- Преподавателю
- Музыка
- Урок музыки Музыкальные сюжеты в литературе
Урок музыки Музыкальные сюжеты в литературе
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Клименко А.В. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Садовый»
Методическая разработка урока музыки
Урок музыки
с применением информационно - коммуникационных технологий
для учащихся 5 класса по программе Алеева В.В., Кичак Т.Н.
«Музыкальные сюжеты в литературе»
Клименко Антонина Владимировна-
учитель музыки.
452085, Республика Башкортостан, Миякинский район, с.Садовый, ул.Ахметзянова 13.
т. 8-927-327-47-20
с. Садовый
2016г.
ТЕМА. Музыкальные сюжеты в литературе.
ЦЕЛЬ. Показать взаимосвязь музыки и литературы.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
-познакомить обучающихся с творчеством К. В. Глюка;
-формулировать своё отношение к изучаемому произведению, показать взаимосвязь музыки с другими видами искусства, расширить кругозор.
Развивающие:
-развивать чувство ритма, певческие способности, мышление, Воспитательные:
Воспитывать чувства любви к прекрасному, бережному отношению к природе.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. Беседа, ИКТ, рассказ, наглядно-поисковый метод, метод перспективы и ретроспективы, технология критического мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ. Инструмент, мультимедийная установка, наглядные материалы, портреты композиторов, записи музыкальных произведений.
Тип урока: урок изучения нового материала
ХОД УРОКА.
-
Этап Введение в тему
СЛАЙД № 1 Строки стихотворения С.П.Шевырев
ЗВУКИ
Три языка всевышний нам послал,
Чтоб выражать души святые чувства:
Как счастлив тот, кто от него принял
И душу ангела, и дар искусства.
Один язык ЦВЕТАМИ говорит:
Он прелести весны живописует,
Лазурь небес, красу земных харит,-
Он взорам мил, он взоры очарует.
Другой язык СЛОВАМИ говорит:
Простую речь в гармонию сливает,
И сладостной мелодией звучит,
И скрытое в душе изображает
Он мне знаком: на нём я лепетал,
Беседовал в дни юные с мечтами;
Но много чувств я в сердце испытал
И их не мог изобразить словами.
Но есть язык прекраснее того:
Он вам знаком,- о нём себя спросите,
Не знаю - где слыхали вы его,
Но вы на нём так сладко говорите.
Кто научил вас трогать им до слёз?
Кто шепчет вам те сладостные ЗВУКИ,
В которых вы и радости небес
И скорбь души - земные сердца муки,-
Учитель: Скажите, о каких трёх видах искусства идёт речь в стихотворении?
Учитель: Ответы записываются на доске. (ИЗО, литература и музыка)
Учитель: А какие два вида искусства тесно переплетаются в таких жанрах музыки как песня, романс, опера?
Учитель: тема нашего урока звучит.… Один из учеников читает тему урока: «Музыкальные сюжеты в литературе». СЛАЙД №2
Учитель: Сегодня мы с вами вспомним древние мифы.
Учитель: А знаете ли вы, что такое миф? (Миф - это жанр Древнегреческой литературы.)
Учитель: С какими героями мифов вы знакомы?
Учитель: А кто знает такого мифического героя по имени Орфей
СЛАЙД №3
В мифах, о нем рассказывают как о сыне Аполлона, от которого он получает свой инструмент 7-струнную лиру, в которую впоследствии добавил еще 2 струны, сделав ее инструментом 9-ти муз.
Учитель: Античная история Орфея и Эвридики, воплощенная в одном из таких мифов, стала символом вечной любви и безграничной преданности. Вот уже многие века она вдохновляет музыкантов, поэтов, драматургов, живописцев, скульпторов на создание бессмертных произведений. У каждого из них своё видение этой истории, но в основе их творений лежит древнее предание -дошедший до нас благодаря
СЛАЙД №3
Публию Овидию Назону (Publius Ovidius Naso) - древнеримскому поэту, жившему на рубеже двух эпох (43 г. до н. э. - 17 г. н. э.).
СЛАЙД № 4
Здесь вы видите памятник Овидию, на заднем плане которого изображён амур с лирой. Именно здесь - в Овидиополе, названном так в честь великого поэта Древнеримской империи.
(СЛАЙД№5)
Учитель: Так великий оперный композитор Кристоф Виллибард Глюк написал музыку к этому произведению.
Опера «Орфей и Эвридика» самая ранняя опера из традиционно исполняемых в современных театрах, и датируется она 1762 годом.
В основу либретто (кто напомнит, что такое либретто?) положен греческий миф об Орфее и его жене - Эвридике
Учитель:
На севере Греции, во Фракии, жил певец Орфей
Чудесный дар песен был у него, и слава о нём шла по всей земле греков. За песни полюбила его красавица Эвридика.
