Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс)

"Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках" - разработка интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 5 классе. В данной работе использованы стихи и  песни кубанских авторов - Г.Ф.Пономаренко, современного композитора и автора слов Н.Тананко, а также песенный материал из ранее разученного репертуара. Предварительная работа: дети учат стихи, на уроке изобразительного искусства  рисуют эскиз, учитель создает презентацию. В процессе урока дети получают новые знания о литера...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка интегрированного урока музыки и изобразительного искусства в 5 классе.

Тема урока: «Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках».

«Нет рубежей между искусствами,

музыка объединяет в себе поэзию и

живопись и имеет свою архитектуру».

В.Чюрленис.

Цели и задачи:

1. Продолжить знакомство с жанром вокальной музыки - песней.

2. Расширить знания о песенном творчестве Г.Ф.Пономаренко.

3. Показать близость художественных образов песни и живописи.

4. Развитие навыков рисования. Гуашь. Прием «примакивания».

5. Воспитывать интерес к искусству, любовь к Родине.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация урока, диски с музыкальным материалом, краски, кисточки, губка.

Ход урока.

Звучит фрагмент песни «Я лечу над Россией» Г.Пономаренко.

1.Организационный момент.

Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс).

Дети исполняют песенку «Пора начать урок» Е.Попляновой.

Учитель. Та красота, что мы частями в своем искусстве познаем,

Неведомыми нам путями предстанет снова, целиком.

Изначально не было четкого разделения искусства на отдельные виды. Но то, что музыка и изобразительное искусство существовали с древних времен - это неоспоримый факт.

Один из самых распространенных жанров музыки - песня. Говорят «Песня - душа народа». Д.Б. Кабалевский назвал песню одним из трех китов, на которых держится музыка. Очень разные бывают песни - народные, композиторские, авторские. По жанровым разновидностям - бытовые, обрядовые, трудовые, лирические, исторические.

Во все времена песня играла и сейчас играет очень большую роль в жизни людей.

«И песня,

И стих -

Это бомба и знамя…» писал В.Маяковский

Вопрос: А что такое музыка? (Правильно музыка - это, прежде всего звук, без которого она просто не существует.)

Посмотрите на картину неизвестного художника. Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс).

Вопрос: назовите жанр в котором написана эта картина? ( пейзаж)

Вопрос: Какое средство выразительности использовал художник для написания этой картины? ( цвет, краска).

Обратим свой взгляд на «ромашку» (на стенде в виде ромашки музыкальные термины)

Вопрос: Какой термин характеризует цвет окраску звучания в музыке и созвучен живописи? (тембр).

У каждого музыкального инструмента свой неповторимый голос, индивидуальная окраска звучания.

Задание. Приведите примеры тембров голосов животного мира?

Дети: Медведь, соловей, человек тоже обладает неповторимым голосом, разговаривая по телефону, вы без труда определяете на слух обладателя голоса по тембру.

Так как музыка и изобразительное искусство - это отражение окружающего нас мира, то между ними много общего. И прежде всего это касается круга образов, о чем нам рассказывает то или иное произведение.

Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс).

Вопрос: Какие темы раскрываются в музыкальных произведениях и полотнах живописцев? Каково их содержание? О чем они?

/ответы детей/

- О дружбе

- о войне

-о любви

-о Родине

- о счастье

- о природе

(исполнение детьми из ранее разученного репертуара 1-2 песен)

Учитель: Самое святое у человека - это Родина.

Вопрос: А как вы понимаете, что такое Родина?

/ответы детей/

Учитель: Да, наша Родина - это Россия.

Исп. авторская песня «Россия» Н.Прокопьевой (диск Прокопьевой №18).

Вопрос: А как называется наша малая Родина? (Краснодарский край)

( показ слайдов)

Учитель: Богата Кубанская земля талантами, и мы обратимся к творчеству кубанского композитора Григория Федоровича Пономаренко, который написал более 200 песен о Кубани. Его часто называют народным композитором.

Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс).

Сын украинского народа стал одним из самых известных композиторов. Поэт Кронид Обойщиков посвятил ему такие строки:

Ученик: Вширь полей с холмами предков,

Где хлеба стоят, как рать,

Ты ходил Пономаренко,

Чудо -песни собирать.

