Проект «Свирель — инструмент мировой музыкальной культуры. »

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ



УЧРЕЖДЕНИЕ




«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»







Школьная учебно-исследовательская конференция


АПРЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ «ВОКРУГ НАС НЕОБЫКНОВЕННЫЙ МИР»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Свирель - инструмент мировой музыкальной культуры.»

Автор: Михайлова Диана

ученица 6 «Б» класса

Руководитель: Артёмова Н.И., учитель музыки

Мегион, 2015


Аннотация


Звук - это первое, что ощущает ребенок, когда ему ещё предстоит родиться. Чем взрослее становится малыш, тем больше звуки окружающего мира влияют на него. Современная жизнь с её бешеным ритмом, суетой, грохотом и скрежетом - не самая лучшая среда для занятий музыкой. Нас повсюду окружают шумы. На улице - транспорт, дома - различная техника, бесконечные стройки, ремонтные работы и т. д. Современная массовая музыка имеет форму низкопробных песенок, с большим количеством компьютерной обработки, или насыщена тяжёлыми монотонными звуками «клубняка». Такая музыка очень точно показывает, какова наша жизнь: агрессия, монотонность, вечная спешка, страх перед будущим...

Древние считали, что музыка - это душа народа. Музыкой лечили, изгоняли злых духов, общались с богами, рассказывали потомкам истории о подвигах предков, признавались в любви миру. Особенное положение в музыкальной культуре народов мира занимают духовые инструменты, самыми древними из которых являются свирели.

Принцип строения этих инструментов гениально прост, материал для изготовления дарит сама природа - тростник, бамбук, камыш, нефрит. На земном шаре нет ни одной этнической культуры, которая не имела бы в своём багаже свирели. Народы дали этому волшебному инструменту разные имена: ди, дудук, жалейка, зурна, кена, вистл. Все они очень похожи по строению, но имеют своё неповторимое звучание, свой особенный голос, свой особенный характер.

Целью проекта является изучение свирелей в музыкальных культурах народов мира. Почему эти свирели по разному звучат, откуда родом этот инструмент, что значила эта музыка для того или иного народа, как можно самому научиться этот мир сделать лучше с помощью этой прекрасной музыки, - ответы на эти вопросы являются задачами для автора проекта.

Ну и как же не поделиться с окружающими этим музыкальным чудом, которое автор проекта открыл для себя! Знакомство с культурным наследием народов мира через музыку свирели можно осуществить на уроке музыки. Автор предлагает разработку такого урока, которую может использовать учитель музыки как в младших классах, так и в среднем звене. И, может быть, душа свирели разбудит в юных слушателях их самые лучшие качества и в детях будет больше доброты, и внутренней гармонии.


Содержание.

Введение.


  1. Что такое свирель?


  1. История создания свирели.


  1. Свирель в культуре народов Ирландии.


  1. Свирель в культуре народов Китая.


  1. Свирель в культуре индейцев Анд.


  1. Свирель в культуре народов Кавказа.


  1. Свирель в культуре славянских народов.

8. Свирель в современной музыкальной культуре.

9. Разработка урока «Душа свирели»

Заключение.

Список использованной литературы.















Введение


Музыка - единственный всемирный язык,

его не надо переводить,

на нём душа говорит с душою.

Бертольд Ауэрбах



Древние считали, что музыка - это душа народа. Музыкой лечили, изгоняли злых духов, общались с богами, рассказывали потомкам истории о подвигах предков, признавались в любви миру. Особенное положение в музыкальной культуре народов мира занимают духовые инструменты, самыми древними из которых являются свирели.

Целью проекта является изучение свирелей в музыкальных культурах народов мира. Почему эти свирели по разному звучат, откуда родом этот инструмент, что значила эта музыка для того или иного народа, как можно самому научиться этот мир сделать лучше с помощью этой прекрасной музыки, - ответы на эти вопросы являются задачами для автора проекта.


1.Что такое свирель?


