Доклад «Организация исследовательской деятельности на уроках искусства»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация исследовательской деятельности на уроках искусства»

Бабанина Ирина Ивановна

МКОУ Копанищенская СОШ Лискинского района

Воронежской области

учитель музыки и МХК

Современная школа сегодня нацелена не только на усвоение школьниками учебной программы, но и на представление им возможности выступать в роли исследователей. В школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творчески мыслящей личности, способной работать над собой. Один из показателей личностного роста - развитие одаренности. Очень хочется, чтобы из одаренного ребенка вырос одаренный, профессионально подготовленный, востребованный взрослый человек.

В связи с этим создание условий для подготовки личности творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение. При большом объёме информации учебного курса «Искусства» (музыка, ИЗО) и МХК, осуществляемой в условиях минимума времени, организация исследовательской деятельности учащихся становится весьма актуальной. Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства. На уроках Искусства художественно-творческая исследовательская деятельность должна строиться на принципах интеграции и активном использовании информационных технологий. Исследования в области искусства обязательно имеют этап практической работы в музее, библиотеке, архиве, на местности, поиск материала в Интернете.

Для формирования исследовательской мотивации необходимо научить ребенка быть активным в процессе учебы, продуктивно учить уроки, применять ассоциативные методы запоминания, добиваться расширения кругозора путем самообразования, пользоваться словарями, сравнивать разные источники информации и отстаивать собственную позицию.

Уже в 5-7 классах ученики приобретают первый опыт исследовательской деятельности и публичных выступлений. Они готовят сообщения, доклады и выступают с ними перед одноклассниками. Творческие задания в форме подготовки презентаций, изготовление макетов, фотографий, рисунков способствуют развитию их интереса к исследованию, позволяют сформировать мотивацию к учебе, развивают кругозор, речь, память, мышление, а самое главное способствуют развитию детской одаренности.

В 8 классе учащиеся знакомятся с правилами работы над рефератом, исследованием, проектом. Для повышения качества исследовательской работы в школе введены элективные курсы искусствоведческого направления «Наши духовные ценности» и «Русская музыкальная культура» для учащихся 9 класса. Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.

Типичная процедура исследования предполагает:

Предварительный анализ информации;

Формулировку исходных гипотез;

Сбор данных;

Анализ и обобщение полученных результатов;

Проверку гипотез;

Формулировку утверждений.

Для организации исследования важно правильно научить учащихся выбрать методы исследования (способы достижения цели). Для исследования в области художественной культуры необходимы аналитические и социологические методы.

Аналитические методы (анализ произведения или специальной литературы по искусству, классификация явлений в мире художественных явлений; структурный метод) позволяют сделать определённые выводы, используя лишь само произведение искусства.[2,4]

Социологические методы (наблюдение над восприятием или созданием явления культуры; анкетирование; интервьюирование; метод экспертной оценки; социологический эксперимент) исследуют воздействие искусства на аудиторию, механизмы и средства их распространения. Результатом исследования должно стать новое знание в виде подтверждённой или опровергнутой гипотезы. Следует отметить, что важно формировать интерес у учащихся к исследовательской работе. Обычную тему необходимо превратить в проблему, для того, чтобы ученику интересно было ею заниматься. Часто можно получить интересную тему, сопоставив различные произведения искусства. (Например, «Троица» А. Рублёва и «Чёрный квадрат» К.Малевича). Проблема должна быть личностно значимой для школьника. Исследовательская деятельность учащимися проводится чаще всего в малых группах.

Наиболее распространенными на уроке МХК являются творческие и ролево-игровые формы проектной деятельности. Тематика проектов определяется стремлением пополнить объём знаний по истории искусств, основам языка искусств, осознание себя как сотворца художественного произведения. В связи с этим особую роль приобретает проявление творческих способностей участников проекта. Защита проекта проходит в форме, соответствующей содержанию предмета: проведение экскурсий, постановка спектакля, презентация фильма, организация выставки. В 8-9 классе в качестве зачетной работы по предмету «Искусство», кроме обязательных проектов «Пушкин - наше все» (8класс) и «Снегурочка» (9класс), в нашей копилке имеются такие работы как проект «Тайны художественных произведений», «Титаны Возрождения», «Творчество И.И.Шишкина» и другие.

