Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Раздел Музыка
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Чунская детская музыкальная школа»


Конспект открытого урока по теме:


«Чтение с листа в фортепианном классе»

(первый год обучения)


Выполнила:

Тимофеева Анна

Анатольевна,

преподаватель по

классу фортепиано




п. Чунский

Тема урока: чтение с листа на начальном периоде обучения в классе фортепиано.

Цель урока: развитие навыков самостоятельного чтения с листа.

Задачи урока:

-снять психологический «зажим» у обучающегося перед чтением нот с листа и сделать это занятие увлекательным;

-развитие специфического зрительно-моторного навыка;

-формирование внутреннего чувства ритма;

-закрепление теоретических знаний;

-приучать обучающегося к предварительному прочтению (простейшего анализа нотного текста глазами до его передачи на инструменте);

-развитие комплексного восприятия нотного текста;

-развитие навыка чтения с листа партий сразу обеих рук.

План урока:

  1. Игра «Цветные нотки»

  2. Игра «Музыкальное лото»

  3. Упражнения «змейки»

  4. Чтение с листа (с бегунком)

  5. Чтение с листа методом «слепой игры»

  6. Работа с ритмом

  7. Чтение с листа (анализ нотного текста: «предупреждающие» знаки)

  8. Угадай-ки (термины, динамические оттенки, знаки)

9. Домашнее задание

10.Заключение

Методы работы:

  1. Метод самоконтроля обучающегося.

  2. Применение игровых форм в работе.

  3. Метод опережающего чтения нотного текста (с бегунком).

  4. Метод «слепой игры».

  5. Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика.

  6. Развитие мышления, творческой инициативы.

  7. Метод развития умения продолжительно концентрировать внимание

(способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста).

Тип урока: комбинированный урок (формирование умений и навыков; взаимодействие с предметом «сольфеджио»; использование игровых форм).

Оборудование: музыкальный инструмент - фортепиано, нотный материал, стул, подставка под ноги, настенная доска.

Организационный момент (представить присутствующих).

Введение

(вступительное слово учителя):


Среди многообразия музыкально-технических навыков, приобретаемых учеником в процессе игры на фортепиано, важное значение имеет навык чтения нот с листа, то есть умение правильно интонационно и ритмически сыграть по нотам без остановок какое-либо незнакомое произведение, по трудности не превышающее технических возможностей ученика.

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания преподавателя. Важно, чтобы он постепенно знакомил ученика с основными принципами методики разбора и чтения с листа, и прежде всего воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть все обозначения, но и слышать в них музыкальное содержание.

Преподавателю необходимо придерживаться следующих принципов:

-облегчить работу ученика и использовать дидактический прием «расчленения задачи», в частности, начинать с прочтения одной лишь ритмической записи;

-с самого начала обучения прививать навык «смотреть вперед», а не на тот нотный текст, который в данный момент исполняется;

-обучать чтению нот целостными структурами (начиная с мелодических оборотов, интервалов, созвучий и кончая аккордами), а не отдельными нотными знаками;

-воспитывать навык игры, почти не глядя на руки и ориентироваться на клавиатуре почти вслепую;

-выполнять анализ нотного текста.

Интересно, как протекает данный процесс у выдающихся пианистов, когда нужно исполнительски прочесть текст, увидеть в нем нужное и существенное, находящееся в непрестанном развитии, переведя при этом текст непосредственно на язык реальных звучаний, ставить задачу «как бы исполнения», то есть решая в представлении задачу художественного воплощения образа.

М. Гринберг: «Я начинаю прямо играть. Прежде всего, знакомлюсь с тем, что я играю, в смысле содержания, общего замысла, ищу черты образа. Следовательно, я не начинаю учить, а просто играю, с фальшивыми нотами, грязно, чтобы только представить себе, чем это должно стать».

Э. Гилельс: «Сначала я стараюсь играть, как могу, но в настоящем темпе. Может быть это вредно, но я все же стараюсь так делать. Я охватываю всю вещь целиком, хочу как бы надеть на нее обруч… Очень важно ощутить всю вещь в целом. Если я ощущаю всю вещь в целом, тогда я могу что-то делать и с отдельными кусками».

