Урок музыки на тему Жанры народных песен

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Администрации Пуровского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

п. Пурпе Пуровского района


Урок музыки на тему Жанры народных песен



Методическая разработка

«Урок музыки « Жанры народных песен»






Автор:

Сары Галина Георгиевна,

Педагог дополнительного образования,

Учитель ритмики и хореографии




Пурпе. 2013 г.


Тема урока: Жанры народных песен.

Цели урока: ознакомить учащихся с народными песнями разных жанров, показать их многообразие: плясовые, хороводные, шуточные солдатские, лирические. Научить делать разбор музыкального произведения и определять общий характер.

Научить находить соответствующий ритмический рисунок к музыкальному жанру.

Прививать любовь к народной песне. Научить чисто и выразительно интонировать и петь легко, свободно.

Оборудование для учителя: портреты композиторов, дидактический материал "Солныш-

ко"-жанры, карточки.

ТСО: музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, музыкальные инструменты: аккордеон, синтезатор "Casio", видео и аудиокассеты с музыкальными фрагментами.

Для учащихся: карточки "Узнай ритм", карточки к игре "Узнай жанр".


План урока:

1. Организационный момент:

  1. вход учащихся под музыку русской народной песни "Светит месяц";

  2. приветствие - ритмическое.

2. Изучение и знакомство с новой темой:

  1. жанры народной песни - с использованием дидактического материала "Солнышко";

  2. просмотр и слушание фрагмента телепередачи "Играй гармонь";

  3. исполнение мелодии и песни "Пойдуль я..."

  4. "Ветка сирени" - слушание.

3. Музыкально-ритмические движения:

  1. "Солдатушки" - марш;

  2. "Пойдуль я..." - песня-пляска;

  3. "Во поле береза стояла..." - хоровод.

4. Хоровое и ансамблевое исполнение:

  1. "Пойдуль я..." - русская народная песня;

  2. "Солдатушки, бравы ребятушки...";

  3. "Во поле береза стояла..." - русская народная песня;

  4. "Частушки".

5. Музыкальная азбука:

  1. упражнение - "Прохлопай ритм";

  2. игра "Кто в домике живет?".

6. Итог урока:

  • контроль усвоения учебного материала - повторение жанров;

  • оценка знаний учащихся;

  • домашнее задание: решить кроссворд из названий народных жанров.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте красны-девицы и добры-молодцы! Поклон в народном стиле.

Учитель: На уроках музыки мы с вами разнообразные песни, как народные, так и композиторские. Скажите, пожалуйста, чем отличаются народные песни от композиторских?


Ответы детей.

Учитель: Да, народные песни слагал народ. Раньше люди, особенно деревенские, в большинстве своем были неграмотные, песни сочиняли и передавали друг другу по памяти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Народные песни проще композиторских и отличаются своей мелодичностью и певучестью. Композиторская же песня пишется композитором. Кто же такой - композитор?


Ответы детей.

Учитель: Правильно! Чтобы сохранить традиции, обычаи, песни в России стали издаваться сборники русских народных песен и обрядов. Первые такие издания появились в 18 веке и в их издании принимали участие и композиторы. Также в своих произведениях многие композиторы обращались к народному творчеству и среди них А.Н. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, П.И. Чайковский и другие.

Сегодня я не зря в такой вот русский народный костюм, потому, что мы совершим путешествие в мир народных песен и узнаем о жанрах. Тема сегодняшнего урока звучит так - "Жанры народных песен". А вот какие же жанры бывают, мы узнаем посмотрев на лучи нашего необычного "Солнышка".

Кто мне скажет, что такое ЖАНР?


Ответы детей.

Учитель: Ну, а теперь посмотрите, какие жанры русской народной песни бывают.

ЛИРИЧЕСКИЕ,

ТРУДОВЫЕ,

ОБРЯДОВЫЕ,

ШУТОЧНЫЕ,

ПЛЯСОВЫЕ,

СОЛДАТСКИЕ,

КАЛЕНДАРНЫЕ,

ИГРОВЫЕ,

ХОРОВОДНЫЕ.

И сегодня с некоторыми из них мы познакомимся. О чем же поется в русских народных песнях?

Ответы детей (о любви, о природе, о родине, о труде и др.)

Учитель: - А может ли народная песня выразить настроение человека, его мысли, характер и почему? Потому, что музыка бывает разной - медленной, серьезной, лирической, печальной и наоборот, веселой, быстрой, шуточной.

И в настоящее время народная песня пользуется большой популярностью. Она звучит и на радио и на телевидении, вы наверное многие знаете и смотрите программу "Играй гармонь".

