- Преподавателю
- Музыка
- Рабочая программа Хоровое пение
Рабочая программа Хоровое пение
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панишенко Р.В. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25 станицы Анастасиевской
муниципального образования Славянский район
(МБОУ СОШ № 25)
Утверждено
Решение педсовета протокол № 1
От «31» августа 2015года
Председатель педсовета
___________И.И.Яровая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету вокально- хоровое пение
Уровень образования (класс)- дополнительное образование 5-6 классы
Количество часов 34 (1 час в неделю)
Учитель: Панишенко Руслана Владимировна
Программа разработана на основе
Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ №25
Программы по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой (М.: Просвещение, 2010).
В соответствии с ФГОС дополнительного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дополнительного образования по хору разработана на основе следующих документов:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
- программа по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой (М.: Просвещение, 2010).
Внеурочная деятельность кружка "хор" организуется по направлению развития личности: духовно-нравственное, общекультурное, художественно- эстетическое.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» в системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
Целями и задачами дополнительных учебных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В связи с этим содержание дополнительной учебной программы должно соответствовать:
-
достижениям мировой культуры, российским традициям,
-
культурно-национальным особенностям регионов;
-
соответствующему уровню образования;
-
направленностям дополнительных образовательных программ;
-
современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения
-
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
-
формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения,
-
дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
-
методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей);
-
средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
Содержание дополнительной учебной программы по хору направлено на:
-
создание условий для развития личности ребенка;
-
развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
-
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
-
профилактику асоциального поведения;
-
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции
-
в системе мировой и отечественной культуры;
-
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
-
укрепление психического и физического здоровья ребенка;
-
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Во внеклассной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия хоровым пением вносят свой специфический вклад в дело гражданского воспитания подрастающего поколения. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве музыкального «инструмента» - голосового аппарата - органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Процесс хорового пения создаёт хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика т.к. в хоровом коллективе ребёнок окружён сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние, способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: оптимальное певческое развитие каждого участника хора, обучение его умению петь в хоре, формирование его певческой культуры.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
• Формирование навыков певческой установки, разностороннее развитие вокально-хорового слуха, накопление музыкально-слуховых представлений, развитие мышления певца хора;
• Формирование музыкальной памяти;
• Развитие гибкости и подвижности мягкого нёба;
• Формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;
• Формирование вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширениедиапазона голоса, обеспечение роста выносливости голосового аппарата. На этой основе впроцессе хорового пения происходит формирование хоровых навыков: пение безсопровождения, многоголосного пения, умение строить, петь в ансамбле (согласно,
слитно, уравновешенно);
• Воспитание гражданских убеждений, отношения к людям, природе, труду;
чувства коллективизма, потребности и готовности к эстетической певческой
деятельности, эстетического вкуса, высоких нравственных качеств.
Требования к учащимся
Вокальные навыки. Этап овладения певческим голосом. Иметь певческую установку, петь с мягкой атакой, уметь пользоваться твердой как средствомвыразительности. Петь естественным, легким, нежно-звонким, мягким звуком, сохраняяиндивидуальность тембра, звуком, ровным по всему диапазону голоса; в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения. Знать правила охраны голоса в связи с наступлением пред-мутационного периода и мутации.
Уметь петь на одном дыхании продолжительные по времени фразы, равномерно расходуядыхание, сохраняя вдыхательное состояние при пении. Овладеть умением фразировать. Уметь вокально полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты. Уметь самостоятельно выразительно - осмысленно петь песни различного характера; импровизировать на стихотворные тексты (небольшие и удобные для пения).
Наступление мутационного периода.
Уметь соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой. Все вокальные навыки продолжают укрепляться, хотя мутация вносит различные индивидуальные отклонения в певческое развитие участников хора. В звучании сохраняется индивидуальность тембра, но может появиться сипота, хрипота, «потускнение» тембра, поэтому необходимо хористам знать правила охраны голоса в связи с возрастными изменениями, строго
выполнять в этот период певческий режим. Дыхание должно оставаться активно-спокойным, но может стать менее равномерным, а у юношей даже прерывистым.
Приобретается навык коллективного импровизирования, интерпретации исполняемых произведений. Приобретенные навыки укрепляются, хотя в голосах проявляются возрастные изменения, которые и учитываются.
Хоровые навыки. Закрепление и некоторое продвижение по всем хоровым навыкам. Петь по нотам репертуарные произведения. Завершение второго этапа индивидуального певческого развития школьника. Наступает постмутационный период.
Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой.
Петь естественно, мягко, с вибрато, нежно-звонко, но и прикрытым звуком, с хорошей дикцией. Дыхание должно быть свободным, экономным, длинным, обеспечивающим гибкость голоса при исполнении штрихов и динамических оттенков, хотя у юношей пока в меньшей степени. Петь выразительно, оптимально эмоционально на уровне, обусловленном творческим развитием участника хора к настоящему времени, владением всеми певческими навыками, голосом в целом.
Свободно импровизировать индивидуально и в хоре. Знать основы музыкальной грамоты. Петь по нотам весь репертуар хора.
Уметь петь чисто, слаженно двухголосные и трехголосные произведения, петь в ансамбле; с сопровождением и без сопровождения. Петь двухголосные произведения. Уметь петь чисто, слаженно двухголосные произведения с сопровождением и без сопровождения, уметь петь в ансамбле.
Общая характеристика учебного предмета.
Занятия с детьми по предмету - «Вокально- хоровое пение» опирается на такие виды деятельности, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально- образовательная деятельность.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип системности - предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации - предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма - в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом МБОУ СОШ №25 и программы по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой предмет «Вокально- хоровое пение» изучается в V- VI классах по одному часу в неделю (всего 34 часа).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Курс «Вокально- хоровое пение» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения музыки.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Вокально- хоровое пение»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;
-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества.
-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п
Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля
Теория
Прак-
тика
Общее кол-во
Вокально-хоровая работа
1.
Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков
2
5
7
Групповое/
подгрупповое
Наблюде-
ние
2.
Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки
1
3
4
Групповое/
подгрупповое
Наблюде-
ние
3.
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Выявление индивидуальных красок голоса.
2
5
7
Групповое/
подгрупповое
Наблюде-
ние
4.
Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
1
3
4
Групповое/
подгрупповое
Наблюде-
ние
5.
Использование элементов ритмики. Движения под музыку.
Сценическая культура.
0
1
1
Групповое/
подгрупповое
Наблюде-
ние
6.
Дикция. Вокальные навыки.
1
3
4
Групповое/
подгрупповое
Наблюде-
ние
7.
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
1
Групповое/
подгрупповое
Наблюде-
ние
8.
Работа над сценическим образом.
1
1
1
Групповое/
подгрупповое
Наблюде-
ние
Концертно-исполнительская деятельность
9.
Праздники, выступления.
5
5
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри
Итого
9
25
34
Содержание изучаемого курса
Повторение, закрепление и дальнейшее углубление приобретенных ранее знаний, умений и навыков у каждого участника хора. Сплочение хорового коллектива, укрепление дисциплины, личной ответственности за общий результат хоровой деятельности, формирование трудолюбия и других личностных качеств. Закрепление сознательного отношения участников хора к пению своему и товарищей, к неукоснительному выполнению певческих правил пения в хоре, охраны голоса, особенно в связи с предмутационным, мутационным и постмутационным периодами, характерными для данных возрастных групп. Продолжение работы по всем поставленным с начала обучения задачам.
Певческая установка должна стать навыком. Дыхание - ровным, спокойно-активным, экономным, длинным, обеспечивающим достаточную для этого возраста гибкость голоса. Дыхание свободно используется в произведениях разного характера. Диапазон голоса у каждого примерно полторы октавы. На всем диапазоне смешанное звучание (микст) с характерными для юношеского голоса проявлениями элементов «взрослости». Музыкально певческий слух развит разносторонне и гармонично. Звучание певческого голоса мягкое, приятное, звонкое, полетное, с наличием вибрато, в меру прикрытое, имеющее индивидуальность тембра (все это может иметь особенности, обусловленные возрастными изменениями). Пение выразительное, достаточная певческая эмоциональность, дикция - четкая. Чистое интонирование унисона и многоголосия. Безупречное исполнение произведений, разных по темпу и ритмическому рисунку. Сформировано чувство строя, ансамбля, свободное фразирование с хорошим вкусом. Понимание и исполнение требований своего руководителя-дирижера. Умение правильно оценивать и интерпретировать исполняемое или прослушиваемое произведение.
Потребность в музыкально-эстетической деятельности. Формирование певческой культуры.
Пение произведений
Беседы о разучиваемых произведениях. Народная песня. Рассказы о фольклоре, жанрах музыкального народного творчества;, специфических особенностях песен и танцев народов России. Раскрытие исторического значения, содержания, особенностей (лада, метроритма, голосоведения, структуры,, формы и др.) каждой исполняемой песни, анализ ее текста, разъяснение непонятных (забытых) слов.