Шел задумчиво и долго

В зазвеневшей тишине

По Уралу и по Волге,

По кубанской стороне.

То поет душа, то плачет,

То хохочет, наконец…

Ты теперь в краю казачьем

Самый звонкий бубенец…

Учитель: Первым учителем музыки одаренного мальчика стал его дядя, виртуозный баянист и вскоре Гриша бойко играл на баяне.

Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс).

В 17 лет он был принят в ансамбль песни пляски пограничных войск. Затем руководил Волжским русским народным хором и писал чудесные песни - теплые, нежные, искренние и простые.

В 1972г. композитора пригласили на фестиваль «Кубанская музыкальная весна». По дороге на Кубань Пономаренко обратил внимание на все чаще и чаще, появляющиеся вдоль дороги красавцы - пирамидальные тополя. Он вышел из машины, опустился перед зелеными исполинами на колени и сказал: «Здравствуй, Кубань! Здравствуй, тополиный край!»

Слушание отрывка п. «Тополя» ст. Хохлова муз. Пономаренко.

Краткий разбор произведения:

- какая песня по характеру исполнения?;

- какие средства музыкальной выразительности повлияли на характер этого произведения?

- ребята, что вы представили, прослушав отрывок этой песни?

- А если бы вы были художниками, какую бы картину нарисовали, каких цветов краски использовали?

/ответы детей/

Учитель:

Кубань недаром называют жемчужиной России, ей посвящено огромное количество произведений музыки, живописи, поэзии.

Послушайте стихотворение кубанского поэта Виталия Кабалдина.

( читает ученик)

В жизни нам дана

Родина одна.

У меня она -

Вишня у окна.

Прямо у дверей

Золото полей,

Дума вековая стройных тополей.

Здесь моя тропа

пролегла в хлеба, здесь моя судьба -

радость и борьба, здесь взращенный мной

колос налитой -

гордость и отрада жизни молодой.

(Звучит отрывок песни «Ты тоже родился в России» Г.Ф.Пономаренко в исполнении Л.Г.Зыкиной., упоминание о березе)

Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс).

Учитель: Многие художники обращаются к изображению природы.

(Слайды)

Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс).Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс).Песня - это жизнь во всех ее проявлениях и красках (5 класс).

И у нас на уроке есть возможность стать художниками и написать красками маленький уголок природы. Основным элементом на нашем рисунке будет русская березка, о которой сложено немало песен.

У вас на рабочем месте имеется все необходимое для выполнения этой работы. Главная задача научиться применять прием «примакивание» и накладывать краску одного цвета, но разных оттенков.

Я буду выполнять эту работу вместе с вами.

/Во время выполнения работы звучит песня «Ты тоже родился в России» в исполнении Л.Г.Зыкиной, на экране слайд Зыкина и Пономаренко/

Технология. Брать на кусочек губки небольшое количество краски и по кроне дерева выполнять примакивающие движения светлым оттенком зеленого цвета. Гуашь высыхает очень быстро. Как только это произойдет, темным оттенком подчеркнем изгибы ветвей.

( выполнение работы)

Переходим к работе с полянкой - выделим низинки и бугорки темным оттенком краски такими же примакивающими движениями.

Выполненные работы размещаются на магнитной доске в произвольном порядке. (звучит п. Г.Ф.Пономаренко «Ты тоже родился в России»).

Скажите, пожалуйста, как одним словом можно объединить все наши рисунки?

Дети: выставка, лес, роща….

Учитель. У нас получилась настоящая березовая роща.

Анализ работ проводится совместно с детьми с акцентом на положительных результатах.

На следующем уроке мы продолжим работу над нашим пейзажем и украсим полянки цветами.

Итог урока. Итак, наш урок приблизился к завершению.

Вопросы:

1.Что вам понравилось на уроке?

2.Что вы узнали нового?

3.С творчеством, какого композитора вы сегодня познакомились?

4.Какие музыкальные произведения вам запомнились?

5.В каком жанре живописи мы работали на уроке?

6.Перечислите музыкальные термины, к которым мы обращались в течение урока.

Оценки за урок.

И в заключение урока мы исполним «Добрую песенку» автор Н.Тананко.

Всем спасибо. До свидания!



© 2010-2022