- Преподавателю
- Музыка
- Урок в 3 классе на тему «Музыкальный инструмент (флейта)-деревянный духовой инструмент»
Урок в 3 классе на тему «Музыкальный инструмент (флейта)-деревянный духовой инструмент»
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Неклюдова Н.Н. |
Дата | 14.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «СУДЖАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
3 класс
на тему: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФЛЕЙТА) -
деревянный духовой инструмент»
УЧИТЕЛЬ ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»
НЕКЛЮДОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Суджа - 2014
План-конспект открытого урока музыки
Класс: 3
Четверть: 3
Тема раздела: «В концертном зале».
Тема урока: Музыкальный инструмент (флейта) - деревянный духовой инструмент.
Цель урока: закрепить знания о музыкальных инструментах.
Задачи:
Обучающие:
► развивать умение содержательно излагать свои мысли о музыке, «вжиться» в художественный образ;
► продолжить формирование знаний о тембровой окраске музыкальных инструментов, понимания их роли в
создании образов;
► формирование у учащихся представлений о музыкальных инструментах, истории их создания и особенностях
звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведениях К. Глюка, И. Баха, С. Прокофьева, учить
узнавать знакомую музыку и её автора.
Развивающие:
► развивать познавательную активность учащихся, способность овладения знаниями и умениями в
самостоятельной деятельности;
► развитие креативных способностей учащихся, чувства ритма, музыкального слуха;
► развитие образно-ассоциативного и логического мышления, воображения на основе выявления образно-стилистических особенностей музыки и живописи.
Воспитательные:
► воспитывать у учащихся умение использовать различные виды источников информации, применять новые
информационные технологии;
► приобщать к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного;
► воспитывать музыкальный вкус на лучших образцах музыкальной культуры и накопление багажа музыкальных
впечатлений, формировать эстетический вкус.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: интегрированный
Форма проведения урока: игра
Средства обучения:
художественный ряд:
репродукции - Д. Лейстер «Мальчик-флейтист»
неизвестный автор «Музыкантши»
неизвестный автор «Флейтистка»
портреты композиторов (С.С. Прокофьев, К.В. Глюк, И.С. Бах),
художников (Д. Лейстер).
музыкальный - С. Прокофьев. Тема птички из симфонической сказки «Петя и волк». (CD-диск).
материал К. Глюк. «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» Фрагмент. (CD-диск, DVD-диск).
И. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты №2. Фрагмент. (CD- диск, DVD-диск).
И. Бах «Шутка» из оркестровой сюиты №2. Вокализ (фонограмма -, +)
Технические средства.
-
Видеопроектор, экран, музыкальный центр, баян, CD записи, репродукции картин художников, литературный источник, портреты композиторов, художников, карточки с заданиями.
Слайд 1 Структура урока:
-
Организационный этап. (5 мин)
-
Музыкальное приветствие.
-
Слушание «Темы птички» из симфонической сказки «Петя и волк», анализ.
-
Совместная постановка темы урока (3 мин)
-
Этап объяснения нового материала (динамическая пауза) (15 мин)
-
Физкультминутка (игра) (1 мин)
-
Исполнение песни (5 мин)
-
Этап закрепления полученных знаний (5 мин)
-
Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению, анализ работы (1 мин)
-
Этап подведения итогов урока (рефлексия) (самостоятельная работа) (10 мин);
ХОД УРОКА:
-
Организационный этап (5 мин).
Слайд 2. Музыкальное приветствие «Добрый день»:
Учитель: - Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора - вверх),
Учитель и учащиеся: - Добрый день (пропевают по трезвучию до мажора - вниз)
Говорим мы (пропевают по трезвучию вверх)
Каждый день (пропевают по трезвучию вниз)
Этими словами (пропевают по ступеням звукоряда до 5-й ступени вверх)
Здороваемся с вами (пропевают с 5-й ступени - вниз).
Добрый день (пропевают по трезвучию вниз).
- Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнем скорей урок.
Слайд 3. - Ребята, я очень рада нашей встрече. Сегодня у нас не простой урок. Муза приглашает нас в мир музыки, написанной для прекрасных инструментов.
Звучит тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева
Проверочные вопросы:
- Какой композитор написал эту прекрасную музыку? (ответы детей: С. Прокофьев) Слайд 4
- Как называется музыкальное произведение? (ответы детей: симфоническая сказка «Петя и волк»)
Слайд 5. - Это не просто сказка, а сказка-учебник, написанная для того, чтобы познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. Каждого героя изображает свой музыкальный инструмент. Назовите героя, которого изобразил инструмент? (ответы детей: птичка)
Слайд 6. - Какой музыкальный инструмент озвучил тему птички? (ответы детей: флейта)
А как вы определили, что именно флейта исполнила тему птички, по каким признакам? (ответы детей: по звучанию, т.е. окраске звука, а в музыке - это понятие называют тембром).
Слайд 7. - Какое настроение выражает музыка? (ответы детей: радостное, беззаботное)
- К какой группе инструментов относится флейта: деревянной или медной? (ответы детей: деревянной)
- Правильно, это деревянный духовой инструмент.
- Молодцы, ребята! Слайд 8
- Флейта прекрасно изобразила интонации, передающие радостный щебет порхающей птички. Но флейта может «спеть» и другую удивительную мелодию.
Слайд 9. - Люблю волшебной флейты звуки
И слушаю их нежный перелив,
Склонивши голову и руки,
В груди дыханье затаив.
Звучит «Мелодия. Жалобы Эвридики» из оперы К. Глюка
- Ребята, я вижу, что вы узнали эту мелодию. Назовите композитора и название произведения (ответы детей: «Мелодия. Жалобы Эвридики» К. Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»)
Портрет К. Глюка и опера «Орфей и Эвридика» Слайд 10.
- Как звучала мелодия флейты в этом произведении? (ответы детей: грустно, печально, нежно)
- Вы заметили, что звучал не один музыкальный инструмент флейта? Кто ей помогал в этом произведении? (ответы детей: симфонический оркестр)
- Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»? (ответы детей: музыка вызывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви).
Вывод: Флейта исполняет удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби мелодию.
-
Совместная постановка темы урока (3 мин).
- Откройте учебник стр.98-99
Слайд 11.- Обратите внимание на картины, «Мальчик-флейтист» Д. Лейстера , «Музыкантши» неизвестного автора XVI в., «Флейтистка» неизвестного автора, которые полны гармонии чувств, красок, музыки.
- О музыке какого времени, каких веков, нам рассказали картины? (ответы детей:18-19века и 21 век)
- В чём обнаруживается сходство, а в чём - различие? (Инструмент флейта, разная музыка)
- Какая музыка звучит на этих картинах? (ответы детей:1 и 2 картины - старинная музыка, Флейтистка - старинная и современная).
Вывод: - В какую бы эпоху ни была написана музыка, она выражает те или иные чувства и мысли человека, а потому созвучна нашей эпохе, нам с вами.
- Значит, какому музыкальному инструменту посвящён наш урок? (ответы детей: флейта) Слайд 12.
- Тема нашего урока: «Музыкальный инструмент флейта - деревянный духовой инструмент.
III. Этап объяснения нового материала (15 мин).
Слайд 13. - Флейта (поперечная) - это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского слова «флатус» - дуновение. Разновидности флейты: блок - флейта (продольная) - это духовой инструмент, как правило, изготовлен из дерева или пластика. В настоящее время используется для исполнения некоторой старинной музыки, а также в народной музыке и для обучения детей. О происхождении флейты сложены легенды и мифы. Вот один из них. Слайд 14.
- Однажды древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан повстречал прекрасную нимфу по имени свирель, Сиринкс и влюбился в неё с первого взгляда.
