Программа по ритмике для 4 класса детей с ОВЗ

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Пояснительная записка

Рабочая программа по ритмике для 4 класса разработана на основе учебного плана ОГБОУ «Рязанская школа-интернат» и программы коррекционный образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М.: Изд.«Просвещение»2014 г

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании".

Актуальность программы.

На коррекционных занятиях в 4 классе будет продолжена работа над коррекцией недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. У некоторых детей(см.приложение) по-прежнему наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движение рук и ног несогласованны, движения неритмичны. Наблюдается боковые раскачивания корпуса. Некоторые дети(см. приложение) до сих пор испытывают затруднения в прыжках на двух и на одной ногах. Имеют затруднения при лазании и в метании(не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ним корзину, так как бросок нарушает равновесие тела).

Исходя из этого, в 4 классе ставятся следующие цели и задачи:

Цели и задачи программы:

- обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

- коррекция и компенсация отклонений в физическом развитии;

- формирование двигательных навыков и умений;

- развитие физических данных, координации движения, пластичности, хореографической памяти, выносливости;

- овладение свободой движения;

- укрепление здоровья ребенка; правильная осанка;

- психологическое раскрепощение учащихся;

- формирование умений соотносить движения с музыкой;

- активизация творческих способностей.

Специфические средства данной программы 4 класса окажут воздействие на учащихся, активизирует общее развитие младших умственно отсталых школьников в исправлении недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Содержанием программы коррекционных занятий ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Для занятий в 4 классе я продолжаю использовать методики Железновых С.Т., Е.С. и Суворовой Т.И., так как они благоприятно влияет на состояние здоровья и коррекцию физического развития ребенка. Развивается музыкальный слух, а так же память, речь, внимание, приобретаются навыки мелкой моторики, развиваются зрительные, слуховые и тактильные способности.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов:

- упражнения на ориентировку в пространстве;
- музыкально-ритмические навыки (ритмико-гимнастические упражнения, стоп терапия);
- упражнения с детскими музыкальными инструментами;
- игры под музыку;
- навыки выразительного движения (танцевальные упражнения)
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом занятии осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач занятий учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце занятия должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Упражнения первого раздела выполняются по инструкции учителя, что воспитывает умение внимательно слушать, запоминать и воспроизводить задания. Так как упражнения на ориентировку в пространстве являются начальным этапом занятия, они должны создать определенный настрой и установку на дальнейшее занятие,

внутренне и внешне организовать группу, обеспечить нормальную работу. При этом учитель обращает внимание детей на ведущую роль музыки.
Второй раздел составляет музыкально- ритмические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. Этот раздел включает упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног(стопотерапия). Его по усмотрению учителя можно дополнять упражнениями из программы по физической культуре.

Третий раздел игра на детских музыкальных инструментах в школе вводится с целью развития мелкой мускулатуры пальцев, снятия напряжения или вялости, выработки точности, ритмичности и координации движений рук, развития дыхания. Именно поэтому программой предусматривается овладение гаммой и легкими упражнениями, песнями, не требующими большого количества времени для разучивания.

Четвертый раздел игры под музыку .Во время проведения игр под музыку стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Большинство умственно отсталых детей не умеют или не решаются выражать свое отношение к музыке в движениях. Необходимо возбудить у них желание двигаться, когда звучит музыка. Для этого вначале целесообразно предложить им задания подражательного типа под мелодию, характерную для данного образа. Причем учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например, «Зайчик» (подпрыгивание), «Лошадка» (прямой галоп), «Кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т.п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить «будете двигаться», а не «бегать», «прыгать», «шагать»).

Пятый раздел танцевальные упражнения предполагает изучение разноплановых танцев: образных, классических бальных, танцев в современных ритмах и массовых композиций, которые могут стать основой репертуара для сценической практики.

Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.

Формы и методы работы

На коррекционном занятии необходимо осуществлять дифференцированный подход, регулируя физическую и двигательную нагрузку каждого ребенка с учетом рекомендаций врача. Учитывая то, что занятия ритмикой входят в раздел «Коррекционные технологии» базисного учебного плана специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями интеллекта, традиционные пятибальные оценки на коррекционных занятиях не выставляются. Оценивание детей осуществляется словесным поощрением и стимулированием.

Основной формой учебной работы является коррекционное занятие (состав группы в среднем 12 человек). Занятие длится 25 минут. Программа рассчитана на 34 часа в год - 1 час в неделю.

Во время проведения коррекционного занятия возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимся.

Большое значение для формирования детского коллектива имеет также работа по подготовке учащихся к концертному выступлению.

