Методический материал Организация хоровой самодеятельности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация хоровой самодеятельности


Хоровая самодеятельность является органичной частью художественного народного творчества, которое сочетает в себе идею массового культурного движения и «обязательное» искусство. Эти две стороны художественной самодеятельности - общественно-политическая и эстетическая - составляют её сущность.

Хоровая самодеятельность, являясь одним из наиболее массовых видов художественной самодеятельности, занимает в ней особое место, так как хоровое пение - это основа музыкальной культуры народа. Основная задача хоровой самодеятельности - идейно - эстетическое воспитание, удовлетворение самодеятельных певцов в создании духовных ценностей. С помощью хоровой самодеятельности наш народ знакомится с сокровищами фольклора, наследием национальной и мировой музыкальной классики. Хоровая самодеятельность подготавливает грамотных слушателей музыки, воспитывает художественную взыскательность, требовательность, что имеет большое значение в формировании человека как личности.

Культурно - просветительное значение хоровой самодеятельности в современных условиях трудно переоценить. Особую роль играет там, где нет профессиональных коллективов, и самодеятельные хоры являются единственными живыми источниками музыкально - песенной культуры, непосредственное общение с которыми имеет огромное воспитательное значение.

Приступая к созданию хорового коллектива, хормейстер обязан преждн всего определить основную задачу, поставив перед собой ряд практических вопросов: какой коллектив он предполагает создать, какуюпевческую манеру будет осваивать, какие объективные предпосылки для этого имеются? Затем руководитель должен составить точную характеристику коллективу, которая складывается из сумм следующих данных (по результатам приёма):

- колличественный состав (от которого зависит, будет ли то вокальный ансамбль, малый, средний или большой хор);

- состав хора по голосам (определяется состав хора - смешанного или однородного, мужского или женского, или детского);

- количество хоровых партий - голосов (которое устанавливает возможности коллектива петь в один, два, три, или более голосов);

- тембровое звучание голосов и певческая манера участников (по характеру звукоизвлечения и манере пения большинства участников определяется исполнительский стиль хора: академический или народный. При этом следует ориентироваться на звучание женских голосов, так как в женском пении характерность звукоизвлечения проявляется более ярко).

Каждый певческий стиль предполагает свой музыкальный язык, свою звуковую палитру, которая складывается из манеры звукоизвлечения и тембровой окраски. Народное пение имеет свои законы, академическое - свои.

Хоровое пение, как любой, другой вид искусства, имеет свои особенности. Оно способно передавать разнообразные оттенки эмоционально-психологического состояния человека, его переживания, настроения, чувства. Динамика чувств, скрытая в музыкальном произведении и переданная комплексом определённых музыкально-выразительных средств, становится для исполнителя объектом глубокого анализа. Раскрыть музыкальный образ вокального сочинения - важная творческая задача руководителя. А это выполнимо лищь при условии осмусленного и вместе стем живого, эмоционального отношения поющих к исполняемому произведению. Следовательно , необходимо развивать у самодеятельных певцов эмоциональное восприятие музыки, образное мышление, навыки выразительного пения. Только тогда вся работа и собственно исполнение станут подлинным творчеством.

Создание самодеятельного хора и организация его работы.

1.Подготовительный период. Первоначальная задача, как правило сводится к тому, чтобы привлечь в самодеятельность как можно больше заинтересованных участников. В этой связи полезно организовать конкретное мероприятие, которое помогает вызвать интерес к хоровому пению, например выступление либо хора, либо певческого ансамбля. После концерта желательно провести целенаправленную беседу слушателей с участниками выступавшего коллектива. Словом, от руководителя требуется большая фантазия, инициатива в деле организации коллектива.

2. Комплектование хора. Задача руководителя - заинтересовать занятиями, увлечь участников хоровой самодеятельности.

Руководителю важно предварительно изучить местные условия, особенно социально-демографический состав того производственного, учебного или какого-либо другого коллектива, на базе которого предполагается создать хор. Руководитель заранее должен знать - сколько человек к нему может прийти, кто будут эти люди, их возраст, пол, образование, характер и регламент их производственного труда. Только ясно представляя себе объективную картину местных условий, а также изучив местные певческие традиции (если таковые имеются), руководитель приступает к созданию коллектива.