Свирель - один из древнейших духовых музыкальных инструментов, который относится к роду продольной флейты. Встречаются одно- и двухствольные свирели, при этом один из стволов имеет обычно длину 300-350 мм, второй - 450-470 мм. В верхнем конце ствола заметно характерное сужение - свистковое устройство, в нижней части расположено по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков. В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт. Изготавливается свирель из дерева, имеющего мягкую сердцевину: бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной проволокой. Один конец дудки срезается наискось, близ отверстия отщепляется тоненький язычок и затем по длине дудки прорезается от 4 до 8 отверстий. Иногда такие дудки делают из камыша, ягеля, коровки. Звучание свирели происходит благодаря потоку воздуха, идущего по сердцевине ствола и выходящего в отверстия на стенке ствола инструмента. Количество отверстий в свирели различно у разных народов - 5, 7, 9.

Слово «свирель» более древнее, чем «сопель», поскольку оно встречается в общеславянском языке и, следовательно, существовало еще в эпоху, предшествовавшую разделению этого языка на восточную, западную и южную ветви. Однако относилось ли такое название к инструменту определенного вида сказать трудно: в древней Руси «свирцом», «свирянином» называли исполнителя на любом духовом инструменте, кроме рога и трубы - «трубачея».


История создания свирели

Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории нашей страны. Это была свирель. Ее возраст - около 34 тысяч лет! Сделана она из куска минерала (гематита). Свирель обнаружили археологи из Сибирского отделения Академии наук при раскопках в Хакасии, неподалеку от деревушки Малая Сыя. Свирель - народный инструмент, получивший широкое распространение еще в эпоху Киевской Руси. По способу добычи звуков она принадлежит к древнейшим духовых инструментов Скажем, 5-ти дырочной свирели из Черновицкой и комплекс ударных костей с Черниговщины датировано 20-ю тысячами лет назад, - так выражает свое мнение относительно распространения свирели на Украину доцент Львовской государственной музыкальной академии им. Н. Лысенко М. Корчинский. Встречаем упоминания об этом инструменте в древних летописях восточных славян XI в, памятниках старого украинского письма Феодосия Печерского, митрополита Киевского Кирилла, Памфила (XI - XIII века), украинских песнях, сказках, легендах, преданиях, произведениях русских и украинских писателей (В. Короленко Слепой музыкант , Л. Украинские Лесная песня , Н. Гоголь На крыльях песни и др.), где описывается использование свирели среди пастухов, скоморохов, чумаков, музыкантов на свадьбах в устной традиции.

Первые образцы свирели были технически несовершенными, имели 6 отверстий. По словам Н. Лысенко закрытые или открытые, в разных комбинациях, эти дырочки изменяют длину столба воздуха в дудке, а тем меняют и высоту звука или тона. Эти инструменты были диатоническим, прислуживала в выигрывание пения и к танцам, в репертуаре присутствуют пастушьи эпические песни (XIV - ХVII ст.) То есть их использование ограничивалось чисто рамками этнографического среды. Об этом подчеркивает М. Лысенко Свирель, что затинае обычные бытовые песни и танцы, к тройственной музыки не берут, наверное через ее громкий тон. Свирель есть инструмент специально пастуший.

Как профессиональный, академический, ансамблевый инструмент свирель начинает использоваться только во второй половине ХХ века.

В конце 20-х годов ХХ века на Украине организуются первые самодеятельные оркестры украинских народных инструментов. Руководители этих коллективов наряду с решением разнообразных художественно-стилевых задач, создания репертуара, воспитание дирижерских кадров, начинают кропотливую работу над совершенствованием музыкального инструментария, созданием оркестровых семей, организацией ансамблей народных инструментов при оркестрах. Впервые предпринимаются попытки совместить в однородный ансамбль семью оркестровых свирелей талантливыми мастерами-конструкторами, руководителями оркестровых коллективов Л. Г. Гайдамаком и В. А. Зуляк. Их последователями стали мастера и ценители этого инструмента Г. Каськун, А. Шленчик, Е. Бобровников, И. Скляр.

