Урок по музыке на тему Музыка крымскотатарского народа

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 класс

Тема урока «Музыка крымскотатарского народа»

«Доброе братство - дороже богатство»

Цель урока: познакомить с музыкой крымскотатарского народа

Образовательная задачи:

познакомить с народной и композиторской музыкой крымскотатарского народа, в образовательной игре обобщить знания по русскому и крымскотатарскому фольклору

Воспитательная (нравственная) - прививать уважение к культуре другого народа, чувство дружбы и толерантности.

.

Развивающая: развитие вокально - хоровых навыков, ритмических, сценических, творческих способностей. Тип урока: углубление в тему

Форма урока: беседа, игра

Содержание урока

1. «Хайтарма» - крымскотатарский народный танец - слушание, определение принадлежности к народу, вид, характер, настроение, разучивания элементов танца.

2. «Луженый казан» - крымскотатарская народная песня - слушание, определение вида народной песни, характер, настроение.

3. «Здравствуй, Крым!» - слова и музыка Э.Асанова - знакомство с историей создания песни, с композитором, слушание.

4. «Дружба и достлук»- сл. муз. Л. Джемалядиновой - разучивание 3 - его куплета, работа над текстом, произношением, ритмическим рисунком.

5. «Хоран» - народный крымскотатарский танец

Оборудование:

1.магнитофон

2.телевизор

3. видеоплеер

4.фортепиано

5. наглядности к уроку

6. раздаточный материал

7.презентация

Ход урока

Весь мир - моя страна

Все люди - мои братья

И добро - моя религия

И на свете есть только одна

Национальность - Человек!

(Цитата из х/ф «Людские заботы»)

1.Организационный момент

2. Сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с музыкой разных народов,

проживающих у нас в Крыму. Наш урок называется «Доброе братство - дороже богатства», как вы это понимаете?

( только дружба народов и взаимоуважение может дать возможность людям жить в мире и согласии)

- Эпиграф нашего урока звучит так: (прочитать), как вы понимаете эти слова? (рассуждаем)

- Всё, что вы сказали ребята, верно, неважно какой ты религии, какой национальности, и на каком языке ты говоришь, главное быть хорошим человеком. Музыка не имеет границ, её язык понятен всем. И сегодня у нас в гостях коренной народ крымского полуострова, встречайте гостей!

(Звучит музыка - «Хайтарма», дети входят под музыку, исполняя народный танец )

-Ребята, как вы думаете, какой народ у нас в гостях?

(крымскотатарский народ)

-Верно, А может кто - то знает, как называется этот танец?

(«Хайтарма»)

Слово хайтарма переводится как возвращение, и связано с историей этого народа, который очень любит свою Родину несмотря на все невзгоды, которые пришлось им пережить в изгнании. В годы ВОВ 18 мая 1944 года весь крымскотатарский народ был депортирован (выслан из Крыма) и незаконно обвинён в предательстве.

(Смотрим фрагмент из х/ф «Хайтарма»)

-Но это не сломила их, они сумели сохранить свой язык, обычаи и культуру, и национальную одежду. Обратите внимания на наших исполнителей танца, они в национальной одежде. Может из присутствующих ребят этой национальности знают, как называются головные уборы?

(у девушек - фес, у юношей - халпах)

-На костюмах, как и у каждого народа есть свой орнамент и обязательно пояса.

Слово танец на крымско-татарском языке оюн, а песню называют на двух диалектах: степные кр. татары (Черноморск) называют - йыр, южная сторона - тюркю, а частушки - чины. В одной из легенд рассказывается, что во время народного праздника, то есть гулянья, где девушки и парни состязались по чинам, между одним парнем и девушкой, в которую он был безумно влюблён, и которая его не замечала, возник спор на чины . Девушка тогда сказала, что если она проиграет в чинах ему, то выйдет за него замуж. Их спор длился два года, как вы думает, чем он закончился? (верно, свадьбой) Ну, а на свадьбах все любят танцевать «Хайтарму».

(звучит муз. сигнал для физминутки - разучиваем элементы танца «Хайтармы»)

- На свадьбах также звучат и песни, и мы сейчас с вами послушаем одну из старинных народных песен. Вы же ребята, постарайтесь определить, какому виду народных песен она относится?

(Слушание песни «Лужёный казан»)

Анализ: определение вида, характера, настроение

(вокальное, песенное и танцевальное, весёлое, шуточное, игривое, яркое)

Кроме народных песен, у этого народа есть и композиторские песни, одна из которых родилась вдали от Родины, её написал Эдип Асанов, слова тоже принадлежат ему.

Внимательно слушая её, постарайтесь понять, о чём она рассказывает?

(Слушание песни «Здравствуй, Крым!»)

(беседа): рассказывается о родном крае, о природе, о любви к родине, о том, как он тосковал и с радостными чувствами возвращался на родину. А сможем ли мы передать свою любовь к родине? Представив на миг, что мы долгое время находились вдали от родины и вот возвращаемся, а то, что мы будем чувствовать, мы постараетесь передать при разучивании песни, в которой тоже рассказывается о красоте, о любви к Родине, о дружбе, кто назовёт её?

(«Дружба и достлук»).

3. Вокально-хоровая работа над песней «Дружба и достлук» - разучивание

3 - его куплета на крымскотатарском языке

4. Рефлексия: (закрепление материала в образовательной игре)

1).С музыкой какого народа мы познакомились на уроке?

(крымскотатарский народ)

2). Как называется крымскотатарский народный танец? (Хайтарма)

3). Как называются у русского народа плясовые танцы?

(«Камаринская», «Калинка»)

4). С какой народной песней мы познакомились? («Лужёный казан»)

5). Какие русские народные песни вы ещё знаете?

(«Со вьюном я хожу», «Во поле берёза стояла», «Светит месяц»)

6). Какой композитор написал песню о Крыме?

(Э. Асанов «Здравствуй, Крым!»)

7). Как на крымскотатарском языке называется песня? (тюркю, йыр)

8). Как называется танец? (оюн)

- И что же за картина у нас появилась? (Музыкальные инструменты)

-Эти инструменты народные или из симфонического оркестра? (народные)

-Да, они принадлежат крымскотатарскому народу, и мы познакомимся с

ними на следующем уроке, а так как любой праздник и свадьба заканчиваются народным танцем «Хоран», который объединяет и сплачивает в танце все народы, урок завершим этим танцем (показ и исполнение танца)

5. Обобщение, оценивание

Д/З. творческое: узнайте больше и расскажите об обрядах, обычаях, культуре, истории крымскотатарского народа.


© 2010-2022