Методический материал Распевание хора

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Распевание хора

(вокально-хоровые упражнения)


Несколько взглядов на вокально-хоровые упражнения.


I.

Необходимые в хоровом пении навыки, которые мы назвали вокально-хоровой техникой, требуют обязательной повседневной тренировки. Естественно, что различная степень подготовленности коллектива потребует и различных методов этой тренировки и, главное, постепенности в усложнении заданий.

В начинающем хоре вокальные упражнения помогут участникам овладеть правильными приемами дыхания, будут способствовать развитию навыков одновременного пения, расширению диапазона партий и всего хора. Упражнения также помогут освоить правильное звуковедение, будут способствовать верному произношению текста, воспитанию в певцах внимания к требованиям дирижерского жеста. По мере роста художественно-исполнительского мастерства хорового коллектива повышаются и требования, а следовательно, усложняются и вокально-хоровые упражнения.

Вопросы вокально-хоровой техники никогда не должны выпадать из орбиты внимания дирижера. В течение всего процесса занятий руководитель в той или иной форме должен работать над сохранением и повышением мастерства исполнительского коллектива.

Обычно вокально-хоровые упражнения называют распеванием хора, но это определение не совсем точно. Распеванием хора в буквальном смысле этого слова можно назвать упражнения, которые даются хору, чтобы приготовить или, как говорят, «разогреть» хор для репетиционной работы, перед выступлением на концерте. Еще более правильно под распеванием понимать сам процесс подготовки хора к работе.

В работе над техникой руководитель не должен стремиться к большому количеству вокальных упражнений, так как важно не количество и разнообразие , а последовательное применение приемов, преследующих определенную цель.

Одну и ту же мелодию можно использовать для разрешения нескольких задач вокально-хоровой техники, как, например: одновременность вступления, цепное дыхание, пение с различным характером звуковедения, пение на различные слоги, сопоставление нюансов, акценты, внимание к дирижерской руке и т.д. Певцы, не отвлекаясь на разучивание новой мелодии, все свое внимание направляют на выполнение конкретной вокальной задачи. Не надо, следовательно, бояться малого количества попевок для упражнений; это кажущееся однообразие должно быть расцвечено многочисленными и разнообразными приемами.

Приемы можно варьировать в сочетании с задачей, стоящей в данный момент перед дирижером и хором, а также в зависимости от специфических условий, создавшихся на репетиции или концерте. Так, одну и ту же попевку можно спеть закрытым ртом на согласную м или н - для выработки навыка пользования голосовым резонатором и приближения звука к передней части голосового аппарата; на различные слоги - да, ри, ра, мо, му и т.д. - для тренировки дикции и умения твердо и быстро произносить согласные; в разных темпах, с различными нюансами - для выработки гибкости и подвижности хора: на различной высоте - для развития и расширения диапазона и т.д. Для умелого пользования нюансами можно рекомендовать следующие упражнения: постепенное усиление - crescendo и ослабление - diminuendo - на одном звуке, ряде звуков или аккорде.

Главное в выполнении упражнений - это не столько правильное выпевание мелодических попевок или аккордовых соединений (это уже само собой разумеется), сколько те приемы, посредством которых эти упражнения выполняются. И это приемы руководителем хора каждый раз должны быть донесены до сознания певцов - или путем личного показа, или словесным объяснением (лучше - и то и другое). Надо, однако, иметь в виду, что, акцентируя внимание певцов на каком-нибудь одном навыке, руководитель не должен забывать и о других; так, при основной задаче - петь четко, выговаривая согласные, - нельзя не обращать внимание и на качество интонирования, на ансамбль в партии при выполнении задания и т.д. Ограниченность круга упражнений, включенных в работу на определенный период времени, дает возможность певцам без затраты лишних усилий на освоение нового мелодического материала совершенствовать свои вокально-хоровые навыки.

Певцы должны четко осознавать, как они выполнили то или иное задание. Необходимо добиться такого отношения к пению упражнений, чтобы певцы каждый раз получали творческое удовлетворение от правильно выполненного задания.


II.

РАСПЕВАНИЕ ХОРА - вокально-слуховая настройка певцов в начале занятий или перед концертом; имеет целью подготовку каждого певца и всего хора к работе над репертуаром и к концертн. исполнению. Может продолжаться 10-15 мин. и больше. Задача Р. х. - пение на едином, правильном звучании (на дыхании, в правильн. позиции), с чистой интонацией; выработка ансамбля, строя (унисон, пение больших и малых секунд, мелодич. и гармонич. трезвучий и др. аккордов), активизация артикуляц. аппарата, упражн. в нюансировке и т. д. Р. х. должно начинаться с удобных упражнений, на средн. нотах диапазона хор. партий, на небольш. звучности; полезно пение упражн. сверху вниз для наведения на высокую позицию, пение с закр. ртом. Упражнения не должны быть длинными и трудными, их не следует часто менять. Материалом для расп. могут служить также фрагменты из муз. соч. Первые произв. после Р. х. должны являться его естественным продолжением, не быть слишком трудными в вок. отношении.