Произведения кубанских композиторов и других современных авторов и классика.Сообщение об авторах музыки и текста, освещение исторической эпохи, в которую они жили или живут, раскрытие биографии, творческого портрета, ведущей творческой позиции, тематики, стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Анализ музыкального и поэтического текста. Практические занятия. Показ-исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа (музыкального и поэтического). Разучивание сочинения с сопровождением и без него, раздельно по партиям и со веем хором, по слуху и по нотам: взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.
Пение учебно-тренировочного материала
Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для развития различных сторон музыкального слуха, качества звука, дыхания, диапазона, выразительности исполнения. Распевания. Практические занятия. Показы упражнений. Их разучивание и впевание. Контроль за качеством их исполнения (индивидуальные и групповые проверки учащихся), формирование самоконтроля.
Пение импровизаций
Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения.
Практические занятия. Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе
пения или игры на элементарных музыкальных инструментах. Пение импровизаций мелодий на разные стихотворные тексты, на автентический оборот типа «вопрос- ответ», на полном гармоническом обороте, импровизации-вариации, «цепочкой» (когда участники хора поют друг за другом, как бы продолжая музыкальную мысль), импровизации на заданную тему, в различном характере, с различным ритмическим рисунком, коллективное сочинение песен и т. д.
Слушание музыки
Использование руководителем вокально-хорового материала, осваиваемого учащимися на занятиях хора, а также произведений, которые они изучают по специальному инструменту.
Частичное привлечение нового музыкального материала (хоровой и инструментальной музыки), осуществление связей с другими искусствами. Опора на знания, умения, навыки, которые участники хора приобретают на других занятиях. Расширение кругозора учащихся - формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни с позиций личности социалистического
общества.
Практические занятия. Небольшие вводные беседы к прослушиваемым произведениям, иногда с использованием иллюстраций к ним из области изобразительного искусства или литературы.
Организация собеседований по поводу разучиваемого произведения или какого-либо выдающегося события в музыкальной жизни, музыкальных вечеров, коллективных посещений концертов, музыкальных спектаклей и фильмов.
Музыкальная грамота. Закрепление знаний, умений, навыков, получаемых на уроках сольфеджио.
4. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие принципы обучения:
1. Занятия строятся согласно логике творчества - от творческой до достижения творческого результата.
2. Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
3. Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.
Занятия не только повышают общую музыкальную культуру, способствуют проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют всестороннему развитию обучающихся и формируют мировоззрение.
Методы обучения:
1. Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
2. Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
3. Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Социо-игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
5. Список литературы.
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1983.
2. Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. - М.: Музыка, 1975.
3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. - М.: Музыка, 1971. - С.274-287.
4. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
5. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. - М.: 1999.
6. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2007.
7. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение. 1983.
8. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С.-Пб., Музыка, 2000.
9. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
10. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
11. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. - М., Педагогика, 1970. - 232с.
12. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музыка, 1964.
13. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968.
14. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
15. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.
16. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение, 1984.
17. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. - Л-М.: Музгиз, 1939.
18. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.-Л. Музыка, 1965.
19. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.
20. Орлова Н.Д. О детском голосе. - М: Просвещение, 1966.
21. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. - М., МПГУ, 2002.
22. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001. - Екатеринбург, 2001.
23. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. - М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
24. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2001 года. - Екатеринбург, 2001.
25. Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
26. Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. - М., МПГУ, Прометей, 2001.
27. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. - М., 2004.
28. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер , 2007.
29. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. - М., 1999.
30. Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. - М., 2002.
31. Современный урок музыки, творческие приемы и задания. Смолина Е.А. - Ярославль, 2006;
32. Скучик Е. Основы акустики. Т.2. - М., 1959.
33. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992.
34. Стулова Г.П. Современные методы исследования речи и пения. Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.- М. 1975.
35. Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2;
36. Школяр Л.В. Некоторые штрихи к музыкально-психологическому портрету современного ребёнка// Теория и методика музыкального образования детей. - М., 1998.
