- Преподавателю
- Музыка
- Беседа для учащихся младших классов Знакомство с музыкальными инструментами
Беседа для учащихся младших классов Знакомство с музыкальными инструментами
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Афонина Н.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Беседа для учащихся младших классов
«Знакомство с музыкальными инструментами».
Что с музыкой сравнится по звучанию?
Шум леса? Пенье соловья?
Грозы раскаты? Ручейка журчание?
Сравнения найти не в силах я.
Но всякий раз, когда в душе смятение -
Любовь иль грусть, веселье иль печаль -
В любом, природой данном настроении
Вдруг начинает музыка звучать
В душе; звучит на струнах подсознания,
Гремит в литавры и в цимбалы бьет,
Передавая радость иль страданье,
Сама душа, казалось бы поет!
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня вы пришли в гости к учащимся детской школы искусств. Они такие же как и вы, но отличаются тем, что каждый из них в стенах нашей школы обучается игре на каком-либо музыкальном инструменте. Мы с вами познакомимся с различными музыкальными инструментами, послушаем как они звучат и услышим как играют на них наши ребята.
Фортепиано (или пианино) - это струнно-клавишный инструмент, получивший важное значение в музыкальной практике благодаря огромному звуковому диапазону и универсальным техническим возможностям. Изобретение фортепиано относится к началу 18 века и связано с именем итальянского мастера Бартоломео Кристофори. Заимствовав ряд особенностей клавесина и клавикорда (это предшественники фортепиано), он применил новый способ звукоизвлечения. При нажатии клавиши, специальная механика приводит в действие молоточек, который ударяет по струне. В момент опускания клавиши, особые глушители - демпферы - прекращают звучание струны. В зависимости от силы удара получается звук большей или меньшей громкости, т. е. на фортепиано можно было играть и громко, и тихо (forte и piano), отсюда и название инструмента. У фортепиано есть родственный инструмент - большой красивый важный рояль, который стоит на трех изящных ножках. Рояль «живет» в концертном зале и исполняют на нем только концертные произведения. Клавиатуры фортепиано и рояля одинаковые, но звучит рояль более насыщенно и ярко. Для полного и красивого звука открывают специальную крышку. А теперь, ребята, послушаем как звучит этот замечательный инструмент. В исполнении учащихся детской школы искусств звучат произведения для фортепиано:
И. Бургмюллер «Изящный цветок»
П. Чайковский «Баба Яга» из «Детского альбома»
М. Мордасов «Давным-давно»
А теперь мы поговорим о русских народных инструментах.
Домра. Многие из вас, ребята, наверно видели этот струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутым на них тремя - четырьмя струнами.
Домра входит в состав оркестра русских народных инструментов. А сто лет назад никто не знал как выглядит домра. Ни одного инструменте не существовало в России, и даже рисунков, изображающих этот инструмент не сохранилось: в 17 веке ее казнили, как преступницу.
В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по селам, по городам, устраивали веселые представления. Но они не только веселили народ, они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего, позволяли себе шутки, не всегда безобидные и над христианской религией. Это вызывало гнев властей, как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. И она исчезла.
Лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек. Звучат концертные номера на домре в исполнении учащихся и преподавателей школы:
Э. Колмановский «Алеша»
Н. Олейников "Маленькое рондо"
Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18 и 19 веках она была самым распространенным музыкальным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни, про складывали сказки. Балалайка - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный, треугольный корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Звук извлекается щипками или так называемыми бряцаниями - ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Немногим более ста лет назад на балалайку обратил внимание любитель музыки и театра Василий Васильевич Андреев. Он задумал дать простонародному «мужицкому инструменту» новую жизнь. По его указанию инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции. Андреев не только ввел балалайку в состав русского народного оркестра, но и выступал с сольными оркестрами.
Теперь русская балалайка известна во всем мире. Многие композиторы создают для нее свои произведения. Игре на балалайке учат в музыкальных школах, колледжах и консерваториях. (Звучат концертные номера на балалайке).
