• Преподавателю
  • Музыка
  • Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений

Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» п. Камыши

Курского района Курской области





Методическая разработка



Тема: Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений

Автор, разработчик:

Малютина Оксана Вячеславовна

преподаватель струнных народных инструментов



п.Камыши

2015

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………… стр.

2. Содержание …………………………………………… стр.

3. Список литературы…………………………………… стр.

4. Список электронно-образовательных ресурсов…… стр.

5. Приложения………………………………………….. стр.









































  1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДО общеобразовательных школ и школ искусств.

При проведении данного урока использованы следующие технологии:

  1. Технология творческой деятельности: С помощью данной технологии происходит расширение кругозора, познавательной деятельности, формируются определённые умения и навыки, необходимые в практической деятельности.



  1. Информационно - коммуникативные технологии. Использование ИКТ позволило сделать урок более интересным, ярким, увлекательным, позволило решить проблему наглядности, расширить возможности визуализации материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся разного возраста.

Каждый педагог, проводящий урок по данной разработке, может внести в неё коррективы согласно своей методике работы и дополнить педагогические технологии.





  1. Содержание

Преподаватель - Малютина Оксана Вячеславовна

Урок проводится с обучающейся Соболевой Анной (2кл.)

Длительность занятия 40 мин.

Тема урока: «Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений»

Тип урока: повторно - обобщающий.

Форма обучения: индивидуальная.

Цель урока: добиться полного раскрытия художественного образа произведения путем работы над динамикой, фразировкой, качеством нотного материала.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование, обобщение и углубление знаний о музыкальной фразировке;

  • установление взаимосвязи между слуховыми представлениями и игровыми движениями.

Развивающие:

  • развитие творческого воображения;

  • развитие эмоционального отношения к исполнению;

  • развитие навыка координации движений при работе над новыми ритмическими фигурами.

Воспитательные:

  • воспитание у ученика навыка самостоятельной работы;

Здоровьесберегающие:

  • предотвращение возникновения зажатости и скованности движений путем правильной организации игрового аппарата.

Методы:

  • наглядный метод;

  • метод диалога, беседы;

  • методы контроля и самоконтроля во время исполнения музыкального произведения;

Образовательные технологии:

  • информационно - коммуникативная;

  • технологии творческой деятельности;

Средства обучения:

  • аудиопроигрыватель, нотный материал, инструменты.

Музыкальный материал:

  • Упражнение №4 из «Школы мастерства домриста». Т. Вольской;

  • «Марш октябрят» Н. Бакланова;

  • Гамма G - dur;

  • «Если добрый ты» Б. Савельев.

Ожидаемый результат: осмысленная и плодотворная работа ученика над музыкальным материалом.

План урока:

Этапы урока:

Содержание:

Длит.

(мин.)

1

Организационный момент.

Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

2

2

Подготовка к основному этапу работы.

Проигрывание ученицей упражнений, с целью подготовки исполнительского аппарата.

10

3

Основной этап работы.

Исполнение ученицей произведений. Работа над возникшими техническими трудностями.

20

4

Закрепление материала.

Проигрывание произведений целиком с учетом методических и практических рекомендаций.

5

5

Подведение итогов занятия.

Анализ проделанной работы, определение этапов самостоятельных занятий ученика дома, составление домашнего задания.

3

Ход урока:



  1. Организационный момент. Сообщаю ученице задачи, над которыми будет проводиться работа во время урока.



  1. Подготовка к основному этапу работы. Прошу ученицу сыграть упражнения и гамму в тональностях изучаемых произведений для подготовки исполнительского аппарата.

Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений

Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений

Обращаю внимание на положение правой и левой рук, объясняю необходимость правильной постановки аппарата для более эффективного расхода движений.



  1. Основной этап работы. Прошу ученицу сыграть произведение «Марш октябрят» Н. Бакланова. Вместе с ученицей анализируем исполнение, находим ошибки и пути их исправления.

  • Работа над ритмической фигурой Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений . Отрабатываем данную ритмическую фигуру, проигрывая гамму G dur.

  • Работа над фразировкой. В произведении встречаются обозначения динамических оттенков. Объясняю ученице необходимость исполнения произведения в согласии с ними.

  • Работа над художественной выразительностью. Рассуждаю с ученицей о таком музыкальном жанре как марш и о том, как следует исполнять музыкальные произведения в этом жанре. Работаю над выразительностью исполнения.

Переходим к работе над следующим музыкальным произведением. Прошу ученицу исполнить песню «Если добрый ты» Б. Савельева, самостоятельный разбор которой был задан на дом. Комментирую исполнение и начиная работу по фрагментам произведения.

  • Работа над точностью исполнения нот, над знаками альтерации

  • Работа над ритмической фигурой Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений . Важно отметить верное распределение силы удара и акцента на первую долю.

  • Работа над фразировкой и динамикой

  • Работа над художественной стороной музыкального произведения. Беседую с ученицей о жанре произведения, о характере.

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.

Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.

После прочтения текста песни и ее прослушивания прошу ученицу представить образ, а затем выразить его своим исполнением.

  1. Закрепление материала. Прошу ученицу сыграть оба произведения от начала до конца без остановок с учетом отработанных исполнительских приемов, а так же с выполнением всех практических замечаний и методических рекомендаций.

  2. Подведение итогов. Совместно с ученицей анализируем работу на уроке. Оцениваю работу обучающейся на уроке, определяю требования к самостоятельной работе и даю задание на дом.

Методические рекомендации

-- чтобы урок не затянулся, нужно заранее подготовить оборудование: музыкальные инструменты, стулья, подставки, нотный материал, пульты, компьютер, видеоматериал, презентацию.





Список литературы

  1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.

  2. Т. Вольская «Школа мастерства домриста».

  3. Редакция К.А.Фортунатова «Юный скрипач» выпуск 1.

  4. Составитель В.Евдокимов «Репертуар домриста» выпуск 14.

Список электронно-образовательных ресурсов

Ресурсы локального доступа:

Материалы курса дополнительной образовательной программы повышения квалификации

«Управление процессами личностного развития и самоопределения детей в воспитательной системе учреждений дополнительного образования детей»

  1. Роль дополнительного образования детей в реализации ФГОС ООО - Токарева О.Н.

  2. Психологические особенности развития обучающихся различных возрастных групп. Психологическое сопровождение обучающихся в организациях дополнительного образования детей. - Завалишина О.В.

  3. Дидактические основы образовательного процесса. - Завалишина О.В.

  4. Современные формы организации образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей. - Токарева О.Н.

  5. Дополнительная общеразвивающая программа как основополагающий документ деятельности педагога дополнительного образования. - Токарева О.Н.

  6. Мониторинг системы качества в учреждениях дополнительного образования детей. - Токарева О.Н.

  7. Формирование ИКТ компетентности педагогов дополнительного образования. - Бобунов М.А.

  8. Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей. - Беседина Л.А.

  9. Игровые технологии в деятельности педагога искусства. - Минаева Н.А.

  10. Проектирование учебных занятий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.- Минаева Н.А.

  11. Основы сценарного мастерства.- Минаева Н.А.

Сетевые ресурсы:

  • infourok.ru/

  • multiurok.ru/

  • kiro46.ru/index.php/qknizhnaya-polkaq

  • kopilkaurokov.ru/



© 2010-2022