• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение на тему Гаммы, как необходимая составная часть воспитания пианиста. ”

Методическое сообщение на тему Гаммы, как необходимая составная часть воспитания пианиста. ”

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическое сообщение на тему:

"Гаммы, как необходимая составная

часть воспитания пианиста."



Исполнитель:

преподаватель

МБОУ ДОД КГО "КДМШ"

Царегородцева Н.Г.



Г.Кушва,2014 год.

"Нет такой степени мастерства,

когда постоянное упражнение в

гаммах станет излишним"(К.Черни)

Вопрос, что такое гаммы, нужны ли гаммы, надо ли их играть, волновал музыкантов-исполнителей с давних пор. С.В.Рахманинов играл гаммы и не мог без этого,С.Т.Рихтер совсем не играл гаммы,но обладал феноменальной техникой. Э.Гилельс не мог обходиться без гамм. В нашей современной жизни в социальных сетяхдо сих пор идёт полемика вопроса о гаммах: "Я пианистка, когда училась в школе, училище, играла гаммы постольку поскольку, чтобы более-менее прилично сдать техзачет. Год назад начала заниматься на виолончели,(очень уж хотелось), и могу сказать, что гаммы для струнников это абсолютно другое,без них нереально освоить инструмент и задач гораздо больше,чем на рояле. Я очнь люблю играть гаммы на виолончели,а на фортепиано…Могу поделиться рецептом,как полюбить. Заниматься начала недавно, слух очень острый, реагирует на малейшие отклонения, фальшь дико раздражает, а гаммы дают ощущение позиции, стабильности интонации и надёжности. Вот и пилю с большой радостью, даже самой странно!" Но это взрослые рассуждения. В ДМШ и ДШИ вопрос о том,чтобы не играть гаммы вообще не стоит. Гаммы нужны, важны и просто необходимы! Гаммы можно сравнить с логопедическими упражнениями, которые способствуют улучшению дикции. Они(гаммы) играют необычайно важную роль в музыке: организуют мыслительные процессы, отвечающие за аппликатуру в целом!Одним словом,"Зарядка для мозгов".Именно через гаммы идёт накопление пианистического мастерства.

Гамму для поступенного звукоряда придумал музыкант XI века Гвидо де Ареццо, он же назвал нотные сочинения К.Черни "основой"фортепианного обучения. И это понятно,т.к. гаммовый комплекс - это фактура произведений периода классицизма.К игре сонат И.Гайдна,В.Моцарта,М.Клементи,Л.Бетховена. Игра гамм развивает такие технические качества,как беглость,ловкость,четкость и точность звукоизвлечения,силу и выносливость,независимость и самостоятельность пальцевых движений,координацию движений в партиях обеих рук,вырабатывает аппликатурные привычки. Фортепианную технику мы рассматриваем в органической связи с проблемами художественно - исполнительского мастерства.Поэтому между художественными и техническими задачами разрыва быть не должно и способности учащегося должны развиваться в комплексе.По выражению Г.Нейгауза, в гаммах заложены "заготовки", "полуфабрикаты"для игры фортепианных пьес.И все это не возможно без работы слуха.Необходимо постоянно будить слуховую активность ученика.И еще важный момент.Необходимо,чтобы ученик осознавал, что в зависимости от характера образа,применяются и различные пианистические движения,что качество звука связано с соответствующим движением корпуса,руки,пальцев. Поэтому,играя гаммы,мы должны ставить перед учащимися конкретные звуковые задачи, учить гаммы различными способами,направляя слуховое внимание на звуковой результат.

Детский рассказ "Зачем нужны гаммы?"

Когда дети покидают музыкальную школу, в ней какое-то время стоит тишина. А потом из разных кабинетов слышится тихий музыкальный шум.

Гулко вздыхают трубы, звенят или басят разные струны, и словно невзначай звякают медные тарелки. Музыкальные инструменты рассказывают Фее музыки обо всем, что происходило днем. Иногда это радостные рассказы, порой грустные, но чаще всего музыкальные инструменты довольны своей работой.

Однажды в одном кабинете музыки вдруг раздался стон, потом он повторился в другом кабинете и в третьем.

- Что случилось, кто это там стонет? - заволновались музыкальные инструменты.

- Это я, Гамма, - застонал голос. - Не могу больше терпеть. С утра до вечера я учу детей играть. Стараюсь, чтобы их пальчики стали ловкими и подвижными, а в ответ получаю одни упреки. Дети не любят меня и называют скучной.

- Да, Гамма, твоей судьбе не позавидуешь, - мелодично пропела музыкальная Пьеса. - Зря мучаешь детей и заставляешь их играть скучные гаммы, когда на свете так много красивой музыки.


- Наша музыка гораздо приятнее, чем твоя. Детям она больше нравится, - заметила маленькая Сонатина.

Ничего не ответила Гамма. Тихо выскользнула она в окно и растаяла в ночном воздухе.

На следующий день дети пришли в музыкальную школу, но не нашли в нотных тетрадях ни одной гаммы.

Обрадовались дети, что не нужно им повторять одни и те же скучные упражнения, и начали играть веселые этюды, мелодичные пьесы и красивые сонатины.

Вечером, когда дети ушли, Фея Музыки, как обычно, залетела в музыкальную школу.


Пьесы, Этюды и Сонатины бросились к ней и начали жаловаться.

- Я стал фальшиво звучать, - вздыхал один Этюд.

- А я завывала, вместо того чтобы петь мелодично, - сердилась музыкальная Пьеса.

- От моей красоты ничего не осталось, я спотыкалась при каждом звуке, - плакала Сонатина.

- Дорогие мои, вот что происходит, когда поступаешь необдуманно, - строго сказала Фея Музыки. - Гамма учила детей правильно держать пальчики и нажимать нужные струны и клавиши. Благодаря гаммам, дети играли так красиво! А теперь Гамма обиделась и ушла.

- Гамма, вернись, пожалуйста, помоги нам! Без твоих упражнений дети не научатся хорошо играть! - дружно закричали пьесы, этюды и сонатины.

Услышав эти слова, Гамма сразу же вернулась. Впрочем, ей некуда было улетать, потому что музыкальная школа была ее родным домом.




© 2010-2022