3. Проверка музыкальных данных и певческих способностей участников хора.

№ I Ф.И.О. I профессия I год рожд.I муз.слухI муз.памятьI муз.граммотаI ритмI диапазонI хар-ка голоса I хоровая партияI

_____________________________________________________________________________

4. Выбор художественно-творческого направления и определение задач хора.

5. Начальный этап работы (сплоченность коллектива). Совместные посещения концертов, кино, театров, выставок, их обсуждение, квалифицированный анализ.

6. Самоуправление в хоре (староста хора, концертмейстеры хоровых партий).

7. Организация занятий в хоре.

8. Создание условий для певческой работы.

9. Организация учебно-воспитательной работы в хоре. Обучение в самодеятельных хорах ведётся по трём основным разделам:

- овладение репертуаром и выработка вокально-хоровой техники,

- изучение муз.граммоты и сольфеджио,

- расширение знаний по истории и теории музыки.

Планомерная и систематическая работа хоровых коллективов - это цельный педагогический процесс, построенный по определённой программе, расчитанный на последовательное и регулярное воспитание и обучение певцов.

Методика вокального обучения участников самодеятельного хора.


  1. Певческая установка. Главное условие пения - внутренняя полная физическая свобода исполнителей. «Петь свободно и естественно, не делая ничего лишнего. Петь, потому что хочется петь, потому что сам процесс пения доставляет удовольствие» - так можно сформулировать основное певческое правило.

  2. Дыхание. Существуют различные типы певческого дыхания:

- ключичное (в акте дыхания участвуют плечи);

- грудное (участвуют мускулы верхнгей части грудной клетки);

- нижнерёберное (расширяются нижние рёбра);

- диафрагмальное или брюшное (опускается диафрагма).

Диафрагмальное или абдоминальное - наиболее приемлимый вариант певческого дыхания. Этот тип самый глубокий и является основой, на которой идет дальнейшее формирование уже смешанного типа дыхания, дающего возможность приспособиться каждому певцу к удобному для него состоянию вдоха, используя при этом все типы дыхания, кроме ключичного.

  1. Атака звука (мягкая атака «ступая по тонкому льду»)

  2. Цепное дыхание (филирование - piano-forte, piano).

  3. Звукообразование. Строение голосового аппарата. а) легкий «зевок», б) высокая позиция звука (вибрация у теноров - где-то над нёбом, в скулах лица; у басов - чаще всего за передними зубами, в верхнем нёбе, у сопрано - в переноситце, между бровями, в ловной пазухе. «По настоящемк поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову» - говорят итальянские мастера пения.

  4. Распевание и вокально-хоровые упражнения.

  5. Воспитание навыков чистой интонации (пение piano, филирование звука, пение с закрытым ртом, пение на гласную - у ( в ней меньше обертонов), пение без сопровождения, унисонное пение.

  6. Хоровой строй. Хоровой ансамбль. Ритмический ансамбль. Работа над элементами хъоровой звучности.

Концертно-исполнительская деятельность.

Репертуар - основа всей деятельности; влияет на весь учебно-воспитательный процесс, на его базе накапливаются музыкально-теоретические знания, вырабатываются вокально- хоровые навыки, складывается художественно-исполнительское направление хора.

Работа над художественно-выразительным исполнением. Музыкально-выразительные средства ( звуковедение, штрихи, метроритм, темп, тембр, динамика, фразеровка, муз.форма (полифония - фуга, фугато, канон, инвенция, пассакалия, гомофонно-гармонический - 2х,3х ч.форма, рондо, тема с вариациями, куплетная форма, свободная форма и т.д.)).

Концерты могут быть разных типов: а) тематические (определённая тема), б) монографические (творчество одного композитора, поэта), в) форма творческого отчета.

Каждое выступление хора необходимо анализировать, обсуждать на ближайшем занятии коллектива. Из всех этапов учебно-творческой работы концерт - самый приятный и ответственный. Концерт - это «коллективная импровизация по заранее оговоренному плану».

© 2010-2022