• Преподавателю
  • Музыка
  • Обобщение педагогического опыта. Учебно-методическое пособие Музыкальный диктант

Обобщение педагогического опыта. Учебно-методическое пособие Музыкальный диктант

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛГ МАОУ ДО ДШИ

«Детская школа искусств»




Музыкальный диктант как одна из

форм работы в курсе сольфеджио

в младших классах ДМШ


Методический доклад



Автор: КИОР С.Д.

преподаватель

музыкально - теоретических дисциплин


г. Лангепас 2016г.


Музыкальный диктант как одна из форм работы в курсе сольфеджио играет очень важную роль во всестороннем развитии музыкального слуха учащихся. Музыкальный диктант позволяет более определённо выявить особенности характера ученика, умение сосредоточиться, мысленно слушать, индивидуальные качества слуха и др. - и соответственно наметить пути дальнейшей работы.

Навык записи диктанта вырабатывается медленно, иногда годами. Диктант должен всегда следовать за другими формами работы, опираясь на них и как бы подытоживать всё сделанное ранее. Работу над диктантом следует вести в тесной связи с сольфеджированием и определением на слух тех или иных элементов музыки.

Музыкальный диктант очень важен и потому, что позволяет более определённо выявить индивидуальные качества слуха и успехи каждого ученика, что вообще нелегко сделать в условиях коллективных занятий.

Особенно большое значение при записи диктантов имеют музыкальная память и гармонический слух, которые, как известно, с большим трудом поддаются развитию. Этому нередко «мешает» природный звуковысотный слух (гармонический), так как обладающие им учащиеся не утруждают себя осознанием лада, интервального и аккордового комплекса, метроритмической структуры, с трудом запоминают услышанное.

Учащиеся, не обладающие абсолютным слухом, но имеющие гармонический слух и хорошую память, прекрасно понимают мелодико - гармоническое развитие и ритмическую структуру диктанта. Они работают внимательно и способность сосредоточиться, оказывается важнейшей для достижения хороших результатов в диктанте. Воспитанию слухового внимания необходимо уделять время с самого начала занятий.

Тренировке и совершенствованию музыкальной памяти и гармонического слуха специально служат короткие диктанты «минутки», устные диктанты, цифровая запись интервалов и аккордов. Для достижения этой цели важно осторожное, постепенное увеличение объёма диктантов.

В младших классах диктанты подчинены задаче постепенного осознания мелодических оборотов натурального мажора и трёх видов минора. В первом классе необходимо усвоить простейшее постепенное движение и различные мелодические обороты с ходами по терциям.

Общеизвестные формы диктантов: зрительный, метроритмический, устный, с предварительным анализом, эскизный надо использовать в каждом классе.

При записи нового метра и ритма интонационные трудности следует уменьшать, а новые трудные интонации давать в более лёгком ритме. Диктуя одноголосные примеры, многие из них можно сначала показывать с сопровождением, а лишь затем играть мелодию.

Наиболее целесообразно рассматривать диктант по классам, т. к. именно в процессе такой работы выявляется много «тёмных мест» в этой области.

Правильно поставить работу по сольфеджио и музыкальному диктанту в 1 классе можно только после большой предварительной работы по общему музыкальному развитию учащихся. Наилучшим образом это осуществляется в подготовительных группах музыкальной школы. Слушание музыки, пение, ритмика развивают общие музыкальные способности ребёнка (слух, память, ритм), приучают внимательно вслушиваться в музыку и понимать отдельные элементы музыкальной речи.

Приступая к простейшему музыкальному диктанту в 1 классе, учащиеся должны знать и уметь:

1.Свободно владеть нотной записью. Мгновенно записывать ноты вразброс и под диктовку, безошибочно «читать» используемый на уроке учебник.

2. Владеть элементарными навыками пения, уметь пропевать нотами выученные мелодии с текстом, отстукивая метрические доли.

3. Прекрасно знать клавиатуру, подбирать и играть на фортепиано короткие (4 -8 тактов) песни - попевки от разных звуков.

Обобщение педагогического опыта. Учебно-методическое пособие Музыкальный диктантПостепенно к умению слушать добавляется умение мыслить. Диктант становиться важной составляющей урока. Он осязаем, «сделан собственными руками». Его можно сравнить с вариантом у соседа, с написанным на доске. Он моментально оценивается не только педагогом, но и самим ребёнком. От педагога на данном этапе требуется большой такт, терпение, выдержка, умение психологически нивелировать разницу между быстрым и медлительным малышом, внимательным и рассеянным, активным и робким, поддерживать последних, вызвать у них чувство уверенности в своих силах, быть строже к первым.

