• Преподавателю
  • Музыка
  • Технологическая карта и разработка занятия по внеурочной деятельности. Масленица

Технологическая карта и разработка занятия по внеурочной деятельности. Масленица

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Технологическая карта занятия фольклорно-этнографической студии «Беседушка»

( внеурочная деятельность во 2 классе) и разработка мероприятия по теме «Масленица»





Подготовила:

Учитель музыки БОУ КМР ВО «Николоторжская СОШ» Шабарова О.В.




2014 год

















Технологическая карта занятия фольклорно-этнографической студии «Беседушка» ( внеурочная деятельность во 2 классе)


Предмет: внеурочная деятельность. Занятия фольклорно-этнографической студии «Беседушка»

Класс 2

программа внеурочной деятельности фольклорно-этнографическая студия «Беседушка»

Тема занятия: Масленицу провожаем, весну дожидаем!

Цель занятия: познакомить детей с народным праздником "Масленица"

Задачи:

- развивать интерес к истории родного края, его традициям, обычаям и народным праздникам

-расширить представление об особенностях празднования православных праздников Вологодчины.

- разучить масленичные песни, игры, частушки;

Тип урока занятие первичного предъявления новых знаний

Необходимое оборудование: иллюстрации, видео - аудиозаписи масленичных народных игр, частушек, песен

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Содержание

Музыкальный материал

Формируемые УУД

Орг. Момент. Музыкальное приветствие. Эмоциональный настрой

Музыкальное приветствие

Настрой на занятие с опорой на имеющиеся знания о народном фольклоре

Какая музыка по настроению встретила вас?

Кто сочинил эту музыку- народ или композитор?

Где чаще звучит русская песня?

Эмоционально настраиваются на урок

Выявляют характерные черты народной песни

«Проводы зимы»


ПУУД - выявление характерных свойств народной и композиторской музыки

ЛУУД - проявление эмоциональной отзывчивости

Моделирование проблемной ситуации:

Мотивация учебной деятельности -отгадывают загадку « Нас ожидает скоро праздник, а какой- отгадайте загадку.»

Размышляют и рассуждают о роли музыки в жизни человека, исходя из жизненного опыта

ПУУД - выделение информации исходя из собственных наблюдений за различными явлениями жизни

РУУД - целеполагание

Постановка цели и задач урока

Подвести учащихся к определению темы. Назвать цель урока

Дискуссия в ходе беседы:

А кто из вас бывал на празднике? Что вы знаете об этом празднике?

Вступают в диалог, сотрудничество с учителем


РУУД - Целеполагание как постановка учебной задачи, саморегуляция, способность к волевому усилию

ПУУД - самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме

Первичное усвоение новых знаний





Организация совместной исполнительской деятельности


Организация игровой деятельности



Организация вокально- хоровой и исполнительской деятельности

4.Физ. Минутка - разучивание движений к песне «Блины»

Рассказ о традициях празднования Масленицы (особо отметить отличительные особенности вологодских обрядов):

- название праздника;

- продолжительность;

- обрядовая выпечка (по возможности, отметить смысл выпекания и поедания блинов не только как угощения, но и как поминального блюда; блины - это не символ солнца);

- катания (разновидности катаний: детские и молодёжные);

- костры (отметить, что изготовление куклы-масленицы не характерно для Вологодчины);

- прощёное воскресенье (смысл обрядов последнего дня масленицы - прощение всех обид, подготовка человека к следующему периоду календарного года - ожиданию весны).

Слушание видео и аудиозаписей

Предлагает выучить масленичные приговорки и выкрики


В какие игры играют на Масленицу?

Знакомство с правилами игры «Шла тетера»

Приглашает встретить масленицу песней, ( исполняет песню, а дети подпевают припев)

Знакомство с новой песней

Разработка исполнительского плана песни

Предлагает исполнить песню с движениями


Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам прошлого родного края



Проявляют эмоциональную отзывчивость , личностное отношение при восприятии р.н. песни

Разучивание приговорки на сбор дров для масленичного костра (на выбор: «Тётки-лебёдки» или «На масленицу, на Починовскую»).

Разучивание выкрика, исполняемого у масленичного костра «Сказали люди, масленца».

Принимают участие в беседе, знакомятся с правилами игры

Определяют особенности жанра русской народной песни, разучивают песню

Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения - участвуют в создании музыкально -пластической композиции

Материалы презентации; иллюстрации,




на выбор: «Тётки-лебёдки» или «На масленицу, на Починовскую»).

Разучивание выкрика, исполняемого у масленичного костра «Сказали люди, масленца».

