Авторская программа по предмету Развитие творческих навыков

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Авторская программа дополнительного образования «Развитие творческих навыков»

Демченко Наталья Вильевна, преподаватель первой категории МБОУ ДОД «ДМШ №3»


Структура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка

- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- срок реализации учебного предмета

- объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- форма проведения учебных аудиторных занятий

- цели и задачи учебного предмета

- обоснование структуры программы учебного предмета

- описание материально - технических условий реализации учебного предмета

-оснащение занятий

II. Содержание учебного предмета

- учебно - тематический план

- распределение учебного материала по годам обучения

III. Методические рекомендации

IV . Формы и методы контроля, система оценок

- контроль знаний и оценка результатов освоения учебного предмета

- формы и методы контроля и оценки результатов обучения, критерии выставления оценок

- планируемые результаты освоения программы

- требования к организации творческой деятельности

V. Список литературы






I. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Развитие творческих навыков» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе, и составляет её вариативную часть.

Одним из важнейших разделов в процессе обучения детей в ДМШ является воспитание и развитие творческих навыков.

Программа направлена на развитие практического освоения закономерности музыкальной организации в форме творческих заданий на уроке. Основные направления этой работы - импровизация, сочинение, подбор аккомпанемента, музицирование. Творческие упражнения на уроках активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальную память и различные стороны музыкального слуха, а также развивают вкус и наблюдательность. Систематические занятия по сочинению повышают общую музыкальность учащихся, помогают им глубже понимать и лучше исполнять профессиональную музыку, развивают и обогащают духовный мир ученика.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках используются пособия и материалы: набор детских инструментов (бубен, деревянные ложки, треугольник, металлофон, погремушка, трещётка, барабан, деревянные палочки, карточки). Возможно использование различных компьютерных программ и технологий.

Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Срок реализации учебного предмета «Развитие творческих навыков» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок реализации может быть увеличен на 1 год.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Развитие творческих навыков»:

класс

Недельная нагрузка

Максимальная нагрузка

Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа

Промежуточная аттестация

1-8

1

396

264

132

1,2 полугодие

9

1

49,5

33

16,5

1,2 полугодие

Нормативный срок обучения - 8 (9) лет

Форма проведения занятий - Основной формой занятий является урок. Предмет «Развитие творческих навыков» подразумевает индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Режим занятий проходит в индивидуальной форме, по расписанию (1 академического часа в неделю). Продолжительность образовательного процесса проводится согласно учебному плану.

Цели и задачи учебного предмета

Цели: Основная цель программы - изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области сочинительства, развитие творчески активных способностей детей, формирование общих способностей личности, умение творчески мыслить и созидать.

Задачи: формирование творческих умений и навыков, направленных на развитие у обучающегося музыкального слуха, памяти, воображения, формирование знаний музыкальных стилей.

Самостоятельная работа учащихся включает в себя такие виды неаудиторной работы, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

* сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

* распределение учебного материала по годам обучения;

* описание дидактических единиц учебного времени

* требования к уровню подготовки учащихся

* формы и методы контроля, системы оценок;

* методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Описание материально - технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Развитие творческих навыков» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет, использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей, дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты издательств.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Развитие творческих навыков», оснащаются фортепиано, синтезатором. Звукотехническим оборудованием (наличие аудио и видеозаписей), учебной мебелью (досками, столами, стеллажами, стульями, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядный материал - карточки с римскими цифрами, обозначающие ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, музыкальные инструменты (для работы над партитурой шумового оркестра). В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретически сведениям.

II. Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Развитие творческих навыков» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки сочинять, импровизировать, подбирать и записывать музыкальный материал, музицировать (петь под собственный аккомпанемент, или аккомпанемент, изложенный в учебном пособии), являются необходимыми для успешного овладения учениками других учебных предметов (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, и другие.)

Учебно - тематический план

Учебно - тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течении всего срока обучения.

Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждого ученика, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального воображения возможно лишь в случае систематических занятий по развитию творческих навыков.