III.

Распевание может проводиться одновременно со всем хором, по группам (женская, мужская), по хоровым партиям. Распевание, проводимое со всем хором, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам, в процессе распевания, которое обычно длится 10-20 минут, артисты хора помимо разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приемов и навыков.

Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой хоровой партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания.

Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков.

Вариантов упражнений может быть много. Руководитель хора должен уметь подобрать для конкретного состава хора и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения.

Необходимо, чтобы упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.

Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно - часть очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению хора, то имеет большое значение объем выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость хора отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряженное распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая певческая нагрузка артистов хора во время распевания может утомить их и привести к потере певческой формы в процессе концерта.

Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации певческого воспитания хорового коллектива.

В распевке присутствуют все виды вокальной техники:
legato,
cantilena,
staccato,
гаммы и арпеджио (снизу вверх и сверху вниз),
упражнения на длинных звуках,
упражнения для выравнивания гласных (а-е-и-о-у , и-е-а-о-у-) с пропеванием секунд как на различные гласные в комбинации с различными согласными по ступеням: 1-2-1-7-1 или пропеванием терций 5-3-4-2-1 (в этом случае поётся комбинация: на-не-ни-но-ну или: ни-не-на-но-ну или с любой другой согласной в зависимости от места нахождения в диапазоне и цели: близко или округлённо и т.п.).

Хорошо когда во время репетиции параллельно работает индивидуально с хористами вокальный педагог хотя бы по 15-20-30 минут (в зависимости от возможностей).

Распевание в хоре - это настройка коллектива певцов на певческую установку, правильное дыхание и звукообразование, на звучание вокального аппарата. Распевание в хоре должно согласовываться с вокальным строем всего репертуара и направлено на поддержку его звучания. Длительность распевание не должна превышать 10-15 минут от общего репетиционного времени. В распеваниях не всегда имеет смысл доходить до самых крайних звуков диапазона (например, у сопрано: до звуков ля-бемоль, ля, си-бемоль второй октавы - в коллективе с профессионально поставленной хоровой работой; до фа, фа-диез второй октавы - в школьном хоре). Следует помнить, что певческий голос разогревается не скоро и начинает полнообъемно звучать лишь через 30-40 минут после начала репетиции.

Обычно распевка коллектива проводится в тесной связи с обучением детей элементарным основам теории музыки. В таких упражнениях активизируется внимание поющих на интонирование ступеней лада, на пение тонов и полутонов, на хоровой строй В распеваниях большое внимание обращается на правильное дыхание, на элементы звукообразование, на использование регистров и резонаторов, округлость звука и пр. К работе над высокими нотами следует приступать только на разогретых голосах. В распевания могут включаться включаются как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки из поющихся хоровых сочинений.
В хоровой практике получили распространение распевки, основанные на простых полифонических формах - имитация, канон. Такие упражнения развивают слухово-ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий. В работе с хоровыми коллективами младшего и среднего возраста рекомендуется использовать несложные попевки-каноны, построенные на коротких мелодических оборотах. Полезно сочетать распевание коллектива с выработкой навыков пения многоголосия.

Простейший вид выстраивания трезвучия или аккорда - пение гаммы с остановками на звуках аккорда. Кроме этого возможны варианты, в которых такие остановки будут на субдоминантовой или доминантовой гармонии. Это делается как на упражнениях, заранее изученных, так и импровизационно, при помощи «живого нотного стана» - по руке дирижера. Пять пальцев левой руки хормейстера превращаются в нотный стан, т.е. в пять нотный линеек, а пальцами правой руки дирижер показывает местоположение нот, исполняющихся певцами хора. За каждым пальцем правой руки может быть закреплена отдельная хоровая партия: например, за пятым пальцем - вторые альты, за четвертым - первые альты, за третьим - вторые сопрано, за вторым - первые сопрано.

Кроме сказанного добавим, что в многоголосных распеваниях применяется также система устных подсказок, которая благотворно воздействует на выработку гармонического строя. Выстроив в хоре трезвучие (например, ре - фа-диез - ля первой октавы), дирижер затем просит поочередно каждую хоровую партию подниматься или опускаться на некоторый интервал: альты - полтона вниз, первые сопрано - полтона вверх, вторые сопрано - полтона вниз и, допустим, обратно. При этом дирижер внимательно следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания - цепным дыханием, качество и силой звука. В ходе репетиций такие упражнения весьма оживляют творческий процесс и вносят загадочность и импровизационность, заставляя юных певцов быть предельно внимательными и собранными. Отдельные упражнения-распевания могут быть построены по принципу диатонических и хроматических секвенций в восходящем и нисходящем движении."

© 2010-2022