Слайд 15. - Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги копытцами, не понравился Сиринкс. Она боялась некрасивого, колченогого Пана. Она бросилась от него прочь. Раздосадованный тем, что она избегает его, он пустился за ней в погоню и чуть было не настиг, когда нимфа остановилась и стала молить бога реки о защите. Пан уже было настиг её, и простёр вперёд руку.
Сиринкс не успела произнести последние слова своей мольбы, как превратилась в тростник. Пан думал, что догнал её и держит за волосы, оказалось же, что это не волосы девушки, а листва тростника. От гнева и обиды Пан срезал тростник, считая, что он спрятал его возлюбленную. Но и после этого не смог её найти.
Огорчение и разочарование Пана были так велики, что из его груди вырвался глубокий вздох, который, пролетев над тростником, породил горестную ноту. Пап понял, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился, что сам убил её и потерял навсегда.
Слайд 16. - Пан, собрал все тростники, как части тела, соединил их вместе, взял в руки и стал целовать свежие срезы. Печальный Пан срезал и взял стебельки стебельки тростника разной длины, связал их и получил инструмент, который он назвал в честь нимфы свирелью и с тех пор не расставался с ней. Этот инструмент стали называть флейтой Пана.
Слайд 17. - Дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринкс зазвучала.
Звучит фрагмент «Мелодии Пана».
- Скажите, ребята, отличается тембр флейты, т.е. окраска звука, сделанной из бамбука, т.е. в наше время, от флейты, сделанной из тростника? (ответы детей: да, отличается звучанием)
- Как же звали Бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов и охотников (ответы детей: Пан)
- В кого же был влюблён Пан, как звали нимфу? (ответы детей: Сиринкс)
- Ребята, а Сиринкс ответила взаимностью Пану или убежала от него? (ответы детей: нет, не ответила взаимностью, она убежала)
- Во что была превращена Сиринкс? (ответы детей: да, отличается звучанием)
IV. Физминутка (1 мин) Слайд 18.
- Ребята, а сейчас мы немножко отдохнём и выполним упражнение, с помощью которого поиграем на имитированной поперечной флейте.
Физминутка.
ВСЕ НА ФЛЕЙТЕ МЫ ИГРАЕМ
(руками изображаем игру на флейте),
И НА КНОПКИ НАЖИМАЕМ
(топаем ногами).
ГАММА ВВЕРХ
(поднимаем руки вверх, тянемся на носочках),
ГАММА ВНИЗ
(опускаем руки вниз, приседая),
А СЕЙЧАС ВСЕМ ПОКЛОНИСЬ.
(встаём и делаем поклоны в стороны)
Слайд 19.- Молодцы, ребята. Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.
Слайд 20. - Посмотрите на картину. В руках исполнителя флейта, он хочет, чтобы мы послушали, как звучит этот инструмент
Звучит «Шутка». И.С. Бах
- В каком темпе звучит этот инструмент? (ответы детей: оживлённом, игривом, в быстром темпе)
- А какой инструмент исполнил эту пьесу? (ответы детей: флейта)
- Какое настроение передаёт звучание флейты: серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое? (ответы детей: беззаботное, шутливое)
- Произведение, которое вы прослушали, так и называется - «Шутка». Его написал немецкий композитор 18 века Иоганн Себастьян Бах, который жил более трёхсот лет назад. (Показываю портрет композитора). Слайд 21.
«Шутка» была написана для камерного оркестра - небольшого состава, основу которого составляет струнная группа, иногда дополняемая духовыми и ударными инструментами. Слово «камерный» означает «комнатный».
- При жизни Баха почти никаких из его сочинений не были изданы, он умер в бедности и безвестности. Только спустя почти сто лет его музыка была оценена по достоинству, и сейчас его имя знает весь мир. Но, несмотря на тяжёлую жизнь, у Иоганна Себастьяна Баха бывали и весёлые минуты. Вероятно, в одну из таких минут и сочинил свою «Шутку» - пьесу, которую вы только что прослушали. Чтобы передать шутливый, искрящийся характер музыки Бах избрал очень быстрый темп, и поэтому его «Шутку» исполнить не так-то очень просто. Как вы уже знаете, с ней может справиться только настоящий виртуоз, т.к. длительности нот шестнадцатые и звучат очень быстро и виртуозно.