Список полезных интернет - ресурсов для педагога
1. mp3sort.com/
2. s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. forums.minus-fanera.com/index.php
4. alekseev.numi.ru/
5. talismanst.narod.ru/
6. rodniki-studio.ru/
7. a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. lastbell.ru/pesni.html
9. fonogramm.net/songs/14818
10. vstudio.ru/muzik.htm
11. bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. notomania.ru/view.php?id=207
14. notes.tarakanov.net/
15.irina-music.ucoz.ru/load
Список литературы для учащихся
-
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. - М.: 2003;
-
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. - АСТ 2002;
-
Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: «Полиграфмаркет», 1998
-
Журнал Звуковая дорожка, все выпуски.
-
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. - ЭКСМО 2006;
-
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». - М.: 2002;
-
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
-
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. - АСТ 2009;
-
Физика и музыка. Анфилов Г. - М.: 1962;
-
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. - ООО «Попурри» 1999;
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.ред. О.Г. Хинн. - М., 1998.
Согласовано
Заместитель директора по ВР
____________________________
«31» августа 2015года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №25 станицы Анастасиевской
Муниципального образования Славянский район
(МБОУ СОШ № 25)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по вокально- хоровому пению
Класс 5, 6
Учитель Панишенко Руслана Владимировна.
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы:
учителя музыки МБОУ СОШ № 25 Панишенко Р. В.,
утвержденной на заседании педагогического совета (протокол № 1 от 31 августа 2015 года)
Планирование составлено на основе:
Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ №25
Программы по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой (М.: Просвещение, 2010).
В соответствии с ФГОС дополнительного общего образования.
№№
Содержание
(разделы, темы)
Кол-во часов
Даты проведения
Оборудование
по плану
факт
Введение, владение голосовым аппаратом.
1
01.09.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Использование певческих навыков.
1
08.09.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Использование певческих навыков.
1
15.09.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Использование певческих навыков.
1
22.09.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Распевание. Работа над звуком. Разучивание песни «Если мы возьмемся за руки»
1
29.09.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Распевание. Работа над звуком, дикция. Дыхание.
1
06.10.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Распевание. Работа над звуком, работа над произведением «Если мы возьмемся за руки»
1
13.10.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Дыхание. Певческая позиция.
1
20.10
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Отработка полученных вокальных навыков.
1
27.10.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Знакомство с многоголосным пением.
1
10.11.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Вокально-хоровая работа.
1
17.11.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «А закаты алые»
1
24.11.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Вокально-хоровая работа.
1
1.12.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Использование элементов ритмики. .Вокально-хоровая работа.
1
8.12
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Вокально-хоровая работа.
1
15.12.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Дикция. Расширение диапазона голоса.
1
22.12.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
1
12.01.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
1
19.01.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
26.01.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Работа над сценическим образом.
1
02.02.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Работа над сценическим образом.
1
09.02.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Работа над сценическим образом.
1
16.02.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Работа с солистами. Вокальная техника.
1
23.02.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Работа с солистами. Вокальная техника.
1
02.03.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Развитие вокальной техники. Работа над песнями.
1
09.03.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
«Последний звонок» , «Школьный вальс»- раб.над песнями.
1
16.03.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
«Учительский вальс»-повторение. «Последний звонок» - раб.над песнями.
1
30.03.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Развитие вок.техники. Песни к «Последнему звонку».
1
06.04.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Работа над песнями. Подготовка к «Последнему звонку»
1
10.04.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Репетиция «Последнего звонка».Работа под фонограмму.
1
26.04.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Репетиция концерта.
1
27.04.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Репетиция концерта.
1
4.05.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Развитие вокальной техники. Работа над песнями.
1
11.05.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
Сбор коллектива. Заключительное занятие, подведение итогов.
1
18.05.
аудиозаписи, цифровое пианино, баян,сборники песен.
итого
34 ч.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия.
1. Фонохрестоматия музыкального материала.
2. Хрестоматии с нотным материалом.
3. Сборники песен.
4. Книги о музыке и музыкантах.
Экранно-звуковые пособия
1. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
2. Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
3. Видеофильмы с записью фрагментов хоровых и оркестровых коллективов
Технические средства обучения
-
ноутбук.
-
колонки.
Учебно - практическое оборудование.
-
Музыкальные инструменты: цифровое пианино, баян, аккордеон, балалайка, гитара.
-
Комплекс детских музыкальных инструментов: барабан, треугольник, маракасы, кастаньеты.
-
Народные инструменты: деревянные ложки.
-
Расходные материалы: нотная бумага, цветные мелки.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель. Директора по ВР
Общетехнического и ____________Титаренко Н.Ю.
Эстетического цикла учителей СОШ № 25
От 28.08.2015г. руководитель МО 28.08.2015года
_________________Ячменик Т.Л.