Я. Флиер: «Обычно на первом этапе я довольно долго просто играю. Конечно, все играется приблизительно. Я «как бы исполняю». Тут возникают основные образы пьесы, и я себе представляю, как это будет звучать. Я просто вхожу в музыку. Тут рождаются мысли, рождается план произведения. Это очень увлекательный период изучения вещи. Я чувствую, что должен пройти какой-то период, когда я достаточно «упьюсь» этой вещью».

А. Иохелес: «Если мне нужно учить какую-либо вещь, то, прежде всего, мне нужно создать себе идеал этой вещи, то есть то, что фактически будет воспроизводиться в конечном итоге. На первом этапе я стараюсь найти те формы, в которых надо выразить то, что записано в нотном тексте, со всеми особенностями, присущему музыкальному пониманию нотного текста, со всеми находками, в смысле фантазии не только авторской, но и исполнительской. Конечно, все это очень эскизно, несовершенно, очень далеко от завершения».


Ход урока:


  1. Игра «Цветные нотки»

Ученица выкладывает цветными нотками на увеличенном нотном стане (который нарисован на альбомном листе) четыре поговорки:

  1. в скрипичном ключе - ми, соль, си, ре, фа, ля, на линеечках сидят;

  2. в скрипичном ключе - ре, фа, ля, до, ми, соль, те, в окошечки глядят;

  3. в басовом ключе - там, где соль, си, ре, фа. ля, то басовая земля;

  4. в басовом ключе - фа, ля, до, ми, соль, си, к ноте «до» скорей неси.

Игра поговорок за инструментом.

Задание: определить по карточке номер поговорки, сыграть и пропеть ее.


  1. Игра «Музыкальное лото»

Ученица выбирает из блестящего мешочка (в котором много нот - карточек) пять карточек, раскладывает их на пюпитре фортепиано, называет нотку и нажимает нужную клавишу. Затем ученица ставит себе оценку («сам себе учитель»), следуя правилу: угадала три нотки - оценка «три», четыре нотки - оценка «четыре» и т. д.

Задание: прочитать ноты в скрипичном и басовым ключах со знаками альтерации - диезами и бемолями и нажать соответствующую клавишу.


  1. Упражнения «змейки»

(целостные структуры - мелодические обороты)

В нотной тетради написана «змейка» - мелодическая линия из нот-бусин, которую надо сыграть на фортепиано. Важно: определить первую ноту, а дальше лишь следить за рисунком мелодии, чтобы вовремя остановиться или повернуть обратно (играть наощупь, не глядя на клавиатуру).

Необходимо помнить два правила:

  • звуки на фортепиано следует играть подряд (одну за другой) в том случае, если после ноты на линейке, всегда следует нота, расположенная между линейками и так далее.


  • звуки на фортепиано следует играть через клавишу в том случае, если ноты расположены либо на линейках, либо между линеек.

Опрос домашнего задания: на фортепиано игра «змейки» (мелодического рисунка), которую ученица придумала и написала сама. Сначала «змейки» играются в скрипичном ключе, а потом ноты надо перевернуть «вверх ногами» и сыграть их «задом наперед» в басовом ключе.

Результат оценивается ученицей.


  1. Чтение с листа (с бегунком)

Бегунок (вырезать из плотной бумаги любой формы) необходим для того, чтобы приучить ученика постоянно смотреть немного вперед играемого текста при чтении с листа. В момент взятия учеником ноты преподаватель закрывает ее бегунком, чтобы внимание переключалось на следующую ноту. Когда она берется, бегунок ее уже закрывает, и внимание ученика фиксируется на следующей ноте и т. д. Таким образом, бегунок перемещается чуть с опережением реальной игры.

Задание: чтение с листа упражнения № 30 из сборника С. Барсуковой «Веселая музыкальная гимнастика», выпуск первый.


