Конспект к уроку музыки

Тема: Живая музыка Цель: 1) Помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость красоты природы «живого        звука»           2) Сформировать отношение к живому исполнению музыки.   Задачи урока:   Обучающие – Формировать творческое воображение учащихся через  коллективное музицирование. Уметь слышать в музыке средства музыкальной выразительности, которые делают музыку красивой и вызывают интерес к слушанью. Активное вовлечение детей в творческую   деятельность на всех этапах урока.   Восп... Как вы себя чувствуете сегодня (до урока)? Опишите свои ощущения, какими они стали теперь.   Почему?   Почему?             Учитель: - «Живая музыка – что это такое?       Термин «живая музыка» появился сравнительно недавно и часто трактуется неверно. Давайте выясним, что попадает под определение «живая музыка», а что нет.      Изначально любая музыка была – живая.      До определенного момента развития технической мысли любая музыка была живой — музыкой, которую исполняли музыканты. Не существовало другой возможности услышать музыку, кроме как пригласить для этого музыкантов.   Учитель: - Ребята, посмотрите, пожалу...   Учитель: Ребята, вы только что, спели песню под живой аккомпанемент и исполнение «под минус». Мне очень хочется задать вам вопрос: Почувствовали ли вы разницу между звучанием? Если да, то, какие ощущения вы испытали? (ответы детей). Рефлексия и вывод урока (проводят сами дети):  Учитель: предлагаю, вам, ребята, вернуться к таблице, которую вы начали заполнять в начале урока. Заполните  вторую колонку. Поделитесь, пожалуйста, вслух, своими впечатлениями. Спасибо за вашу искренность. Но у меня ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 8 классе

Тема: Живая музыка

Цель: 1) Помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость красоты природы «живого звука»

2) Сформировать отношение к живому исполнению музыки.

Задачи урока:

Обучающие -

Формировать творческое воображение учащихся через коллективное музицирование.

Уметь слышать в музыке средства музыкальной выразительности, которые делают музыку красивой и вызывают интерес к слушанью.

Активное вовлечение детей в творческую деятельность на всех этапах урока.

Воспитательные -

Поддерживать устойчивый интерес и любовь к «живой музыке».

Формировать духовно-нравственные и эстетические ценности через слушание и исполнение музыкальных произведений.

Сформировать «заповеди» для слушателей, почему нужно слушать живую музыку.

Развивающие -

Развивать музыкальное мышление при составлении исполнительского плана музыкального произведения.

Развивать детское творчество;

Необходимое оборудование и материалы:

1. Технические средства - компьютер, музыкальный центр.

2. Фортепиано

Ход урока:

Учитель раздаёт ребятам таблицу и просит их заполнить первую колонку.

Как вы себя чувствуете сегодня (до урока)?

Опишите свои ощущения, какими они стали теперь.

Почему?

Почему?


Учитель: - «Живая музыка - что это такое?

Термин «живая музыка» появился сравнительно недавно и часто трактуется неверно. Давайте выясним, что попадает под определение «живая музыка», а что нет.

Изначально любая музыка была - живая.

До определенного момента развития технической мысли любая музыка была живой - музыкой, которую исполняли музыканты. Не существовало другой возможности услышать музыку, кроме как пригласить для этого музыкантов.

Учитель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на этот инструмент? (Скрипка). Существует огромное количество инструментов. Но все они «не живые» и зазвучать могут только в руках большого мастера. Этот инструмент зазвучит в курах Артёма Александрова. Артём учится в Центральной музыкальной школе г. Москва. Сейчас он приехал в гости к бабушке и с огромным удовольствием согласился сегодня поиграть вам.

Слушание музыки: Концерт для скрипки с оркестром №3 1 часть П.И.Чайковского

Учитель: Каждый музыкальный инструмент обладает:
- особым тембром звучания;
- определенным диапазоном звуков;
- музыкально-выразительными динамическими возможностями.

Послушайте, пожалуйста, звучание трубы в исполнении вашего одноклассника Никиты Солдатова.

Слушание музыки: «Триумфальный марш» из оперы Д.Верди «Аида».

Исполнение музыки живым звуком - это самый сложный, и самый натуральный способ музицировать. При таком исполнении не используют никаких электрических устройств. Красота звучания инструментов, громкость и баланс, ансамблевая слаженность и выразительность - абсолютно все аспекты исполнения регулируются исключительно самими музыкантами и зависят только от их мастерства. Это звучание, близкое к человеческому голосу.