Основные методы работы:

- наглядный - практический качественный показ;

- словесный - объяснение, желательно образное;

- игровой - учебный материал в игровой форме;

- творческий - самостоятельное создание учащимися музыкально-двигательных образов.

Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются концертные выступления.

Материальное оснащение и дидактический материал

Материальное обеспечение.

Музыкальное оформление занятия является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оснащение и дидактический материал должен быть разнообразным.

Музыкальное произведение (фрагмент) подбирается к каждой части занятия, определяется его структура, темп, ритмический рисунок, характер. Мелодии должны быть простыми, но не примитивными и не монотонными.

В оформлении занятия можно использовать:

- классическую музыку русских и зарубежных композиторов;

- народную музыку;

- музыку в современных ритмах.

Музыкальный материал должен быть:

- доступным по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия детьми младшего школьного возраста.

- иметь выразительную мелодию и чёткую фразировку;

- быть близким по содержанию детским интересам.

Коррекционные занятия проводится в зале(или в классе)

Технические средства обучения:

ноотбук,

музыкальный центр,

проектор.

Музыкальный инструмент:

фортепиано

Средства обучения:

флажки, ленты, платочки, обручи, мячи,

детские музыкальные инструменты.

Для занятия необходимо приобрести:

- Массажный коврик;

- Гимнастические коврики;

- Массажные мячи;

- Конусы;

- Скакалки;

- Гимнастические палки.

Учебный план

4 класс

(коррекционное занятие1 раз в неделю 25 мин)

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.

РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).

Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).

То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).

УПРАЖНЕНИЯ С ДЕТСКИМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Для исполнения на детских музыкальных инструментах подбираются несложные и хорошо знакомые детям мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга, большие интервалы вызывают затруднения у умственно отсталых детей.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 4 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.

Основные требования к умениям учащихся

Примерный репертуар:

Игры: Железнова «Подвижные игры», Суворова «Колобок», «Дед мороз»,«Кот и мыши» Т. Ломовой; «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера; «Как на тоненький ледок…» (русская народная песня); «Кто скорее?» Л. Шварца; «На зарядку!» М. Старокадомского; «Каравай», «Горелки», игра «Делай вот так».

Упражнения: энергетическая гимнастикаа,«Мельница» Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки» А. Петрова; «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта; «Поскоки» С. Затеплинского; «Поезд» Е. Тиличеевой. Повторять знакомые упражнения, «Упражнение с мячом» Петров.

Пляски: Суворова «Ритмика№1-6», Железновы «Подвижные игры №1-46»,«Калинка» (русская народная песня); «Парная пляска» ; «Упражнение с мячом» Петров. «Петрушки», «Смелый наездник» Шуман, «Снежинки» Ю. Слонова; «Здравствуй, осень» Чадова. «Хороводный шаг» р.н.м., хоровод «Речка» обр. Каплуновой. «Мы в зеленые луга пойдем» Н. Леви; «Приглашение», «Осенние листья» Косма. «Веселый и грустный колокольчик» Левкодимов, «Матрешки» Ю. Слонова, «Поскоки» Дунаевский.

Учащиеся должны уметь:

правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

различать двухчастную форму в музыке;

отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

различать основные характерные движения русских народных танцев.


Список используемой литературы для педагога.

1. Барышникова Т. Азбука хореографии (Внимание дети). - М.: Ральф, 2000 г.

2. Бекина С. И. и др. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984 г.

3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. - Л.: Искусство, 1983 г.

4. Васильева Т. Балетная осанка. Методическое пособие. - М.: Высшая школа

изящных искусств.

5.Венедеева И. Будь молодой и грациозной.- М., 2006г.

6. Зацепина К., Климов А. и др. Народно-сценический танец. Учебно-

методическое пособие. - М.: Искусство, 1976 г.

7. Иваницкая А.,Мотов В., Иванова О.,Шарабарова М. Ритмичуская гимнастика на ТВ- М.,1999г.

8. Пинаева Е. Новые детские диско-танцы. Учебно-методическое пособие, - М.:

ПБОЮЛ Монастырская М. В., 2003 г.

9. Пинаева Е. Образные танцы для детей. Учебно-методическое пособие. - Пермь:

ОЦХТУ «Росток», 2005 г.

10. "От рождения до школы". / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, 11.М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

12. Лисицкая Т. Гимнастика и танец. - М.,2010г.

13.Ротерс Т. Музыкально- ритмическое воспитание и художественная гимнастика. - М.,1986.

14.Книги 1, 2 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003.

15. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи: Коррекция нарушений речи.