V. Исполнение песни (5 мин)
-Ребята, а сейчас настроенье, каково? - Во!
Все такого мнения? - Все, без исключения.
Может вы уже устали? - Мы таких с собой не брали.
Может лучше отдохнём? - Лучше песенку споём. Слайд 22.
Звучит «Шутка» в исполнении вокального ансамбля
- Я вижу вам знакома эта песня, как она называется? (ответы детей: да, знакома «Шутка»)
- Мы слушали только что эту виртуозную пьесу, но только в инструментальном исполнении на флейте.
- Кто написал эту песню? (ответы детей: немецкий композитор И.С. Бах)
- Необычное исполнение, правда, как называется такое исполнение без слов? (ответы детей: вокализ)
- Я предлагаю вам исполнить в виде вокализа на слоги пам-пара-пам-пара-пам-пара-пам...1 половину.
Вспомните, как правильно стоять во время пения? Кто забыл, посмотрите на стенд у доски.
Разучивание «Шутки» И.С. Баха
Слайд 23. - Поблагодарим друг друга аплодисментами.
- Я для вас сегодня приготовила сюрприз. Я вам покажу настоящие инструменты. А прежде, отгадайте загадки, о каких инструментах идет речь.
Загадки о музыкальных инструментах:
Слайд 24. 1. Чудесная трубочка, не простая дудочка.
Бывает деревянной, фарфоровой и золотой.
Изумительно поёт, всех в концертный зал зовёт . . . .
2. Расскажу тебе, дружок, в древние века
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг нежный мелодичный звук,
И родился в тот момент музыкальный инструмент. (ответы детей: флейта)
Слайд 25. - Молодцы, все постарались.
Показ флейт. Давайте посмотрим, как выглядят эти инструменты.
- А девочки нашего класса, Нина и Арина, покажут, как звучат эти флейты.
Слайд 26. - Мы объявляем музыкальную паузу.
Музыкальная пауза. Звучат фрагменты в исполнении Заседовой Нины и Чупахиной Арины
Слайд 27. - Спасибо девочкам за изумительное исполнение пьес!
VI. Этап закрепления полученных знаний (5 мин).
Слайд 28. - А теперь закрепим полученные знания в творческом задании РАЗГАДАЙ КРОССВОРД: какой инструмент зашифрован по вертикали?
Творческая работа (показать всё по щелчку)
Задание:
1. Древнегреческий герой, который отправился в царство мёртвых за Эвридикой. (ответы детей: Орфей) Слайд 29.
2. Немецкий композитор, написавший оперу «Орфей и Эвридика» (ответы детей: Глюк) Слайд 30.
3. К какой группе инструментов относится флейта. (ответы детей: деревянный) Слайд 31.
4. Как зовут мальчика, играющего на флейте. (ответы детей: флейтист) Слайд 32.
5. Во что превратил бог реки прекрасную нимфу Сиринкс. (ответы детей: в тростник) Слайд 33.
6. Как звали древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов и охотников. (ответы детей: Пан) Слайд34.
- О каком же инструменте шла речь? (ответы детей: о флейте)
Слайд 35. - Совершенно верно!!!! Молодцы!!!!!
VII. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению (1 мин)
- Ребята, я предлагаю вам нарисовать и раскрасить любого понравившегося вам героя, с которыми мы познакомились на уроке, а можно нарисовать инструмент.
VIII. Этап подведения итогов урока (рефлексия) (самостоятельная работа) (10 мин) Слайд 36.
- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Для закрепления и подведения итога урока я приготовила для вас карточки с заданиями «Четвёртый-лишний», которые лежат у вас на партах.
