Разработка урока по музыке на темуБогатырская тема в музыке (5 класс)

Цель урока: выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы по теме. Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний. Вид: урок - музыкальная экскурсия. Технология: личностно-ориентированная. Время проведения: Второй урок по теме: «Музыка и изобразительное искусство». Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»; проигрыватель; запись: «Звуки музыки» Р.Роджерса; фрагмент 1 части Симфонии №2 ...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка урока по музыке на темуБогатырская тема в музыке(5 класс)


Богатырская тема в музыке.





(Урок для учащихся 5 класса )




Обухова Н.В.

Учитель музыки

МБОУ СОШ № 48

г Нижний Новгород

Цель урока: выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы по теме.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид: урок - музыкальная экскурсия.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: Второй урок по теме: «Музыка и изобразительное искусство».

Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»; проигрыватель; запись: «Звуки музыки» Р.Роджерса; фрагмент 1 части Симфонии №2 А.П. Бородина с текстом и без него; репродукция картины М.Б.Грекова «Тачанка»; музыкальный инструмент-аккордеон.

Задачи урока:

  1. Воспитательные - пробуждать интерес к русской подлинной музыке.

-воспитывать чувство патриотизма;

2. Образовательные - опираясь на музыкальный опыт учащихся, формировать их знания о симфонии;

-учить находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

-вырабатывать самостоятельное творческое мышление учащихся;

3. Развивающие - совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное;

- развивать (тембровый) слух, музыкальную память;

- развивая певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в манере пения.

За последнее время задачи урока музыки расширились, всё большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая задачи.

4. Самообразовательная - развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования;

5.Стимулирующая - способствовать формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждать школьников к дальнейшему познанию, к выработке потребности постоянно пополнять, развивать свои знания.

Подготовительный этап:

На доске записаны тема урока, эпиграф, на партах лежат музыкальные материалы с песнями «Звуки музыки», «Песня о маленьком трубаче», «Погоня», приготовлены на отдельных листах формата А 4 следующие надписи: «Можем ли мы увидеть музыку?»,

«Симфония - крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей», «Главная тема -богатырский образ», «Побочная тема- лирический образ».


Ход урока :

1.Организационный момент.

Звучит запись «Звуки музыки» Р. Роджерса из музыкального фильма.

-Дети заходят.

Учитель (пропевая) Здравствуйте ребята. ↑ Тихо, тихо сели.↓

-Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз.

Сегодня вновь нас всех собрала вместе у себя Волшебница Музыка.

2.Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Учитель - Я уверена, что многие из вас узнали песню, под которую вы вошли в класс?

-Что это за песня? ( «Звуки музыки»)

-Откуда она? (из музыкального фильма)

-Напомните, каков сюжет в фильме?

Дети - Этот весёлый фильм о том, как ни один учитель не мог справиться с непослушными ребятами. Но вот дети пришли на урок музыки. И вместе с учительницей учились петь. Они стали послушными и разумными.

Учитель - Давайте, и мы с вами сядем удобно, примем певческую установку и настроимся на восприятие музыки.

Учитель пропевает песню (без аккомпанемента), затем под инструмент.

(обратить внимание на дыхание по фразам)

Учитель- Эта музыка выросла из простых интонаций, и получилось, что простая, весёлая, детская музыка стала главным «действующим» лицом большого кинофильма.

-В 1 полугодии мы вели разговор о двух величайших искусствах? О каких?

Дети - О музыке и литературе.

Учитель- Второе полугодие мы начали разговор о двух величайших искусствах?

Дети - О музыке и изобразительном искусстве.

Учитель - «Можем ли мы увидеть музыку?»- этот вопрос будет стоять в центре нашего урока.(вывесить на доску)

-(Учитель обращается к картине «Тачанка» Грекова)

-Посмотрите на картину Дмитрия Борисовича Грекова .Что здесь изображено? Безмолвна ли картина или она «звучит»?

Дети - Стремительная, несущаяся тачанка, не стоящая на месте, и не тихо едущая, а именно стремительно несущаяся.

Учитель -Если вы были бы композиторами, какую музыку по характеру вы бы сочинили?

(Учитель обращает внимание на словарь эстетических эмоций)

Дети- Стремительная, тревожная, взволнованная, темп быстрый, слышен цокот копыт.

Учитель -Какой музыкальный пример можно привести?

Дети -Песня «Погоня» из фильма «Новые приключения неуловимых»

Учитель -Попытайтесь, через исполнение передать своё отношение к песне.

Звучит 1 куплет.

Учитель -К какому историческому периоду можно отнести эту песню?

Дети -Гражданская война.