Еще один русский народный инструмент - баян - это клавишно-духовой инструмент, получивший массовую популярность в России в 90-х годах 19 века. В настоящее время получил распространение так называемый готово-выборный баян, сочетающий в левой части наряду с готовыми басами и аккордами, выборную клавиатуру, переход на которую осуществляется при помощи переключателя.
"Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы вверх и вниз.
Позабытый, деревенский
Вдруг завел глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой."
Это "Василий Теркин" Твардовского. А сколько еще стихов, да еще и песен, и шуточных, и лирических, посвящено гармошке. Без этого инструмента и его родственных - баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в клубе, ни свадьбы...
Аккордеон тоже клавишный духовой инструмент. Подобно баяну, также обладает богатыми тембровыми и динамическими возможностями. Правая фортепианная клавиатура - характерный признак аккордеона. В отличие от баяна, тембр аккордеона более густой, распевный. И баян, и аккордеон используют как сольный и как аккомпанирующий инструмент, их включают в состав различных ансамблей. А теперь, ребята, послушайте игру наших юных музыкантов на баяне и аккордеоне. Звучат концертные номера в исполнении учащихся:
А. Тихончук "Полька" (аккордеон)
Я. Френкель "Вальс-расставание" из к/ф-ма "Женщины" (баян)
Еще один красивый, и очень популярный в наше время музыкальный инструмент - это гитара. История гитары восходит к глубокой древности. Этот инструмент появился около 4-х тысячелетий назад. Родина гитары неизвестна. Предками гитары считаются и египетская кифара, и древнегреческая китара (китарра), и дошедшая до нас лютня. До 16 века гитара была трех- и четырехструнной, играли на ней пальцами и плектром (костяной и черепаховой пластинкой). В 16 веке, уже в Испании, появилась пятиструнная гитара, и с этого времени она стала называться испанской гитарой. Из всех европейских стран наибольшее распространение гитара получила именно в Испании, где она и стала подлинно народным инструментом. Во второй половине 17 века появляется шестиструнная гитара, опять же в Испании.
Семиструнная гитара, наиболее удобная для вокального аккомпанемента, получила наибольшее распространение в России. Музыкальные возможности гитары оказались настолько велики, что она становится одним из самых любимых инструментов. Всему миру известны имена испанских и итальянских композиторов и гитаристов-виртуозов Ф. Сора, Д. Агуадо, Ф. Карулли, М. Джулиани, М. Каркасси, а также русских - Соколовского, Макарова. И сейчас мы с вами послушаем в исполнении учащихся и их педагога очень необычный ансамбль - будут звучать две домры и гитара, и гитара в данном ансамбле исполняет не сольную партию, а будет играть партию аккомпанемента. (Звучит украинская нар. песня «Королек»).
А теперь, дорогие ребята, давайте вместе проверим как вы усвоили наш «урок». Я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь узнать о каком музыкальном инструменте идет речь.
У какого инструмента есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно, это звонкий наш … (рояль).
Струн дано мне очень мало, но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень и услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я, отгадай-ка! Озорная... (балалайка).
Он по виду - брат баяну, где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану, всем знаком... (аккордеон).
Она как забытая царица, что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица, звуком ладным в голубой выси,
Разносила на потеху миру в скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру
В старых сказках, баснях и стихах. (Домра).
У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет - если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем
Весельчак, а не буян голосистый мой... (баян).
Звенит струна, поет она, и песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,а инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым, тот инструмент зовем...(гитарой).
Список литературы:
1. Ю Булучевский, В. Фомин «Краткий музыкальный словарь», Санкт- Петербург - Москва «Музыка», 1998 год.
2. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах», Москва «Терра», 1996 год.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой) не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он Литературав и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
пляшет, и У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
(Баян)
Звенит струна, поет она,
И песня струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)
Не кошено, не ро ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(Гитарой)
Не кошено, не ,