Распределение учебного материала по годам обучения

Срок обучения 8 (9) лет

1 КЛАСС

* изображение на бумаге впечатлений от прослушанных произведений в виде линий, орнамента, рисунка;

* импровизация на белых клавишах на заданный стих;

* определение лада;

* определение тембров музыкальных инструментов;

* повторение ритмического рисунка;

* музыкальное движение в сопровождении ударных инструментов;

* определение динамики;

* шумовая аранжировка;

* сочинение слов и фраз на заданный ритм, досказывание зарифмованных двустиший;

* музыкальный диалог с педагогом;

* выкладывание ритмических карточек, исполнение выложенных мелодий;

* импровизация по нотам до мажора;

* музыкальное сопровождение на ударных инструментах к мелодиям;

* сочинение песенок без записи (можно за фортепиано), мелодий из 2-х-5 звуков с общим обсуждением;

* применение «лесенки» для первых импровизаций;

* ритмические импровизации к песенкам с учётом динамики и тембра звучащего произведения;

*сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники;

* досочинение песни - свободное и на заданный ритм;

* сочинение на мелодическую формулу - например, тоническое трезвучие в разных вариантах;

* сочинение песенок на заданный текст;

* подбор баса из I и V ступеней;

* составление партитур для шумового оркестра.

2 КЛАСС

* сочинение мелодии на заданный ритм, размер, лад, может быть жанр;

* сочинение национально окрашенных пьесок (условно говоря, цыганской - на основе гармонического вида минора, китайской - на основе пентатоники);

* сочинение песенок на стихи с обязательным анализом образного содержания;

* подбор сопровождения из трезвучий I ,V ,IV ступеней;

* исполнение знакомых мелодий с басом;

* сочинение подголоска к номеру или диктанту (терцовость или педаль);

* сочинение мелодии по заданной мелодической формуле со свободным ритмом;

* сочинение музыкальных ответов;

* пение под аккомпанемент учителя;

* 2-х голосное пение с инструментом или учителем;

* сочинение ритмического остинато;

* запись музыкального ответа с вариациями;

* пение под аккомпанемент ( T, S, D);

* запись ритмического рисунка знакомой мелодии;

* работа над партитурой шумового оркестра.

3 КЛАСС

* гармонизация мелодий (начинать следует с тонического органного пункта с постепенным включением всех ступеней);

* сочинение гармонических фигураций на заданную формулу;

* сочинение песен на стихи с аккомпанементом;

* сочинение и исполнение мелодии на заданный бас;

* сочинение и исполнение ответа в параллельном ладу;

* использование различных форм исполнения собственных сочинений (соло, ансамбль, группа и солист);

* применение различных форм варьирования со сменой регистра, темпа, лада, размера, а также приёмов подголосочной полифонии;

* пение музыкальных примеров под аккомпанемент ( T, S, D);

* запись ритмического рисунка знакомой мелодии;

* работа над партитурой шумового оркестра;

* сочинение музыкальных ответов;

* подбор подголоска к музыкальному примеру или диктанту (терцовость или педаль);

* 2-х голосное пение с инструментом или учителем.

4 КЛАСС

* использование в аккомпанементе гармонических оборотов (автентического, плагального, полного и кадансового);

* гармонизация мелодий;

* сочинение песен на стихи с аккомпанементом;

* пение под аккомпанемент (T, S, D);

* использование полифонических средств варьирования в сочинении мелодий (имитация, канон), непременно соблюдая единство гармонической функции и принцип комплиментарности;

* гармонизация мелодий с отклонением;

* сочинения подголосков с использованием выученных интервалов;

* 2-х голосное пение с инструментом или учителем;

* сочинение музыкальных ответов с модуляцией;

* подбор подголоска к музыкальному примеру или диктанту;

* работа над партитурой шумового оркестра (с применением пройденных ритмов);

* сочинение ритмического рисунка с учётом пройденных ритмических групп;

* пение под аккомпанемент;

* запись ритмического рисунка знакомой мелодии;

* сочинение канона;

* подбор аккомпанемента с пройденными аккордами;

* пение с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент.