Весомый вклад в дело совершенствования и реконструкции свирели совершил учитель Ополонивськои средней школы Штеповской района Сумской области Никифор Матвеев. Его по праву можно считать первым мастером-свирельщик в Украине, который изготовил стандартные свирели-примы (диатонический строй, 6 отверстий) и басовые свирели. Созданные им первые самодеятельные детские коллективы сопилкарей (1939, 1940, 1945), их многочисленные выступления на районных, областных, республиканских смотрах художественной самодеятельности школьников засвидетельствовали популярность этого инструмента, высокий исполнительский уровень этих ансамблей, разнообразие репертуара. Продолжателями Н. Матвеева в деле организации ансамблей сопилкарей стали его ученики В. Я. Боруха, М. С. Андрусенко и мастера-исполнители В. Зуляк, Е. Бобровников.

Первым концертным инструментом с точной настройкой, хроматическим звукорядом и с тональным перестроювачем типа подвижных целлулоидных колец, расположенных на поверхности, стала свирель мастера-конструктора И. Скляра. Основой для совершенствования стала 7-ми дырочной свирель народного умельца И. Яроша. В процессе работы над усовершенствованием флейты И. Скляр удалось выработать стали принципы изготовления стандартных инструментов, на которых с помощью комбинированного перекрывания аппликатурных отверстий при соответствующем струи воздуха можно добыть весь хроматический звукоряд. Как пишет сам И. Скляр целью этой кропотливой работы стало создание основы, на которой сложилась школа игры на свирели, а также, что главное, воспитание исполнителей игры на этом замечательном народном инструменте [4, 4]. Кроме теоретических обоснований, И. Скляр в своей книге Подарок свирельщик, подает нотный приложены также рекомендации по выполнению нотного материала. Среди произведений, вошедших в эту книгу дуэты (свирели I и II; фортепиано и свирель; свирель и бандура) квартеты (свирели I, II, III и фортепиано); квинтеты (свирели I, II, альт, бандуры I и II ).

Процесс усовершенствования свирели на этом этапе еще не был завершен, Н. Матвеев еще в конце 50-х отмечал Процесс совершенствования и хроматизации свирели еще не закончен, ей принадлежит большое будущее в семье украинских народных инструментов [, 28]. В 1970 году мастер Д. Ф. Деминчук создает хроматическую свирель на 10 отверстий, где хроматический звукоряд легко добывается последовательной аппликатурой. Открываются классы свирели в вузах, в частности во Львовской государственной консерватории им. Н. Лысенко (сегодня музыкальная академия). Среди преподавателей спецкласс доцент М. Корчинский стал активным создателем репертуара и внедрил в учебный процесс новую, специфически Сопилкова исполнительскую технологию, что стало результатом его многолетнего опыта [1, 17].

Именно во второй половине ХХ века свирель академический, профессиональный народный инструмент получила свое утверждение благодаря многим факторам, главное место среди которых принадлежит основателю Сопилкова академической школы И. Скляр. Это подчеркивает М. Корчинский Шанс родиться новой, отдельной Сопилкова культурой ей дало ХХ века

Свирель в культуре народов Ирландии

Вистл

Вистл- диатонический инструмент с диапазоном примерно в 2 октавы. Аппликатура простая, вилочные аппликатуры и закрытие отверстий наполовину используются редко, за исключением пониженной седьмой ступ ени, позволяющей играть во второй тональности. С помощью усложнённой аппликатуры можно добиться почти полного хроматического ряда.

Наиболее распространенный строй- D (ре второй октавы), также производятся тинвистлы в большинстве тональностей от G (соль второй октавы) до G (соль первой), инструменты в A и G иногда считаются уже лоу-вистлами. История инструмента теряется в веках, поскольку подобные флейты ведут своё происхождение с доисторических времён и встречаются практически у каждого народа на Земле.