Первым этапом в работе над диктантом является зрительный диктант. Мелодию записывают на доске, настраивают слух в тональности (играют тоническое трезвучие).

После анализа ритмического рисунка ученики поют мелодию на слог та, затем ноты стираются и записываются по памяти. Затем поют по памяти с названием нот. Педагог играет, акцентируя каждую долю, и учащиеся по слуху ставят тактовую черту. После того как ученики научатся определять размер, поймут значение тактовой черты, можно давать ритмический диктант. Ученики подбирают по слуху выученную песню и запоминают название звуков. Записывают песню по памяти и по ударному слогу ставят тактовую черту. Полезно предварительно ладошками отметить ритмический рисунок, выявить остановки- четверти. Метроритмическому диктанту может предшествовать целый ряд упражнений, связанных с различными формами работы в классе:

  • Прохлопывание ритма нотного примера со счётом вслух.

  • Определение знакомой мелодии или отдельной фразы по его ритмическому рисунку.

  • Исполнять ритмический рисунок в произведении так: восьмая - хлопок перед собой, четверть - удар по парте, половинная - хлопок с разведением рук.

  • К использованию ритмического рисунка хорошо привлечь инструменты, закрепив их за отдельными длительностями. Бубен - четвертная, палочки - восьмая, треугольник - половинная.

  • Очень важно фиксировать внимание учащихся на метрическом акценте, а при исполнении и игре на инструменте исполнять сильную долю подчёркнуто.

Можно связывать длительностями представления о различных по величине колокольчиков и петь восьмую - ди - ли, четвертную - дон, половинную - до- он.

Важным является выполнение ритмического сопровождения к исполняемой песне или инструментальной пьесе.

Полезно прослушивать произведения, в которых ритмическое развитие основано на одновременном звучании различных длительностей (Менуэт

И. С. Баха для мл. кл.).

Самостоятельному метрическому диктанту должен предшествовать показ записи песни педагогом. Прослушав песню 2-3 раза, дети поют её с дирижированием, а педагог, записывает головки нот на доске, затем вместе выявляют сильные доли и обозначают знаком. Перед акцентом ставят тактовую черту, определяют четверти и восьмые по количеству звуков, падающих на счётную долю и записывают. В дальнейшем лучшей мерой для определения доли явится дирижёрский жест. Очень важно добиваться в итоге правильной записи. Поэтому после проверки тетрадей вернуться к записи на доске, предложить (индивидуально и коллективно) прохлопать записанный ритм или спеть мелодию целиком.

Примеры для ритмической записи, которые легко усваиваются I П, а П I - труднее, так как сильная доля дробится.




Мелодический диктант.

Здесь особое внимание надо обратить на деление мелодии на фразы, повторность, движению по устойчивым или неустойчивым звукам, поступенно. Обязательно ладовая настройка:

  • Пение и определение на слух отдельных ступеней или интонаций из диктанта.

  • Пение устойчивых звуков, гаммы вслух и про себя, гаммы различными длительностями, вводного звука и тоники. Мелодический диктант можно провести несколькими способами.

  1. Мелодия диктанта коллективно выучивается наизусть, а затем записывается (можно в перерыве 2-3 раза проиграть на фортепиано).

  2. Мелодия запоминается постепенно и записывается в перерыве между проигрыванием (не более 5-6 раз).

  3. Мелодия играется несколько раз, ученики стараются запомнить её, а в конце записывают её.

Порядок усиления трудности диктанта.

  1. Сочетание поступенного движения с повторением звуков.

  2. Начало диктанта с 1 ступени.

  3. Начало диктанта с III ступени, с V ступени.

  4. Поступенное движение без повторности звуков ( ограничения ч. 5 на 1 ступени ).

  5. Введение VI ступени в диктанте.

  6. Диктанты по звукам C-dur с различным ритмом ( подписать ступени римскими цифрами).

  7. Ход на терцию вниз V-III, IV-II.

  8. Более трудные ходы на терции: III-V, III-I, I-III.

  9. Введение F-dur и G-dur

  10. Начало диктанта с неустойчивого звука.

  11. Варианты тонического трезвучия мелодии.

Величина диктанта 4 такта.

Устный диктант должен сопутствовать письменному.

  1. Если мелодия длинная, после исполнения детьми песни со словами, педагог поёт её по фразам на слог, а дети повторяют фразы с названием нот.

  2. Педагог предлагает детям различные варианты последних двух тактов в пропетой песни на слог « ля », а дети поочерёдно повторяют эти окончания нотами, а затем всю фразу с названием звуков.

  3. После 1-2 прослушиваний ученик поёт мелодию с дирижирорванием.