5 КЛАСС

* продолжение сочинения подголосков с использованием выученных интервалов (ув. 4, ум. 5), аккорды главных ступеней в мелодии;

* исполнение музыкальных примеров с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

* сочинение ответа с транспонированием на заданную мелодию;

* ритмическое оформление записанных на доске нот (с учётом пройденных ритмических фигур);

* сочинение ритмической вариации на музыкальную тему;

* сочинение на заданный текст, ритм;

* подбор аккомпанемента с D7, и пройденных аккордов;

* сочинение и исполнение с инструментом и с преподавателем канона.

6 КЛАСС

* пение с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

* подбор 2-х, 3-х - голосия в русских, украинских народных песнях с использованием выученных аккордов в мелодии, в аккомпанементе;

* подбор аккомпанемента к знакомым мелодиям, пение мелодий с аккомпанементом;

* сочинение ответной фразы с модуляцией в Доминанту, VI ступень;

* сочинение распева слогов в духе народных мелодий;

* сочинение инструментальных пьес: мазурки, вальса, польки, марша;

* подбор аккомпанемента к песне (запев-припев) с использованием К64;

* сочинения мелодий «внутренним слухом», «про себя», пение этих мелодий.

7 КЛАСС

* импровизация на самые разнообразные темы, на всё, с чем знакомы учащиеся: характерные интервалы, тритоны, хроматизмы, аккорды, модуляция, различные ритмические группы, гармонический мажор, 3 вида минора;

* использование в собственных сочинениях модуляции из мажора в параллельный минор, тональность D, в VI ст.;

* использование в аккомпанементе на заданную мелодию отклонения в тональности побочных ступеней мажора: II ст. - параллельная S, III ст. - параллельная D, VI ст. - параллельная минорная тональность;

* в сочинениях (а может и уже в полноценных импровизациях), используются модуляции, мотивные разработки с применением септаккордов, и т.п.;

* сочинения мелодий «внутренним слухом», «про себя», пение этих мелодий;

* сочинение инструментальных пьес: мазурки, вальса, польки, марша;

* подбор 2-х, 3-х голосия в русских, украинских народных песнях с использованием выученных аккордов в мелодии, в аккомпанементе;

* исполнение песни под собственный аккомпанемент, с соответствующим ее характеру, аккомпанементом различных видов;

* пение с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

* играть модулирующие секвенции из пройденных аккордов в разных размерах.

8 КЛАСС

* играть модулирующие секвенции из пройденных аккордов в разных размерах;

* буквенная система обозначения аккордов ( исполнение мелодий по данному цифрованному басу);

* исполнение музыкальных примеров с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

* подбор 2-х, 3-х голосия в народных песнях с использованием выученных аккордов в мелодии, в аккомпанементе;

* подбор аккомпанемента к знакомым мелодиям, пение мелодий с аккомпанементом;

* сочинение инструментальных пьес: мазурки, вальса, польки, марша;

* импровизация на самые разнообразные темы, на всё, с чем знакомы учащиеся: характерные интервалы, тритоны, хроматизмы, аккорды, модуляция, различные ритмические группы, гармонический мажор, 3 вида минора;

* исполнение песни под собственный аккомпанемент, с соответствующим ее характеру, аккомпанементом различных видов.

9 КЛАСС

* играть мелодию с указанным басом;

* играть мелодию с буквенным обозначением аккордов в аккомпанементе;

* выполнять ритмические двухголосные упражнения с пройденными ритмическими группами;

* исполнение знакомых и сочинённых мелодий под собственный аккомпанемент;

* пение музыкальных примеров с листа под аккомпанемент преподавателя и собственный аккомпанемент;

* сочинение мелодии на заданный текст с собственным аккомпанементом.


III. Методические рекомендации

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Творческие задания активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Творческие задачи положительно влияют на развитие музыкального слуха, памяти, воображения, а также эмоциональной восприимчивости к музыке. Всё более очевидным становится, что на уроках творческие упражнения помогают учащимся овладевать голосом, развивать внутренний слух, наделяют их музыкальное мышление более глубоким образно-эмоциональным содержанием.