В творческой работе «История России в культовых памятниках архитектуры» подробно рассматривается история появления православных соборов и прослеживается их связь с историей России. Итогом проектной деятельности стало создание презентации к урокам.

Педагогическая ценность данных проектов заключается прежде всего в стимуляции творческой активности учащихся. Художественная культура прошлого становится неотъемлемой и личностно значимой частью настоящего школьников.

Защита проекта и реферата - одна из популярных форм аттестации при завершении изучения элективного курса.

Теоретические знания, полученные при обучении, могут выходить за рамки школьного образования.

Предлагаю вашему вниманию исследовательские работы, выполненные нашими учениками, которые были представлены на областном конкурсе учебно-исследовательских работ: «Течет издалека истории река», работа, выполненная Елкиным Э., заняла 3 место; «Живые родники традиций» в областном (в рамках Всероссийского) конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос», выполненная ученицей 10 класса Рычковой Зинаидой, получила 2 место.

Вначале основными направлениями работы были краеведческие. Село Копанище богато своей историей, старинными обрядами, народными умельцами, традициями и песнями. В целях сохранения историко-культурной самобытности села, патриотического и нравственного воспитания в Копанищенской средней школе создана детская фольклорная группа «Родничок», которая занимается собирательской работой устного и певческого фольклора, описанием традиционных праздников и обрядов родного села. Известно, что собирательская работа способствует пробуждению интереса к народному искусству среди его носителей. Опыт живого общения с талантливыми мастерами - односельчанами приоткрывает возможности для более глубинного погружения в традицию своей малой родины, расширения знаний и представлений о народном искусстве, его сущностных основах.

Работая над этими проектами, нами была собрана коллекция старинных песен, обрядов в рукописном виде и в аудиозаписи.

Когда мы занимались исследованием старинного песенного фольклора, то при посещении сельчан на дому обратили внимание на изделия декоративно-прикладного искусства, созданные своими руками.

Следующей целью нашего исследования было выявить умельцев народных художественных промыслов и ремесел, основной задачей которой является возрождение, сохранение, развитие и популяризация народных художественных промыслов и ремесел в родном крае. Главными результатами экспедиции по селу стали архивы записей, фотографий по воспроизведению предметов материальной культуры, создание картотеки жанров фольклора и ремесел в родном селе. Постепенно под моим руководством, вникая всё глубже в суть исследования, мои ученики смогли от операционного уровня самостоятельности перейти к тактическому уровню, то есть увидели логику развития исследования, установили взаимосвязи и смогли планировать дальнейшие шаги в своей работе. Уровень самостоятельности их был настолько высок, что они легко ориентировались в изменяющейся обстановке, были логичны и последовательны в своих действиях, планировали дальнейший ход исследовательской деятельности, пользовались необходимой литературой. Мне оставалось только корректировать ход их работы.

Таким образом, исследовательская деятельность помогла моим ученикам овладеть общими навыками получения знаний, расширила их кругозор, заставила поверить в собственные силы.

Перечисленные формы организации исследовательской деятельности учащихся дают возможность каждому ученику осознать себя как личность, поверить в свои силы. Результат самообразования учеников прослеживается в динамике роста творческих способностей, повышении кругозора, активности, восприятия прекрасного в культурном контексте. Навыки, полученные в работе, помогут школьникам в дальнейшем и с выбором сферы деятельности, и с умением защитить свою точку зрения.

Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся - это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.

Литература:

  1. Громыко М. М. «Мир русской деревни», Кемерово, 2005

  2. Копылова А.В. Технология урока искусства. - М: «Тач маркетинг», 2004г.

  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Арк

ти, 2003.

  1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников.

- М.: «Сентябрь», 2003. - 204 с.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое по-

собие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.



© 2010-2022