- Преподавателю
- Музыка
- Мастер-класс Проблема добра и зла, горя и радости в музыке
Мастер-класс Проблема добра и зла, горя и радости в музыке
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дочкина А.П. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов
Мастер- класс, проведенный по теме:
" Проблема добра и зла, горя и радости в творчестве русских композиторов"
Подготовила: учитель музыки, IКК,
Дочкина А.П.
28 февраля 2014г.
Тема: «Проблема добра и зла, горя и радости в творчестве русских композиторов».
Цель: показать роль музыки, песни, в жизни человека на примерах отечественных музыкальных произведений.
Музыкальный материал: р.н.п. «Туча со громом сговаривалась», р.н.п. «Зеленая рощица», стилизованные народные мелодии в произведениях П.И.Чайковского (Симфония № 6, вторая тема первой части, Симфония № 4 финал); «Дорогою добра» сл. Энтин Ю., муз. Минков М.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход занятия:
Введение в тему:
«Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!» (Д. Фурманов)
Приведите примеры, жанры песен:
-
Колыбельные
-
Трудовые
-
Лирические
-
Военные
-
Обрядовые
-
Свадебные
-
Хороводные
Трудно себе представить человека, не знающего ни одной песни. Лирические, трудовые, бытовые, исторические…Их пели наши прадеды и деды, наши отцы и матери. Их любят петь и наши современники. У каждого из нас есть свои любимые песни. Есть среди них и «самые заветные». Есть и такие, которые никогда не удается допеть до конца. То выпала из памяти строчка куплета, то зазвучала неожиданно другая мелодия. Но интерес к песне не гаснет никогда.
- Чем необычен этот жанр, какой он?
(Легкий и трудный, давний и сегодняшний, нестареющий и сиюминутный, лирический и гневный, авторский и безымянный, ибо некоторые произведения, созданные композитором, становятся подлинно народными).
- Что может выразить хорошая песня, красивая мелодия?
(высокие человеческие чувства, обладает удивительным чувством: идут года, а она не стареет, сохраняя способность трогать струны человеческого сердца, вызывать душевный трепет у слушателей).
Каждый из нас хочет найти в необычайно пестром музыкальном мире такую музыку, которая волнует, оставляет глубокий след в душе, помогает пониманию жизни.
Вступим же в мир отечественной массовой песни. Войдем в лабораторию композитора. Проследим за поэтической строкой. Воскресим в памяти любимые мелодии, где решаются проблемы добра и зла, радости и горя.
Работа с музыкальными примерами.
Народно-песенные жанры наиболее широко и полно представлены в операх русских композиторов. Мы встречаем в них торжественные хоры, завершающие все произведение, есть и хоры которые служат фоном, мы же остановимся сейчас на арии.
1. Вспомните откуда и что за песня звучит?
(Н.А.Римский- Корсаков опера «Снегурочка», Песня Леля «Туча со громом сговаривалась»)
2. Есть такая русская народная песня «Зеленая рощица»
Может быть кто- нибудь из вас вспомнит у кого в произведении она встречается и для чего?
Да, она звучит в опере С.С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», поет Клавдия.
- Какое настроение вызывает песня?
(Настроение печали, тоски, скорби, слышим вздохи человека. Что не выскажешь словами- споешь в песне).
- Кто подразумевается в песне под образом птицы?
(Человек и его душевные переживания. В этой песне- тоска о свободе, в неволе не поется).
- Как вы думаете, может ли эта песня помочь человеку выплакать свое горе?
3. А у какого композитора тоже слышны интонации этой песни?
(Симфония №6, вторая тема первой части, П.И.Чайковского).
Практическая часть.
А сейчас я попрошу вас изобразить на листе бумаги свои впечатления от следующего музыкального произведения.
- Как вы думаете, что хотел автор выразить в своем произведении?
Звучит Симфония №4, финал П.И.Чайковского.
(обсуждение работ)
Заключительная часть.
Все музыкальное творчество выражает оттенки человеческой души- переживания, радость, горе, отражает проблемы зла и добра. В музыке все так же, как в жизни, только еще богаче, ярче, проницательнее. Художественна интеллигенция именно через песенное творчество впитывала «соки жизни- народное чувство действительности» (Б.В.Асафьев).
Лирические, протяжные, шуточные, плясовые, хороводные, свадебные, грустные и веселые, обрядовые, повествующие обо все на свете- таков многоплановый диапазон использования народной песни композиторами, именно через эти каналы проникло народное начало и народное отражение жизни в их творчестве.
Закончить наше занятие, посвященное значению песенной музыки в жизни человека, хотелось бы фразой из песни «Марш веселых ребят» Исаака Осиповича Дунаевского:
«И тот кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет».
Исполнение песни: «Дорогою добра» сл. Энтин Ю., муз. Минков М.