Рабочая программа по музыке и по искусству

Рабочая программа  составлена на основе: 1.      Федерального государственного образовательного стандарта НОО; 2.      Авторской программы «Музыка»» Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы авторы: Е.Д. Критская,  Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина.  Искусство 8-9 классы авторы: Г.П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д. Критская 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2010 год). 3.      Музыка. Рабочие программы. Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. 1 – 4 классы: пособие для учител...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

г. Вольска Саратовской области»





РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей



_________/Ханбекова С.П./

Протокол № ____

« » августа 2014 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора




_____ / Ембекова А.В./


« » августа 2014 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ «СОШ №3 г.Вольска»



__________ /Андреева И.В./

Приказ №____

от « » августа 2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ 7 КЛАССА

НА 2014 -2015 УЧЕБНЫЙ ГОД









Составитель программы:

Ветренцева Н.В., учитель музыки

высшей квалификационной категории






2014-2015

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:


  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089);

  2. Авторской программы «Музыка»» Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы авторы: Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина. Искусство 8-9 классы авторы: Г.П.Сергеева, И. Э. Кашекова, Е.Д. Критская 3-е издание. - Москва: Просвещение, 2010 год).

  3. Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Вольска Саратовской области»;

  4. Положения «О рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МОУ «СОШ № 3 г. Вольска».


Согласно концепции развития содержания образования в области «Искусство» учебный предмет «Музыка» способствует развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Центральным моментом педагогической концепции преподавания уроков музыки остается разработанная академиком Д. Б. Кабалевским методика опоры на три важнейших музыкальных жанра - марш, танец, песню - и через них переход школьников к изучению опер, балетов и симфоний.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир современного человека на основе проникновения в интонационно - временную природу музыки, её жанрово - стилистические особенности.

Актуальность изучения данного курса:

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир современного человека на основе проникновения в интонационно - временную природу музыки, её жанрово - стилистические особенности.

Предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» в инвариантную часть учебного плана и является основой музыкального воспитания школьников.

Цели массового музыкального образования и воспитания:

  • развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Задачи обучения музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки программы:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственном -эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

  • воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

  • освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

Согласно основной образовательной программе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Вольска Саратовской области» на изучение искусства в 7 классе отводится 1 час в неделю (35 ч в год).

Предполагается использование следующих методов обучения: исследовательский метод эмоционального воздействия, метод создания эффекта удивления, метод создания ситуации успеха, метод создания игровых ситуаций, метод создания проблемно-поисковых ситуаций, метод дискуссии, метод сравнения, метод анализа музыки, словесные методы (рассказ, беседа, объяснение), наглядно-слуховой метод через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок - исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.

Достижению результатов обучения обучающихся 7 классов способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих технологий).


















УЧЕБНО - КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ


ПЛАНИРОВАНИЕ


7 КЛАСС









№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Использование ИКТ

Домашнее задание

Дата


план

факт


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


Особенности музыкальной драматургии сценической музыки


1

Классика и современность

1

Вводный

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей.

Интерпретация и обработка классической музыки прошлого

Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра,

стиль, интерпретация,

обработка, разновидности стиля.

Уметь приводить при-

меры

Беседа. Устный

контроль. Слушание музыки. Хоровое пение


Закрепление

полученных

знаний




2

В музыкальном театре.

Опера

1

Расширение

и углубление

знаний

Музыкальная драматургия. Конфликт.

Этапы сценического

действия. Опера и ее

составляющие. Виды

опер. Либретто. Роль

оркестра в опере

Знать понятия: опера,

виды опер, этапы сценического действия, либретто, составляющие

оперы (ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена).

Уметь:

- приводить примеры

оперных жанров;

- называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров;

- определять роль оркестра в опере

Хоровое пение.

Устный контроль.

Интонационно-

образный анализ

прослушанной музыки

Презентация

«Опера»

Запись названий опер

и музыкальных жанров,

характеризующих

действующих лиц,

по рубрикам:

«Увертюра»,

«Арии»,

«Песни»,

«Хоры»,

«Оркестровые номера»




3

Опера

M.И. Глинки «Иван Сусанин»

1


Расширение

и углубление знаний

Новая эпоха в русской музыкальном искусстве. Более глу­бокое изучение оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин». Драматур­гия оперы - конфликт­ное противостояние двух сил (русской и польской). Музы­кальные образы опер­ных героев

Знать: драматургию развития оперы; - то, что музыкальные образы могут стать во­площением каких-либо исторических событий.