II класс.

Как и в I классе, здесь даются различные виды диктанта: ритмический, устный и письменный.

Ритмическим диктантом А.Барабошкина называет запись подобранной мелодии по слуху. Подбирая мелодию на инструменте необходимо требовать петь наизусть с название нот. Ритмические диктанты следует проводить в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать внимание на новом ритмическом рисунке, при усвоении нового размера и мелодического оборота. Песни предназначенные для ритмического диктанта могут быть интонационно значительно разнообразней тех песен, которые даются для записи по слуху.

Устный диктант близок к ритмическому. Ученики поют мелодию с названием нот без помощи инструмента. Он даётся в тех случаях, когда требуется осмыслить новый мелодический оборот, интервал, ритмическую группу.

Запись музыкального диктанта является самой сложной формой работы над развитием слуха и памяти на уроках сольфеджио. В диктанте ученик должен всё осмыслить, должен чувствовать уверенность в успешном выполнении задания.

Обобщение педагогического опыта. Учебно-методическое пособие Музыкальный диктант

Обобщение педагогического опыта. Учебно-методическое пособие Музыкальный диктант


  1. Запись мелодии с интервалом октавой.

  2. Мелодии с четвертной паузой а середине и конце построения.

  3. Разрешение неустойчивых в устойчивые (дети отмечают стрелочками).

  4. Запись мелодий с простейшим мелодическим варьированием. Обвести в кружок момент варьирования.

Другие более сложные формы во II классе.


  1. Мелодия известная по прошлым урокам, записывается в классе после 1-2 проигрываний.

  2. Общеизвестную мелодию записывать без проигрывания.

  3. Запись только что просольфеджированной мелодии.

Методика устного диктанта во II классе примерно совпадает с I классом.

III класс

Начиная с третьего класса учащиеся получают больше сведений по музыкальной грамоте, способствующих овладению диктантом: знание ряда тональностей, интервалов и аккордов.

В 3 и 4 классах уместно диктовать мелодии в переменных ладах, свойственных народным песням.

Успехи учащихся в записи музыкальных диктантов зависят от умственного развития каждого, от способностей, типа его нервной деятельности, его индивидуальных особенностей. Навык записи диктанта вырабатывается медленно, иногда годами. В практике наблюдаются два приёма записи диктантов: по памяти и стенографирование. Если у ученика плохая память, и слух ещё недостаточно развит - стенографирование практически невозможно. Следует всячески развивать память и слух, используя ритмические, зрительные диктанты - «минутки» и запись по памяти. Иногда полезно возвращаться к приёмам 1-2 классов:

  • Устные - пение с названием нот и дирижированием.

  • Ритмические - запись ритма.

  • Зрительные (графические) - точками на бумаге, затем перенести на нотный стан, вне ритма.

Запись по памяти знакомой мелодии полезно для развития внутреннего слуха. Без проигрывания вспомнить и записать в полном молчании, предварительно настроив класс в нужной тональности.

Запись по фразам:

1 способ.

Прослушав мелодию и определив размер, тональность, педагог записывает одну фразу на доске с помощью учащихся, вторую фразу - самостоятельно.

2 способ.

После предварительного анализа учащиеся записывают вторую фразу или отдельные мотивы.

Этот приём приучает осознавать и записывать части мелодии, укрепляет чувство лада, умение чувствовать ступени. Можно записывать диктанты, предварительно разграфив нотную строчку на соответствующее количество тактов и вписывая в них отдельные фразы

(а + в + а + с).

Диктанты «минутки» 2 - 4 такта играют три раза, предупредив детей. Многие педагоги широко используют словесный анализ мелодии перед записью диктанта, тем самым лишают детей непосредственного восприятия музыки. Поэтому прежде чем приступить к анализу мелодии, следует раза два прослушать. В третьем классе полезно записывать мелодии без текста. Петь на слог «та» одну или две мелодии за четверть, записывать не нужно, а в конце года проверить: кто как запомнил.

Обобщение педагогического опыта. Учебно-методическое пособие Музыкальный диктант

Обобщение педагогического опыта. Учебно-методическое пособие Музыкальный диктант

Обобщение педагогического опыта. Учебно-методическое пособие Музыкальный диктант14. Тритоны в мажоре IV и VII ст.

15. Мелодический минор.

16. Повторение переменного лада.

  1. Однотональной мелодии с простейшим отклонением в параллельную тональность.

  2. Секвенции в диктанте.

