Что стало бы с литератрой если бы не было музыки

Тема четверти: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»Тема урока: «Сказка в музыке».Тип урока: вводный расширяющий.Жанр урока: викторина.Цель урока: осмысление и освоение учащимися жанра "оперы-сказки" на примере оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила".Задачи урока:1. Образовательная. Отработка умений самостоятельно применять знания. Довести до сознания учащихся, что с помощью различных средств музыкальной выразительности можно передать сказочно-эпический и былинный колорит, красочны...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 5

Тема четверти: "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»

Тема урока: «Сказка в музыке».

Тип урока: вводный расширяющий.

Жанр урока: викторина.

Цель урока: осмысление и освоение учащимися жанра "оперы-сказки" на примере оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила".

Задачи урока:

1. Образовательная. Отработка умений самостоятельно применять знания. Довести до сознания учащихся, что с помощью различных средств музыкальной выразительности можно передать сказочно-эпический и былинный колорит, красочные образы фантастики, правдивое воплощение народных образов.

2. Развивающая. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности, к музыке и к жизни. Умение содержательно и лаконично излагать свои мысли об искусстве, "вжиться" в художественный образ, понимать логику его развития.

3. Воспитательная. Воспитание слушательской и исполнительской культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Музыкальный материал: М. Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Увертюра к опере; "Марш Черномора".

Содержание урока. Сегодня вы познакомитесь с оперой М. И. Глинки "Руслан и Людмила». Это сказочно-эпическое произведение послужило началом целой эпической линии в русском оперном творчестве. Сам Глинка назвал ее "большой волшебной оперой". Опера написана по одноименной юношеской поэме А. Пушкина. Еще в 1837 году Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет поэмы "Руслан и Людмила". Глинка мечтал, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто. Но Пушкин неожиданно трагически погиб на дуэли с Дантесом в 1837 году. В 1838 году началась работа над сочинением. Либретто составляло несколько человек, в том числе Глинка. В основном либретто писал В. Ширков. Он сумел сохранить некоторые строки из поэмы. 27 ноября 1842 года состоялась премьера оперы в Петербурге, на сцене Большого театра. Опера М. Глинки отличается от поэмы Пушкина своим тоном: у Пушкина поэма написана в игривом плане, а у Глинки - настоящий былинный склад, неторопливое развитие, серьезное повествование.

Творческие задания.

1. Сейчас мы послушаем увертюру к опере "Руслан и Людмила". (Звучит увертюра). Разделить учащихся на три команды. Раздать листы с заданием.

1 задание: выделить на листочках то, что относится к увертюре.

(Послушать увертюру еще раз). Разобрать по командам это задание.

2. Раздать командам разрезанные по действиям лисы с сюжетом оперы.

2 задание: расставить сюжет по действиям и пронумеровать. Попробовать пересказать.

3. Карлик Черномор появлялся на сцене безмолвно, не произнося ни одного слова, не спев ни одной ноты. Прослушать "Марш Черномора".

Зачитать отрывок из 2 песни поэмы, где описан образ Черномора. Вопрос: - В чем заключалась сила Черномора? Ответ: - В его длинной седой бороде.

Вопрос: - Какие две группы инструментов были использованы

композитором для изображения Черномора и его волшебного царства?

Ответ: - Глинка использовал группу духовых и группу ударных инструментов.

3 задание. Раздать командам листы с заданием.

I. Выберите нужные слова, передающие характер марша: мощно, страшно, печально, бодро, чуть-чуть смешно, неуклюже, весело, поэтично, сильно, грозно.

II. Подчеркните средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор для создания образа Черномора.

1. Форма: двухчастная, трехчастная;

2. Темп: быстрый, медленный, средний;

3. Лад - мажор, минор (уточнить, какой лад в какой части);

4. Подчеркните интонации, подходящие к каждой части. Над подчеркнутой интонацией отметьте цифрой часть марша: мощная, грозная, жалобная, устрашающая, сказочная, суровая, прозрачная, волшебная, строгая, забавная.

5. Динамика (относительно каждой части): p, ff, mf, f, mp, pp, cresh. (<), dimin. (>).

6. Тембр. Подчеркните названия музыкальных инструментов и укажите сверху часть марша: барабан, колокольчики, скрипки, треугольники, фортепиано, трубы, бубен.

7. Какие средства музыкальной выразительности делают этот марш сказочным?

Подчеркните, что считается верным: ладовое изменение, смена громкого звучания на тихое, смена темпа, ритмический рисунок, постоянно меняющиеся интонации и тембр музыкальных инструментов. (Во время выполнения задания еще раз дать послушать "Марш Черномора"). Время вып. - 5 минут.

Затем попросить команды поменяться листами. Выделить красной ручкой то, что каждая команда считает неправильным. Оценить работы друг друга (+, -).

Приступить к обсуждению заданий. Представитель от каждой команды комментирует и оценивает работу команды-соперника. Совместное обсуждение. Определение победителя.

Итог урока. Характеристика Черномора была передана оркестру, и оркестр выразительным образом рисовал и злое чародейство Черномора, и его самодовольное тщеславие.Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает справедливость. Музыка, являясь главным героем сказки, проявляет свою силу: помогает в трудную минуту, пробуждает чувства.







© 2010-2022