Уметь:

- проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки.

Устный контроль, Слушание музыки. Интонационно-образный анализ



Рисунки

с эскизами костюмов героев или декораций





4-5

Опера А. П. Бо­родина «Князь Игорь»

Музыкаль­ные образы оперных героев

2



Сообщение и усвоение новых знаний '

Знакомство с русской эпической оперой А. П. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы - конфликтное противостояние двух сил (русской и поло­вецкой).

Уметь: называть пол­ные имена композито­ров: А. П. Бородин, М. И. Глинка. Знать их произведения

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование



Закрепление

полученных

знаний




6

В музыкальном театре. Балет



1


Расширение и углубление знаний

Балет и его состав­ляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и клас­сический балетный спектакль

Знать:

- понятия: балет, составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое ин­тонирование


Презентация «Балет»


Запись на­званий зна­комых бале­тов, полных имен извест­ных компо­зиторов, ар­тистов и ба­летмейстеров




7-8

Балет Тищенко «Ярославна»

Музыкальные

образы героев балета.


2

Сообщение

и усвоение

новых знаний

Знакомство с балетом

Б. И. Тищенко «Яро-

славна».

Драматургия балета.

Роль хора, тембров

Знать драматургию

развития балета.

Уметь:

- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки;

- определять тембры

музыкальных инструментов.

Устный контроль.

Слушание музыки.

Определение тембров музыкальных

инструментов. Хоровое пение

Тест

Закрепление

полученных

знаний




9

Героическая тема в русской музыке

1

Повторение

и обобщение

полученных

знаний



Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма

Уметь:

- приводить примеры

музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема;

- рассуждать на постав-

ленные проблемные вопросы;

проводить сравнительный анализ музыкальных и художественных

произведений

Беседа. Устный,

письменный контроль. Слушание

музыки. Хоровое

пение. Сравнение

музыкальных и художественных произведений


Запись названий художественных произведений,

в которых

отражены

образы народного патриотизма.




10-11

В музыкальном театре. «Мой народ - амери­канцы».

Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гер­швина. Дж. Гершвин - создатель американ­ской национальной классики XX в., перво­открыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера

Знать:

- жизнь и творчество

Дж. Гершвина;

- драматургию развития

оперы;

- музыкальных

жизненных событий.

Уметь: проводить интонационно - образный

и сравнительный анализ

музыки

Закрепление

полученных

знаний






12-13

Опера Ж. Бизе

«Кармен»

Музыкальные образы оперных героев

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая по­пулярная опера в ми­ре. Драматургия опе­ры - конфликтное противостояние.


Знать:

- драматургию развития оперы;

- то, что музыкальные

образы могут стать воплощением каких-либо жизненных событий.

Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный и сравнительный анализ музыки;

-называть полное имя
композитора - Ж. Бизе

Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-

образный и сравнительный анализ.

Исполнение рит­мического акком­панемента под

фо­нограмму.

Хоровое пение






Словесное

описание

образа Кар-

мен; отличие образов

главных героев в литературе




14

Балет Р. К. Щед­рина «Кармен-сюита»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кар­мен - сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета

Знать:

-драматургию развития
балета;

-понятие транскрипция.
Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный и сравнительный анализ му­зыки;

-выявлять средства музыкальной выразитель­ности

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный и срав­нительный анализ. Определение средств музыкаль­ной выразитель­ности. Вокально-хоровое интониро­вание

Тест

«Мои впе­чатления от музыки балета».




15

Сюжеты и обра­зы духовной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Музыка И. С. Баха -язык всех времен и народов. Современ­ные интерпретации сочинений Баха.

Знать понятия: месса,

всенощная.

Уметь:

- называть полные

имена композиторов.

Беседа. Устный контроль. Слуша­ние музыки. Инто­национно-образный и сравнительный анализ


«Мои раз­мышления». Письменное рассужде­ние о словах




16

Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»

1

Расширение и углубление знаний



Беседа. Устный контроль. Слуша­ние музыки. Выявление средств муз выразительности.