Она стала его женой. Но счастье их было недолговечно. Однажды Орфей и Эвридика были в лесу. Орфей играл на своей семиструнной кифаре и пел.
Эвридика собирала цветы на полянах. Незаметно она отошла далеко от мужа, в лесную глушь. Вдруг ей почудилось, что кто-то бежит по лесу, ломая сучья, гонится за ней, она испугалась и, бросив цветы, побежала назад, к Орфею. Она бежала, не разбирая дороги, по густой траве и в стремительном беге ступила в змеиное гнездо. Змея обвилась вокруг её ноги и ужалила. Эвридика громко закричала от боли и страха и упала на траву.
(СЛАЙД№6)
Орфей услышал издали жалобный крик жены и поспешил к ней.(СЛАЙД№7)
Но он увидел, как между деревьев мелькнули большие чёрные крылья, - это Смерть уносила Эвридику в подземное царство.
(СЛАЙД№8)
2.этап СЛУШАНИЕ МЕЛОДИИ
Учитель: Опишите характер музыки. Что помогло создать такое настроение в музыке?
Учитель: Велико было горе Орфея. Он ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь по лесам, изливая в песнях свою тоску.
И такая сила была в этих тоскливых песнях, что деревья сходили со своих мест и окружали певца.
Звери выходили из нор, птицы покидали свои гнёзда, камни сдвигались ближе. И все слушали, как он тосковал по своей любимой.
Проходили ночи и дни, но Орфей не мог утешиться, с каждым часом росла его печаль. - Нет, не могу я жить без Эвридики! - говорил он. - Не мила мне земля без неё.
Пусть и меня возьмёт Смерть, пусть хоть в подземном царстве буду вместе с моей любимой! Но Смерть не приходила.
И Орфей решил сам отправиться в царство мёртвых. Долго искал он входа в подземное царство и, наконец, в глубокой пещере Тэнара нашёл ручеёк, который тёк в подземную реку Стикс.
По руслу этого ручья Орфей спустился глубоко под землю и дошёл до берега Стикса. За этой рекой начиналось царство мёртвых.
Черны и глубоки воды Стикса, и страшно живому ступить в них. Вздохи, тихий плач слышал Орфей за спиной у себя - это тени умерших ждали, как и он, переправы в страну, откуда никому нет возврата.
Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами.
Молча причалил к берегу Харон, и тени покорно заполнили лодку.
Орфей стал просить Харона: - Перевези и меня на тот берег! Но Харон отказал: - Только мёртвых я перевожу на тот берег. Когда ты умрёшь, я приеду за тобой! - Сжалься! - молил Орфей. - Я не хочу больше жить! Мне тяжело одному оставаться на земле! Я хочу увидеть мою Эвридику!
Суровый перевозчик оттолкнул его и уже хотел отчалить от берега, но жалобно зазвенели струны кифары, и Орфей запел.
Под мрачными сводами Аида разнеслись печальные и нежные звуки. Остановились холодные волны Стикса, и сам Харон, опершись на весло, заслушался песни. Орфей вошёл в лодку, и Харон послушно перевёз его на другой берег. Услышав горячую песню живого о неумирающей любви, со всех сторон слетались тени мёртвых. Смело шёл Орфей по безмолвному царству мёртвых, и никто не остановил его. Так дошёл он до дворца повелителя подземного царства - Аида и вступил в обширный и мрачный зал.
(СЛАЙД № 9)
Учитель: Высоко на золотом троне сидел грозный Аид и рядом с ним его прекрасная царица Персефона.
Много всяких чудовищ увидел Орфей в царстве мёртвых. Но певец приблизился к трону мрачного владыки и запел о своей любви к Эвридике.
Не дыша, слушала песню Персефона, и слезы катились из её прекрасных глаз. Грозный Аид склонил голову на грудь и задумался. Бог Смерти опустил вниз свой сверкающий меч. Певец замолк, и долго длилось молчание. Тогда поднял голову Аид и спросил: - Чего ты ищешь, певец, в царстве мёртвых? Скажи, чего ты хочешь, и я обещаю тебе исполнить твою просьбу.
Орфей сказал Аиду: - Владыка! Коротка наша жизнь на земле, и всех нас когда-нибудь настигает Смерть и уводит в твоё царство, - никто из смертных не может избежать её.
Но я, живой, сам пришёл в царство мёртвых просить тебя: верни мне мою Эвридику! Отпусти, повелитель, её на землю! Дай ей ещё немного пожить на свете, дай насладиться солнцем, теплом и светом и зеленью полей, весенней прелестью лесов и моей любовью.
Так говорил Орфей и просил Персефону: - Заступись за меня, прекрасная царица! Ты ведь знаешь, как хороша жизнь на земле! Помоги мне вернуть мою Эвридику!
