Роль музыки в эмоционально - образном развитии современного ученика

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль музыки в эмоционально - образном развитии

современного ученика.

«Музыка выражает всё то, для чего нет слов,

но что просится из души, и что хочет быть высказано»

П. И. Чайковский.

Прежде чем рассуждать о роли музыки в жизни современных учеников мне хотелось бы сначала определиться, а кто же такой современный ученик? Что он из себя представляет? Чем он живёт?

Многие педагоги почему то считают, что у современного ученика в голове находится айфон 5, который достаточно подключить к электросети и он снова зарядится. Другие, считают, что ученик должен знать всё что знает его учитель. Извините, но мне, например, уже за сорок и свои знания и умения я собирала в течении 40 с лишним лет, так почему ребёнок, который прожил совсем чуть-чуть должен уже всё это знать? Я думаю, что это ошибочное мнение. Прежде всего мне хотелось бы напомнить уважаемым коллегам, что ученик это просто ребёнок, обычный ребёнок желающий прыгать, бегать, озорничать, смеяться, плакать, ссориться и влюбляться, капризничать и прогуливать уроки. Это ребёнок, который пришёл в это мир где: жить очень просто (есть интернет) и жить очень сложно, так как значительная часть этого мира переместилась в виртуальную параллель. Интернет объединил нас в единый организм, но этот организм работает так же и на разрушение детской душевной сущности. Огромный поток информации, в том числе и музыкальной! Как разобраться что хорошо, а что плохо?

Ещё 10 лет назад я прочитала интервью с доктором физико - математических наук академиком Лазерной академии РФ Владиславом Луговенко. Он рассказал об эксперименте. Над зернами пшеницы (получившими огромную дозу радиоактивного излучения) были прочитаны множество раз ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву или белый стих. Удивительно, но факт: под воздействием этой человеческой речи зерна пшеницы приобрели животворную силу. Музыка - это звуки. В многоликом современном мире эти звуки можно направить и в положительную и в отрицательную стороны. В последние десятилетия XX века появилось множество музыкальных направлений, и большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы. Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка действует угнетающе. Среди факторов, возбуждающих психику ребёнка, волшебные звуки музыки занимают первое место.

Слушание классической музыки благотворно влияет не только на настроение и умственные способности человека, но и на развитие его мозга в целом. В результате обследования группы профессиональных музыкантов и людей, которые занимались музыкой лишь в детстве, было выяснено, что профессиональные музыканты имеют отличную память и способности к языкам. Кроме того, учёные обнаружили, что мозжечок музыкантов на 5% больше, чем у людей, не имеющих отношения к этой профессии.

Итак, уважаемые коллеги! Я лишь ещё раз напомнила вам о том, что вы уже знаете. Музыка может творить чудеса!

В новом проекте закона об образовании РФ акцентируется внимание на необходимость развития подрастающего поколения не только в умственном, но и эмоциональном плане. Это выражается в направленности современного образования на взаимодействие учащихся с различными видами искусства.

Я полностью согласна с мнением американского психолога Дэниела Гоулмена, который считает, что, эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей.

Школьные медалисты иногда становятся средними студентами. А обладатели блестящих дипломов не могут найти свое место в жизни. В этом и заключается проблема: академические знания никак не соотносятся с реальными жизненными трудностями.

Эмоционально одаренные люди обладают бесценным умением рационально распоряжаться природными способностями и образованием, в том числе интеллектом как таковым.

Эмоционально-образное развитие школьников является важнейшим компонентом эстетического формирования личности. Эмоции определяют успешность образования подрастающего поколения, реализацию полученного опыта обучения в жизни. В музыкальном воспитании учащихся значение эмоций, чувств, настроений возрастает, так как содержание музыки составляют эмоции, чувства, вызванные реалиями мира, то и в познании этого искусства наличие развитой эмоциональной сферы является определяющим.

Интересные уроки музыки - это не развлекательные занятия и не сухое вдалбливание песенного материала. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, эстетических переживаний, заставляют что-то по-своему продумывать, прочувствовать, освоить.

Школьный урок музыки это урок, который является частью целостного образовательного процесса. К сожалению сейчас мы наблюдаем катастрофическую нехватку учителей музыки и музыкальных руководителей в детских садах. Чаще всего урок музыки в школах ведут не специалисты, а точнее те, кто вообще далеки от музыкального мира. А порой урок музыки и за урок то не считают. Увы, но это реальность. Хочется надеяться, что ситуация изменится в лучшую сторону!

В качестве художественного материала, способствующего эмоционально-образному развитию детей я предлагаю ряд аудиовизуальных музыкальных произведений, сочетающийся в процессе его восприятия с произведениями традиционных видов искусства.

  1. Художественный фильм режиссёра А.В. Раппорта «Музыкальная история» , музыка Ж. Бизе, Н.А. Римского-Корсакого, П.И. Чайковского.

  2. Художественный фильм режиссёра А. Птушко «Садко» на музыку Н.А.

Римского-Корсакого.

  1. Мультипликационный фильм И.Иванова-Вано «Снегурочка» на музыку Н.А. Римского-Корсакого.

  2. Мультипликационный фильм Ю. Норштейна «Сеча при Керженце» на музыку Н.А. Римского-Корсакого.

  3. Мультипликационный фильм Ю. Норштейна «Сказка сказок», музыка И.С. Баха «Хорошо темперированный клавир, том 1, №8 es-moll( BWV 853) и В.А. Моцарта, Фортепианный концерт №4 inGmajor, IIAndante ( К. 41) .

  4. Художественный фильм по роману Этель Лилиан Войнович «Овод», музыка Д. Шостаковича.

  5. Художественный фильм о жизни и творчестве Иоганна Штрауса «Большой вальс», музыка Иоганна Штрауса.

  6. Художественный фильм режиссёра Оскара Хаммерстейна на музыку Ричарда Роджерса «Звуки музыки».

  7. Художественный фильм сказка режиссёра Александра Птушко «Руслан и Людмила», музыка Тихона Хренникова.

Использованная литература:

  1. Усов, Ю. Н. Экранные искусства - новый вид мышления / Ю. Н. Усов // Искусство и образование.

  2. Федоров, А. В. Медиаобразование в России / А. В. Федоров // AlmaMater. Вестник высшей школы.

  3. Федоров, А. В. Проблемы аудиовизуального восприятия / А. В. Федоров // Искусство и образование.

Учитель музыки

МБ ОУ Мадаевская ОШ

Пухова Ирина Анатольевна

© 2010-2022