Просмотр отрывок из рок - оперы

Закрепление

полученных

знаний




17

Музыка к драматическому спектаклю Д. Кабалевского «Ромео и Джульетта»

1


Музыкальные образы оперных героев «Ромео

и Джульетта». Музы­кальные образы геро­ев симфонической сюиты

Уметь:

-проводить интонационно-образный и срав­нительный анализ му­зыки; сравнительный анализ му­зыки.


Исполнение рит­мического акком­панемента под фо­нограмму. Хоровое пение






Закрепление

полученных

знаний




Особенности драматургии камерной и симфонической музыки


18

«Гоголь-сюи­та» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ре­визская сказка»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с музы­кой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревиз­ская сказка» по произ­ведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита». Музыкальные образы героев оркестровой сюиты.

Знать понятия: сюита,

полистилистика.

Уметь:

-определять тембры
музыкальных инструментов, музыкальные жанры;

-выявлять способы
и приемы развития музыкальных образов.

Устный контроль. Рассуждение. Слу­шание музыки. Ин­тонационно-образ­ный и сравнитель­ный анализ


Закрепление

полученных

знаний




19

Музыкальная драматургия -развитие музыки

1

Расширение и углубление знаний. Со­общение но­вых знаний

Музыкальная драма­тургия в инструмен­тально-симфонической музыке. Главное в му­зыке - развитие.

Знать: основные прин­ципы развития музыки.

Уметь: приводить при­меры

Беседа. Устный контроль. Слуша­ние музыки. Хоро­вое пение


Закрепление

полученных

знаний




20

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

1

Расширение и углубление знаний

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений светского и духовного. Камерная музыка

Знать: понятие духовная и светская музыка

Уметь: приводить музыкальные примеры

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение


Закрепление

полученных

знаний




21

Камерная и инструментальная музыка: этюд

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знаний о музыкальном жанре этюда в творчестве романтиков Шопена и Листа

Знать: понятие этюд

Уметь: приводить музыкальные примеры

Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Презентация «Камерная музыка»

Закрепление

полученных

знаний




22

Транскрипция

1

Расширение и углубление знаний

Транскрипция - пере­ложение музыкальных произведений. Транс­крипции - наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений

Знать: понятие транс­крипция.

Уметь:

-выявлять средства
музыкальной вырази­тельности и определять
форму музыкальных
произведений.


Устный и пись­менный контроль. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной вы­разительности. Определение фор­мы музыкального произведения.


Закрепление

полученных

знаний




23

Циклические формы инстру­ментальной му­зыки

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст­ва с циклическими формами музыки: ин­струментальным кон­цертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке

Знать: понятия: цикли­ческая форма музыки, полистилистика. Уметь:

- приводить музыкальные примеры;

- определять тембры
музыкальных инструментов.

Устный и пись­менный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тем­бров музыкальных инструментов. Хо­ровое пение.


Закрепление

полученных

знаний




24-25

Соната.

Соната в творчестве великих композиторов.

2

Расширение и углубление знаний

Углубленное знаком­ство с музыкальным жанром соната. Со­натная форма: компо­зиция, разработка, ре­приза, кода.

Знать: понятия: соната, сонатная форма.

Уметь:

- проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ му­зыки;

Устный и письмен­ный контроль. Бе­седа. Слушание музыки. Интона­ционно-образный и сравнительный анализ.


Закрепление

полученных

знаний




26-30

1. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта

2. Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена

3. Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова.

4. Симфония П. Чайковского

5. Симфония Д. Шостаковича

5

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст­ва с музыкальным жанром - симфонией.

Знать:

-понятие симфония;

-особенности строения
симфонии.

Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный анализ;

-определять тембры
музыкальных инструментов;

-определять приемы
музыкального развития
и жанры;

-называть полные име­на композиторов - симфо­нистов;

-выявлять связи в средствах выразительности
музыки и изобразитель­ного искусства

Устный и письмен­ный контроль. Бе­седа по теме заня­тий. Слушание му­зыки. Интонаци­онно-образный и сравнительный анализ. Определе­ние тембров музы­кальных инстру­ментов, приемов развития музыки, жанровой принад­лежности. Вокаль­но-хоровое инто­нирование и хоро­вое пение


Закрепление

полученных

знаний



31

Симфоническая картина

«Празд­нества»

К. Де­бюсси

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с симфо­нической картиной «Празднества» К. Де­бюсси. Живописность

музыкальных обра­зов симфонической картины

Знать понятия: импрес­сионизм, программная музыка, симфоническая картина.

