• Преподавателю
  • Музыка
  • Активизация учебно-воспитательного процесса слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся»

Активизация учебно-воспитательного процесса слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Гимназия № 23

Выступление на педагогическом совете:

«Активизация учебно-воспитательного процесса слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся»

Учителя музыки Митрюхиной Е.А

на тему:

«Методы и формы работы со слабоуспевающими детьми во внеурочное время»




Задачи ,которые стоят перед каждым учителем музыки -введение детей в мир музыки, приобщение их к искусству и в связи с этим расширением их духовной сферы ,воспитание чувств. Занятия музыкой формируют духовность личности ,её нравственный стержень ,в основе которого лежит стремление к красоте ,добру ,правде ,к тому ,что возвышает человека. Богатство эмоциональной жизни - условие нравственного роста . « Ребёнок должен жить в мире прекрасного , чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нём самом.»( В.А.Сухомлинский) Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлечённости, пробуждение активного , творческого отношения к миру. Искусство, которое входит в мир ребёнка, облагораживает его чувства, формирует характер, помогает воспитанию высоких гражданских качеств. Основная функция эстетического воспитания - открытие жизни, открытие себя в этом мире. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.»

Важнейшим средством приобщения к миру прекрасного становится художественная деятельность человека. Которая выступает и как усвоение, и как создание эстетических ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определённых знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются ,и проявляются.

В процессе этого вырабатываются эстетические потребности и вкусы: тяга к занятиям искусством, умение отличать подленное прекрасное от подделки , низкопробности, пошлости. Удовлетворение и развитие художественных интересов создаёт благоприятные условия формирования личности. Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности ребёнка, его способностей.

Музыкальное воспитание в школе наиболее эффективно осуществляется при сочетании классной и внеклассной работы. С одной стороны , урок- основная форма обучения ,где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является всё же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Внеклассная работа открывает перед школьником возможность углубленно заниматься тем, что их влечёт. Учитель же имеет возможность больше приобщить их к музыке, формировать самостоятельность и творческую активность.

Организуя внеклассную работу по музыке ,следует помнить ,что:

- все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно- эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

-широкое использование различных методов занятий должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных , творческих способностей школьников.

Целостный подход к музыкальным занятиям, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребёнка, проявляется его творческая активность.

В своей работе использую методы и приёмы музыкального воспитания, которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Одни из основных методов - наглядный, словесный, практический применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия( исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление, упражнения(воспроизводящее, и творческое), создание поисковых ситуаций( показ вариантов ,выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Один из ведущих методов- метод эмоционального воздействия - умение учителя выражать своё отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами.

Метод сравнения - является наиболее распространённым в практике музыкального воспитания не только потому, что его применение позволяет создавать ситуации, вызывающие у учащихся интерес. Выполнение творческих заданий ( дети поют попевки, песни по слуху и по нотам, выразительно двигаются под музыку, слушают музыку и сопровождают её игрой на музыкальных инструментах, занимаются импровизацией.) предполагает анализ музыки, заставляет ребят вслушиваться , следить за изменением звучания и развития музыки, осознавать свои впечатления и делать выводы. Дети получают от музыки эстетическое удовольствие ,в тоже время они учатся её «слышать».

Особого внимания требуют слабоуспевающие дети, интерес у которых к миру искусства сводится к минимуму. Обычно такие ученики замкнуты и скрыты сами в себе. Большею частью в таких детях скрываются такие духовные силы ,которые иногда превосходят способности успевающих детей; в них всегда можно найти нравственную стойкость и точность, а это столь важно, что должно внушить нам особенную о них заботливость.

Слух и способность к музыкальным занятиям есть у всех, но у каждого эти способности развиты по разному .Развитию музыкального интереса детей способствуют игровые ситуации, особенно это эффективно у младших школьников. Очень много талантливых детей, но интереса к музыке нет. Главное заинтересовать ,увлечь детей.

Формы работы со слабоуспевающими детьми должны быть самые разнообразные, главное они должны быть интересными, увлечёнными. Начиная от индивидуальных занятий, работа по группам, коллективные занятия, проведение концертов и т.д. Иногда просто присутствие на репетициях , успехи других учеников, заинтересовывает детей .

Стимулированию интереса к музыкальной деятельности способствует создание ситуации успеха. Это особенно необходимо , когда ребёнок проявляет старание, но испытывает затруднения. Поощряя детей , учитель создаёт ситуацию успеха, а переживание радости придаёт им силы, уверенность в преодолении трудностей, помогает поднять эмоциональный тонус. Успех, радость достижения цели многим учащимся помогает поверить в свои силы, утвердится в собственных глазах и мнении товарищей.


© 2010-2022