3. Сообщение темы, целей урока.

Учитель- С давних пор и можно сказать до нашего времени на Русь наступали враги. Они пытались завладеть нашими богатствами, землями.

Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Наш урок посвящен: «Богатырской теме в русском искусстве»

Учащиеся записывают тему в тетради.

4. Изучение нового материала.

Учитель- Мы часто встречаемся с богатырской темой в народном творчестве (былины), поэзии, живописи, музыке, кино.

Эти эпические образы нашли особое отражение в творчестве великого русского композитора А.П.Бородина. ( зачитывается эпиграф)

Одним из лучших произведений Бородина, жемчужиной его творчества считается его симфония №2.

Что такое симфония?

Симфония- крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4-х частей.(«сим»-вместе, «фонос»- голос)

Какой оркестр исполняет симфонию?

Дети- Симфонический.

Учитель- Послушаем в записи фрагмент 1 части симфонии №2.

5.Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Учитель- Какие музыкальные образы рисует вам музыка? Попробуйте зрительно нарисовать картину?

Звучит фрагмент симфонии №2. (3 минуты звучания)

Учитель- Что сейчас прозвучало?

Какие эмоции возникли у вас при прослушивании фрагмента?

Дети- Масштабно, чинно, размашисто, широко, солидно, объёмно.

Учитель- Образ кого представляете, когда звучит музыка?

Дети- Образ богатыря.

Показ картины Васнецова «Три богатыря»

Учитель- Давайте посмотрим на картину известного художника Виктора Михайловича Васнецова.

Кто здесь изображен?

Как звали богатырей? (из уроков литературы)

Дети- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Учитель- Кто такие богатыри?

Дети- Защитники родины, совершали подвиги.

Учитель- Три славных богатыря едут по степи, что-то привлекло их внимание и заставило насторожиться. Зорко охраняют богатыри свою землю. Никто из врагов не пройдёт.

Подберите слова, характеризующие русского богатыря, воина.

Дети- Честь, доброта, доблесть, любовь к Родине, отвага.

Учитель- В музыке Бородина какие «действуют» люди?

Дети- Сильные, могучие, люди-богатыри.

Учитель- Прослушаем ещё раз 1 часть симфонии № 2 А.П.Бородина.

Определите, какие две темы звучат в симфонии и ответьте на вопрос урока: «Можем ли мы увидеть музыку?»

Звучит фонозапись (с текстом 4 минуты)

Учитель- Какие две темы?

Главная тема- волевая, решительная музыка словно тяжелая поступь исполина, о котором можно сказать словами Пушкина:

На нём одежда славянина,

И на бедре славянский меч.

Побочная тема- задушевная, лирическая, близкая к народным песням (квартет №2 Бородина)

Кто был самым внимательным? Какое второе название дал симфонии музыкальный критик Стасов?

Дети- Он назвал симфонию «Богатырской».

Учитель- Можем ли мы увидеть музыку?

Бородин видел в богатырях черты характера, которые присущи русскому народу. Вот почему музыка Бородина не потеряла силы своего воздействия и в наши дни.

6. Овладение учащимися способами деятельности.

Учитель- Сейчас прозвучит песня о герое, достойном того, чтобы его назвали юным поколением богатырей нашего времени.

Музыка С. Никитина.

Слова С. Крылова.

«Песня о маленьком трубаче»

Учитель даёт задание:

О чём эта песня?

Какую картину она рисует?

Исполнение песни учителем.

Разучивание 1-2 куплета с детьми.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель- В качестве закрепления, отгадайте небольшой кроссворд по основным понятиям темы:

по горизонтали:

1. Русский композитор, врач, учёный, автор симфоний,

квартетов. (Бородин)

  1. Крупное музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей. ( симфония)

  2. Название песни Френкеля, в которой нарисована картина стремительного движения. (погоня)

  3. Фамилия композитора, барда, автора «Песня о маленьком трубаче», однофамилец знаменитого русского баснописца. ( Крылов)

  4. Известный русский художник, написавший картину «Богатыри» (Васнецов)

  5. по вертикали: Название одной из симфоний Бородина. (богатырская)

6.

1.Б

О

Р

О

Д

И

Н

2.С

И

М

Ф

О

Н

И

Я

3.П

О

Г

О

Н

Я

А

Т

4.К

Р

Ы

Л

О

В

Р

5. В

А

С

Н

Е

Ц

О

В

К

А

Я


  1. Подведение итогов и разъяснение домашнего задания


  1. Домашнее задание:

Подберите к песне «О маленьком трубаче» иллюстрацию или нарисуйте, что тебе представляется.



© 2010-2022