Чиркина Г.В. - М.: Просвещение, 2009.

Список литературы для учащихся.


  1. Зумуруева О.Развиваем музыкальный и ритмический слух. - М.: Феникс 2013.

  2. Е.В Конорова Ритмика: Методическое пособие. В 2-х выпусках. Выпуск 1: Занятия по ритмике в первом и втором классах ДМШ.- М.: Музыка,2012.

  3. Пилипенко Л. Начнем с ритма. Методическое пособие для начинающих. Ритмические прописи. .- М.: Катанскийй,2012.

  4. Пилипенко Л. Азбука ритмов.- М.: Катанскийй,2012.

  5. Нестерова Н.Начинаем мы считать. Ритмическая тетрадь. 1 кл.- М.: Композиторов(СПб) 2008.







Перспективное планирование

музыкально-ритмических занятий

в 4классе.


1 четверть.

дата

Название темы


Репертуар

Ожидаемый результат (ЗУН)

Музыкально-ритмические навыки: «Упражнение с мячом»


2. Навыки выразительного движения: ритмично ходить под музыку, бегать в рассыпную, не наталкиваясь, друг на друга. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге, легко подпрыгивать, собираться в круг.

«Упражнение с мячом» Петров.

Научить выполнять движения с мячом под музыку.

Навыки выразительных движений «Хороводный шаг»

«Хороводный шаг» р.н.м.,

хоровод «Речка» обр. Каплуновой.

Научить детей в ходьбе переменным шагом, пружинящим шагом.

Развитие музыкально- ритмического слуха «Андрей-воробей»

«Андрей-воробей» р.н.п.

Научить приемам игры на (шумовых)музыкальных инструментах . Выучить простейший ритмический рисунок и выполнить его в соответствии с музыкой.

Игра на музыкальных инструментах(бубен, трещотки)

«Плетень» обр. Бодренкова,

Уметь самостоятельно придумать мелодии.

Музыкально-игровая деятельность игра «Делай вот так».

игра «Делай вот так».

Научить детей выполнять игру «Делай вот так»

Навыки выразительных движений «Здравствуй, осень».

«Здравствуй, осень» Чадова.

Уметь выразительно передавать в танце эмоционально-образное содержание песни.

Упражнения на ориентировку пространствии «Осенний листопад»

«Осенние листья» Косма.

Научить детей инсценировать «Осенний листопад».

.

Игра на музыкальных инструментах.

«Веселый и грустный колокольчик» Левкодимов.

Научить импровизировать на колокольчиках мелодии на заданный текст по образцу и без него.

Музыкально-игровая деятельность игра «Теремок»

«Теремок» р.н..п.

Уметь правильно показать действие персонажей.





2 четверть.

дата

Название темы


Репертуар

Ожидаемый результат (ЗУН)

Музыкально-ритмические навыки: «Смелый наездник»


2. Навыки выразительного движения: ритмично ходить под музыку, бегать в рассыпную, не наталкиваясь, друг на друга. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге, легко подпрыгивать, собираться в круг.

«Смелый наездник» Шуман.

Уметь двигаться приставным шагом и боковым галопом, отмечать в движении акценты.

Навыки выразительных движений «Полька»

«Поскоки» Дунаевский,

Научить отмечать в движении сильную долю такта, частей и всего музыкального произведения, передавать в движении простейший ритмический рисунок.

Игра на музыкальных инструментах игра «Определи по ритму»

«Определи по ритму» Тиличеева.

Научить определять ритмический рисунок знакомых мелодий.

Свободная ориентировка в пространстве «Кого встретил колобок»

«Кого встретил колобок» Левкодимов.

Научить детей инсценировать игровую песню, придумывать варианты образных движений для изображения персонажей.

Навыки выразительных движений «Как на тоненький ледок»

«Как на тоненький ледок» р. н. м.

Уметь инсценировать песню.

Игра под музыку «Снежинки и снеговики»

«Упражнение с лентами» Штраус,

Научить детей самостоятельно придумывать движения, отражающие характер музыки.

.

Навыки выразительных движений.

Музыкальная подборка.

Уметь самостоятельно импровизировать.



3 четверть.

дата

Название темы


Репертуар

Ожидаемый результат (ЗУН)

Музыкально-ритмические навыки: «Качание рук»


2. Навыки выразительного движения: ритмично ходить под музыку, бегать в рассыпную, не наталкиваясь, друг на друга. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге, легко подпрыгивать, собираться в круг.

«Качание рук» анг. н. м., «Мельница» Ломова.

Научить выразительно руками, передать несложный ритмический рисунок музыки.