Собственно «tin» - то есть жестяной, whistle появился в 1843 году в Англии. Небогатый фермер Роберт Кларк (Robert Clarke)имел деревянный вистл и захотел сделать подобный, но из нового материала tinplate (луженая жесть), который тогда только появился. Новый инструмент получился настолько удачным, что Кларк решил начать свой бизнес. Вместе со своим сыном он путешествовал по Англии, возя с собой свои инструменты и материалы в ручной тележке. Останавливаясь в городах и деревнях, особенно на рынках, Кларк на глазах у населения сворачивал тин-вистлы из листка жести, получалась коническая трубочка, которая потом закрывалась с одного конца деревянной пробкой - получался свисток, затем в трубочке прорезались отверстия. Кларк тут же демонстрировал инструмент, играя на нём мелодии для зрителей. Дудочка стоила один пенни, от этого происходит ещё одно её название - penny-whistle. Иногда дудочки Кларка покупали ирландские моряки и другие люди с Зелёного острова, которые привозили их домой. Так тин-вистл попал в Ирландию.

В Ирландии дудочка пришлась всем по душе, поскольку очень хорошо подходила для исполнения ирландской народной музыки. Производство Роберта Кларка дожило до наших дней, вистлы марки Clarke пользуются неизменной популярностью по всему миру, в особенности как инструмент для начинающих.

Впоследствии тин-вистлы стали изготовлять из различных материалов, из металлических трубок, латунных, алюминиевых и т. д. Различных видов пластика и других материалов.

Тин-вистл получил гораздо большее распространение по всему свету в 60-70-х годах XX века на волне возрождения интереса к народной музыке в Ирландии и за её пределами. Практически все известные фолк-группы использовали тин-вистл в своей деятельности. Появились новые фирмы и мастера-изготовители тин-вистлов.

Свирель в культуре народов Китая

Ди

Ди (笛, 笛子,от старокитайского хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой инструмент, поперечнаяфлейта с 6 игровыми отверстиями. В большинстве случаев ствол ди изготавливается из бамбука или тростника, но встречаются ди, выполненные из других пород дерева и даже из камня, чаще всего нефрита. Вблизи закрытого конца ствола находится отверстие для вдувания воздуха, рядом с ним - отверстие, прикрытое тончайшей тростниковой или камышовой плёнкой; 4 дополнительных отверстия, расположенных около открытого конца ствола, служат для подстройки. Ствол флейты обычно перевязывается нитяными кольцами, покрытыми чёрным лаком. Способ игры такой же, как и на поперечной флейте. Тембр ее очень звонкий и сочный, звонкость эта обусловлена резонированием тростниковой плёнки.

Ди - один из наиболее распространённых в Китае духовых инструментов. Предположительно был завезён из Средней Азии в период между 140 и 87 г. до н. э. (по преданию, её привез посол Чжан Цянь в эпоху правления ханьского императора У Ди). Однако в ходе недавних археологических раскопок в провинции Чжэцзян были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около 8000 лет, весьма схожие по конструкции с современными ди (хотя и без характерного заклеиваемого отверстия), что свидетельствует в пользу гипотезы о китайском происхождении ди. Легенда гласит, что Жёлтый императорприказал своим сановникам сделать первую флейту из бамбука.

Существуют ди двух родов: цюйди (в оркестре музыкальной драмы жанра «кунцюй») и банди (в оркестре музыкальной драмы жанра «банцзы» в северных провинциях). Строй банди несколько выше. Разновидность флейты без заклеиваемого отверстия называется мэньди.

Свирель в культуре народов Анд

Кена

Кена (Quena) - один из древнейших духовых инструментов, который был изобретен человеком в доисторическую эпоху.

Согласно классификации музыкальных инструментов, кена - это продольная флейта без свисткового устройства, открытая с двух сторон и имеющая семь игровых отверстий, одно из которых расположено на противоположенной стороне. Наибольшее распространение Кена имеет в Перу, собственно там она и была изобретена. Однако в последнее время кена заслужено обретает популярность и во многих других странах.

