Исследовательская работа Культура народов Приамурья

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное

учреждение Средняя общеобразовательная

школа№20 г. Вяземского

Вяземского муниципального района

Хабаровского края








« Культура коренных народов Приамурья».



Выполнила: Потемкина Яна,

ученица 8-а класса

МОУ СОШ №20


Руководитель: Паратова Елена

Николаевна, учитель музыки

МОУ СОШ № 20.



Вяземский

2008г.

Содержание


I. Введение.

  • Цель и задачи исследования.

  • Методы исследования.


II. Основная часть.

  • Особенности культуры народов Приамурья.

  • Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья


III. Заключение.

  • Выводы.


  • Приложение.







Введение.

Очень много информации хранят камни, которые находят на берегу Нижнего Амура и всякая экспедиция находит каждый раз что-нибудь интересное. Этим рисункам более 5-ти тысяч лет. Сегодня ученые говорят о 8-ми тысячах лет.

Исследовательская работа Культура народов ПриамурьяИсследовательская работа Культура народов Приамурья

У нанайцев существует легенда: «Это было в то далекое время, когда на небе было три солнца. Поэтому стояла такая жара, что камни плавились, как воск и на них можно было рисовать без всякого труда». Второй вариант легенды гласит: «Это не рисунки, а отпечатки существ и духов на мягких от жары камнях. Когда на небе было три солнца и от зноя умирали даже рыбы, первый шаман догадался убить два солнца. Вода кипела - горой стояла. Гора кипела - водой стояла. Шаман убил два крайних солнца. На мягких камнях отпечатались жители земли и духи, и после этого жить стало хорошо. Народ хорошо родиться стал».

Много народностей проживает по берегам Амура: нанайцы, ульчи, орочи, нивхи, негидальцы. Эти народы создали свою уникальную, неповторимую, загадочную художественную культуру.

Меня заинтересовала эта легенда и информация о рисунках на камнях. Я решила больше узнать об истории и культуре народов, проживающих по берегам Амура.






Цель исследования:


Создание общей целостной картины художественной культуры народов Приамурья.





Задачи исследования:


- Знакомство с особенностями культуры коренных народов Приамурья;

- принятие и осознание значение традиций народов Приамурья.





Объект исследования:

Декоративное искусство, орнамент, обряды, обычаи, ритуалы, национальные игры, песни.



Обзор литературы:

Моя исследовательская работа, строится на экспедиционных материалах учителя ИЗО гимназии № 50 г. Хабаровска - Власюк Ларисы Павловны, она побывала в трех экспедициях в национальных селениях Сикачи-Алян, Кальма и Гвасюки. Пользовалась материалами из нового журнала «Музыка и культура Дальнего востока» № 1-2., а также диском, из серии «Виртуальные экскурсии по музеям Хабаровского края», выпуск 1 Хабаровский краевой краеведческий музей имени Н.И. Гродекова.

Основная часть.

Особенности культуры народов Приамурья.

Пять тысяч лет тому назад народы Дальнего востока создали свой неповторимый художественный мир. Интересны петроглифы у стойбища Май в Сикачи-Аляне. На камнях и валунах - изображения лосей, оленей, птиц. Эти наскальные рисунки, вызывают восхищение всех, кто соприкасался с истоками искусства современных народностей Приамурья. Традиции древних художников по сей день живы в декоративно-прикладном искусстве аборигенов.

Жизненный уклад народностей Приамурья был непосредственно связан с народным творчеством, обрядами, обычаями, ритуалами. По представлениям коренных жителей Амура - окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет - делиться на сферы и населено духами: добрыми и злыми. Духи злые стремятся завладеть телами и предметами или навредить. Добрые же, наоборот, стараются защитить. Изображения духов напоминает людей, животных, но часто это абстрактные фигуры из дерева, кости, камня, кожи, ткани, соломы. При рождении человека и всю его жизнь и даже после смерти, его сопровождали различные ритуалы, в которых важную роль играют духи и их вещественное воплощение - фетиши.

И конечно, человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман.

Поэтому системы шаманских жанров-мауни (ейны), в которых ритуальное пение сопровождается ударами в бубен - унту и звоном Янга (металлических подвесок на поясе), занимает особое место.

Исследовательская работа Культура народов ПриамурьяПояс шамана.

Шаман считается посредником между людьми и духами «хозяевами». В распоряжении шамана - духи-«помощники», которых в своих песнопениях он называет силой, свитой, войском. Нередко духи «помощники» выступают в образе птиц, рыб или животных. Роль шамана - «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять непогоду», «провожать» души покойников в селение мертвецов, «изгонять» проникших к людям злых духов, наделять жизненной силой амулеты т.д.


