Методическое сообщение Педагогическое мастерство

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое сообщение по теме

«Педагогическое мастерство»


Салтыкова Татьяна Анатольевна, преподаватель.

Разделы: Музыка

Одна из особенностей педагогического труда заключается в том, что он, по выражению В.А. Сухомлинского должен беречь и хранить маленького человека. Эта специфическая особенность требует от учителя высокого педагогического мастерства.

В своей работе «Как воспитать настоящего человека» В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в школе не должно быть ни одного педагога, которого бы труд учителя тяготил: «…учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств - а без этих качеств труд педагога превращается в муку».

Педагогическое мастерство складывается из целого ряда компонентов. Оно включает в себя научные знания по педагогике и психологии, т.е. профессиональные знания, профессиональные способности, педагогическую этику и педагогическую технику. Подлинными мастерами своего дела педагоги становятся в процессе трудовой деятельности.

Педагогическое мастерство - это, прежде всего владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, позволяющими преподавателю успешно решать педагогические ситуации в соответствии с педагогическими задачами, стоящими перед школой.

Большую роль в приобретении педагогического мастерства играют знания по психолого-педагогическим дисциплинам, поэтому необходимо глубоко освоить и постоянно пополнять знания по педагогике и психологии.

Практическая деятельность учителя-воспитателя - это бесконечное решение множества педагогических задач, и только тот учитель может успешно их решить, который творчески использует весь запас своих профессиональных знаний.

Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учитель должен хорошо представлять себе, чего он хочет добиться на данном этапе развития и формирования ученика. Определение первоочередных задач воспитания требует применения психолого-педагогических знаний в сложившейся педагогической ситуации.

Однако знания по педагогике и психологии не дают готовых ответов на все многочисленные ситуации, которые возникают в конкретном воспитательном моменте. Деятельность учителя - деятельность творческая, и именно творческое применение знаний характеризует педагога-мастера. Зная общие закономерности педагогики и психологии, учитель творчески применяет их в своей работе, учитывая конкретную обстановку.

В процессе своей деятельности учитель проявляет самые разные профессиональные и личностные качества. Эти качества очень тесно связаны друг с другом и выступают в практической деятельности как единое целое. Сложное и многогранное сочетание личностных качеств, специальных знаний и профессионального опыта принято называть педагогическими способностями.

Большое влияние на формирование педагогических способностей оказывает учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях, готовящих преподавателей. Однако каждый будущий педагог и тот, который уже работает в школе, должны проявить максимум желания, чтобы развить в себе педагогические способности.

Педагогическое мастерство характеризуется наличием у учителя педагогического такта. Основой педагогического такта является общая нравственная воспитанность учителя. Педагогический такт - это такое нравственное поведение, которое включает в себя высокую гуманность, чуткость к человеку, самообладание, выдержку, умение устанавливать доброжелательные отношения в любых ситуациях. Учитель, обладающий педагогическим тактом, умело регулирует свои отношения с учащимися, с родителями, коллегами.

С педагогическим тактом связан целый ряд профессиональных умений. Это умение оценивать педагогическую ситуацию, учитывать особенности школьника, предвидеть возможный эффект, который вызывает педагогическое воздействие. Педагогический такт является признаком высокого педагогического мастерства. Учитель должен научиться постоянно контролировать свои поступки, уметь взглядом, жестом показать свое отношение к поступкам учащихся. То есть педагогический такт предполагает наличие чисто внешних навыков выражения своих чувств. Такая совокупность умений является составной частью педагогического мастерства и называется педагогической техникой.

Педагог, любящий своих учеников и при этом мастер своего дела, необычайно много получает от расширения своего человеческого пространства. В его пространство личности входят: опыт, позволяющий через знак отношения находить правильные, развивающие приемы роста учеников; сами ученики, взращенные в духовном отношении и потому разные и творчески интересные, что дает большое удовлетворение педагогу; и что, может быть, важнее всего, - наполненность жизни, убежденность, что по большому счету повезло и ты живешь правильно…


Список литературы:

1. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике / Предисл. О.В. Сухомлинской. М., 1990.

2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.

3. Учителю о педагогической технике. М., 1987.

2


© 2010-2022