- Преподавателю
- Музыка
- Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений
Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малютина О.В. |
Дата | 15.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств» п. Камыши
Курского района Курской области
Методическая разработка
Тема: Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений
Автор, разработчик:
Малютина Оксана Вячеславовна
преподаватель струнных народных инструментов
п.Камыши
2015
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………… стр.
2. Содержание …………………………………………… стр.
3. Список литературы…………………………………… стр.
4. Список электронно-образовательных ресурсов…… стр.
5. Приложения………………………………………….. стр.
-
Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДО общеобразовательных школ и школ искусств.
При проведении данного урока использованы следующие технологии:
-
Технология творческой деятельности: С помощью данной технологии происходит расширение кругозора, познавательной деятельности, формируются определённые умения и навыки, необходимые в практической деятельности.
-
Информационно - коммуникативные технологии. Использование ИКТ позволило сделать урок более интересным, ярким, увлекательным, позволило решить проблему наглядности, расширить возможности визуализации материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся разного возраста.
Каждый педагог, проводящий урок по данной разработке, может внести в неё коррективы согласно своей методике работы и дополнить педагогические технологии.
-
Содержание
Преподаватель - Малютина Оксана Вячеславовна
Урок проводится с обучающейся Соболевой Анной (2кл.)
Длительность занятия 40 мин.
Тема урока: «Формирование художественного образа на примере нескольких музыкальных произведений»
Тип урока: повторно - обобщающий.
Форма обучения: индивидуальная.
Цель урока: добиться полного раскрытия художественного образа произведения путем работы над динамикой, фразировкой, качеством нотного материала.
Задачи:
Обучающие:
-
формирование, обобщение и углубление знаний о музыкальной фразировке;
-
установление взаимосвязи между слуховыми представлениями и игровыми движениями.
Развивающие:
-
развитие творческого воображения;
-
развитие эмоционального отношения к исполнению;
-
развитие навыка координации движений при работе над новыми ритмическими фигурами.
Воспитательные:
-
воспитание у ученика навыка самостоятельной работы;
Здоровьесберегающие:
-
предотвращение возникновения зажатости и скованности движений путем правильной организации игрового аппарата.
Методы:
-
наглядный метод;
-
метод диалога, беседы;
-
методы контроля и самоконтроля во время исполнения музыкального произведения;
Образовательные технологии:
-
информационно - коммуникативная;
-
технологии творческой деятельности;
Средства обучения:
-
аудиопроигрыватель, нотный материал, инструменты.
Музыкальный материал:
-
Упражнение №4 из «Школы мастерства домриста». Т. Вольской;
-
«Марш октябрят» Н. Бакланова;
-
Гамма G - dur;
-
«Если добрый ты» Б. Савельев.
Ожидаемый результат: осмысленная и плодотворная работа ученика над музыкальным материалом.
План урока:
Этапы урока:
Содержание:
Длит.
(мин.)
1
Организационный момент.
Сообщение темы урока, постановка учебных задач.
2
2
Подготовка к основному этапу работы.
Проигрывание ученицей упражнений, с целью подготовки исполнительского аппарата.
10
3
Основной этап работы.
Исполнение ученицей произведений. Работа над возникшими техническими трудностями.
20
4
Закрепление материала.
Проигрывание произведений целиком с учетом методических и практических рекомендаций.
5
5
Подведение итогов занятия.
Анализ проделанной работы, определение этапов самостоятельных занятий ученика дома, составление домашнего задания.
3
Ход урока:
-
Организационный момент. Сообщаю ученице задачи, над которыми будет проводиться работа во время урока.
-
Подготовка к основному этапу работы. Прошу ученицу сыграть упражнения и гамму в тональностях изучаемых произведений для подготовки исполнительского аппарата.
Обращаю внимание на положение правой и левой рук, объясняю необходимость правильной постановки аппарата для более эффективного расхода движений.
-
Основной этап работы. Прошу ученицу сыграть произведение «Марш октябрят» Н. Бакланова. Вместе с ученицей анализируем исполнение, находим ошибки и пути их исправления.
-
Работа над ритмической фигурой . Отрабатываем данную ритмическую фигуру, проигрывая гамму G dur.
-
Работа над фразировкой. В произведении встречаются обозначения динамических оттенков. Объясняю ученице необходимость исполнения произведения в согласии с ними.
-
Работа над художественной выразительностью. Рассуждаю с ученицей о таком музыкальном жанре как марш и о том, как следует исполнять музыкальные произведения в этом жанре. Работаю над выразительностью исполнения.
Переходим к работе над следующим музыкальным произведением. Прошу ученицу исполнить песню «Если добрый ты» Б. Савельева, самостоятельный разбор которой был задан на дом. Комментирую исполнение и начиная работу по фрагментам произведения.
-
Работа над точностью исполнения нот, над знаками альтерации
-
Работа над ритмической фигурой . Важно отметить верное распределение силы удара и акцента на первую долю.
-
Работа над фразировкой и динамикой
-
Работа над художественной стороной музыкального произведения. Беседую с ученицей о жанре произведения, о характере.
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны,
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно,
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
После прочтения текста песни и ее прослушивания прошу ученицу представить образ, а затем выразить его своим исполнением.
-
Закрепление материала. Прошу ученицу сыграть оба произведения от начала до конца без остановок с учетом отработанных исполнительских приемов, а так же с выполнением всех практических замечаний и методических рекомендаций.
-
Подведение итогов. Совместно с ученицей анализируем работу на уроке. Оцениваю работу обучающейся на уроке, определяю требования к самостоятельной работе и даю задание на дом.
Методические рекомендации
-- чтобы урок не затянулся, нужно заранее подготовить оборудование: музыкальные инструменты, стулья, подставки, нотный материал, пульты, компьютер, видеоматериал, презентацию.
Список литературы
-
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.
-
Т. Вольская «Школа мастерства домриста».
-
Редакция К.А.Фортунатова «Юный скрипач» выпуск 1.
-
Составитель В.Евдокимов «Репертуар домриста» выпуск 14.
Список электронно-образовательных ресурсов
Ресурсы локального доступа:
Материалы курса дополнительной образовательной программы повышения квалификации
«Управление процессами личностного развития и самоопределения детей в воспитательной системе учреждений дополнительного образования детей»
-
Роль дополнительного образования детей в реализации ФГОС ООО - Токарева О.Н.
-
Психологические особенности развития обучающихся различных возрастных групп. Психологическое сопровождение обучающихся в организациях дополнительного образования детей. - Завалишина О.В.
-
Дидактические основы образовательного процесса. - Завалишина О.В.
-
Современные формы организации образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей. - Токарева О.Н.
-
Дополнительная общеразвивающая программа как основополагающий документ деятельности педагога дополнительного образования. - Токарева О.Н.
-
Мониторинг системы качества в учреждениях дополнительного образования детей. - Токарева О.Н.
-
Формирование ИКТ компетентности педагогов дополнительного образования. - Бобунов М.А.
-
Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей. - Беседина Л.А.
-
Игровые технологии в деятельности педагога искусства. - Минаева Н.А.
-
Проектирование учебных занятий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.- Минаева Н.А.
-
Основы сценарного мастерства.- Минаева Н.А.
Сетевые ресурсы:
-
infourok.ru/
-
multiurok.ru/
-
kiro46.ru/index.php/qknizhnaya-polkaq
-
kopilkaurokov.ru/