- Я верну тебе Эвридику. Ты можешь увести её с собой наверх, на светлую землю, но не должен видеть её, пока не выйдешь на свет, - сказал Аид. - Возвращайся на землю и знай: следом за тобой будет идти Эвридика. Но не оглядывайся назад и не пытайся посмотреть на неё. Оглянешься - потеряешь её навеки!
Быстро направился Орфей к выходу из царства мёртвых. Как дух, миновал он страну Смерти, и тень Эвридики шла за ним. Они вошли в лодку Харона, и он безмолвно перевёз их обратно к берегу жизни. Медленно поднимался в гору Орфей. Темно и тихо было вокруг и тихо было у него за спиной, словно никто не шёл за ним.
Только сердце его стучало: «Эвридика! Эвридика!». Впереди стало светлеть, близок был выход на землю.
Тревога сжала сердце Орфея: здесь ли Эвридика? Идёт ли за ним? Забыв всё на свете, остановился Орфей и оглянулся. - Где ты, Эвридика? Дай взглянуть на тебя!
(СЛАЙД№10)
Учитель: На мгновение, совсем близко, увидел он милую тень, дорогое, прекрасное лицо... Но лишь на мгновение. Тотчас отлетела тень Эвридики, растаяла во мраке.
Долго сидел Орфей на берегу Стикса один и ждал. Он не дождался никого. Пришлось ему вернуться на землю и жить. Но он не мог забыть свою единственную любовь - Эвридику, и память о ней жила в его сердце и в его песнях.
Учитель: Мы сейчас послушаем ещё один отрывок из этой оперы, прозвучит он на итальянском языке, но вы попробуйте определить, какие события он раскрывает?
ЗВУЧИТ АРИЯ ОРФЕЯ(видео)№11
Учитель: Что здесь происходит? Кто это такие? (фурии в подземном царстве).
Учитель: Этот фрагмент называется «Струн золотых напевы». Как вы думаете, о чем говорят фурии? (они говорят что струн золотых напевы, наш усмирили гнев)
Учитель: Какой музыкальный инструмент помог Орфею вызволить Эвридику?
(СЛАЙД №12)
Учитель: Лира - струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.
Учитель: И какой музыкальный жанр появился благодаря содружеству музыки и мифической литературе?
-ОПЕРА (записать на доске)
ВЫВОД (УЧИТЕЛЬ)
-Мы сейчас с вами выяснили, что без стихов нельзя написать песню, без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу и балет, и, с другой стороны, без музыки мы не прочитали бы замечательных сказок, рассказов былин, повестей . т. д.
Учитель: А как вы думаете, какая музыка вокальная или инструментальная быстрее помогает нарисовать тот или иной образ?
- Почему?
Учитель: Давайте попробуем с помощью вокализа передать настроение: радостное, энергичное, печальное.
3.этап. ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА - РАСПЕВАНИЕ
Учитель: А что такое вокализ? (песня без слов)
4.этап. Физминутка
Учитель: Ну что ж, а теперь я предлагаю немного поразмяться, и сделать не большую физминутку.
5. этап Разучивание новой песни.
Учитель: Ребята скажите, а только ли можно полюбить противоположный пол? Кого еще можно любить?(ответы детей)
(кошку, собаку, и тд.)
Учитель: А можно ли любить свою Родину? Я предлагаю вам разучить новую песню которая называется «Рощица».(текст на экране)
6. этап. Домашнее задание:
Составить кроссворд по теме "Культура Древней Греции"
7. этап. Подведение итогов урока.
Учитель: Пришло время подвести итог нашего урока.
-С каким композитором мы сегодня познакомились? (Кристоф Виллибальд Глюк)
Учитель: Именно он написал оперу на известнейший мифологический сюжет.
- Как называлась эта опера? («Орфей и Эвридика»)
- С какими музыкальными образами этой оперы мы познакомились сегодня?(Орфей, Эвридика, Фурии, Аид, итд.)
Учитель: Вставьте необходимое слово в предложение:
•Романс - это … и музыка. (литература)
•Балет - это …, танец и музыка. (литература)
•Опера - это …, …, музыка, танец, театр.(литература, изобразительное искусство или прикладное)
ВЫВОД :
Учитель: Язык слов и язык музыки…На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но с другой стороны они очень похожи:
• нота(звук) - интонация - фраза - предложение;
• буква(звук) - слово - фраза - предложение,
•Учитель: Какие потери понесла бы музыка, если бы не было литературы?
• Какие музыкальные жанры продолжали бы жить, если бы не было литературы?(вокализ)
• Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
• Могут ли музыка и литература жить друг без друга?
•Так кто же они (музыка и литература) друг для друга - соперники или друзья?