Музыка и духовно-нравственное воспитание

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка и духовно- нравственное воспитание


Соболева А.Ю., Черемховский педагогический колледж


Актуальность проблем, связанных с духовным, нравственным воспитанием детей, бесспорна. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждается цель, содержание, методы нравственного воспитания. Часто эти понятия - «духовность» и «нравственность» объединяют, отождествляют.

Философско-теологическая мысль сделала «духовность», «духовное» своими категориями. В христианской этике эти понятия связываются с внутренней чистотой и умиротворённостью, со скромностью и послушанием.

Христианство говорит о 3-х частном строении человека: тело, душа, дух. Душа нередко «обслуживает» тело, устремлена на земные радости, радости общения с природой, другими людьми (душевность). Дух всегда устремлён к Богу, к Высшему. Дух господствует и над душой, и над телом - считают проповедники. Если рассуждения богословов «перевести» на светский язык, то под духовностью следует понимать стремление человека соотнести своё конечное по времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом.

А.В.Лихачёв говорит о «русской духовности», характерный черты которой сложились под влиянием православной церкви и которые свойственны людям независимо от их сознательной позиции в отношении к миру, стремление к красоте и гармонии во всём, разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброго расположения сердца и поступков, жизненная установка на самопожертвование, идеал жизни как служения Богу. Отечеству, ближним.

В литературе «духовность» определяется как ценностные основания внутреннего, субъективного мира человека. На их основе решаются смысложизненные проблемы и «вечные» вопросы человеческого бытия.

Духовность это обретение смысла, способность человека во имя него к нравственному усилию.

Духовность рассматривается как показатель иерархии ценностей, целей, смыслов, как «интегритивные качества, относящиеся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих образ человеческий в каждом индивиде» (Буева Л.П.).

Духовность трактуется как специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности; это позиция ценностного сознания особенно существенная в сфере моральных отношений (Словарь по этике).

Духовность определяется как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, ориентирами которой становятся непреходящие человеческие ценности. В структуру духовности входят интеллект, нравственность, художественность, художественно-эстетическое развитие, вера, мировоззрение, гуманистические ценности и идеи (А.Ф.Ахматов).

Духовность подразумевает удовлетворение и развитие потребности познания смысла и назначения своей жизни, мира, себя и социальной потребности жить и действовать «для других». Как высказывался Л.Н.Толстой, духовный человек «живёт своими мыслями и чужими чувствами», а Н.А.Пирогов говорил о духовности как сущности человека.

В.В.Зеньковский вводит понятие «духовная жизнь» - глубинный стержень человеческого бытия. Ею обусловлен весь ход становления личности, его внутренние коллизии, формирующая иерархия ценностей, личностные предпочтения. Она определяет позицию человека в отношении конечных вопросов бытия, смысла своей жизни, но редко осознаётся человеком во всей её глубине. Мы живём, чтобы познать мир как внешний, так и внутренний, чтобы совершить нечто полезное, чтобы совершенствоваться.

Духовность может быть понята как способность человека отличать ценности (ложь от Истины, зло от Добра, безобразное от Красоты) и избирать те, в соответствии с которыми следует определять свою жизнь, поведение, общение.

Духовное воспитание предполагает формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.

В литературе «нравственность» определяется как система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. Не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как они ценят, что порицают, за что хвалят, за что ругают, наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Это всё - знание принятых в обществе норм и правил поведения, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств - и составляет понятие нравственности. Формирование у человека убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности - будет нравственным воспитанием.

Таким образом, «духовность» и «нравственность» не тождественные понятия, однако тесно взаимосвязаны. Духовность, будучи общим принципом ценностного сознания, играет особую роль в сфере нравственности. Только нравственные стимулы поведения - стремление к добру, к справедливости, к помощи других - чисто духовны, бескорыстны, а совесть и долг являются прямыми инструментами духовности.

Термин «духовно-нравственное воспитание» имеет право на существование: он подчёркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания -как части и целого, т.к. человек следуя нравственным нормам в постоянно изменяющихся и порой противоречивых ситуациях должен иметь определённые непреложные ориентиры - высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути.

В духовно - нравственном воспитании большие возможности имеет музыкальнее искусство.

Музыка имеет глубокий ценностный потенциал и обладает социализирующими свойствами. Через воздействие на эмоционально-чувственную сферу она влияет не только на процесс эстетического и духовно-нравственного воспитания, культуру чувств, но и на социокультурную адаптацию и развитие.

Музыкальное воспитание как компонент культуры содержит в себе проект человеческого существования, идей и ценностей, которые являются основой для развития гуманистической сущности человека. Культура через деятельность, диалог и общение способствует развитию и саморазвитию растущего человека. Интеграция образования и культуры ориентирует на воспитание "человека культуры", способного к творческой самореализации.

Музыка в отличие от других пространственных искусств представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание. Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств, возникших под воздействием окружающей жизни.