Уметь:- анализировать состав­ляющие средств выра­зительности;

-определять форму пьесы;

-проводить интонаци­онно-образный анализ
музыки;

-выявлять связи в сред­
ствах выразительности
музыки и живописи;

-называть полное имя
композитора - К. Де­бюсси

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Определение фор­мы, средств музы­кальной вырази­тельности. Выяв­ление связей меж­ду музыкой и жи­вописью. Хоровое пение


Закрепление

полученных

знаний



32

Инструменталь­ный концерт

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст­ва с жанром инстру­ментальный концерт. Сонатно - симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрип­ки с оркестром А. И. Хачатуряна

Знать:

-понятие инструмен­тальный концерт;

-строение инструмен­тального концерта.
Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный анализ;

-определять принципы
музыкального развития;

-называть полное имя
композитора -

А. И. Ха­чатурян

Устный и пись­менный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение принципов разви­тия музыки. Хоро­вое пение


Письменное рассужде­ние о словах композито­ра и музы­коведа Б. Астафьева: «...в музыке концерта... есть что-то от театра, дискуссии»



33

Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»

1

Расширение и углубление

Углубление знакомст­ва с творчеством американского композитора Д.Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз».

Симфоджаз

Знать понятия: джаз, симфоджаз и их отли­чительные черты.


Беседа. Устный контроль. Интона­ционно-образный


Закрепить

полученные

знания



34

Исследовательский проект

1

Расширение

и углубление знаний.

Этно -музыка. Популярные

хиты из мюзиклов

и рок - опер

Знать понятия: фольк­лор, этно музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности.

Уметь:

проводить интонаци­онно-образный анализ музыки;

выявлять жанровую принадлежность



Презентации




35

Пусть музыка

звучит!

1

Повторительно-обобщающий

урок

Углубление и расширение знаний об ис­пользовании музы­кального фольклора профессиональными

музыкантами. Этно -

музыка. Популярные

хиты из мюзиклов

и рок - опер

Уметь:

проводить интонаци­онно-образный анализ музыки;

выявлять жанровую принадлежность

Знать понятия: фольк­лор, этно музыка, хит, мюзикл, рок-опера и их отличительные особенности. Уметь:

определять тембры музыкальных инстру­ментов;

приводить примеры известных солистов, ан­самблей, хоров народ­ной музыки и названий известных хитов


Устный и пись­менный контроль. Беседа. Хоровое пение. Определе­ние тембров музы­кальных инстру­ментов


Тест

Закрепить

полученные

знания







Формы контроля учебного материала.




1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контроль

Кол- во

часов

Дата

Кол- во

часов

Дата

Кол- во

часов

Дата

Кол- во

часов

Дата

Музыкальные викторины



1ч.



1 ч.



1 ч.



1 ч.



Самостоятельные работы


1 ч


1 ч


1 ч


1 ч


Тесты


1 ч.


1 ч


1 ч


1 ч

















Содержание учебного предмета.

1 полугодие «Особенности драматургии сценической музыки» (17 ч.)

Классика и современность

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»

Опера M.И. Глинки «Иван Сусанин»

Опера А. П. Бо­родина «Князь Игорь»

В музыкальном театре. Балет.

Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»

Героическая тема в русской музыке

В музыкальном театре. «Мой народ - амери­канцы».

Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

Опера Ж. Бизе «Кармен»

Балет Р. К. Щед­рина «Кармен-сюита»

Сюжеты и обра­зы духовной музыки

Рок-опера Уэббера «Иисус Христос-суперзвезда»

Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта»

2 полугодие «Особенности драматургии каменой и симфонической музыки» (18 ч.)

«Гоголь-сюи­та» из музыки А. Г. Шнитке к спектаклю «Ре­визская сказка»

Музыкальная драматургия - развитие музыки

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

Камерная и инструментальная музыка: этюд

Транскрипция

Циклические формы инстру­ментальной му­зыки

Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена.

Соната в творчестве великих композиторов.

Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта.

Симфонии С. Прокофьева, Л. Бетховена.

Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинникова.

