Игра на фортепиано. Работа с начинающими

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра на фортепиано. Работа с начинающими.Игра на фортепиано. Работа с начинающими.Игра на фортепиано. Работа с начинающими.Игра на фортепиано. Работа с начинающими.Игра на фортепиано. Работа с начинающими.Паршина Галина Николаевна преподаватель отделения «Фортепиано»Музыкального колледжа имени Курмангазы

Игра на фортепиано. Работа с начинающими.

Первая встреча с ребенком - начало проникновения педагогом в мир образов ученика. Педагог должен по возможности включить эти образы в свою деятельность. Даже далекие от музыки образы могут найти звуковое выражение. Следует просить петь песенки, рассказывать о своих игрушках, вспомнить давнее событие, врезавшееся в память или произведшее особое впечатление. В последнем случае ребенок особенно ярко описывает, не осознавая этого, черты своей личности и свои ожидания - чувства, проявленные к объекту, обычно те, проявления которых он ждет по отношению к себе. Это может стать образцом поведения педагога. При описании негативных чувств, предстоит долгая работа по налаживанию отношений. Учитель должен будет взять на себя роль родителя и добиться повторного переживания в позитивном отношении к объекту. Наиболее эффективный образ (Х.Лёйнер) - совместный обед на опушке леса, где ребенок должен накормить объект ненависти, страха и т.п. до полной сытости и поесть сам. Результат достигнут, если оба участника насытились и уснули. Следует постоянно интересоваться состоянием ребенка, чтобы он заметил изменения. Сценка может быть реализована в виде игры или в воображении с закрытыми глазами. Накормив чудовище или презренное существо, ребенок моделирует отношение педагога к себе.
Знакомство с элементарными средствами выразительности также должно начаться на образном уровне.
•Голоса высокие (тонкие, маленькие, светлые) и низкие (толстые, огромные, темные).
•Голоса громкие (смелые, близкие) и тихие (робкие, далекие).
•Интонации восходящие (поднимающие к небесам, просветляющиеся) и нисходящие (погружающие в бездну, мрачнеющие),
•Crescеndo (активные, вступающие в разговор) и diminuendo (слабеющие, прощающиеся).
•Их сочетания.
•Темп: быстрый (возбужденный, спешащий бег), медленный (тяжелый, медленные шаги).
•Размер: двухдольный (марширующий, скачущий), трехдольный (плавный, танцующий, струящийся).
•Длительности: долгие (многозначительные, важные) и короткие (второстепенные).
•Окраска созвучий и ладов, устой и неустой. Устой (удовлетворенность, остановка диалога) и неустой (ожидание).
Моделирование: интонация crescendo при движении вверх к устойчивому звуку, это уже не вопрос, а побуждение к действию; а при движении вниз, не недовольство, а четкое требование и т.п. (см. элементарные средства выразительности в разделе 1).
Ребенок должен различать подбор и игру неорганизованной рукой от организованных игровых движений. Возможно также и постепенное освоение игровых движений в течение года более, пропуск указанных ниже ступеней развития при пластичных руках, возврат к предыдущим ступеням при возникновении проблем. Ребенок еще не имеет «мышечного контролера» - привычки постоянно в работе и жизни сбрасывать мышечное напряжение, поэтому желательно активное освобождение в движении (например, комплекс упражнений и вращательный массаж кистей из сборника Артоболевской).
Посадка:
•Высота - локти на уровне клавиатуры. В последствии может изменяться в зависимости от задач: низкая - для тренировки мелкой, высокая - крупной техники.
•Расстояние - при взятии звуков, локоть слегка выдвинут вперед. Может изменяться: локти на уровне туловища - вычленение участка клавиатуры, прямые руки - охват всей клавиатуры при широкой фактуре.
•Запястье - чуть ниже «косточек» основания пальца. Может изменяться: выше - ударные тембры в крупной технике и подкладывание через 4-5 пальцы в мелкой иногда при имитации оркестровых тембров; ниже уровня клавиш - внятная артикуляция и дифференцированное звучание вертикали.
•Слегка закругленные пальцы (избегать просьбы закруглять пальцы): ставятся плоскими в legato, закругляются в резком staccato и «бисерной» технике. Центр массы руки в плоскости приложения усилия на кончик пальца (в медленном темпе - вертикальная, в быстром - с наклоном).
