Конспект урока по музыке на тему Волшебная палочка дирижера

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

г. Моздок РСО - Алания

Урок музыки во 2-м классе по теме:

«Волшебная палочка дирижера».

Урок разработала

Казакова Светлана Владимировна

учитель музыки, 1 категории

Раздел «В музыкальном театре»

Тема урока: «Волшебная палочка дирижера»

Тип урока - урок закрепления материала.

Форма урока - ролевая игра

Цель урока: Развитие творческого мышления через восприятие произведений музыки и литературы.

Обогащение эмоционального мира детей через восприятие ярких эмоциональных образов литературных, песенных и инструментальных произведений осуществление комплексного подхода к уроку музыки через связи между предметами (музыка, изобразительное искусство, конструирование, исполнительство).

развитие наблюдательности, памяти, способности детей различать настроение, (эмоциональное звучание) художественных, литературных и музыкальных произведений, опыта восприятия произведений. Развитие умения переносить впечатление от восприятия музыки, изобразительного искусства, литературы на собственную творческую деятельность и сравнивать эмоционально звучание музыкального и художественного произведения; формирование чувствительности к средствам и способам выражения настроения в музыке, умение применять, использовать эти средства. Развитие способностей эмоционального выражения различных видов искусства изобразительными, музыкальными и игровыми средствами на основе художественного образа в собственной творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Формирование начальных знаний о различии оперы и балета; особенностях балета.

Создание терминологического словаря по теме;

Знакомство с наиболее известными театрами мира, знаменитыми балетными спектаклями, маршем Черномора из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

Предметные:

Совершенствовать умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;

формировать умение перевода образного строя одного вида искусства на «язык» другого. С «языка» живописи на «язык» музыки.
Обобщить и закрепить знания детей о творчестве С.Прокофьева и его балете « Золушка»;
развивать речь учащихся, память, мышление, внимание; стимулировать интерес к музыке.

Метапредметные:

Работать с разными видами информации об искусстве балета;

способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся: творческих способностей, эмоционального восприятия. Добиться внимания, координации музыкального слуха и хореографического аппарата, мышления, памяти, воображения, фантазии.

Задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

Развивать умение анализировать, сравнивать.

Познавательные УУД: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки.

Регулятивные УУД: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействия.

Дидактическое обеспечение урока: презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК (ноутбук), экран и проектор, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент (1 минута).

Вход детей в класс. Построение класса. Музыкальное приветствие.

2. Повторение темы прошлого урока (5 минут).

Учитель: Сегодня я хочу начать наш урок необычно.

СЛАЙД 1-2

(Звучит фрагмент песни «Песня-спор».)

Учитель: Мы отправимся с вами в удивительное волшебное путешествие. В музыкальный театр.

Что такое музыкальный театр?

Дети: Музыкальный театр - это мир волшебства, мир удивительных историй, мир в котором живёт музыка.

Учитель: Вот в этот удивительный мир мы и отправимся сегодня.

СЛАЙД3-4

Учитель: Что можно увидеть и услышать в музыкальном театре?

Дети: Оперы и балеты.

Учитель: Что такое опера?

Дети: Опера- это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.

СЛАЙД 5

Учитель: Ребята, какой кит открыл двери нам в этот музыкальный спектакль?

Дети: Кит песня.

(После ответа, на доске появляется схема: ПЕСНЯ→ОПЕРА.)

Учитель: Ребята, с персонажами какой оперы мы познакомились на предыдущих уроках?

Дети: С персонажами оперы «Волк и семеро козлят».

Учитель: Что такое балет?

Дети: Балет-это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

СЛАЙД 6

Учитель: А какой кит привёл нас в балет?

Дети: Кит танец.

(На доске снова появляется схема: ТАНЕЦ→БАЛЕТ.)

Учитель: Ребята, с персонажами какого балета мы познакомились на уроках?

Дети: С персонажами балета «Золушка».

(После ответов детей на доске появляются иллюстрация оперыи балета

СЛАЙД7)

Учитель: Молодцы.

3. Объяснение новой темы (30 минут, из них на прослушивание всех музыкальных фрагментов - 10 минут).

Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в путь - в музыкальный театр, в театр оперы и балета.

Я уже говорила вам о том, что во многих больших городах России есть театры оперы и балета.

В Москве это известный во всём мире Большой театр. Этот театр был основан в 30 декабря 1780 года. Самые лучшие музыканты, певцы, танцоры, режиссёры, художники участвуют в постановке опер и балетов.

СЛАЙД8

А теперь мы с вами отправляемся в зрительный зал, где начинается волшебство (перед слушанием музыкального фрагмента, вспоминаем с детьми сказку Гофмана «Щелкунчик»).

(Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик» - «Марш» П.И.Чайковского.)

СЛАЙД 9

Учитель: А кто исполнил эту музыку?

Дети: Исполнили музыкальные инструменты.

Учитель: Какие музыкальные инструменты вы услышали?

Дети отвечают.

Учитель: Ребята, а в каком музыкальном спектакле исполняется эта музыка?

Дети: В балете.

Учитель: Ребята, какой кит вы услышали?

Дети: Это кит марш.