Симфония П. Чайковского.

Симфония Д. Шостаковича

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин

Исследовательский проект.

Пусть музыка звучит!


Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

К концу 7 класса обучающиеся должны знать:

  • Понимать роль музыки в жизни человека

  • Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей

  • Понимать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности

  • Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации

  • Знать и иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 7 класса обучающиеся должны уметь:

  • Уметь исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений

  • Уметь творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально ритмического движения, импровизации

  • Уметь ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;

  • Уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства

  • Уметь использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах

  • Эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора

  • Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель)

  • Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.)

  • Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Музыка: учеб. для учащихс 7 кл. общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М. : Просвещение, 2007. - 160 с.:ил.

  2. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2007г

  3. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс. Составители: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. (6 аудио кассет) М, Просвещение, 2006 г.

  4. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. «Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2012 г.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

Наименование объектов и средств

материально - технического обеспечения

В наличии

Количество

Примечание


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство».

Д

Стандарт по музыке, примерная программа, рабочие программы. Входящие в состав обязательного программно - методического обеспечения кабинета музыки.

Примерная программа основного общего образования по музыке.

Д


Рабочие программы по музыке.

Д


Хрестоматии с нотным материалом.

Д

Для каждого года обучения.

Сборники песен и хоров.

Д

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов).

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).

Д

Пособия могут входить в учебно - методический комплект проблемы электронного музыкального творчества по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса. В том числе проблемы

Электронного - музыкального творчества.

Методические журналы по искусству.

Д

Федерального значения.

Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке.

Д

При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из разных УМК и изобразительному искусству) для

начальной школы. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а так же учителем как часть методического обеспечения кабинета.

Рабочие тетради (Дневники музыкальных наблюдений/размышлений).

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.

Учебное пособие по электронному музицированию.


Ф

Для каждого года обучения.

Книги о музыке и музыкантах. Научно - популярная литература по искусству.


П

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, проектной деятельности и должны находится в фондах школьных библиотеки.

Справочные пособия, энциклопедии.

Д/П

Музыкальная энциклопедия, энциклопедии по театру, кино, изобразительному искусству, хореографии, музыкальный энциклопедический словарь, словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии («В мире искусства»).



Печатные пособия


Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности.



Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов. Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры;


Д


Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России.

Д


Портреты композиторов.

Д

Комплекты могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданий (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

Портреты исполнителей.


Д


Атласы музыкальных инструментов.


Д


Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.


Д


Дидактический раздаточный материал

Карточки с признаками характера звучания.


К

Комплект

Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.


К

Комплект

Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.


К

Комплект

Театральный реквизит (костюмы, декорации и пр.)

П

Для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые компоненты

учебно - методических комплектов по музыке.


Д/П

Цифровые компоненты учебно- методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе и игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны представлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля).

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.

Д/П

Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности. В том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы. Схемы. Диаграммы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на СД или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения).

Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых и проверочных материалов для организации и индивидуальной работы.


Д/П

Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.


Д/П

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.


Д/П

К специализированным цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, редактор нотной грамоты, система обработки звука, редактор временной оси.

Экранно-звуковые пособия могут быть в цифровом виде

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно в цифровом виде).

Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно в цифровом виде).

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Д


Видеофильмы с записью фрагментов оперных спектаклей.

Д


Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.

Д


Видеофильмы с записью выдающихся отечественных и зарубежных певцов.

Д


Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов.


Д


Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.


Д


Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.

Д


Слайды (диапозитивы):


Д


Учебно-практическое оборудование

Музыкальные инструменты: фортепиано (пианино, рояль);

баян/аккордеон;

скрипка;

гитара;

клавишный синтезатор.

Д

Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала для учителя.

Детские клавишные инструменты.


К


Комплект детских музыкальных инструментов:

блок-флейта;

глокеншпиль/колокольчик;

бубен;

барабан;

треугольник;

румба;

маракасы;

кастаньеты;

ксилофоны.

Народные инструменты (свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.).

Дирижерская палочка.


Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель.

Комплект знаков нотного письма (на магнитной основе).


Д


Расходные материалы: нотная бумага;


К

Для оформления музыкально-графических схем.

цветные фломастеры


Д


цветные мелки.

Д


Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики).


Д

В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков.

