- Преподавателю
- Музыка
- Конспект урока по музыке тема Портрет в музыке. (3 класс)
Конспект урока по музыке тема Портрет в музыке. (3 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суворкова Н.Ф. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект
урока музыки для учащихся 3 -го класса
учителя музыки Суворковой Нэйли Фалюровны
МАОУ СОШ № 76
Г.Перми
День, полный событий. Портрет в музыке
«В каждой интонации спрятан человек»
Урок в III классе 1-я четверть 7 урок
Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации знаний .
Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами через интонацию.
Задачи урока:
Образовательные:
-объяснить смысл и значение музыкальной интонации;
- начало целенаправленного освоения интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;
- познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности ;
- на музыке С.С. Прокофьева учить детей анализировать музыкальное произведение, особенности музыкального языка композитора;
- вокализация мелодий С.С. Прокофьева.
Развивающие:
-развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение;
-развивать умение передавать характер музыки голосом;
- развивать общеучебные умения.
Воспитывающие:
- воспитывать толерантность к чужим ошибкам и другому мнению:
Использование технологий:
- технология развития процессов восприятия музыкальных произведений;
- технология формирования певческой культуры;
- технология развития ассоциативно-образного мышления;
- технология использования УМК
Формы работы на уроке: слушание, интонационно-образный анализ, хоровое пение.
Метапредметные умения ( УУД)
предметные умения: формирование умения проводить интонационно- образный анализ произведения;
личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок;
регулятивные: принимать и удерживать учебные задачи; включаться в процесс решения поставленных задач;
познавательные: с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осозновать необходимость нового знания;
коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.
Учебно-методический комплект (УМК):
Музыкальный материал: музыка С.С.Прокофьева и Э.Грига (фонохрестоматия):
- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;
- песня «Болтунья»;
- «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»;
- фрагменты из балета «Золушка» С.С Прокофьева;
- « Песенка о капитане» И.О.Дунаевского
Учебный материал:
- учебник Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной «Музыка» 3класс;
- хрестоматия к учебникам «Музыка 1-3 классы».
Наглядный материал:
- доска: «Тема: «Потрет в музыке». Эпиграф: «В каждой интонации спрятан человек» В.Медушевский.
- понятие: выразительность (Ч - чувства, М - мысли, Х - характеры);
- изобразительность, выразительность, контраст, скороговорка интонация;
- портрет композитора С.С. Прокофьева.
- видеофрагмент из балета « Золушка»
Приложение для учителя: стихотворение А.Л.Барто «Болтунья».
Оборудование: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран.
Ход урока:
1.Организационный момент:
Ребята входят в класс под музыку Э. Грига « Утро»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Под какую музыку вы вошли в класс?
Дети: «Утро» Э. Грига.
Учитель: Какое настроение у вас было, когда вы шли сегодня в школу?
( ответы детей)
Учитель: Часто наше настроение зависит от общения с другими людьми
Приведите примеры таких ситуаций.
( ответы детей)
2. Изучение нового материала:
Учитель: В течение дня человек обычно общается с окружающими его людьми. Представим и мы, что музыка познакомит нас с разными героями - персонажами сказок и реальными людьми.
Учитель: Сегодня мы понаблюдаем, может ли композитор передать портрет человека. Сейчас я вам прочитаю стихотворение замечательной русской писательницы А. Барто.
Послушайте его внимательно.
Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций.
- Почему?
- Как вы определили?
Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ.
А сможет ли композитор передать музыкой скороговорку ?
Дети: Да.
Учитель: Какую бы музыкальную интонацию вы использовали, если бы написали песню? (ритмическую, выразительную)
Давайте послушаем песню «Болтунья», которую написал С. Прокофьев, как бы вы узнали по музыке, что девочка болтунья?
Дети: Она будет исполнена в быстром темпе.
Слушание: « Болтунья»
Учитель: Какими музыкальными средствами композитор нарисовал нам портрет девочки?
(Дети отвечают).
Учитель: Цель нашего урока: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками- масляными, акварельными, гуашью. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.
Откройте учебник на странице 26-29. Внизу на с.26 мы видим понятия «выразительность» и «изобразительность». (То же на доске).
Музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них - это музыкальная выразительность;
Музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях - это музыкальная изобразительность (показ на доске).
Мы с вами исполним фрагмент, который много раз повторяется - это начальная интонация;
- играю начало, пою, прошу подготовленного ребёнка исполнить соло, прошу исполнить первый ряд легко и озорно;
- прошу ребёнка на втором ряду исполнить тот же фрагмент активно, убедительно, решительно;
- далее - то же самое прошу исполнить второй ряд;
- третий ряд исполняет фрагмент в характере колыбельной («Лида устала болтать»).
Учитель: Видите, как с изменением интонации меняется содержание, музыка!
А теперь следующий музыкальный портрет.
На экране сцены из балета «Ромео и Джульетта» и портрет Г.Улановой в роли Джульетты - говорю об этом учащимся.
Учитель: Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало «Джульетты-девочки».
Дети: Джульетта.
Учитель: Какой у неё характер? Что она делает?
Дети: Озорной, она бегает.
Учитель: Эта интонация построена на гамме до мажор, которая быстро взлетает вверх.
- поём гамму сольфеджио;
- постепенно ускоряем на слог «лё».
На с.29 учебника смотрим графику тем. Играю, говорю, что темы контрастны, т.е. различны. Это было в «Болтунье» и есть в «Джульетте».
Учитель: Подумайте, почему С.Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами.
Слушаем «Джульетта-девочка».
Учитель: Какой нам нарисовал Джульетту С.Прокофьев?
Дети: Она лёгкая, мечтательная, влюблённая.
Учитель: Какими музыкальными средствами композитор передал нам это?
Посмотрите отрывок из музыкального спектакля. Вспомните, как называется такой спектакль, где все танцуют? Какая сказка лежит в основе этого балета? (фрагмент балета «Золушка» С. Прокофьева)
Дети: Это балет «Золушка»
Учитель: Расскажите о том, какие чувства испытывает девушка, попавшая на бал в королевский дворец. Представьте себя в роли дирижеров симфонического оркестра.
Передайте выразительными движениями рук взволнованность, трепет, восторг, радость.
Учитель: Мы сегодня на уроке рассмотрели три музыкальных портрета. Это были юные образы девушек. А нарисовал нам их музыкальные портреты С. С. Прокофьев. Мы можем смело назвать этого композитора - мастером музыкального портрета.
Музыка - искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую мечтательную Джульетту, и добрую Золушку.
Домашнее задание: нарисовать портрет одной из наших героинь.
Учитель: В заключении мы исполним хором песню « Песенка о капитане» И.О.Дунаевского
Исполнение.
3.Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня на уроке мы выяснили, что музыкальная и речевая интонация является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слушателя.
Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы!
4.Выставление оценок.
5