Навыки выразительных движений «Вдоль по улице метелица метет»

«Вдоль по улице метелица метет» р.н.п.

Научить детей инсценировать песню в хороводе.

Навыки выразительных движений «Вдоль по улице метелица метет»

«Вдоль по улице метелица метет» р.н.п.

Выучить слова и движения «Вдоль по улице метелица метет» р.н.п.

Игра на музыкальных инструментах «Во саду ли в огороде»

«Во саду ли в огороде»р.н.п.

Научить детей исполнять попевку сольно и в ансамбле слаженно по мелодии и ритму.

Навыки выразительных движений «Тихо-громко»

«Тихо-громко» Суворова

Научить детей различать динамические оттенки, передавая изменения в движении.

Музыкально-ритмические навыки «Игра с мячом»

По выбору педагога.

Соблюдать правила игры, воспитывать выдержку.

Упражнения на ориентировку в пространстве «На горе калина»

«На горе калина» р.н.п.

Научить детей инсценировать песню в хороводе.

Навыки выразительных движений «Сударушка»

«Сударушка» р.н.м.

Научить выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки

Игра на музыкальных инструментах.

«В нашем оркестре» Попатенко.

Научить детей играть в ансамбле и оркестре.

Музыкально-игровая деятельность игра «Селезень»


«Селезень» р.н.п.

Научить свободно ориентироваться в игровой ситуации





4 четверть.

дата

Название темы


Репертуар

Ожидаемый результат (ЗУН)

Музыкально-ритмические навыки: «Упражнение с кубиками»


2. Навыки выразительного движения: ритмично ходить под музыку, бегать в рассыпную, не наталкиваясь, друг на друга. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге, легко подпрыгивать, собираться в круг.

«Упражнение с кубиками» Соснина.

Научить детей ритмично двигаться с предметами, самостоятельно начинать движение после музыкального вступления.

Навыки выразительных движений «Менуэт»

«Менуэт» Беккерине

Научить двигаться шагом менуэта, выполнять несложные перестроения, самостоятельно начинать движения после музыкального вступления.

Музыкально-ритмические навыки «Упражнения с лентами»

Музыкальная подборка.

Уметь двигаться с лентой, отмечать смену динамических оттенков в движении, изменяя силу мышечного напряжения.

Игра на музыкальных инструментах «Я на горку шла»

«Я на горку шла» р.н.м.

Учить исполнять музыкальное произведение сольно и в ансамбле.

Музыкально-игровая деятельность игра «Кошки и мышки»

По выбору педагога.

Научить детей объяснять правила игры, играть по правилам. Уметь двигаться в соответствии характерам персонажей.

Свободная ориентировка в пространстве «Воротики»

«Воротики» Орф.

Вызвать у детей желание самостоятельно проводить игру и играть в игру соблюдая правила.

.

Навыки выразительных движений «Вальс»

«Вальс» Чайковский,

«Вальс» Делиба,

«Вальс» Тиличеева.

Уметь исполнять движения изящно и красиво, ориентироваться в пространстве.

Навыки выразительных движений.

Музыкальная подборка.

Уметь свободно ориентироваться в пространстве.






Название раздела

Количество часов

1 четверть

1

Движение на развитие координацию движения в пространстве.

1

2

Навыки выразительного движения.

2

3

Игры под музыку.

2

4

Музыкально-ритмические навыки.

2

5

Игра на музыкальных инструментах.

2

2 четверть

1

Движение на развитие координацию движения в пространстве.

1

2

Навыки выразительного движения.

3

3

Игры под музыку.

1

4

Музыкально-ритмические навыки.

1

5

Игра на музыкальных инструментах.

1

3 четверть

1

Движение на развитие координацию движения в пространстве.

1

2

Навыки выразительного движения.

4

3

Игры под музыку.

1

4

Музыкально-ритмические навыки.

2

5

Игра на музыкальных инструментах.

2

4 четверть

1

Движение на развитие координацию движения в пространстве.

1

2

Навыки выразительного движения.

3

3

Игры под музыку.

1

4

Музыкально-ритмические навыки.

2

5

Игра на музыкальных инструментах.

1

Итого: 34 часа



Учебный план 4 класс


Название раздела

Количество часов в год

1

Движение на развитие координацию движения в пространстве.

4

2

Навыки выразительного движения.

12

3

Игры под музыку.

5

4

Музыкально-ритмические навыки.

7

5

Игра на музыкальных инструментах.

6

Итого: 34часа

Программа по ритмике для 4 класса детей с ОВЗ.

© 2010-2022