Музыкальные инструменты для эстрадного ансамбля.



В комплекте не менее двух электрогитар и ударной установки.

Ноутбук.

Д

Для учителя.

Медиапроектор.


Д

Для демонстрации электронных образовательных ресурсов.

Музыкальный центр.

Д


Конкретное количество указанных средств и объектов музыкально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

Д - демонстрационный материал (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экз. на двух учащихся):

П- комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Список литературы.

Основная литература:

  1. Музыка 7 класс. Поурочные планы по программе Критской Е. Д. / Сост. Н. Б. Улашенко. - Волгоград: ИТД «Корифей». - 96с.

  2. Музыка: учеб. для учащихся 7 кл. для общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М. : Просвещение, 2007. - 160 с.:ил.

  3. Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.

  4. Программа «Музыка» 1 - 8 классы. Москва «Просвещение» 2007 Автор: Д.Б.Кабалевский.

  5. Уроки музыки 7 класс. : пособие для учителя / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. - М. : Просвещение, 2007. - 111с.

  6. Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

  7. Фонохрестоматия к программе «Музыка» ред, Кабалевский;

Дополнительная литература:

  1. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  2. Асафьев Б.В. «О симфонической и камерной музыке» М. 1994;

  3. Иванченко Г.В. «Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы».М.:2001;

  4. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке» - М., 2005;

  5. Медведева Е.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании М.:2001;

  6. Медущевский В.В. «Интонационная форма музыки: исследование. - М.,1993

  7. Назайкинский Е.В. «Стиль и жанр в музыке» - М., 2003;

  8. Рапацкая Л.А. «Русская музыка в школе» - М.,2003;

  9. Селевко Г.К. «Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация» - М.. 2005;

  10. Стулова Г.П. «Акустико - физиологические основы вокальной работы с детским хором. - М., 2005;

  11. Школяр Л.В. «Музыкальное образование в школе»: учебное пособие для студентов - М..2003.

Список литературы, рекомендованной для учащихся:

1. Музыка: Учеб. для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / Г. П.Сергеева, Е.Д.Критская - М.: «Просвещение», 2007. - 160 с.: ил. 2. Музыка. Творческая тетрадь 7 класс Г. П.Сергеева, Е.Д.Критская. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2012

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.



Приложение

7класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1вариант

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определите вид музыки

А.композиторская

Б.народная

В.композиторская в народном духе

2

Определите музыкальный жанр

А.вокальное произведение

Б.инструментальная пьеса

В.симфоническое произведение

3

Определите тембр голоса

А.баритон

Б.бас

В.тенор

4

Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического оркестра

А.арфа

Б.валторна

В.колокола

Г.саксофон

5

Музыкальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, основанное на народных мотивах

А.вокализ

Б.рапсодия

В.увертюра

6

Выберите образ, соответствующий музыке

А.образ борьбы

Б.образ воспоминания

В.образ нежности

7

Определите композитора

А. Ф.Шопен

Б. И.Штраус

В. П.И.Чайковский

8

Что главное в этой музыке?

А.динамика

Б.ритм

В.тембр

9

Назовите главный жанр в творчестве Ф.Шуберта

А.балет

Б.песня

В.опера

10

Определите форму музыкального произведения

А.вариации

Б.одночастная

В.трёхчастная

11

По ритмическому рисунку определите «Болеро» М.Равеля

Рабочая программа по музыке и по искусству

А.


Б.


В.



12

Оркестровое вступление к опере, балету, музыкальному спектаклю

А.баллада

Б.серенада

В.увертюра

13

Определите музыкальный жанр

А.вокальная музыка

Б.инструментальная музыка

В.симфоническая музыка

14

Выделите слово, передающее характер интонации героини

А.грустные

Б.призывные

В.нежные

15

Что изображает музыка

А.пение птиц

Б.шум моря

В.скачка коня

16

Определите характер музыки

А.безмятежный, спокойный

Б.радостный, восторженный

В.трагический, взволнованный


7класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2 вариант

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определите тип хора

А.женский

Б.мужской

В.детский

Г.смешанный

2

Определите музыкальный образ

А.героический образ

Б.образ радости

В.образ одиночества

3

Определите жанр произведения

А.вокальный

Б.инструментальный

В.симфонический

4

Назовите инструмент, не входящий в состав оркестра русских народных инструментов

А.жалейка

Б.гитара

В.гусли

Г.тромбон

5

Французский эстрадный певец

А.бард

Б.менестрель

В.шансонье

6

Определите музыкальный жанр

А.вокальное произведение

Б.инструментальная пьеса

В.симфоническое произведение

7

Определите музыкальный образ произведения

А.героический

Б.драматический

В.лирический

8

Какой элемент музыкальной речи остаётся неизменным?