Слайд 37. Задание для 1 ряда:
Портрет какого композитора лишний (зачеркните цветным карандашом) Проверяем.
Слайд 38. - Похлопайте себе.
Слайд 39. Задание для 2 ряда:
Какое произведение лишнее? (зачеркните цветным карандашом) Проверяем.
Слайд 40. - Отличная работа.
Слайд 41. Задание для 3 ряда:
Какой лишний музыкальный инструмент. (зачеркните цветным карандашом) Проверяем.
Слайд 42. Браво!!!
Слайд 43. - Теперь, то, что у вас получилось, давайте закрепим на специальном плакате на доске
(вешаем на плакат со скрепками)
Слайд 44. А теперь закрепим полученные знания в игре «Закончи фразу», используя картинки:
1. Познакомились с творчеством немецкого композитора Иоганна Себастьяна……. (ответы детей: Бах)
2. Бах написал виртуозную пьесу……. (ответы детей: Шутка)
3. Исполнение песни без слов - это……………. (ответы детей: вокализ)
4. Главную партию в «Шутке» исполнил инструмент…………(ответы детей: флейта)
Вывод: - Молодцы!!!! Выразительные и изобразительные возможности музыкальных инструментов очень широки. Их голоса (тембры) могут передавать и глубокую скорбь, печаль, и беззаботное веселье, изображать различные звуки природы.
Слайд 45. Давайте еще раз послушаем Шутку в вокальном мужском и женском исполнениях.
Слайд 46. - А теперь подведём итог нашего урока. Закончите предложение…
Сегодня я узнал (а)... Было интересно…
Я научил (ась) ся… У меня получилось…
- Молодцы, ребята, я очень довольна вами сегодня на уроке, вы прекрасно справились с заданиями. Слайд 47.
- Оставьте в нужном окошке нашего нотного домика нотку как вы считаете, на сколько понравился вам урок.
На доске плакат нотного домика с тремя окошками для нот и где крепятся результаты
(Каким был урок: интересным, познавательным;
скучным и неинтересным;
веселым и жизнеутверждающим)
Слайд 48. - Спасибо вам, ребята, за урок и замечательное общение! Каждый из вас получает нотку с отметкой «5»(раздаю нотки)
- А теперь попрощаемся друг с другом.
Слайд 49. Музыкальное прощание.
Учитель: - До свиданья
(по трезвучию до мажора - вверх)
Учащиеся: - До свиданья
(по трезвучию - вниз)
Учитель и учащиеся: - Говорим мы
(по трезвучию - вверх)
На прощанье
(по трезвучию - вниз)
Этими словами
(по ступеням звукоряда до 5-й ступени вверх)
Прощаемся мы с вами
(с 5-й ступени - вниз).
До свиданья!!!
(по трезвучию - вниз).
Слайд 50. - На этой веселой ноте мы закончим наш урок. До встречи!!!
Дети покидают класс под музыку «Шутка» И. Баха
Используемые учебники и учебные пособия:
-
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
-
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
-
Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочие программы 1-4 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
Литература:
1. Энциклопедический словарь юного музыканта.
М. Педагогика 1985г.
2. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя - музыканта.
М. Владос 2000г.
3. О.А. Апраскина. Методика развития детского голоса. Учебное пособие (ответственный редактор Г.П. Стулова.)
4. И.В. Кошмина, В.В. Алеев. Духовная музыка.: Россия и Запад (программы общеобразовательных учреждений)М. просвещение 1994г.
5. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Методические разработки. Мир музыкальных праздников. Москва 2006г.
6. Диски к УМК.
7. М. А. Давыдова «Уроки музыки» М.: Просвещение 2008 г.
8. В помощь преподавателю «Музыка» тематические беседы 1-7 класс издательство Учитель 2010 г.
9. Г.В. Стюхина «Музыка», в помощь преподавателю конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) 1-4 классы издательство Учитель 2010 г, Волгоград.