Идеальная рука пианиста имеет одинаковую длину всех пальцев, чаще это не так. Пути преодоления: классическая позиция - выравнивание длины пальцев (на белых клавишах) за счет высокого свода ладоней и некоторого закругления пальцев; «шопеновская формула» - использование пальцев для разных целей (длинных - для черных, коротких - для белых клавиш). Обычно, компромисс: игра длинными пальцами на черных и между черными. Изменение принципа в зависимости от фактуры, стиля произведения. Максимальное сближение кончиков пальцев способствует освобождению руки и повышению чуткости и беглости.
Извлечение звука:
•Первоначально производится движением всей руки, от плеча («толчок»).
•Когда движение освоено, переходят к освоению дифференцированного пальцевого движения («удар»).
•Когда палец хорошо работает от основания, осваивают «нажим» (с использованием кончиков пальцев) от клавиш без замаха.
•Звукоизвлечение можно считать освоенным, когда ребенок научается сбрасывать излишнее мышечное усилие, сразу после «взятия» звука, оставляя лишь минимальное, необходимое для удержания клавиш.
Как и в любом развитии (см. приложение №1), образ может быть пропущен (недоучен). Например: тряска руки вниз (при взятии звука) свидетельствует о недостатках в звукоизвлечении - «удар», а «подпрыгивание» вверх, в момент пальцевого удара, о проблемах в звукоизвлечении - «толчок». Любая проблема решается временным возвратом на соответствующую ступень.
Основное внимание ребенка должно быть направлено на возникающий звук, поэтому учитель может помогать движением руки («лепка рук»). Последовательность освоения пальцев: 3 2 4 5 1 . Возможно извлечение терций 2-4 и квинты 1-5. Характерные проблемы:
•«Укладывание» 5-го пальца, игра суставом 1-го пальца. Решение проблемы - разворот ладони (при низком запястье) в сторону играющего пальца.
•Слабые пальцы могут проламываться в суставах, следует тренировать сгибание в этих суставах. При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией «собрать пальцы», вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти.
Переход к legato можно начинать уже при освоении звукоизвлечения - «удар», но уже до этого следует познакомить с простейшим аппликатурным принципом - позиционной игрой. Как только освоено соединение legato 3-4 звуков, можно осваивать подкладывание 1-го пальца (обратную позицию). Существует точка зрения (Н.Любомудрова), что при свободных руках можно приступать к изучению legato сразу, минуя звукоизвлечение - «толчок».
Донотный период предполагает знакомство со звуками и их названиями на клавиатуре, а также начало организации игровых движений.
Освоение записи звуковысотности начинается тогда, когда ребенок уже знает название нот на клавиатуре. Пользуясь принципом позиционной игры («каждый пальчик в свой карманчик»), ребенок может читать с листа простые мелодии, зная только 1-2 звука и не глядя на клавиатуру. В начале, можно показывать в нотах исполняемое место. Следует выучивать ноты не подряд, а в различных областях нотоносца.
Варианты:
•ноты «до» различных октав,
•ноту «соль» - в скрипичном и «фа» - в басовом ключах,
•первые ноты песенок,
•ориентиры («до-ми-ки, фа-соль-ки»),
•стишки («До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Едет зайка на такси. До, си, ля, соль, фа, ми, ре. Ест морковное пюре.») и т.д.
Последовательность освоения ключей:
•«одинадцатилинейная нотация» - два ключа одновременно, нота «до» общая (затрудняют ориентацию, но облегчают освоение басового ключа и игру двумя руками);
•скрипичный и через серию уроков басовый (затрудняет развитие левой руки, но облегчает переход к игре по нотам). Выбор варианта зависит от ученика и имеющейся нотной литературы.
Освоение записи ритма ставит систему задач и требует применения комплекса методов:
•Непроизвольное запоминание ритмоформул - целостность и естественность восприятия ритма.
•«Звук, который хочется дальше послушать» - управление вниманием и связь с выразительным значением ритма.
•Долгий звук - ударный слог - связь с ритмом речевого интонирования.
•Проговаривание на слоги ( -таа, -тай, -та, -ти, -тири) - связь с «размером» через тембральную ассоциацию
•Шаги - связь с движением.
•Счет и тактирование - точное измерение ритма.
•Деление целого на части - объяснение происхождения названий.
•«Дерево длительностей» - наглядность измерений.



© 2010-2022