Психолог Б.М. Теплов высказывался по этому поводу: «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Музыка проникает в самые глубокие тайники человеческого духа, пробуждает чистые благородные чувства, позволяет осмысливать судьбы личности и состояние мира». Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их.

В музыкальной деятельности дети познавая эмоционально- нравственный опыт, сопереживая героям музыки, испытывает первые эстетические переживания, приобретает способность глубже, тоньше чувствовать и размышлять; жизнь, запечатленная в музыкальной интонации, становится частицей его духовного опыта, формирует личность. Так создается благоприятная среда для общего развития ребенка.

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии, музыкальной психологии (Л.С. Выготский, А.Л. Готснидер, А.Н. Леонтьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкин, Б.М. Теплов и др.) приводит к убеждению в возможности активного воздействия музыки на формирование творческих способностей ребенка. Положительные эмоции и чувства, вызванные общением с музыкой, вводят ребенка в состояние внутренней гармонии (которая так необходима детям, оставшимся без попечения родителей).

Одно из средств, которое способно воздействовать на развитие потенциальных духовных и творческих способностей, возможностей, которые заключены в эмоциональной сфере человека - духовная музыка. Ее содержание способно пробудить ту устремлённость к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребёнка и может стать источником нравственности и гармоничности личности. В понятие «духовная музыка» можно вложить разные смыслы.

Духовная музыка - это музыка религиозного содержания, исполняемая, звучащая в храме или в быту, сопровождающая церковная богослужение. Существует другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. И если через него ощущается живой огонь, что радостно опаляет и возносит душу, если сердце начинает согреваться от любви и необъяснимого восторга, то это произведение духовно.

Духовность здесь понимается как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь. Если музыка помогает человеку раскрыться, приобщиться к высокому - она и будет для него духовной.

Открытость, искренний интерес учащихся к религиозному искусству; принятие духовных образов, которые содержат музыкальное и изобразительное искусство; раскрепощённость, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием; чистота, неподдельная искренность детей в своих высказываниях, чувствах - всё это даёт возможность глубже раскрыть внутренний мир молодых людей, их духовную природу.

Духовная музыка может помочь ребенку открыть путь к своему совершенствованию. Она эмоционально очищает, помогает избавиться от обид внутри нас, тяжестей в душе, накопленных ранее.

Духовные песнопения, слушание духовной музыки, радость совместного духовного осознания, возможность в этом общении поделиться появившимся духовным опытом, - всё это представляет своего рода систему духовной поддержки, такую же, как мы имеем в природе. Духовная музыка помогает человеку вслушаться в своё внутреннее «Я», развивает способность глубже, тоньше чувствовать и размышлять.

Усилить воздействие музыки на формирование личности ребенка, возможно путем активизации эмоционально- чувственной сферы детей. «Музыкальные переживания»,- пишет Б.Теплов, - по существу своему эмоциональные переживания, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Выдающиеся педагоги (К. Ушинский, Я. Корчак, В. Сухомлинский) считали чувства первым и важнейшим объектом воспитания. Эмоциональная сфера является «творческим ядром души, главной ее силой» (В.В. Зеньковский).

Одним из возможных путей постижения отечественной духовной музыкальной культуры представляется обращение к духовным образам в классической музыке, а затем собственно церковным песнопениям.

Формы ознакомления с духовной музыкой могут быть разными. Однако принципиально важным становится не «культовая оболочка», не профессиональная направленность изучения, а то внутреннее содержание, тот внутренний заряд доброты и любви, который несёт в себе музыка.

Художественные образы духовной музыки раскрываются в нескольких направлениях:

- колокола на Руси и колокольность в русской музыке;

- знакомство с храмом, как памятником архитектуры, иконография;

- собственно музыка, звучащая в церкви во время богослужения, знакомство с песнопениями, литургией, всенощной;

- духовные образы в произведениях композиторов классиков, духовные стихи;

- содержание церковно-православных праздников;

- идеи героизма и подвига в рассказах о Святых и подвижниках.

Вот как может развернуться тема колокольности на Руси. Звучат стихи М. Цветаевой» Семь холмов - как семь колоколов», репродукции картин И. Левитана (слушание «Вечерний звон») помогут «услышать разные колокольные звоны, второй концерт для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова (1 часть), звон Ростовских колоколов как инструмента православного храма. Колокольный звон для ребят - это проникновение в сокровенный мир чувств, мыслей и чаяния наших предков, осознание личностно-значимого смысла колокольного звона для русских людей в различных жизненных ситуациях.

Службы в православном храме - это, прежде всего молитвы. Косвенное знакомство с ними мы начинаем через пьесы П.И. Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Детский альбом П.Чайковского позволяет познакомить детей с тем, чем был наполнен день детей в 19 веке и каково было место раздумья, размышления о нём, ведь день начинался и заканчивался молитвой.

Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной музыке. Короткая молитва, музыка пьесы наставляют ребенка на благие дела, любовь (слушание пьесы «Утренняя молитва»). Мелодия пьесы «В церкви» повторяет церковную молитву «Помилуй мя, Боже…». Расставаясь со своим героем, композитор словно говорит ему: «Будь добр и милосерден» (слушание пьесы «В церкви»).