А.динамика

Б.ритм

В.тембр

9

В каком жанре не сочинял музыку Ф.Шопен?

А.вальс

Б.опера

В.полонез

10

Определите композитора

А. Л.Бетховен

Б. Ф.Лист

В. Ф.Шопен

11

По ритмическому рисунку определите симфонию №5 Л.Бетховена

Рабочая программа по музыке и по искусству

12

Произведение крупной формы для солирующего инструмента и оркестра

А.рапсодия

Б.сюита

В.концерт

13

Как называется эта симфония?

А. «Героическая»

Б. «Ленинградская»

В. «Патетическая»


14

На сюжет какого произведения И.В.Гёте Бетховен написал эту музыку?

А. «Горные вершины»

Б. «Лесной царь»

В. «Эгмонт»

15

Что выражает музыка?


А.раздумье

Б.радость

В.тревогу

16

Что изображает музыка?

А.шелест листвы

Б.бегущие воды

В.скачку коня


7класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1вариант

Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.


17

Назовите композитора, на творчество которого оказала влияние Великая французская революция.

18

Продолжи список фортепьянных жанров, в которых работал Ф.Шопен: баллада, мазурка…

19

Назови 5 известных тебе симфоний.

20

Определите композитора по стилю.

21

Определите автора, название, тембр голоса главного героя и инструмент, на котором он играет.

22

Назовите 3-х композиторов, которые были выдающимися пианистами.


7класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант

Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.


17

Какой композитор писал музыку в полифоническом стиле?

18

Назовите композиторов, сочинявших вальсы.

19

Назови 5 известных тебе опер.

20

Определи стиль и форму музыки.

21

Определите автора, название произведения, тип хора, инструмент, придающий музыке призывное звучание.

22

Назовите 3-х зарубежных композиторов-романтиков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Русская народная песня «Милый мой хоровод» в исп. женского хора (з.1).

А.Скрябин. Прелюдия (з.2).

С.В.Рахманинов. «Островок» (з.3).

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (з.6).

Ф.Шопен. Вальс ля минор, №7 (з.7).

М.Равель. «Болеро» (з.8).

Ф.Шопен. Вальс «Минутка» (з.10).

Д.Д.Шостакович. Симфония №7, 1часть, эпизод нашествия (з.13).

Л.Бетховен. Песня Клерхен (з.14).

Ф.Шуберт. «Лесной царь» (з.15).

С.В.Рахманинов. «Весенние воды» (з.16).

И.С.Бах. Органная фуга соль минор (з.20).

Видеофрагменты:

1.Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Садко». Ария Садко «Заиграйте, мои гусельки» (з.21, 1вариант).

2.С.С.Прокофьев. Отрывок из музыки к кинофильму «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские» (з.21, 2вариант).


КОДЫ ОТВЕТОВ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.

1 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

Б

Б

В

Г

Б

А

А

Б

Б

В

Б

В

В

Б

В

Б


2 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ответ

А

В

А

Г

В

В

В

Б

Б

В

В

В

Б

В

В

В


7КЛАСС ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.

1 вариант

№№

Модель ответа

Баллы

17




5б.

Людвиг

Ван

Бетховен

Безошибочное написание

1б.

1б.

2б.

1б.

18




8б.

вальс

полонез

этюд

прелюдия

2б.

2б.

2б.

2б.

19









10б.

Бетховен

Симфония №5

Шостакович

Симфония №7

Чайковский

Симфония №6

Симфония №4

Моцарт

Симфония №40

2б.



2б.


2б.


2б.

20

2б.

И.С.Бах

2б.

21







7б.

Николай

Андреевич

Римский-Корсаков

Опера

Садко

тенор

гусли

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

22







7б.

Фридерик

Шопен

Ференц

Лист

Сергей

Рахманинов

за другие имена

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.

1б.




© 2010-2022