Русская народная песня очень часто звучит на концертах в КС К нашего поселка в исполнении образцового ансамбля "Забава", ансамбля "Балалайка" и самодеятельных исполнителей.

Давайте просмотрим небольшой фрагмент телепередачи "Играй гармонь" и узнаем, любит ли русский народ народную песню?


Просмотр фрагмента и мнение ребят по поводу увиденного.

Учитель: Правильно, русский народ любит народную песню и от души их поет. Я сейчас наиграю фрагмент песни, а вы узнаете как она называется.


Ответы детей.

Учитель: Правильно! Обратите внимание, что перед вами карточки с заданиями. Вам нужно прохлопать заданный ритм. Кто догадался ритм какой песни вы прохлопали?


Ответы детей.

Учитель: Правильно, а теперь споем и станцуем для наших гостей. Исполняется русская народная песня "Пойдуль я..."

Учитель: - Как вы думаете, к какому жанру относится наша песня? К плясовому, по тому, что веселая по характеру, но я затрудняюсь выбрать из этих карточек, соответствующую плясовому жанру. Кто мне поможет?

Урок музыки на тему Жанры народных песен

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию и скажите, песни какого жанра исполняют военные? СОЛДАТСКИЕ песни. А в какой песни звучат такие слова: "Наша слава - русская держава..."

Правильно! Давайте вместе споем и красиво промаршируем.

Песня "Солдатушки, бравы ребятушки..."

Учитель: А сейчас сделаем разбор песни:

характер - веселый, торжественный; темп - умеренный; ритм - четкий, маршевый, бодрый; динамика - громко.

Учитель: Отгадайте загадку:

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане, (берёза)

А теперь выберем карточку с соответствующим песне ритмическим рисунком

Урок музыки на тему Жанры народных песен


Береза символ красоты русской природы. И следующий жанр русской песни, который мы рассмотрим - это ХОРОВОДНЫЙ. Это жанр, в котором музыкальное искусство, тесно связано с элементами театрального и хореографического действия.

А вы знаете русскую народную песню про березу?

Давайте попросим наших гостей поиграть и попеть вместе с нами.

Исполняется хоровод "Во поле береза стояла". Затем гостям предлагается выбрать карточку с соответствующим ритмическим рисунком, а дети, если нужно их поправляют.

Урок музыки на тему Жанры народных песен

Учитель: Наше путешествие продолжается, дети, как вы думаете, к какому жанру относится частушка?


Ответы детей.

Учитель: Правильно, частушка относится к ШУТОЧНОМУ жанру, но обратите внимание на то, что частушки могут быть по характеру веселыми и страдальческими. А что такое частушка? Частушка - это маленькая песенка, которая в шутливой форме может о многом рассказать. Возникли частушки в России. Это быстрые песенки, в четком ритме, мелодия у них короткая, и как правило один куплет, который много раз повторяется с разными словами. А мы с вами тоже знаем частушки и давайте, исполним их нашим гостям. Только разделимся на две группы: добры-молодцы встанут в одну шеренгу, а красны-девицы - в другую.


Исполняются частушки.

Учитель: Дети, вам понравилось как вы спели? Тогда давайте друг другу похлопаем.

А русские люди всегда любили веселиться и сочинять частушки во время праздничных гуляний прямо на ходу.

Как вы думаете, что нам нужно дальше делать? Правильно, выбрать соответствующую
карточку.

Урок музыки на тему Жанры народных песен

Учитель: Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром - это ЛИРИЧЕСКИЙ жанр, который включает в себя лирические народные песни.

Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Эти песни привлекают своих слушателей своей душевностью, плавностью, мелодичностью.

Такими качествами обладает и русская народная лирическая песня "Ветка сирени", которую я вам спою.


Исполняется песня "Ветка сирени".



Учитель: Какие мысли и чувства, передает эта песня?

Кто из вас поможет мне подобрать карточку, соответствующую прозвучавшей песне?

Урок музыки на тему Жанры народных песен

Учитель: И в завершении нашего путешествия мы поиграем в игру "Кто живет в домике?" Игра.

Дети прослушивают музыкальные фрагменты и поднимают карточки с жанрами прозвучавших народных песен.

Учитель: Итак, ребята, с какими жанрами мы сегодня познакомились? Чем они отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему народная песня быстрей и лучше запоминается?

Да, потому, что народная песня ближе и родней людям, ее поют дети и взрослые, бабушки и дедушки. Давайте вместе прочтем следующие слова:

«СЛУШАЙ PУССKУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ И ТЫ ПОЛЮБИШЬ РОССИЮ»


Выставление оценок.


Домашнее задание.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось, ребята? До свидания!


© 2010-2022