Систематические занятия по сочинению повышают общую музыкальность учащихся, помогают им глубже понимать и лучше исполнять профессиональную музыку. Наконец, подобные занятия развивают и обогащают духовный мир ученика.

Одной из начальных ступенек творческого развития может быть тембровое фантазирование:

-узнать тембр голоса или инструмента;

-создать тембровые импровизации на тему природы;

-сочинить сказку, излагая ход событий и имитируя голоса героев;

-составить музыкальную партитуру, используя тембры шумового оркестра;

Для развития творческих способностей на начальном этапе хочется отметить важную роль наглядного пособия «Лесенка» как эффективного средства, которое не только облегчает познавательную деятельность, но и организует восприятие, активизирует процесс запоминания. Восприятие изменения движения мелодии опирается одновременно на слуховое, зрительное и двигательное ощущение.

Примерные формы работы:

-выкладывание мелодий новых песенок, попевок с помощью учителя, уже знакомых - по памяти;

-исполнение выложенных мелодий «по нотам» голосом или на инструменте;

-транспонирование выученных песенок, попевок («переселение» на другую высоту);

-узнавание их по «нотному тексту»;

-мелодический диктант (выкладывание коротких мелодических фраз);

-сочинение мелодии на 2-3 ступенях на стихи.

Результат: множество вариантов, которые пропеваются вместе с учителем либо исполняются на фортепиано. После накопления детьми определённого опыта, от устного исполнения необходимо переходить к письменному, предварительно определяя основные моменты - тональность, может быть размер или заданный ритм и даже форму. В силу того, что на первых порах обычная нотная запись вызывает у детей затруднения, следует познакомить учащихся с современными способами записи, т.к. нам необходимо, чтобы творчески мыслящий ученик мог выразить свои фантазии в звуках и закрепить их в нотной записи, пусть даже и схематической. Проанализировав первые опыты самостоятельного сочинения, нужно ознакомить детей с элементарными правилами композиции, которые необходимо соблюдать при сочинении мелодий:

-минимум средств - максимум выразительности (т.е., звуков как можно меньше, а красоты и смысла - как можно больше);

-единство ритма;

-единство интонации;

-повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо без всяких изменений (остинатность), либо с изменениями высотного или ритмического характера (варьирование, секвенция). Если нет повторности музыкальных построений, то возникает ощущение неоднородности целого, бесформенность;

-оригинальность мелодии: в ней должна быть какая-то изюминка.

Сочинённые мелодии обязательно исполняются авторами, т.к. творческое соревнование на уроках (кто лучше?) вызывает положительные эмоции, интерес, которые способствуют лучшему запоминанию музыкального материала на уроке. Важной стороной развития гармонического мышления и музыкального творчества детей является овладение ими навыками подбора аккомпанемента. Для этой цели используется ряд пособий.

К изучению основ гармонии можно приступать с первого года обучения после приобретения учащимися некоторого слухового опыта и навыков игры двумя руками. На начальном этапе лучше использовать музыкальные примеры со словами, поскольку пение мелодий с текстом не только способствует расширению музыкального кругозора детей, но и позволяет исключить дублирование исполняемой голосом мелодии игрой её на фортепиано. Не менее важная сторона музыкального воспитания - выявление и развитие сочинительских возможностей учащихся.

Импровизация помогает выявить индивидуальные способности каждого учащегося. Начинают с импровизаций на короткие тексты, с подбором их на фортепиано. Возможна импровизация на шумовых ударных инструментах. Творчество заключается не только в сочинении ритмических рисунков: учащиеся сами решают инструментовку разных частей пьесы, подбирая к ним подходящие инструментальные тембры. Желательно, чтобы импровизации и домашние сочинения звучали на общешкольных концертах, праздниках. Творчески одарённым ученикам - более сложные задания (импровизация второго голоса, ритма).

В старших классах по мере усложнения учебного материала в сочинениях (а может и уже в полноценных импровизациях), используются модуляции, мотивные разработки с применением септаккордов.