Слушание хора «Благослови, душе моя, Господа» М. Ипполитова -Иванова поможет войти в образный строй духовных песнопений и понять, что песнопения Русской Православной церкви «намолены» (слушание фрагмента хора). Молитва и пение проникают друг в друга. Пение вносит в церковную службу искусство, идущее от сердца, имеющее своими истоками древнюю русскую культуру, близкую русскому народу во всех поколениях.

На уроках обращаемся к картине «Сикстинская мадонна» Рафаэля, иконе» Богоматерь Владимирская и музыке «Аве, Мария» Ф.Шуберта. В этих произведениях музыки и живописи звучит торжественный, вместе с тем проникновенный гимн женской красоте, доброте, благородству.

В мире существует вечная тема - мать и дитя. Зачем мать приносит в мир своё дитя? Часто ли мы помним о той, что заботится, но мы всё равно тянемся к её теплу, как цветок к солнцу... Вот вопросы, которые незримо присутствуют, встают в сознании детей. Но они не звучат в речи учителя, и не требуют мгновенного ответа на них

Поражает удивительное сочетание простоты и величия в этих произведениях, мягкие линии, светлые краски, ощущение одухотворённости. Внимание детей акцентируется на необходимости вслушиваться, всматриваться в природу, в окружающий нас мир, в глаза близких нам людей. Возникает дискуссия - «Что же в человеке важнее - ум или сердце?», «Самого главного глазами не увидишь - зорко одно лишь сердце» (слушание «Аве, Мария»).

Звучит «Вокализ» С.Рахманинова. Этот вокализ часто называют музыкой покаяния. Размышления приводят школьников к выводу - хотя бы через музыку, через искусство нужно научиться заглянуть в свою душу и подумать: а чем же она заполнена?

Дети знакомятся с образами святых, реально существующими людьми, которые несли на Руси свет Истины, Добра, Правды. Их имена остаются в веках, нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее.

Жизнь святых подвижников - образ для подражания, имеет большую ценность в воспитании. Все они по-разному делали одно и тоже дело: утверждали наше Отечество как сильное, единое, православное государство. Князь Владимир и княгиня Ольга, Кирилл и Мефодий, Илья Муромец - в их честь ребята спокойно, достойно поют величание - молитвенное торжественное песнопение. Их души наполняются гордостью, уважением к духовным подвигам этих людей.

Дети рассматривают картины П. Корина и М. Нестерова, где отражены образы Александра Невского - святого и воина; слушают музыку хора «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева, исполняют темы из этого произведения. Здесь же звучит стихира «Земле Русская», которая поется в самый торжественный момент для совместного с народом молитвенного обращения к прославляемым святым (слушание фрагмента стихиры).

Собранность, сосредоточенность, мужественность, суровость, вместе с тем удивительная, эпическая красота звучит в музыке и картинах. Прошлое и настоящее в духовном единстве, когда сердцем постигается связь человека с прошедшими веками. Композиторская музыка, картины художников, духовная музыка Александро-Невской лавры не противоречат, а дополняют друг друга, помогают осмысливать сопричастность нашей молодежи к истории, памятникам старины, памяти предков.

Еще одной самостоятельной линией в содержании уроков музыки является знакомство с некоторыми церковно-православными праздниками, которые являются духовным наследием русского народа, его традицией. Обрядовые формы православного богослужения - это кристаллизация духовного опыта русского народа. Исполняя детские песенки на слова А. Блока «Вербочки» учащиеся проникаются трепетным ожиданием праздника Вербное воскресенье. Главным и в тоже время доступным песнопением Пасхи является тропарь «Христос воскресе» (слушание фрагмента тропаря). Дети отмечают его простоту, радостный, ликующий настрой. Молитва «Ангел вопияше» (слушание фрагмента молитвы) помогает учащимся осмыслить идею, что «нет больше той любви, чем положить жизнь свою за други своя» (апостол Павел).

Духовная музыка ценна не только как важная часть обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет.

Очевидно, что общение с музыкой открывает большие возможности в овладении ребенком духовного опыта, присвоении им культурных ценностей и становлении личности. Через погружение в активную музыкально-творческую деятельность обеспечиваются благодатные условия для овладения культурными общечеловеческими ценностями и вхождения в социум.

Духовная музыка способствует нравственному пониманию своего внутреннего состояния, помогает понять, почему оно такое, найти причину, общению с самим с собой, ощущению гармонии внутри себя. Жизнь, запечатленная в музыкальной интонации, становится частицей духовного опыта ребенка, формирует личность. Всё это способствует духовно-нравственному развитию личности.

Литература


  1. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. / К. Е. Гагарина // Молодой ученый. - 2011. - №3. С. 110-115.

  2. Зеньковкий В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997. -367 с.

  3. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 284.

  4. Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. и авт. вступит, очерков Соловейчик. - 6-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 270 с.

  5. Школяр Л.В., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Медушевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 336с.

© 2010-2022