- Преподавателю
- Музыка
- Исследовательская работа Культура народов Приамурья
Исследовательская работа Культура народов Приамурья
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Паратова Е.Н. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное
учреждение Средняя общеобразовательная
школа№20 г. Вяземского
Вяземского муниципального района
Хабаровского края
« Культура коренных народов Приамурья».
Выполнила: Потемкина Яна,
ученица 8-а класса
МОУ СОШ №20
Руководитель: Паратова Елена
Николаевна, учитель музыки
МОУ СОШ № 20.
Вяземский
2008г.
Содержание
I. Введение.
-
Цель и задачи исследования.
-
Методы исследования.
II. Основная часть.
-
Особенности культуры народов Приамурья.
-
Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья
III. Заключение.
-
Выводы.
-
Приложение.
Введение.
Очень много информации хранят камни, которые находят на берегу Нижнего Амура и всякая экспедиция находит каждый раз что-нибудь интересное. Этим рисункам более 5-ти тысяч лет. Сегодня ученые говорят о 8-ми тысячах лет.
У нанайцев существует легенда: «Это было в то далекое время, когда на небе было три солнца. Поэтому стояла такая жара, что камни плавились, как воск и на них можно было рисовать без всякого труда». Второй вариант легенды гласит: «Это не рисунки, а отпечатки существ и духов на мягких от жары камнях. Когда на небе было три солнца и от зноя умирали даже рыбы, первый шаман догадался убить два солнца. Вода кипела - горой стояла. Гора кипела - водой стояла. Шаман убил два крайних солнца. На мягких камнях отпечатались жители земли и духи, и после этого жить стало хорошо. Народ хорошо родиться стал».
Много народностей проживает по берегам Амура: нанайцы, ульчи, орочи, нивхи, негидальцы. Эти народы создали свою уникальную, неповторимую, загадочную художественную культуру.
Меня заинтересовала эта легенда и информация о рисунках на камнях. Я решила больше узнать об истории и культуре народов, проживающих по берегам Амура.
Цель исследования:
Создание общей целостной картины художественной культуры народов Приамурья.
Задачи исследования:
- Знакомство с особенностями культуры коренных народов Приамурья;
- принятие и осознание значение традиций народов Приамурья.
Объект исследования:
Декоративное искусство, орнамент, обряды, обычаи, ритуалы, национальные игры, песни.
Обзор литературы:
Моя исследовательская работа, строится на экспедиционных материалах учителя ИЗО гимназии № 50 г. Хабаровска - Власюк Ларисы Павловны, она побывала в трех экспедициях в национальных селениях Сикачи-Алян, Кальма и Гвасюки. Пользовалась материалами из нового журнала «Музыка и культура Дальнего востока» № 1-2., а также диском, из серии «Виртуальные экскурсии по музеям Хабаровского края», выпуск 1 Хабаровский краевой краеведческий музей имени Н.И. Гродекова.
Основная часть.
Особенности культуры народов Приамурья.
Пять тысяч лет тому назад народы Дальнего востока создали свой неповторимый художественный мир. Интересны петроглифы у стойбища Май в Сикачи-Аляне. На камнях и валунах - изображения лосей, оленей, птиц. Эти наскальные рисунки, вызывают восхищение всех, кто соприкасался с истоками искусства современных народностей Приамурья. Традиции древних художников по сей день живы в декоративно-прикладном искусстве аборигенов.
Жизненный уклад народностей Приамурья был непосредственно связан с народным творчеством, обрядами, обычаями, ритуалами. По представлениям коренных жителей Амура - окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет - делиться на сферы и населено духами: добрыми и злыми. Духи злые стремятся завладеть телами и предметами или навредить. Добрые же, наоборот, стараются защитить. Изображения духов напоминает людей, животных, но часто это абстрактные фигуры из дерева, кости, камня, кожи, ткани, соломы. При рождении человека и всю его жизнь и даже после смерти, его сопровождали различные ритуалы, в которых важную роль играют духи и их вещественное воплощение - фетиши.
И конечно, человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман.
Поэтому системы шаманских жанров-мауни (ейны), в которых ритуальное пение сопровождается ударами в бубен - унту и звоном Янга (металлических подвесок на поясе), занимает особое место.
Пояс шамана.
