Конспект урока по музыке тема Портрет в музыке. (3 класс)

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект

урока музыки для учащихся 3 -го класса

учителя музыки Суворковой Нэйли Фалюровны

МАОУ СОШ № 76

Г.Перми













День, полный событий. Портрет в музыке

«В каждой интонации спрятан человек»

Урок в III классе 1-я четверть 7 урок


Тип урока: урок изучения нового материала и систематизации знаний .

Цель урока: формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры. Устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами через интонацию.

Задачи урока:

Образовательные:

-объяснить смысл и значение музыкальной интонации;

- начало целенаправленного освоения интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;

- познакомить учащихся со средствами музыкальной выразительности ;

- на музыке С.С. Прокофьева учить детей анализировать музыкальное произведение, особенности музыкального языка композитора;

- вокализация мелодий С.С. Прокофьева.

Развивающие:

-развивать умение вслушиваться и анализировать музыкальное произведение;

-развивать умение передавать характер музыки голосом;

- развивать общеучебные умения.

Воспитывающие:

- воспитывать толерантность к чужим ошибкам и другому мнению:

Использование технологий:

- технология развития процессов восприятия музыкальных произведений;

- технология формирования певческой культуры;

- технология развития ассоциативно-образного мышления;

- технология использования УМК

Формы работы на уроке: слушание, интонационно-образный анализ, хоровое пение.

Метапредметные умения ( УУД)

предметные умения: формирование умения проводить интонационно- образный анализ произведения;

личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок;

регулятивные: принимать и удерживать учебные задачи; включаться в процесс решения поставленных задач;

познавательные: с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осозновать необходимость нового знания;

коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.

Учебно-методический комплект (УМК):

Музыкальный материал: музыка С.С.Прокофьева и Э.Грига (фонохрестоматия):

- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;

- песня «Болтунья»;

- «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»;

- фрагменты из балета «Золушка» С.С Прокофьева;

- « Песенка о капитане» И.О.Дунаевского

Учебный материал:

- учебник Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной «Музыка» 3класс;

- хрестоматия к учебникам «Музыка 1-3 классы».

Наглядный материал:

- доска: «Тема: «Потрет в музыке». Эпиграф: «В каждой интонации спрятан человек» В.Медушевский.

- понятие: выразительность (Ч - чувства, М - мысли, Х - характеры);

- изобразительность, выразительность, контраст, скороговорка интонация;

- портрет композитора С.С. Прокофьева.

- видеофрагмент из балета « Золушка»

Приложение для учителя: стихотворение А.Л.Барто «Болтунья».

Оборудование: магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийный экран.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Ребята входят в класс под музыку Э. Грига « Утро»

Учитель: Здравствуйте, ребята! Под какую музыку вы вошли в класс?

Дети: «Утро» Э. Грига.

Учитель: Какое настроение у вас было, когда вы шли сегодня в школу?

( ответы детей)

Учитель: Часто наше настроение зависит от общения с другими людьми

Приведите примеры таких ситуаций.

( ответы детей)

2. Изучение нового материала:

Учитель: В течение дня человек обычно общается с окружающими его людьми. Представим и мы, что музыка познакомит нас с разными героями - персонажами сказок и реальными людьми.

Учитель: Сегодня мы понаблюдаем, может ли композитор передать портрет человека. Сейчас я вам прочитаю стихотворение замечательной русской писательницы А. Барто.

Послушайте его внимательно.

Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций.

- Почему?

- Как вы определили?

Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ.

А сможет ли композитор передать музыкой скороговорку ?

Дети: Да.

Учитель: Какую бы музыкальную интонацию вы использовали, если бы написали песню? (ритмическую, выразительную)

Давайте послушаем песню «Болтунья», которую написал С. Прокофьев, как бы вы узнали по музыке, что девочка болтунья?

Дети: Она будет исполнена в быстром темпе.

Слушание: « Болтунья»

Учитель: Какими музыкальными средствами композитор нарисовал нам портрет девочки?

(Дети отвечают).

Учитель: Цель нашего урока: узнать, какими музыкальными красками можно нарисовать портрет. Художник, чтобы нарисовать картину может пользоваться красками- масляными, акварельными, гуашью. Так же и композитор может пользоваться красками, но только музыкальными.

Откройте учебник на странице 26-29. Внизу на с.26 мы видим понятия «выразительность» и «изобразительность». (То же на доске).

Музыка выражает чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них - это музыкальная выразительность;

Музыка может рассказывать нам о картинах природы и различных движениях - это музыкальная изобразительность (показ на доске).

Мы с вами исполним фрагмент, который много раз повторяется - это начальная интонация;

- играю начало, пою, прошу подготовленного ребёнка исполнить соло, прошу исполнить первый ряд легко и озорно;

- прошу ребёнка на втором ряду исполнить тот же фрагмент активно, убедительно, решительно;

- далее - то же самое прошу исполнить второй ряд;

- третий ряд исполняет фрагмент в характере колыбельной («Лида устала болтать»).

Учитель: Видите, как с изменением интонации меняется содержание, музыка!

А теперь следующий музыкальный портрет.

На экране сцены из балета «Ромео и Джульетта» и портрет Г.Улановой в роли Джульетты - говорю об этом учащимся.

Учитель: Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало «Джульетты-девочки».

Дети: Джульетта.

Учитель: Какой у неё характер? Что она делает?

Дети: Озорной, она бегает.

Учитель: Эта интонация построена на гамме до мажор, которая быстро взлетает вверх.

- поём гамму сольфеджио;

- постепенно ускоряем на слог «лё».

На с.29 учебника смотрим графику тем. Играю, говорю, что темы контрастны, т.е. различны. Это было в «Болтунье» и есть в «Джульетте».

Учитель: Подумайте, почему С.Прокофьев показывает нам Джульетту не одной, а несколькими темами.

Слушаем «Джульетта-девочка».

Учитель: Какой нам нарисовал Джульетту С.Прокофьев?

Дети: Она лёгкая, мечтательная, влюблённая.

Учитель: Какими музыкальными средствами композитор передал нам это?

Посмотрите отрывок из музыкального спектакля. Вспомните, как называется такой спектакль, где все танцуют? Какая сказка лежит в основе этого балета? (фрагмент балета «Золушка» С. Прокофьева)

Дети: Это балет «Золушка»

Учитель: Расскажите о том, какие чувства испытывает девушка, попавшая на бал в королевский дворец. Представьте себя в роли дирижеров симфонического оркестра.

Передайте выразительными движениями рук взволнованность, трепет, восторг, радость.

Учитель: Мы сегодня на уроке рассмотрели три музыкальных портрета. Это были юные образы девушек. А нарисовал нам их музыкальные портреты С. С. Прокофьев. Мы можем смело назвать этого композитора - мастером музыкального портрета.

Музыка - искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую мечтательную Джульетту, и добрую Золушку.

Домашнее задание: нарисовать портрет одной из наших героинь.

Учитель: В заключении мы исполним хором песню « Песенка о капитане» И.О.Дунаевского

Исполнение.

3.Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня на уроке мы выяснили, что музыкальная и речевая интонация является важнейшей из основ, на которых базируется выразительность музыки, её способность воздействовать на слушателя.

Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке. Молодцы!

4.Выставление оценок.



5

© 2010-2022