Исследовательская работа Культура народов Приамурья

Изображение духов - фетиши.

Большое место в культуре народов Приамурья занимают разные виды орнамента. В орнаментах халатов нанайцев и ульчей можно легко распознать изображение тех же птиц, крупных и мелких животных, пресмыкающихся. Орнаментами украшали одежду, головные уборы, рукавицы, обувь, посуду, колыбели, лезвия ножей, копья, луки.

Исследовательская работа Культура народов Приамурья

Орнамент выполняет не только функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов. Очень часто они напоминают личины.

Традиционные музыкальные жанры народов Приамурья

В культуре народов Приамурья «красной нитью »проходит единение человека с природой, с окружающим миром. Как только человек заговорил и понял, что он может своим голосом подражать звукам ветра, волны, птицы, зверя, он стал этим пользоваться.

Самым ранним жанровым пением было подражание, имитация звукам птиц и зверей, которым пользовались и до сих пор пользуются охотники, а также обрядовое переинтонирование этих звуков.

У коренных народов приемы пения отличаются от того, как мы поем. Мы привыкли петь на выдохе, а у нанайцев, нивхов, удэгейцев применяется чередование «выдох-вдох» с характерной манерой горловой передачи звука, создающей впечатление «икание». Чтобы ощутить горловое пение можно поставить ладошку под подбородок и при подачи звука начать похлопывать по подбородку рукой.

Исследовательская работа Культура народов Приамурья

. Эта «игровая» интонация лесного голубя.






Интересны также праздники тотемов. Для народов Приамурья тотем - это медведь, тигр.

Торжественно отмечают «Иомантэ» (праздник медведя) айны, убивающие специально вскормленного в течение определенного времени при селении зверя. Во время шествия к его клетке женщины и дети поют, и слегка пританцовывая, хлопают в такт ладошами.

Для создания простейших музыкальных инструментов народности Приамурья использовали такие материалы как - дерево, стебли, травы, кость, затем металлические пластинки. Инструменты уже тогда стали делиться на духовые, струнные, ударные. К духовым инструментам относятся флейты, сделанные из тальника - киго, кункай (удэгейский)

Большое распространение у народов юга Дальнего Востока

получил ин­струментальный жанр - плач на варгане. У удэгейцев бытуют две разновид­ности варгана - дугообразный металлический и пластинчатый металлический - оба - к у н к а и, у ульчей - дугообразной металлический м у х э л э и пластинчатый деревянный у нанайцев - м у э н э - был самым распространенным инструментом.

К струнным инструментам относится монохордовый (однострунный) инструмент - дзюлянгки (удэгейский), дучианэ (нивхи). По звучанию они напоминают скрипку.

Старинные песни рыбаков, ритмичные выкрики, способствующие организованному вытягиванию сетей из воды во время летнего лова рыбы, песни-жалобы девушек, личные, любовные песни - посвящения, а также ритмы ритуальных танцев сопровождали ударные инструменты (различные бубны, барабаны), которые изготовлялись из дерева и обтягивались рыбьей кожей.

Исследовательская работа Культура народов Приамурья

Бубен обычно обвешивался бубенчиками или различными подвесками с целью достижения большего звукового разнообразия и выразительности. Так поступали нивхи, ульчи, нанайцы, негидальцы.

Игрой на музыкальных инструментах человек показывал свое отношение к миру, окружающей действительности. То, что он не мог сказать словами. Пела и играла душа человека, а душой было наделено все вокруг: воздух, вода, деревья и камни.









Вывод:

У каждого из нас есть родина - это место, где ты родился, где живешь, учишься. Я живу в прекрасном уголке нашей планеты - Хабаровском крае, где до нас жили, охотились, воспитывали детей и создавали свою культуру народы, не похожие на нас, поэтому мы должны изучать и беречь культуру того народа, на чьей земле живем.

На наших глазах исчезают целые пласты традиционной музыкальной культуры: горловое пение, шаманские обряды, отдельные виды инструментального исполнение и т.д. Более того, в небытие уходят последние знатоки и носители традиционной культуры и национальных языков.

Культура народов Приамурья считается древнее греческой и египетской на несколько тысячелетий. Эта культура долгое время сохраняла оригинальные образцы художественного творчества.

Художественное наследие этих народов, развивавшееся по своим законам, по-моему, мнению, нуждается в более пристальном изучении и осмыслении.








Исследовательская работа Культура народов ПриамурьяИсследовательская работа Культура народов Приамурья

© 2010-2022