Игра «Шла тетера»

Р.н.п.«Блины»


Р.н.п.«Блины»

ЛУУД - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности





ПУУД -выявляют черты народной песни

КУУД- инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение песни с элементами импровизации

РУУД- принятие и сохранение учебной задачи, планируют свои действия при разучивании песни

КУУД - участие в коллективной игре, планирование сотрудничества со сверстниками, учет позиции партнеров по игровой деятельности

РУУД - соотношение своих действий с правилами игры, выбор способов действия, контроль и оценка результата игры

ЛУУД - продуктивное взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности, развитие духовно- нравственных качеств (доброта, отзывчивость)

ЛУУД - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии

КУУД - сотрудничество со сверстниками и учителем

ПУУД- речевые высказывания о характере песни, настроении

КУУД- участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками

РУУД- саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию

Беседа о поговорках

Знакомство с малыми жанрами русского фольклора ( поговорки, пословицы)

Узнают о малых жанрах русского фольклора, передают понимание смысла поговорки

Материалы презентации (поговорки, пословицы)

ПУУД -смысловое чтение, анализ с целью выделения главных признаков

Закрепление

Беседа по картине

Знакомство с картиной Б.Кустодиева «Масленица»

Осуществляет в ходе беседы межпредметные связи музыки с изобразительным искусством литературой историей

Наблюдают и находят общие признаки празднования Масленицы в разных видах искусства

Материалы презентации

Картина Б.Кустодиева «Масленица»

ПУУД- проводят анализ картины с выявлением схожих признаков празднования праздника

ЛУУД - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии картины

РУУД-

саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию

КУУД- сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении картины

Музыкальная загадка


Знакомство с жанром - Частушка

Какой музыкальный инструмент звучит на празднике?

Загадки о русских народных инструментах - гармонь и баян

Где гармонист, там и задорная шуточная песенка- что за песня? -знакомство с жанром русской народной песни-частушка Кто сочиняет частушки?

Отгадывают муз. фрагмент звучания гармони загадки, обнаруживают общность муз. инструментов (гармонь и баян)

Определяют жанр частушка, разучивают и исполняют частушки, осуществляют собственный музыкально- исполнительский замысел в пении и импровизации на детских муз. инструментах

Материалы презентации

Масленичные частушки

ПУУД- реализуют свои творческие замыслы в пении, игре на муз. инструментах через понимание цели

РУУД- планируют свои действия, оценивают правильность выполнения, саморегуляция

КУУД -сотрудничают со сверстниками, контролируют действия партнера по исполнению

ПУУД- импровизация на муз. инструментах , осуществление собственного замысла в пении и импровизации

Рефлексия


Домашнее задание

Подведение итога -Что вы узнали сегодня в результате нашего занятия? А кто доволен своей работой? Почему? В следующий раз мы соберемся на масленичную вечеру, пригласим ребят из других классов, будем угощаться блинами, играть в игры.

Объяснение домашнего задания

Отгадывают загадки

Загадки

РУУД -оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании






Внеклассное занятие "Масленица"

Цели и задачи:

  1. Способствовать вхождению в традиционную культуру своего народа.

  2. Создавать условия для эстетического восприятия красоты народных праздников.

  3. Развивать наблюдательность, образное видение.

  4. Расширять представление об особенностях празднования православных праздников.

Оборудование: календарь масленицы (стенгазета), кукла Масленица, аудиозаписи масленичных песен, частушек, презентация.

Ход занятия

Ведущий:

- Давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай справлять праздник Масленицы. Корни этого праздника уходят глубоко в древность. Это давний праздник проводов зимы, который отмечали еще древние славяне. С приходом христианской Религии этот праздник, хоть и языческий, не канул в небытие, а сохранился, хоть и с некоторыми изменениями. По церковным канонам в это время мы вспоминаем изгнание Адама из рая. Масленица для христиан - это подготовка к долгому Великому посту.

Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.

- Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели.

- Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".

- "Заговляюсь на сыр да на масло",- говорит вечер перед масляной.

Приметы и пословицы:

  1. Ненастье в воскресенье перед масляной - к урожаю грибов.

  2. Какой день масляны красный, в такой сей пшеницу.

  3. Если на масленицу идет снег, будет урожай гречихи.

  4. Масленица - объедуха, деньгам приберуха.

  5. Не житье, а масленица.

  6. Ищет, где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники.

Ведущий:

- Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:

Понедельник - "встреча",
вторник - "заигрыш",
среда - "лакомка", "разгул", "перелом",
четверг- "разгуляй-четверток", "широкий",
пятница - "тещины вечера", "тещины вечерки",
суббота - "золовкины посиделки", "проводы",
воскресенье - "прощеный день".

- Вся же неделя именовалась "честная, широкая, веселая; боярыня-масленица, госпожа масленица".

- По материалам прошлого столетия, масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие масленице:

Зазывалы:

- "Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

- Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься в блинах поваляться, сердцем потешиться.

- Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!

- Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

- Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток.

- Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину.

- Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася".

Ведущий:

- После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат:

"Приехала Масленица! Приехала Масленица!"

- В Дмитровском районе под Москвой "в понедельник в семьях, где есть молодежь, делают из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображает девушку; в руки этой фигуры дается помазок и блин" - главные символы Масленицы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины.

Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. "Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару:

Месяц ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко,
Подуй на опару!"

- Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра, снетки и пр.

- Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Поговорки:

БЛИН ДОБРО НЕ ОДИН.
БЛИНЫ БРЮХА НЕ ПОРТЯТ.
БЛИН НЕ КЛИН, БРЮХА НЕ РАСКОЛЕТ.

- Руководствуясь такими поговорками, поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.

(Выходят девочки в костюмах хозяек и поют)

Как на масленой неделе
Из трубы - блины летели!
Уж вы блины мои,
Уж блиночки мои! -
Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!

Ведущий:

- А теперь попробуйте отгадать загадки:

  1. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)

  2. На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)

  3. Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)

  4. Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)

  5. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают?

Ведущий:

- В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.

(Выходят дети в нарядных костюмах и поют)

Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
Ах ты, Домнушка,
Красно солнышко!
Вставай с печи,
Гляди в печь,
Не пора ли блины печь! -

Ведущий:

После обеда дети собирались на горе и, скатываясь, выкрикивали:

Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся

Ведущий:

- Не отставали от ребят и взрослые. В один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали "на Масленицу", припевая:

Масленица - кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками! (Курская губ.)

Ой да Масленица во двор въезжает,
Широкая на двор выезжает!
А мы, девушки, её состричаем,
А мы, красные, её состричаем!
Ой да Масленица, постой недельку,
Широкая постой другую!
Масленица: "Я поста боюся!"
Широкая: "Я поста боюся!"
Ой да Масленица, пост ещё далече,
Широкая, пост ещё далаче!" (Калужская губ.)

О, мы Масленицу устречали,
Устречали, лёли, устречали,
Мы сыр с масельцем починали,
Починали, лёли, починали,
Мы блинками гору устилали
Устилали, лёли, устилали,
Сверху масельцем поливали
Поливали, душа, поливали.
Как от сыра гора крута
Гора крута, лёли, гора крута,
А от масла гора ясна,
Гора ясна, лёли, гора ясна.
А на горушке снеги сыплют,
Снеги сыплют, лёли, снеги сыплют,
А нас мамочки домой кличут,
Домой кличут, лёли, домой кличут.
А нам домой не хотится,
Не хотится. лёли, не хотится,
Нам хотится прокатится
Прокатится, лёли, прокатится,
С горушки да до ёлушки!
До ёлушки, лёли, до ёлушки!
Наша горушка всё катлива,
Всё катлива, лёли, всё катлива,
Наши бабушки воркотливы,
Воркотливы, лёли, воркотливы.
Они день и ночь всё воркочут,
Всё воркочут, лёли, всё воркочут.
Они на печке лежат, всё про нас говорят,
Гоголёчек, гоголёчек, лёле, гоголёчек!
Не пришёл бы к нам кто, не принёс бы чего,
Гоголёчек, гоголёчек, лёле, гоголёчек!
Или сыра кусок, или мыла брусок
Гоголёчек, гоголёчек, лёле, гоголёчек!
(Торопецкий уезд Тверской губ.)

Ведущий:

- Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах.

- Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, думали, будет самый лучший лен".

- С четверга, недаром называвшегося "широким", масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега. Сопровождает Масленицу ряженая молодёжь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильными станками крутит масло.

Ой, Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
Хорошенько!
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом!

Сударыня наша Масленица!
Протянися до Велика дня,
От Велика дня
До Петрова дня!

- В воскресенье - "прощеный день" устраивали проводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу, на приготовленном костре чучело сжигали с частушками:

(Выходят дети и поют)

Прощай Масленица - вертушка,
Наступает великий пост.
На деревне всё приели,
Подают селёдки хвост!

Как на масленой неделе
В поток блины летели!
И-их!
Ох, ты Масленица, ты обманщица
Говорила семь недель, а остался один день!

Прощай, Масленица,
Прощай, красная!
Наступает великий пост,
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берём,
Кота за уши дерём!

Масленица - ерзовка,
Обманула нас, плутовка!
Оставила нас
На кислый квас,
На постные щи,
На голодные харчи.

Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела -
Сама удрала!
Масленица воротись!
В новый год покажись!

Масленица, Масленица,
Семенова племянница,
Обманула - провела
Нагуляться не дала.
Через семь недель
Будет светлый день,
Будем пасху святить,
Будем яйца красить

Маслена неделя
В Ростов полетела,
На пенёчек села,
Оладышек съела,
Другой закусила,
Домой потрусила.

Шла стороною к нам,
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны,
Надорвала животы!

Ведущий:

- У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

- Кидали в костер блины - "Гори, блины, гори, Масленица!"; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать.

НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА, БУДЕТ И ВЕЛИКИЙ ПОСТ.

- И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения, а в ответ слышат: "Бог простит". В Православной Церкви считается, что смысл Масленицы - примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту - время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.

Дети дарят сделанные из ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. (фото в приложении) Затем участники сценария и гости выходят во двор школы, где сжигается чучело Масленицы.

(фото в приложении)

© 2010-2022