Учитель: Что вам подсказало, что это кит марш?

Дети: Хочется маршировать и слышен чёткий ровный ритм.

Учитель: Как звучит мелодия? А в балете марш звучит как обычно, или по-особенному? В чём особенность?

Дети: Мелодия отрывистая, отчётливая, быстрая.

Учитель: Почему в балете, а не в опере?

Дети: Потому что мы не слышали, что бы кто-либо пел, звучала лишь только музыка.

Учитель: Мы знаем, что балет строится только на танцах, а как же звучит марш в балете? Как его исполняют?

Дети: В балете Марш звучит танцевально. Его танцуют.

А сейчас мы прослышаем второй марш он из оперы великого русского композитора М.И. Глинки «Руслан и Людмила» -это марш волшебника Черномора

Анализ.

Учитель: Ребята мы говорим с вами сегодня об операх и балетах, которые можно послушать и посмотреть в театре. А теперь посмотрите на эту фотографию (фотография симфонического оркестра появляется на доске).

СЛАЙД10

Учитель: Кого мы видим? Кто изображён на фотографии?

Дети: На фотографии изображён симфонический оркестр.

Учитель: Что такое симфонический оркестр?

Дети: Симфонический оркестр - это коллектив музыкантов, исполняющих музыкальные произведения.

Инструменты оркестра зачеркни лишнее

Учитель: А кто стоит во главе симфонического оркестра?

Дети: Во главе симфонического оркестра стоит дирижёр.

Учитель: Кто такой дирижёр?

Дети: Дирижёр - это руководитель оркестра.

Учитель: А как он руководит оркестром? С помощью чего?

Дети: Дирижёр руководит оркестром с помощью жестов и дирижёрской палочки.

(На доске появляется схема: ДИРИЖЁР→СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР, ДИРИЖЁРСКИЕ ЖЕСТЫ.)

Учитель: Правильно. Дирижёр руководит оркестром с помощью дирижёрских жестов. И язык дирижёрских жестов понятен любому музыканту всего мира. Посмотрите на фотографию дирижёра.

СЛАЙД 11-14

Учитель: Как вы думаете, как звучит музыка в «исполнении» дирижёра на фотографии?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель: Почему вы думаете, что музыка звучит именно так? Что вам подсказало?

Дети: Нам подсказало движение рук дирижёра и его выражение лица.

Учитель: Какие у него движения?

Дети: Осторожные, мягкие...

Учитель: Молодцы. Именно по движению рук и по мимике лица дирижёра, можно определить какую музыку исполняет оркестр. А теперь мы с вами попробуем прослушать и представить себя в роли дирижёра. Закроем глаза и послушаем ещё раз этот фрагмент и попробуем исполнить марш танцевально.

(Повторное слушание и пластические движения детей.)

Учитель: Мы с вами прослушали фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского - «Марш».

Учитель: Итак, с каким китом мы с вами встретились в этих двух музыкальных фрагментах?

Дети: С китом марш.

Учитель: Куда, в какие музыкальные спектакли нас привёл сегодня кит марш?

Дети: В оперу и в балет.

(На доске появляется схема: МАРШ→ОПЕРА, МАРШ→БАЛЕТ.)

Учитель: А одинаково ли звучат марши в опере и в балете?

Дети: Нет. Марши звучат по-разному.

Учитель: Как звучит марш в опере?

Дети: В опере марш звучит песенно.

Учитель: Как звучит марш в балете?

Дети: В балете марш звучит танцевально.

Учитель: А сейчас я хочу представить вам ещё один музыкальный фрагмент. Послушайте его.

(Слушание фрагмента из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки - «Марш Черномора».)

Учитель: Попрошу вас всех встать и представить себя в роли дирижёра, управляющего целым симфоническим оркестром.

(Повторное слушание «Марша Черномора» и пластическое интонирование с детьми.)

Учитель: Какими жестами вы показали музыку?

Дети отвечают.

Учитель: Почему ваши жесты были разными?

Дети: Потому, что музыка была разной. Она изменялась: то тихо, то громко; то резко, то плавно.

Учитель: Молодцы. Именно сама музыка подсказывает дирижёру, какими жестами её нужно озвучить.

Вывод. О волшебстве рук дирижёра и его помощницы - дирижёрской палочки.

4Разучивание песни Добрый жук

5. Обобщение урока (3 минуты).

Учитель: О чём рассказала нам волшебная палочка дирижёра?

Дети: О театре. (О каком ?)

О симфоническом оркестре (Почему его так называют?)

О дирижёре и его жестах, о роли.

О музыкальных спектаклях. (О каких?)

Учитель: Какой кит сегодня нас привёл в спектакли?

Дети: Кит марш.

Учитель: Как звучит марш в опере? (Фрагмент.) Как звучит марш в балете? А как вы думаете, почему, говоря о музыкальных спектаклях опере, балете, мы обязательно говорим об оркестре?

Дети: Так как, опера и балет без симфонического оркестра не могут обходиться. А оркестр не может играть слаженно без своего руководителя - дирижёра.

Учитель: Молодцы.

6. Итог урока (1 минута).Рефлексия

Выставление оценок.


© 2010-2022