- Преподавателю
- Музыка
- Технологическая карта урока музыки на тему В Детской
Технологическая карта урока музыки на тему В Детской
Раздел | Музыка |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рассалов А.И. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока музыки,
проведенного 23.10.2015 г. в 3 «Б» классе
МБОУ СОШ г. Зернограда
студентом ГБПОУ РО «ЗернПК»
Рассаловым Артёмом Игоревичем
Учитель: Е. В. Реденко
Методист: Е. В. Реденко
_____________________
(подпись)
Зерноград
2015
Ход урока
Тема урока: "В Детской"
Класс: 3 «Б»
Цель: научить слышать речевые интонации в музыке и характеризовать разнообразные музыкальные образы, запечатлевшие детские забавы и игры в творчестве М.Мусоргского и П.Чайковского.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
-
интерес к музыке и музыкальной деятельности;
-
привлечение жизненно - музыкального опыта в процессе знакомства с музыкальным произведением;
-
стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к музыке.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
развитие представлений о роли музыки;
-
овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
-
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
-
систематизация знаний учащихся о роли музыки в жизни людей;
-
актуализация музыкально- слуховых представлений школьников о тембрах различных музыкальных инструментов;
-
определение содержания различных жанров музыки.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: раздаточный материал для творческого задания.
Материалы для учителя: раздаточный материал для творческого задания, презентация, технологическая карта.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Приветствует учащихся.
-Здравствуйте ребята, меня зовут Артём Игоревич, и сегодня урок музыки проведу у вас я.
Приветствуют учителя.
-Здравствуйте.
Личностные:
интерес к музыке и музыкальной деятельности.
2.Этап актуализации пробного действия
Слайд 1
- Сегодня мы продолжаем работать в рамках раздела учебника "День, полный событий".
- Давайте вспомним, какая музыка бывает в течении дня? Утром и вечером, чем отличается?
- Ребята, вспомните, в творчестве каких композиторов вы встречались с детскими образами?
- Какие музыкальные портреты вы встречали на прошлом уроке?
- Ребята, у вас наверно у каждого есть своя комната, что там происходит? Чем вы занимаетесь в ней?
- Утром светлая, а вечером спокойная.
В творчестве П.Чайковского и С.Прокофьева.
- Золушка, Джульетта из балета Ромео и Джульетта.
- Рассказывают о комнате
Личностные:
интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
3.Этап реализации построенного проекта
Слайд 2
Слайд 3
- Ребята, детские образы создавали не только Пётр Ильич Чайковский и С. Прокофьев, но и великий русский композитор 19 века Модест Петрович Мусоргский (1839-1881). В творчестве Мусоргского существует вокальный цикл "Детская". В этот сборник композитор включил 7 песен, в которых он рассказал о жизни детей, об их играх и шалостях и забавах. Мусоргский очень любил наблюдать за детьми, их жизнью, за тем, как они ведут себя, как разговаривают со своими мамами, нянюшками, как играют в детской с куклами, игрушками. И, все увиденное, композитор воплощал в своей музыке.
- Обратите внимание, в учебнике на странице 30 как выглядит обложка издания вокального цикла "Детская", которую нарисовал знаменитый русский художник Илья Репин.
- Как вы думаете, какие сюжеты пьес цикла мы можем найти на этой обложке?
- Кого мы видим на ней?
- Мы видим няню, которая воспитывает ребенка, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.
- Сейчас представьте, что вы заглянули внутрь дома и наблюдаете за сценками из жизни его маленьких обитателей. А увидеть эти сценки поможет вам музыка.
- Открывается цикл песней, которая называется "С няней". Это очень яркая и красочная музыкальная картинка, целая сценка, в которой отразились детские впечатления самого Мусоргского от няниных сказок.
- Послушайте эту песню внимательно, вслушивайтесь в каждую реплику. Подумайте, сколько в ней действующих лиц, сколько исполнителей. Каков характер песни, меняется ли он?
- Сколько действующих лиц в песне и кто они?
- Кто главный рассказчик?
-А образы скольких сказок раскрываются в песне?
- О ком идет речь в первой сказке?
- О ком рассказывала няня во второй сказке? Какая это сказка?
- Интонации какого характера преобладают в начале песни?
Слушают учителя.
- Мы видим няню, которая воспитывает ребенка, девочку, которая укладывает куклу спать, кота. Значит, об этом будет рассказывать и музыка.
