Проект вокальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Дар»



Проект

"Создание фольклорной группы "Малютка" в условия дополнительного образования детей"

Проект вокальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста



Педагог дополнительного образования детей

высшей квалификационной категории

МАОУ ДОД ДДТ «Дар»:

Ромашова Елена Владимировна

ПРОЕКТ

"Создание фольклорной группы "Малютка" в условия дополнительного образования детей"

Тип проекта: социально-творческий

Сроки реализация: январь 2013 г - май 2015 г.

«Едва ли можно найти материал более близкий,


затрагивающий интересы и потребности


детского возраста и потому самый занимательный,


чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной


детской жизнью, который возник, вырос и развился


из исканий высокой радости детской народной массы.


Это - детский фольклор»



Г.С. Виноградов

СУТЬ ИНИЦИАТИВЫ: Создание творческой фольклорной группы «Малютка» с целью приобщения детей, педагогов и родителей к истокам народного музыкального творчества.

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ: Мы живем в очень сложное время, когда отклонение становится нормой. Как молодым родителям сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Поэтому важная задача для каждого поколения - сохранить самобытность.

Разработанная образовательная программа «Семь ступенек» предполагает знакомство детей с музыкальным фольклором. Но работа по данному направлению ограничивается рамками занятий в Доме детского творчества "Дар". Важно, чтобы народная музыка звучала и за его пределами - дома, в семье, чтобы нам не стать «Иванами, не помнящими своего родства».

В основном большинство программ и методик в различных областях музыкального развития детей касаются углубленно только одного аспекта: музыкально-образовательная деятельность на занятиях, концертных мероприятиях.

Данные анкетирования родителей и диагностическое обследование уровней освоения музыкального фольклорного материала и развития общения у старших дошкольников показали, что 97% родителей не используют дома по разным причинам звучание народной музыки, чтение русских народных сказок детям перед сном, игры с пением, пренебрегают посещение концертов народной музыки, а 37% обследуемых детей не знают или не помнят, что такое народная музыка.

При разработке данного проекта я исходила из ПРИНЦИПОВ:

1. Доступность.

2. Открытость.

3. Систематичность.

4. Объективность результатов.

ЦЕЛЬ: Организация творческой фольклорной группы (дети, педагоги, родители) «Малютка» с последующим распространением накопленного опыта по приобщению детей и взрослых к детскому музыкальному фольклору.

ЗАДАЧИ:

- Проанализировать и обобщить музыкальный материал из разных областей знаний по данному направлению;

- Разработать диагностические задания по выявлению уровней освоения музыкального фольклорного материала и развития общения у детей на основе методики Н. Куприной;

- Провести педагогическое обследование детей по выявлению уровней освоения музыкального фольклорного материала и развития общения;

- Разработать перспективный план работы с участниками творческой фольклорной группы «Малютка»;

- Разработать совместные с педагогами и детьми образовательные мини-проекты;

- Повышать уровень знаний родителей и педагогов в области детского музыкального фольклора в совместной творческой деятельности;

- Развивать эмоциональную сферу у воспитанников в процессе исполнительской деятельности детей в разных видах музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, музицирование);

- Воспитывать любовь к детскому музыкальному фольклору, как виду народного художественного творчества.

ИСХОДНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: При разработке основных идей проекта я опиралась на научные труды Б. Теплова, Н. Ветлугиной, К. Тарасовой о психологии музыкальных способностей, использовала учебные пособия по русскому фольклору М. Мельникова, Г. Науменко, В. Аникиной, О. Ботяковой, методики обучения детей пению Т. Орловой, С. Бекиной, О. Кацер, музыкально-ритмическим движениям Т. Ломовой, Е. Соковниной, А. Бурениной, элементарному музицированию Т. Тютюнниковой, Н. Кононовой, методику Н. Куприной о традициях народной педагогики в музыкальном воспитании детей, исследования в области социальных отношений в семье Ю. Алешина, А. Варга, идеи педагогики сотрудничества, гуманитарной психологии, основные положения личностно-ориентированной модели взаимодействия.

НОВИЗНА:

Результаты анализа литературы по формированию у детей народной музыкальной культуры показали, что в Доме детского творчества "Дар" используют разные формы приобщения детей к истокам народной культуры. Но недостаточно освещаются вопросы по изучению детского музыкального фольклора в семье. Поэтому новизна моей работы заключается в привлечении родителей к созданию совместной с детьми творческой фольклорной группы «Малютка» и функционированию ее в Доме детского творчества "Дар" с целью распространения накопленного опыта по приобщению детей и взрослых к истокам народной музыкальной культуры.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

1. Директор

2. Заместитель директора по учебной части

3. Педагог по вокалу

4. Хореограф

5. Педагог по изобразительной деятельности

6. Психолог

7. Дети в возрасте 4-6 лет

8. Родители

ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА:

1. Директор:

- Контроль за соблюдением «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы детей в учреждениях дополнительного;

- Создание инфраструктуры для качественной организации деятельности творческой фольклорной группы (дети, педагоги, родители) «Малютка»;

- Контроль за организацией систематической работы творческой фольклорной группы (дети, педагоги, родители) «Малютка»;

- Обеспечение повышения профессиональной подготовки кадров.