Шаман считается посредником между людьми и духами «хозяевами». В распоряжении шамана - духи-«помощники», которых в своих песнопениях он называет силой, свитой, войском. Нередко духи «помощники» выступают в образе птиц, рыб или животных. Роль шамана - «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять непогоду», «провожать» души покойников в селение мертвецов, «изгонять» проникших к людям злых духов, наделять жизненной силой амулеты т.д.
Изображение духов - фетиши.
Большое место в культуре народов Приамурья занимают разные виды орнамента. В орнаментах халатов нанайцев и ульчей можно легко распознать изображение тех же птиц, крупных и мелких животных, пресмыкающихся. Орнаментами украшали одежду, головные уборы, рукавицы, обувь, посуду, колыбели, лезвия ножей, копья, луки.
Орнамент выполняет не только функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов. Очень часто они напоминают личины.
Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья
В культуре народов Приамурья «красной нитью »проходит единение человека с природой, с окружающим миром. Как только человек заговорил и понял, что он может своим голосом подражать звукам ветра, волны, птицы, зверя, он стал этим пользоваться.
Самым ранним жанровым пением было подражание, имитация звукам птиц и зверей, которым пользовались и до сих пор пользуются охотники, а также обрядовое переинтонирование этих звуков.
У коренных народов приемы пения отличаются от того, как мы поем. Мы привыкли петь на выдохе, а у нанайцев, нивхов, удэгейцев применяется чередование «выдох-вдох» с характерной манерой горловой передачи звука, создающей впечатление «икание». Чтобы ощутить горловое пение можно поставить ладошку под подбородок и при подачи звука начать похлопывать по подбородку рукой.
. Эта «игровая» интонация лесного голубя.
Интересны также праздники тотемов. Для народов Приамурья тотем - это медведь, тигр.
Торжественно отмечают «Иомантэ» (праздник медведя) айны, убивающие специально вскормленного в течение определенного времени при селении зверя. Во время шествия к его клетке женщины и дети поют, и слегка пританцовывая, хлопают в такт ладошами.
Для создания простейших музыкальных инструментов народности Приамурья использовали такие материалы как - дерево, стебли, травы, кость, затем металлические пластинки. Инструменты уже тогда стали делиться на духовые, струнные, ударные. К духовым инструментам относятся флейты, сделанные из тальника - киго, кункай (удэгейский)
Большое распространение у народов юга Дальнего Востока
получил инструментальный жанр - плач на варгане. У удэгейцев бытуют две разновидности варгана - дугообразный металлический и пластинчатый металлический - оба - к у н к а и, у ульчей - дугообразной металлический м у х э л э и пластинчатый деревянный у нанайцев - м у э н э - был самым распространенным инструментом.
К струнным инструментам относится монохордовый (однострунный) инструмент - дзюлянгки (удэгейский), дучианэ (нивхи). По звучанию они напоминают скрипку.
Старинные песни рыбаков, ритмичные выкрики, способствующие организованному вытягиванию сетей из воды во время летнего лова рыбы, песни-жалобы девушек, личные, любовные песни - посвящения, а также ритмы ритуальных танцев сопровождали ударные инструменты (различные бубны, барабаны), которые изготовлялись из дерева и обтягивались рыбьей кожей.
Бубен обычно обвешивался бубенчиками или различными подвесками с целью достижения большего звукового разнообразия и выразительности. Так поступали нивхи, ульчи, нанайцы, негидальцы.
Игрой на музыкальных инструментах человек показывал свое отношение к миру, окружающей действительности. То, что он не мог сказать словами. Пела и играла душа человека, а душой было наделено все вокруг: воздух, вода, деревья и камни.
Вывод:
У каждого из нас есть родина - это место, где ты родился, где живешь, учишься. Я живу в прекрасном уголке нашей планеты - Хабаровском крае, где до нас жили, охотились, воспитывали детей и создавали свою культуру народы, не похожие на нас, поэтому мы должны изучать и беречь культуру того народа, на чьей земле живем.
На наших глазах исчезают целые пласты традиционной музыкальной культуры: горловое пение, шаманские обряды, отдельные виды инструментального исполнение и т.д. Более того, в небытие уходят последние знатоки и носители традиционной культуры и национальных языков.
Культура народов Приамурья считается древнее греческой и египетской на несколько тысячелетий. Эта культура долгое время сохраняла оригинальные образцы художественного творчества.
Художественное наследие этих народов, развивавшееся по своим законам, по-моему, мнению, нуждается в более пристальном изучении и осмыслении.