Открытый урок Скорб Татьяны Николаевны 22. 10. 2014г

«Инклюзивное образование в классе лечебной педагогики. Работа с учеником с диагнозом ДЦП.» Анастасия, 7 класс. «…помощь человеку в духовном выживании – одно из первоначальных предназначений музыки, а может быть, и одна из главных причин её появления в мире». (Юсфин А.Г., доктор искусствоведения) Инклюзивное образование обозначает возможность совместного обучения учащихся с инвалидностью и тех, кто не имеет ограничений по здоровью. В 2016 году Россия будет отчитываться перед ООН о том, как реализ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок Скорб Татьяны Николаевны 22.10.2014г.

«Инклюзивное образование в классе лечебной педагогики. Работа с учеником с диагнозом ДЦП.» Анастасия, 7 класс.

«…помощь человеку в духовном выживании - одно из первоначальных предназначений музыки, а может быть, и одна из главных причин её появления в мире». (Юсфин А.Г., доктор искусствоведения)

Инклюзивное образование обозначает возможность совместного обучения учащихся с инвалидностью и тех, кто не имеет ограничений по здоровью. В 2016 году Россия будет отчитываться перед ООН о том, как реализуются статьи Конституции, связанные с образованием детей-инвалидов. Значит, эта задача поставлена на государственном уровне.

В Кирово-Чепецке живёт более 1300 детей с ОВЗ. Почти все они учатся в специализированных школах или классах. В учреждениях дополнительного образования этих детей обучается единицы.

В нашей музыкальной школе инклюзивное образование реализуется с 2007 года. Я начала работать с детьми с ОВЗ с 2003г. Мною разработана образовательная программа специальных образовательных потребностей «Надежда». Кроме того, я обучаюсь в Школе лечебной педагогики и социальной терапии в городе Екатеринбурге.

В своём классе работаю с детьми с диагнозами ДЦП, умственная отсталость, мозжечковая недостаточность, синдром Дауна, задержка психоречевого развития, туберозный склероз, рубцовая деформация лица после ожога, гиперактивность, задержка психического развития. Сейчас в классе 15 детей с ОВЗ.

Вот некоторые результаты моей работы с детьми с ОВЗ: у четырёх детей дошкольников снят диагноз задержка психического развития, эти дети пошли учиться в обычные общеобразовательные школы, другие трое учеников после многолетнего индивидуального обучения посещают общеобразовательную школу. Одна из учениц поступила в Кировский колледж искусств, выбрав музыкальное искусство своей профессией, многие ребята стали участниками и лауреатами городских, областных, международных конкурсов и фестивалей.

В работе с детьми- инвалидами использую методики Владимира Элькина, Санкт-Петербургского музыкотерапевта, Льва Семёновича Выготского, основоположника специальной педагогики, специальной психологии (он был за совместное инклюзивное обучение), Нордоффа-Роббинса (невербальная коммуникация), профессора Су Джок - терапии Пак Чже Ву, игровая терапия, сказко - терапия, пальчиковые игры, методика создания ситуации успеха, атртерапия (рисование акварелью, восковыми мелками, пастелью, мозаика, театрализированные диалоги), методы реабилитационной нейропсихологии.

Моё поле деятельности:

  • коррекционное музыкальное обучение и воспитание;

  • развитие двигательных функций: мелкая моторика пальцев, координация пальцев и рук, зрительно-моторная координация;

  • социальная адаптация: социально-бытовая ориентация, коммуникация, участие в общественной жизни, перспективы обучения и не только в музыкальном направлении, концертные выступления, повышение мотивации к самостоятельной деятельности;

  • реабилитационная нейропсихология.

Реабилитация вообще - комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.

Нейропсихология - наука, лежащая на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.

Одно из реабилитационных направлений в нейропсихологии - это обучение и перестройка нарушенных функциональных систем для выработки новых психологических средств, предполагающих нормальное функционирование человека в бытовой, профессиональной, обще-социальных сферах. Это направление включает комплекс методов и приёмов, с помощью которых проводят целенаправленные воздействия на ослабленные или утраченные в результате болезни или травмы функциональные системы, через которые реализуются перцептивные (перцепция - восприятие), когнитивно-интеллектуальные (когнитивный - мыслительный), эмоционально-мотивационные, двигательные и поведенческие механизмы.

Спектр приёмов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихология, включает разнообразные системы воспитания, обучения и активизации ослабленных психических или двигательных функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно - перцептивных аппаратов (восприятие слуховое, зрительное, тактильное, обоняние, вкус), внимания, моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимулирующего материала, разработку способов психической диагностики и контроль за эффективностью восстановления функций или компенсации дефекта, возникающего в связи с мозговыми расстройствами.

Сущность реабилитационно - терапевтического воздействия искусства на ребёнка проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественной деятельности, в выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также в создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения. (Галеева Э.С.)

По Выготскому в реабилитацию включены: зона ближайшего развития (процесс подтягивания психического развития вслед за обучением), патопсихология (практическая отрасль клинической психологии, изучающая расстройства психических процессов и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений на основе сопоставления с характером формирования и протекания психологических процессов личности в норме), обучающий эксперимент, ведущая роль обучения в развитии ребёнка, компенсация дефекта. Развитие дополнительных сил для преодоления препятствий. Появление сверх возможностей, сверх компенсации.

У каждого ребёнка есть индивидуальный диапазон доступных возможностей, при тщательном изучении которого можно подобрать наиболее адекватную долю нагрузки. Добиться результата можно только при планомерной, терпеливой, целенаправленной работе, не оглядываясь на поражения, но учитывая их причины.

Детский церебральный паралич - врождённое или рано приобретённое заболевание, это поражение головного мозга, выраженное в проявлении нарушения опорно-двигательного аппарата. Двигательные расстройства часто сопровождаются нарушением зрения, слуха, речи, умственной отсталости разной степени.

Настя учится в нашей школе с 2007 года. У неё хороший внутренний, мелодический слух.

Но у неё ДЦП - синдром Литтля - поражение нижней пары конечностей, с нарушением познавательной деятельности - очень медленно запоминает, память механическая, слабо развито логическое мышление. В движениях сильная заторможенность, вялость. Очень трудно учились играть двумя руками. Низкая чувствительность пальцев, всё время холодные руки, ноги тоже. Низкий эмоциональный уровень, в себе неуверена, застенчива, очень чувствительна. Но ко всему этому у девочки хорошая жизненная сметка, рассудительность. Когда у неё было общение с ребятами, она любила за ними наблюдать, всегда было своё мнение по происходящему вокруг неё.

Летом 2011 года девочке сделали первую операцию на ноги. С тех пор мир сузился для Насти, не все учителя общеобразовательной школы согласились заниматься на дому, она учится дистанционно в кировской школе. Общение со знакомыми девочками через переписку в Контакте. В течение трёх лет было сделано восемь операций на ноги. Сейчас девочка может стоять и ходить, с посторонней помощью, но ходить.

Алгоритм открытого урока:

1.Упражнение « Кнопки мозга», «Перекрёстные шаги».

2.Исполнение готовых пьес. Тренировка длительной памяти. Ситуация успеха. Уоррен. «Титаник», Мексиканская нар. песня «Кукарача».

3. Упражнения «Энергетизатор», «Ленивые восьмёрки».

4. Разучивание нового произведения. Контроль за вниманием, за координацией движений.

5. Упражнения для подготовки пения.

6. Исполнение песен. «В горнице», «Гляжу в озёра синие», «Выйду я на быструю речку».

© 2010-2022