В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные программы для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Главная цель - пробудить у ребёнка интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки и всего искусства в целом, и сформировать устойчивую и безусловную потребность в развитии своих дарований.


IV. Контроль знаний и оценка результатов освоения

учебного предмета

Оценка качества реализации программы «Развитие творческих навыков» включает в себя:

- текущий контроль успеваемости;

- промежуточную аттестацию.

По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДМШ.

- в конце каждой четверти проводится контрольный урок;

- в конце каждого полугодия проводится урок-концерт.

Оценка знаний по учебному предмету проводится в устной и письменной форме:

Устная форма предполагает знание и умение использовать теоретические и практические основы на дисциплине, согласно тематическому плану предмета «Сольфеджио».

Письменная форма предполагает владение навыками творчества, умение грамотно создать и оформить свою творческую работу (сочинить мелодию, аккомпанемент, уметь импровизировать, свободно музицировать).

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Формы:

1. Поурочные оценки за письменную работу и устные ответы.

2.Контрольные уроки.

3. Уроки - концерты.

4.Участие в конкурсах по музыкально - теоретическим дисциплинам.

Методы:

1.Обсуждение устных ответов и выполнения письменных заданий.

2.Выставление оценок.

3.Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмам, если ученик участвовал в конкурсах по музыкально - теоретическим дисциплинам.

Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах (личных карточках), где фиксируется профессиональный рост ученика за учебный год.

Для текущего контроля успеваемости предусмотрены следующие формы: проверка домашней (самостоятельной) работы, проведений

устных и письменных работ. Текущий контроль успеваемости учеников проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков, уроков - концертов. Контрольные уроки - концерты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценки учащимся могут выставляться в конце каждой четверти.


Критерии выставления оценок

«Отлично»:

- учащийся продемонстрировал прочные теоретические и практические знания. Письменная работа - без ошибок.

«Хорошо»:

- ученик показал хорошие теоретические и практические знания (с допустимыми погрешностями). В письменной работе - незначительные недочёты.

«Удовлетворительно»:

- практические навыки продемонстрированы на низком уровне, неуверенные, с подсказками педагога. В письменной работе много мелодических и ритмических ошибок.

С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.


Планируемые результаты освоения программы

Уровень знаний по предмету «Развитие творческих навыков» должен соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние профессиональные учебные заведения.

В результате освоения данной программы ученик должен продемонстрировать:

- знание основных элементов музыкального языка (понятий - звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

- умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

- первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

- приобретение навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

- приобретение первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- приобретение навыков записи музыкального текста по слуху;

- приобретение навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Требования к организации творческой деятельности.

Рекомендуется проводить творческую работу с учащимися:

- организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад);

- организация посещений учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

- организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими учреждениями дополнительного образования, средними образовательными школами и дошкольными учреждениями, а так же с образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования.


V. Список литературы

1. Андреева М. «От примы до октавы», ч. I. - М., 1979

2. Андреева М. «От примы до октавы», ч. II. - М., 1980

3. Зебряк Т. «Сочиняем на уроках сольфеджио». М.: «Музыка», 1998

4. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». - М.: « Советский композитор», 1989

5. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. I. - М., 2005

6. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. II. - М., 2005

7. Металлиди Ж., Перцовская А. « Мы играем, сочиняем и поём»

8. Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент» 1 - 4 классы ДМШ. - М.: «Музыка», 2007

9. Сиротина Т. «Ритмическая азбука». - М.: «Музыка»

10. Тверитнева Т.И. Методическая работа «Формирование и развитие творческих навыков импровизации на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ». - Первомайский , 2008

11. Тютюнникова Т.Э. «Нескучные уроки». - М., 2004

12. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. - М., 2005

13. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. - М., 2002

14. Шатковский Г. Методическое пособие «Развитие музыкального слуха». - М.:«Музыка», 1996

15.Шеломов Б. Методическое пособие «Импровизация на уроке сольфеджио». - М.: «Музыка», 1977


© 2010-2022