Очень часто приходится наблюдать, что наученные на первоначальном этапе успешно писать диктанты, дети затем теряют приобретённые навыки. Происходит это по вине педагога. В выборе мелодий исчезает последовательность и логичность, перестаёт работать принцип «от простого к сложному», исчезает опора на прочную теоретическую базу, в мелодиях появляются «чужие» интонации, «случайные», непроработанные элементы, незнакомые ритмические мелодии.

Основное условие осознанного восприятия диктанта - опора на прочную теоретическую базу. Ни одна интонация в диктанте не должна появиться в диктанте без предварительной работы над ней в вокальных и слуховых упражнениях. В методических указаниях учебников по сольфеджио

Ж. Металлиди и А. Перцовской «Мы играем, сочиняем и поём» предлагают систему необходимых и очень полезных устных и письменных слуховых упражнений, заданий, предназначенных для освоения элементов музыкальной речи, обогащения музыкального словаря учащихся. Планомерное выполнение данных упражнений значительно обостряет музыкальный слух учащихся, развивает музыкальную память, способствует быстрой ориентации в незнакомой мелодии, фиксации внимания на отдельных её элементах.




Организация процесса записи

Не следует начинать урок (за исключением контрольного) с диктанта, как не следует писать его наспех в конце урока. Не следует растягивать на 30 минут.

Диктант играется 6-8 раз. Первое прослушивание - общее

ознакомление с мелодией., стремление удержать музыкальный образ в сознании. Со второго раза ученики должны запомнить яркие моменты и приступить к анализу: выяснить размер, сильную долю, ступень, с которой начинается мелодия, начальную интонацию, характер интервальных ходов, повторы, ритмические особенности, диапазон, примерный графический рисунок. После 3 раза - запись мелодии.

Играть диктант имеет смысл только тогда, когда все дети записали всё, что помнили. Интервал между проигрываниями - около 2-х минут. Следует напоминать звучание тоники, исполнение должно быть идеально чётким.

Дирижирование левой рукой или отстукивание метрических долей во время проигрывания поможет в определении ритмических особенностей.

Техника записи диктанта

От учеников требуется не механическое отношение, а полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического рисунка записи знакомой мелодии.

Вопрос приёмов записи диктанта не может быть второстепенным. Решается он в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального слуха и памяти (фиксация звуков во время исполнения, деление пространства на такты и вписывание запомнившихся оборотов, записывание всех нот, а затем оформление ритмически, кто-то пишет такт за тактом, оформляя сразу всё).

Самой целесообразной следует признать ту технику записи, при которой ученик работает, не теряя времени - комбинированной. Не исключайте записи во время исполнения, если это не идёт в ущерб восприятия в целом.

Диктант лучше записывать частями, набросками, с пустыми промежутками, фиксируя опорные звуки, частично записывая ритмический рисунок. Это поможет осознать звуковыстные соотношения в дальнейшем и запомнить «белые пятна» по памяти. Следует обращать на закономерности строения при анализе мелодии, чаще писать диктанты с трёх раз. Это даст возможность зафиксировать в памяти наиболее яркие, запоминающиеся фрагменты.

Систематически необходимо включать ритмические диктанты. Они помогут записывать ритмический рисунок в тех местах, где трудно записывается мелодия.

Ладовое и интервальное восприятие отношений между ступенями должно быть одновременным. Необходимо давать правильную настройку перед диктантом, укреплять ощущение тонического трезвучия, вводить интонационные обороты, которые встречаются в диктанте. Особое внимание необходимо обращать на неустойчивые звуки, взятые скачком. Образующиеся интервалы должны быть как соотношение определённых ступеней лада. Именно опора на лад даст возможность записывать диктант с любого места мелодии.

Немаловажный фактор успешной работы - эмоциональная атмосфера написания диктанта. Положительные эмоции, состояние подъёма, интонация педагога, его взгляд, манера общения - всё это имеет большое значение.

Оценивать диктант можно на каждом уроке, но эта оценка не за урок. Если диктант написан плохо, его надо разобрать на доске.

Домашние задания, связанные с диктантом, традиционны: выучивание наизусть, транспонирование, выполнение различных творческих заданий: сочинение мелодии в определённом жанре, вариаций на тему, песен на заданный текст, мелодии с использованием изучаемого интервала, аккорда, ритмической фигуры. Подбор и запись знакомых мелодий, песен. Запись мелодий с кассет, дисков, по радио. «Самодиктанты»: пропевания мелодий из учебника, зрительный диктант, развивающий внутренний слух. Эта работа проводится по желанию ребёнка.

Разновидности одноголосного диктанта

  1. Устный диктант.

  2. Ритмический диктант.

  3. Диктант по памяти. Записывается с одного - трёх проигрываний. Должен иметь яркую, запоминающуюся мелодию.