Слушают песню «с няней»
- Два.
- Маленький ребенок. Он просит няню рассказать ему сказку.
- Образы двух сказок теснятся в голове ребенка.
- О буке страшном, который бродил по лесам и уносил детей, и грыз их белые косточки. А дети плакали и кричали.
Веселая и смешная.
спокойные, просящие, выразительные. Ребенок просит рассказать сказку. Мы слышим полуговор, полупение.
Коммуникативные: формирование навыка развернутого речевого высказывания.
Личностные: интерес к музыке и музыкальной деятельности.
Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
А сейчас обратимся к музыке П. Чайковского. Послушаем пьесу "Нянина сказка" из "Детского альбома" и сравним ее с песней "С няней" М. Мусоргского.
Подумайте, о чем эта сказка, и какие душевные состояния ребенка она передает? (Слушание: "Нянина сказка").
- Как звучала музыка, какие душевные состояния ребенка она передавала?
- О ком рассказывает няня малышу?
- Что общего в произведениях Мусоргского и Чайковского?
- В чем различие?
- Различные жанры. У Мусоргского песня, а у Чайковского пьеса. Песню Мусоргского исполняет солист в сопровождении фортепиано, а пьеса Чайковского - инструментальное произведение. Пьеса Чайковского представляет музыкальный рассказ самой няни, а песня Мусоргского - обращение ребенка к няне.
Слушают «Нянина сказка» и сравнивают её с песней «С няней»
Беспокойство, волнение, тревогу.
О ком- то страшном, может, о Бабе Яге. Няня хотела напугать малыша.
В этих пьесах воплощаются сказочные образы, они рассказывают о детях, их впечатлениях от няниных сказок.
Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
5. Этап реализации построенного проекта
- Сегодня в нашей детской прозвучит еще одна песня М. Мусоргского. Она называется "С куклой". Эту песню композитор посвятил своим племянникам "Танюшке и Гоге Мусоргским".
- Послушайте песню, о чем в ней рассказывается. Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для своего рассказа? (Слушание: "С куклой").
- Какие интонации подсказывают, что это колыбельная?
- Кому подражает девочка?
- Сразу ли "засыпает" Тяпа?
- Что тогда делает девочка?
- При этом, наверное, Тяпа получает шлепок. Но засыпает ли Тяпа после этого?
- Как ведет себя девочка?
- Как звучит в этот момент музыка?
- Укачала ли девочка свою куклу? Как рассказывает об этом музыка?
- Ребята, мы слушали музыкальные композиции о детях.
- А в наше время сочиняют музыку для детей?
- Приведите примеры.
Слушают песню «с куклой»
Мягкие, тихие, убаюкивающие, покачивающие, интонации "баю-бай".
Маме.
Нет
Она начинает пугать букой, подражая своей няне. Мотив колыбельной прерывает сердитый окрик: "Тяпа, спать надо!"
Нет.
Она начинает рассказывать о том, что можно увидеть во сне: остров чудный, груши наливные, золотых птичек, поющих днем и ночью.
Она успокаивается, льется мягко и плавно, колыбельная продолжается.
Да, укачала. Девочка поет тише и тише, спокойнее с перерывами. Тяпа успокаивается и засыпает.
- дают свои ответы
Личностные:
интерес к музыке и музыкальной деятельности.
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи
Слайд 4
- Я предлагаю вам вспомнить песню "Дружит музыка и дети". ( 2 куплет разучить) (Спеть с первого)
- Разучивают и поют песню
Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.
8. Физминутка
Ребята, давайте отдохнём.
- дети под музыку выполняют.
9. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
- Хорошо, ребята, давайте дадим цвета и красок игрушкам.
- Достаньте цветные карандаши, приступайте к раскрашиванию рисунка.
- Раскрашивают предложенный рисунок.
Личностные:
интерес к музыке и музыкальной деятельности.
10. Этап итога урока
-Какую музыку мы слушали?
-Кто мне напомнит композитора, который ее написал?
-Какую сегодня мы разучили с вами песню, какая она по настроению?
Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
11. Этап рефлексии учебной деятельности
-Вот и подошел к концу наш прекрасный урок. Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
-Если вам все понравилось и у вас все получилось, то похлопайте себе в ладоши 5 раз, если что-то не получилось поднимите руку.
-Оценивают свою работу на уроке.
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.