доме, в дороге…

Что зажигают перед иконой? (свечу)

Физкультминутка

-Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи. Представим, что перед нами свеча, будем дуть на её пламя. Но так, чтобы оно не погасло. (упражнение повторить 2 раза).

Теперь резким выдохом задуваем свечу (2 раза)

-А в западных странах с католической верой Богородицу называют Девой Марией, Мадонной.

-Посмотрите, пожалуйста, еще одну всемирно известную картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Слайд 8

- Художник рисует Деву Марию, бережно несущую людям самое дорогое, что у неё есть на свете, сына. Её глаза светятся любовью и нежностью.

-Какой может быть музыка, выражающая чувства художника (или какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства)

-Им такую музыку написал австрийский композитор Ф.Шуберт. Сейчас мы послушаем его произведение «Аве Мария». Слайд 10 (Показ видеоклипа «Аве, Мария»)

-Что вы можете сказать об этой музыке?

- Ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С. Рахманинова и Ф. Шуберта. Давайте попробуем их сравнить. Что между ними общего и в чем различие? используя средства музыкальной выразительности.

Чем похожи эти музыкальные молитвы двух композиторов?







-Созвучны ли картины В. Васнецова и Рафаэля музыке, которая прозвучала на уроке?

Духовные произведения всегда песенные. Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвященные Богоматери. Слайд №11

-Образ Богородицы близок образу матери, тема материнства для многих композиторов, художников, поэтов - вечная тема. Она волновала, и будет волновать многие и многие века. Эта тема близка каждому человеку, потому, что самое дорогое, родное, святое связано с мамой. Любите и берегите своих матерей!

Исполнение песни о маме.

-Наверное, у каждого из вас, после прослушивания и исполнения музыки на уроке остались свои впечатления. Найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам. Прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующем уроке.

Прощание.

(Личностные УУД: понимание музыкально-эстетического чувства, его функций в жизни человека; познавательное УУД: восприятие музыки, размышление о ней, эмоциональный отклик, оценка музыкального произведения; регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

-Такая музыка звучит в церкви, в соборе

-Молитва





-Хор

-Нет, звучали только голоса

-К Божьей матери



(ответы детей)













(Информационное УУД: картины В. Васнецова, Рафаэля)

(ответы детей)



-Без иконы



(технология арт-терапии и здоровье сбережения)





-Напевная, задумчивая, проникновенная, чистая, светлая, мягкая Слайд 9

-Красивая, близка сердцу каждого человека,

величественная



- распеванием на один слог, что придает мелодии, светлую торжественность. Мелодия как бы расцветает и наполняется светом. Оба произведения написаны в мажоре. Это придает музыке особую возвышенную радость приобщения к таинству молитвы. Темп и динамика - тоже схожие. Спокойная неторопливость тихой мелодии молитвы есть и у Рахманинова и у Шуберта.

(ответы детей)

-Доброта, любовь, спокойствие, умиротворенность, благородство, сердечность



10


© 2010-2022