Идеальным материалом для изготовления кены является тростник. Но также можно встретить кены, сделанные из тыквы, из кости ламы или из пеликана, из металла, из дерева, из глины, из камня, из пластика и даже из человеческой большой берцовой кости (конечно, в настоящее время из человеческих костей кены не делают, но находят во время археологических раскопок).

Чем же объясняется такое многообразие материалов, из которых древние люди делали кену? Безусловно, тот факт, что все эти материалы были трубчатые, сыграл большую роль, но не основную. У древнего человека было не так много свободного времени, что бы экспериментировать с материалами для музыкального инструмента. Да и кена по большому счету была инструментом совсем не музыкальным. Окружающий мир для древнего человека был загадочен. Он был для него и прекрасен и ужасен одновременно.

Это мы сейчас можем объяснить многие природные явления, лечить многие болезни. Древние люди зависели от милости природы намного сильнее. Заметив, что трубка из тростника позволяет извлекать звуки, похожие на звуки природы, например на свист ветра, или крики птиц и животных, человек решил, что с её помощью он может общаться с природой. С помощью кены из тростника земледельцы просили хорошего урожая, охотники использовали для своих ритуалов кену из кости ламы.

Кена стала для человека чем-то магическим, предметом культа. Таким образом, материал, из которого изготавливался инструмент, выбирался исходя из его назначения. Кена сопровождала древних людей во время работы и на отдыхе, во время празднований и погребений, она стала связующим звеном между человеком и природой.

Кена проста и совершенна! Её устройство практически не менялось. Любое усовершенствование её просто испортит.

В наше время кена вне всякого сомнения является важнейшим духовым инструментом музыкального фольклора Анд. Она до сих пор используется в своей самой древней эпостасии, в религиозных актах, в повседневной жизни и имеет огромное социально значение. Второй сектор применения кены - это сольный инструмент в креольских и эстрадных коллективах, а также в симфонических оркестрах. Третий, и, наверное, самый многочисленный сектор, это любительский, не профессиональный сектор, любительские музыкальные коллективы.

Свирель в культуре народов Кавказа

Дудук

Дудук- деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями. Распространён среди народов Кавказа, Ближнего Востока и Балканского полуострова.

В 2005 году музыка армянского дудука была признана шедевром Всемирного нематериального культурного наследияЮНЕСКО.

В Армении дудук также известен как циранапох (арм. ծիրանափող), что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба», либо «душа абрикосового дерева»язычковый. В разной степени близкие дудуку по конструкции и звучанию музыкальные инструменты имеются также у многих народовДудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Средняя длина трубки составляет 32 см, длина трости 12 см. На передней поверхности дудука имеется восемь отверстий, на задней поверхности - одно[13].

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несмотря на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий[14].

Музыка на дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент дхол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает народные песни и танцы, а также свадебные и похоронные церемонии.

Современное название инструмента - дудук, по всей видимости происходит от турецкого düdük[2], вероятно, звукоподражательного происхождения. Во времена Османского владычества название дудук закрепилось за инструментом.

По другой версии, название «Дудук» инструмент получил за внешнее сходство с дудкой, русским народным музыкальным инструментом, название прижилось как вАрмении, так и во всем мире[15][16].

Свирель в культуре славян

Жалейка

В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь.

Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» - поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейки полезным может оказаться инструмент с названием «пищики», широко распространённый в южно-российских областях.

Жалейка бывает двух разновидностей - одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука.

Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные - в южных.

В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий.

В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестрах русских народных инструментов.



Свирель в современной музыкальной культуре


В современной музыке тоже присутствует этот музыкальный инструмент. Например у Бориса Гребенщикова, Александра Васильева «группа СПЛИН», Николай Шевчук «группа ДДТ», не смотря на то что эти музыканты играют не классическую а роковую музыку.

Так же у американского исполнителя Джеймс Ласт и француукого композитора Эннио Мариконе.











ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8C

bibliotekar.ru/divo/31-94.htm

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B0

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%B4%D1%83%D0%BA

musicandsales.ru/istorija/23-svirel.html


© 2010-2022