Предлагаю, теперь, всем классов сыграть на блок флейте «Осеннее настроение».

Исполнение музыки: «Осеннее настроение»

Учитель: - Ребята, вы только что все вместе участвовали в музыкальном исполнении произведения, в художественном творчестве.

- Давайте на мгновение вспомним работу строителей. Они по кирпичикам собирают дом, в их распоряжении множество строительных материалов, таких как кровельные материалы, фасадные материалы.

Подобная работа и у композиторов - в его распоряжении свои «строительные материалы» - ноты, знаки, ритмы, темпы… Главное - фантазия.

- Сейчас мы с вами попробуем создать свой исполнительский план произведения, используя «строительные материалы» или средства музыкальной выразительности.

- Перечислите мне их, пожалуйста. (ответы детей).

Творческая мастерская: Ребята делятся на небольшие ансамбли и обговаривают исполнительский план произведения «Осеннее настроение», изменяя и планируя свои средства исполнения. Ребятам раздаётся нотное приложение, в котором, ребята могут делать свои пометки. Обсуждая исполнительский план.

Исполнение полученных интерпретаций произведения «Осеннее настроение».

Учитель: Как появилась музыка без музыкантов

Первыми «неживыми» альтернативами, не требующими участия музыкантов, стали музыкальные шкатулки и шарманки. Одной из вершин механических музыкальных устройств, сталои «механическое фортепиано», «музыкальные шкатулки» и «музыкальные табакерки».

Слушание музыкальной шкатулки

Учитель: С появлением звукозаписывающих устройств исчезла необходимость каждый раз прибегать к услугам музыкантов.

У человека появился выбор - слушать звукозапись или музыку в живом исполнении. Сегодня существует несколько вариантов живого исполнения:

  • живой звук, полностью живое исполнение;

  • частично живое исполнение (пение под фонограмму «минус»).

Учитель: Различают вокальное, инструментальное и смешанное музыкальное исполнение.

В зависимости от количества исполнителей музыкальное исполнение подразделяется, на сольное и на коллективное.

Учитель: Понимаете, на свете все инструменты созданы руками человека. Есть только один инструмент, который не управляется руками, - это голос человека. Он самый тонкий, самый сложный. Если, конечно, петь по-настоящему, а не под фонограмму. Голос - это первый акустический инструмент. Им можно вещать где угодно и когда угодно.

Вокальное искусство - исполнение музыки голосом; искусство передавать выразительными средствами певческого голоса содержание музыкального произведения.
Различают виды вокального искусства:
- сольное (одиночное, одноголосное);
- ансамблевое (групповое);
- хоровое (массовое).

Исполнение песни: «Мгновения»

Учитель: В вокальном искусстве выделяется частично живое исполнение - исполнение «под минус»

Оно появилось совсем недавно. Часть музыкального материала (например ритмическая основа, басовая партия и гармония), а иногда и весь музыкальный материал предварительно записывают в студии на электронный носитель. Во время концертного выступления часть музыки исполняется музыкантами, а часть воспроизводится с носителя. Иногда из всего состава музыкантов остается только один вокал, а все инструментальные партии воспроизводятся в записи. Такое исполнение можно назвать «частично живое». И всё-таки присутствие музыканта, хотя бы одного, позволяет причислить этот вариант исполнения к категории «живая музыка».

Исполнение песни: «Есть только миг» (под фонограмму).

Конец формы

Конец формы

Учитель: Ребята, вы только что, спели песню под живой аккомпанемент и исполнение «под минус». Мне очень хочется задать вам вопрос: Почувствовали ли вы разницу между звучанием? Если да, то, какие ощущения вы испытали? (ответы детей).

Рефлексия и вывод урока (проводят сами дети):

Учитель: предлагаю, вам, ребята, вернуться к таблице, которую вы начали заполнять в начале урока. Заполните вторую колонку. Поделитесь, пожалуйста, вслух, своими впечатлениями. Спасибо за вашу искренность. Но у меня для вас есть ещё одно предложение: составить ЗАПОВЕДИ нашим младшим ученикам, которые должны убедить их в важности играть и слушать, именно, ЖИВУЮ МУЗЫКУ.





© 2010-2022