2. Заместитель директора по учебной работе:

- Контроль за соблюдением «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы";

- Организация систематической работы творческой фольклорной группы (дети, педагоги, родители) «Малютка»;

- Оказание методической помощи воспитателям в создании мини-проектов;

- Осуществление координации деятельности участников проекта.

3. Педагог по вокалу:

- Разработка системы работы по данному направлению;

- Организация всех участников процесса;

- Выбор эффективных методов и приемов работы со всеми участниками по данному направлению;

- Взаимодействие с семьей;

- Организация внешних связей группы;

- Осуществление индивидуального подхода;

- Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей;

- Разработка консультаций для родителей;

- Составление программ концертов;

- Мастер-классы по изготовлению шумовых инструментов из подручного материала;

- Подготовка музыкальных концертных номеров.

4. Хореограф:

- Постановка музыкально-ритмических композиций;

- Взаимодействие со всеми участниками проекта в процессе подготовки концертных номеров.

5. Педагог по изобразительной деятельности:

- Осуществление индивидуального подхода;

- Взаимодействие с семьей, специалистами;

- Подготовка концертных афиш, приглашений;

- Оформление выставок детских работ;

- Разработка эскизов костюмов;

- Мастер-классы по изготовлению шумовых инструментов, атрибутов;

6. Психолог:

- Мониторинг процесса;

- Организация работы (просветительской, консультативной).

7. Родители:

- Создание условий для развития ребенка;

- Взаимодействие с психологом, воспитателями, музыкальными руководителями и хореографом;

- Передача культурных традиций;

- Изготовление шумовых инструментов из подручного материала;

- Участие в разработке сценариев концертов;

- Участие в пошиве костюмов;

- Изготовление шумовых инструментов, атрибутики из подручного материала;

- Участие в совместной концертной деятельности.

8. Дети:

- Разучивание фольклорного музыкального материала;

- Участие в изготовлении шумовых инструментов, атрибутики из подручного материала;

- Участие в совместной концертной деятельности.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1. Наличие предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ;

2. Наличие необходимых методических разработок;

3. Заинтересованность всех участников проекта (дети, педагоги, родители)

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ОБЩИЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Создание творческой фольклорной группы «Малютка» приведет к:

- повышению профессиональной компетенции музыкальных руководителей в области народного творчества;

- повышению уровня знаний родителей и педагогов в области детского музыкального фольклора в совместной творческой деятельности;

- развитию эмоциональной сферы у детей в процессе исполнительской деятельности в разных видах музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, музицирование);

- воспитанию любви к детскому музыкальному фольклору, как виду народного художественного творчества;

- приобщению детей и взрослых к детскому музыкальному фольклору.

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ:


  1. Анкетирование.

2. Педагогическая диагностика (выявление уровней освоения музыкального фольклорного материала и развития общения у детей на основе диагностических заданий по выявлению уровней развития общения.

3. Тестирование (выявление уровня знаний о музыкальном народном творчестве педагогов и родителей).

4. Наблюдение.

5. Беседы.

6. Проектирование (образовательные мини-проекты педагогов и детей)

7. Методы анализа и обработки результатов тестирования.

8. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории культуры России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы».

9. Ботякова О. А. Российский этнографический музей детям. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений.

10. Куприна Н. Г. Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста. Учебное пособие.

11. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВОЗМОЖНОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРОЕКТА:

Проект может быть интересен музыкальным руководителям ДОУ, заместителям директора СОШ по внеклассной работе и учителям начальных классов при организации работы учреждения по привлечению родителей и педагогов к совместной деятельности в распространении детского музыкального фольклора.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1 этап. Подготовительный

2 этап. Основной

3 этап. Аналитический

4 этап. Проектировочный

1 ЭТАП

Подготовительный

январь - август 2013

Цель: Разработать содержание и механизм работы со всеми участниками проекта

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Изучение и анализ литературы по влиянию детского музыкального фольклора на развитие личности ребенка.

Определение оптимальных форм работы с участниками проекта, разработка модели взаимодействия.

2. Разработка положения по функционированию творческой группы «Малютка»

3. Разработка структуры взаимодействия участников проекта

Моделирование структуры взаимодействия.

4. Разработка диагностических заданий по выявлению уровней освоения музыкального фольклорного материала и развития общения у детей.

Определение уровней развития способностей в области детского музыкального фольклора и развития общения у детей.

5. Составление рабочей программы по музыкальному воспитанию детей.

Обеспечение успешного решения задач по развитию музыкальных способностей в различных видах музыкальной и познавательной деятельности.

6. Составление перспективного плана работы творческой фольклорной группы «Малютка» (специально организованные занятия , концерты и праздники , конкурсы , взаимодействие с другими объединениями ДДТ "Дар")

Обеспечение успешного решения задач по достижению цели проекта.