  4. Аналитический диктант. Определяется лад, метр, темп, динамика, закономерности строения мелодии и т.д.

  5. Графический диктант. Указывается только направление мелодии.

  6. Диктант с ошибками. Услышать, найти неточности в написанной на доске мелодии и исправить.

  7. Регистровый диктант. Рекомендуется в 3-4 классах начать запись в басовом ключе, что облегчит написание двухголосия.

  8. Эскизный диктант. Записать определённые фрагменты мелодии. Помогает в обычном диктанте работу с разных мест. Используется при записи сложных и длинных мелодий.

  9. Подбор знакомых мелодий с последующей записью.

  10. Запись знакомых песен по памяти без подбора на инструменте.

  11. Запись одной или нескольких заранее выученных мелодий.

  12. Зрительный диктант. Записать по памяти пропетую про себя мелодию из учебника.

  13. Диктант с досочинением.

  14. Диктант с вариантами.

  15. Тембровый диктант.

  16. Диктант с аккомпанементом.

  17. Дидактический диктант. Содержит какую либо специфическую трудность.

Занятия диктантом должны быть систематическими. Они усложняются и поэтому лучше всего применять предварительный анализ или запись по частям - эскизный метод. Другие формы тоже должны применяться. Такие как устные диктанты «минутки» применяются реже. В пособии 4 класса нет ритмических диктантов, для записи одного ритма, так как основные ритмические фигуры проходят в классе по специальности. В материале для диктантов даны примеры для пения наизусть из музыкальной литературы, из опер, из классических произведений. Дети должны их запомнить, уметь напевать без названия нот, на слоги и с текстом. Цель этого приём - накопление музыкальных впечатлений. Периодически к ним надо возвращаться, проверять, как дети помнят эти мелодии. Некоторые из выученных мелодий следует записывать по памяти. Полезно уметь транспонировать мелодию, опираясь на настройку или на один первый звук.

В диктантах с предварительным анализом после одного проигрывания надо определять структуру мелодии, лад, размер. После второго и третьего проигрывания следует обратить внимание на отдельные мелодические обороты, которые полезно включить в настройку. Эскизный метод имеет большое значение для дальнейшей работы в старших классах. Применение этого метода позволит быстро записывать длинные диктанты, научит детей свободно ориентироваться в мелодии. Необходимо детей научить осознавать отдельные мотивы, обороты, ритмические фигуры, типы мелодического движения, ладовое положение отдельных интонаций, мотивов. Вначале педагог сам фиксирует внимание учащихся на отдельных деталях мелодии, затем предлагает набросать своеобразный оборот в тетради. После проигрывания - запись.

Квадратная структура, форма а + в, а + с, секвенции, гаммообразные ходы, ясные кадансовые обороты - всё это способствует доступности примера. Одна из важнейших задач в работе над диктантом - развитие внутреннего слуха и памяти.

Хороший приём для развития памяти - подбирание диктантов на фортепиано, а не их записывание.

Время для записи увеличивается в IV классе до 20 -25 минут. При закреплении новых понятий, ритмов, тональностей можно дать два лёгких диктанта - «минутки» или устный. При проверки усвоения - один развёрнутый с предварительным анализом, эскизный и контрольный.

Формы проверки: групповая, индивидуальная, самостоятельная за фортепиано, контрольная и взаимная.

Отметку следует выставлять только в контрольном диктанте, а рабочие оценивать словесной характеристикой с указанием ошибок.

В заключении ещё раз хочется подчеркнуть, что для многих учащихся музыкальный диктант оказывается нелёгкой задачей и роль педагога в этом деле особенно значительна. Предоставляя полную самостоятельность ученикам на контрольных уроках, педагог сможет установить, каковы их успехи. Контрольные диктанты лучше давать по завершении работы над темой. Диктант - одна из активных форм подготовки музыкантов - призвана совершенствовать музыкальный слух учащихся, способствовать их художественному развитию.

Используемая литература.

Методические пособия по сольфеджио:

  1. А. Барабошкина 1 класс.-М.: Музыка.-1972.-76с.

  2. А. Барабошкина 2 кдасс.-М.: Музыка.-1977.-75с.

  3. Е. Давыдова 3 класс.-М.: Музыка.-1976.-107с.

  4. Е. Давыдова 4 класс.-М.:Музыка.-1978.-77с.

  5. Методическое пособие по музыкальному диктанту составители:

  6. М. Андреева, В. Надеждина, Л. Фокина, Л. Шугаева.-М.: Музыка.-1975.-318с.

  7. И. Кондратьева «Одноголосный диктант».

21


© 2010-2022