  1. Чтение с листа методом «слепой игры»

Прием «слепой игры» на фортепиано - это прием, когда руки учащегося во время игры прикрываются листком бумаги. Тем самым у ребенка развивается тактильное восприятие клавиатуры, снижается зависимость от визуального контроля за движениями рук. Постепенно он отвыкает без конца переключать свое внимание с нот на клавиши и обратно.

Задание: чтение с листа упражнения № 41 из сборника С. Барсуковой «Веселая музыкальная гимнастика», выпуск первый.


  1. Работа с ритмом

Ритм занимает центральное место в обучении и ему следует уделить особое внимание. Ученице предлагается задание с ритмическими упражнениями (на карточках, см. приложение №1):

  • простучать ритм (на столе): левая рука - пульс, правая рука - ритм;

  • прохлопать ритм под произношение счета вслух,

Цель этих упражнений и всей последующей работы - выработать чувство внутренней пульсации.

Задание в игровой форме: преподаватель играет две песни композитора В. Шаинского - «Антошка» и песенку крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже…». Ученица должна узнать (опознать) песню по ее ритмической записи (на карточке).


  1. Чтение с листа

(анализ нотного текста: «предупреждающие» знаки)

Подобно дорожным знакам, перед многими пьесами выставлены «предупреждающие» знаки, которые облегчают анализ пьесы перед исполнением (см. приложении №4). Их цель - обратить внимание ученика на «ловушки», которые могут быть в нотном тексте. Важно: если ученику что-то в нотном тексте не совсем понятно, надо все вопросы задать преподавателю заранее.

Задание: чтение с листа австрийской народной песни «Кукушка».


  1. Угадай-ки (термины, динамические оттенки, знаки)

Музыкальные термины и динамические оттенки написаны на настенной доске.

Музыкальные термины: andante, moderato, alleqretto, ritenuto

Штрихи: legato, non legato, staccato

Динамические оттенки: f, mf, p, mp

Знаки: диез, бемоль, бекар, фермата, реприза, вольта, creshendo, diminuendo.

Задание:

  • ученице следует прочитать термины, штрихи, динамические оттенки и дать им перевод,

  • по указанию преподавателя ученица должна написать знаки и объяснить их значение.

9. Домашнее задание: 1) повторять и выкладывать цветными нотками четыре поговорки, 2) играть в музыкальное лото, 3) хлопать ритмические упражнения (карточки), 4) чтение с листа упражнений №59, №60 из сборника С. Барсуковой «Веселая музыкальная гимнастика» (выпуск второй),

10. Заключение: начиная работу чтения с листа с элементарных заданий и последовательно совершенствуя навыки быстрого и осмысленного разучивания, ученик одновременно с этим развивается музыкально. Это выражается в растущей потребности слышать исполняемую музыку во всем ее многообразии, координировать сочетание всех составляющих ее элементов, открывая путь к яркой ее выразительности. Все это повышает интерес ученика к самому процессу работы за инструментом, наполняя его смыслом и содержанием.


Методическая литература:


  1. Алексеева В. С., Блюмкина А. В., Глиник И. А.

Чтение нот с листа на начальном этапе обучения. Методическая разработка для преподавателей фортепианных отделений ДМШ, ДШИ.

Москва, 1989 г.

  1. Камаева Т. Ю., Камаев А. Ф.

Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. - М.:

Издательский дом «Классика - ХХ1», 2006 г.

  1. Амосов А. М. Природа чтения нот с листа. Красноярск, 2000 г.

  2. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

  3. Грохотов С. В. Как научить играть на рояле. Первые шаги. - М.: Издательский дом «Классика - ХХ1», 2005.

  4. Смирнова Т. И. Интенсивный курс по фортепиано. Учебное пособие АLLЕGRО. Методические рекомендации. Москва, 2003 г.

  5. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Ленинград, издательство «Советский композитор», 1989.

  6. Брянская Ф. Д. формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М.: ООО Издательский дом «Классика - ХХ1», 2005.







Приложение №1

Ритмические упражнения

1.

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

2.

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

3.

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

4.

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)





Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)


Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

Конспект открытого урока Чтение с листа в фортепианном классе (1 класс)

© 2010-2022