7. Определение форм работы педагогов с детьми, педагогами и родителями

Систематизация деятельности всех участников проекта.

8. Составление алгоритма взаимодействия участников творческой фольклорной группы «Малютка» Создание организованной деятельности детей, педагогов и родителей

2 ЭТАП

Основной

2013-2014 учебный год

Цель: Апробирование выбранных форм работы с детьми, родителями и педагогами на практике.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1.Создание детской фольклорной группы «Малютка»:

Проведение педагогического обследования детей по выявлению уровней освоения музыкального фольклорного материала и развития общения

Составление алгоритма индивидуальной формы работы с детьми

Разработка программ-сценариев детских праздников и развлечений

Проведение концертов для детей и родителей в ДДТ "Дар".

Воспитание любви к народному музыкальному творчеству.

2.Работа с педагогами:

Анкетирование

Консультативная работа

Конкурс детских рисунков «Вижу чудное приволье, слышу трели соловья…»

«Творческая мастерская» по изготовлению эскизов народных костюмов.

Участие в концертной деятельности фольклорной группы «Малютка»

Создание образовательных мини-проектов

Интеграция народного творчества в воспитательно-образовательном процессе .

3.Работа с родителями:

Анкетирование

Консультации

Тематические выставки

Совместное посещение концертов народной музыки, музеев.

«Творческая мастерская» по изготовлению шумовых музыкальных инструментов по пошиву народных костюмов.

Участие в концертной деятельности фольклорной группы «Малютка».

Изготовление фотоальбома «Русские народные инструменты».

Изготовление фотоальбома «Народные костюмы» .

Рост интереса родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Повышение уровня компетентности родителей в области русской народной музыкальной культуры.

Связь с другими учреждениями:

«Детская школа искусств»;

"Городская библиотека"

"Кунгурский краеведческий музей"

Дворец культуры "Мечта"

Осуществление преемственности в подходах и методах реализации проекта.

3 ЭТАП

Аналитический

июнь-август 2014 год

Цель: Итоги результатов внедрения проекта

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Изучение мнения всех участников проекта о деятельности творческой фольклорной группы «Малютка»

Повышение интереса и позитивное отношение детей, родителей и педагогов к распространению накопленного опыта по приобщению детей и взрослых к истокам народной музыкальной культуры.

2. Анализ содержания работы 2 этапа

Подведение итогов и определение перспектив дальнейшей работы по распространению накопленного опыта и организации творческих (концертных) групп родителей и детей младшего и среднего возраста

4 ЭТАП

Проектировочный

2014-2015 учебный год

Цель: Распространение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста и взрослых к истокам народной музыкальной культуры.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Разработка методических рекомендаций

Распространение проекта

2. Проведение мастер-класса на городском методическом объединении музыкальных руководителей , учителей начальных классов, учителей музыки СОШ.

Распространение опыта работы

Работа по созданию учебно-методического комплекса фольклорной группы "Малютка"

- Перспективный план творческой фольклорной группы «Малютка»;

- Образовательные мини-проекты;

- Формы работы музыкальных руководителей с детьми, педагогами и родителями;

- Алгоритм взаимодействия участников проекта;

- Алгоритм индивидуальной работы с детьми;

- Программы-сценарии детских праздников, развлечений, концертных номеров;

- Анкеты для воспитателей;

- Анкеты для родителей;

- Консультации для педагогов и родителей;

- Тематические выставки для родителей;

- Рекомендации по созданию шумовых инструментов;

- Фотоальбом «Народные костюмы».

Библиография


1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М., 1957.

2. Ботякова О.А. Российский этнографический музей - детям. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - СПб.: Детство - Пресс, 2001.

3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: Учеб. метод. пособие.- 2 - е изд., перераб. и доб. - СПб; 2002.

4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. - 2-е изд., испр. и доб. - СПб.: ЛОИРО, 2000.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1986.

7. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории культуры России. - М.: АРКТИ, 2003.

8. Золотая веточка. Книга для родителей и воспитателей. Детский фольклор Архангельской области. Сост. Е. Якубовская. Вып.1,2. - М., 1997.

9. Кедрина Т., Гелазония П. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. - М. 1992.

10. Куприна Н.Г. Теория и методика музыкального оазвития детей дошкольного возраста. Учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений. - Екатеринбург, 2003.

11. Логинова В.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: Детство - Пресс, 2000

12. Мадорский Л.Р. Музыка начинается в семье. - М.: Знание, 1982

13. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1987.

14. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

15. Науменко Г.М. Родничок. Русские народные песни, игры, сказки. - М., 1980.

16. Науменко Г.М. Фолклорные праздники в детском саду и школе. - М., 2000.

17. Раевская Е.П. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Книга для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.

18. Радынова О.П. Баюшки - баю. Слушаем и поем колыбельные песни. - М.: ВЛАДОС, 1995.

19.Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1: Психология музыкальных способностей. - М., 1985.

20. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство - Пресс, 2000.





© 2010-2022