Рабочая программа по музыке (6 - 7 классы)

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МУЗЫКА

6 - 7 классы


Учитель музыки: Усова Т.В.

первая квалификационная категория



  1. Пояснительная записка


Введение

Образовательная программа по музыке для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения (приказ № 1897 от 17. 12. 10 МО РФ), Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821 - 10. «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл., «Искусство» - 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2011 год).


Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-7-х классов образовательных учреждений составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

программами по музыке для основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурное условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.


2. Общая характеристика учебного предмета


Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

-развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

-овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования , в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознание ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.


  1. Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 5-7 классах в объеме не менее 105 часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Искусство, как культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств ( в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения музыки.

Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.


Личностные результатыотражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

-- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

-компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

-сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.



  1. Содержание учебного предмета, курса

Основное содержание образования в примерной программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современно мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.

Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор - поэт - художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII-XVIIIвв., зарубежная и русская музыкальная культура XIXв. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

Музыка в современном мире: традиции и инновации.Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, acapella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

VI класс (34 ч)

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)

Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских композиторов.Старинный русский романс. Песня романс. Мир чарующих звуков Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье»' «И жизнь, и слезы, и любовь...». «Вальс-фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «У нящую даль...». Музыкальный образ и мастерство Картинная галерея.

Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея.

Раскрываются следующие содержательные линии: Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы развития. Повтор. Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа.

Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Обобщение материала I четверти.

Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва.

Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabatmater*. Реквием. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».

Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится...». Песни Булата Окуджавы.

Джаз - искусство XX в. Спиричуэл и блюз. Джаз - музыка легкая или серьезная?

Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, acapella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Контраст - сопоставление. Хор - солист. Единство поэтического текста и музыки.

Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата (сценическая кантата). Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора.

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.

Обобщение материала II четверти.

Музыкальный материал

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина. Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море утушкакупалася, русская народная свадебная песня. Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев. Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Форел-лен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт. Лесной царь. Ф. Шуберт, слова И.-В. Гёте, русский текст В. Жуковского.

Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни. Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Шестопсалмие (знаменный распев). Свете тихий. Гимн (киевский распев). Да исправится молитва моя. П. Чесно-ков. Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Весна. Слова народные; Осень. Слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин. В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах. Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах. Stabatmater(фрагмен-царт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения ян солистов, лора, оркестра и для представления на сцене (фрагменты). К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн. Из штгвт тов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Т;.^ма-нов, русский текст Л. Гинзбурга. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского. Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы. Нам нужна одна победа. Из кинофильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы. Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого. Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора. Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского. Атланты; Снег. Слова и музыка А. Городницкого. Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича. Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой. Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой. Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко. Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова.

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др. Город Нью-Йорк. Блюз и др. Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод Т. Сикорской. Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской. Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод В. Струкова.

-Старый рояль. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Огромное небо. О. Фельдман, стихи Р. Рождественского

Различатьпростые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризоватьмузыкальные произведения (фрагменты).

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведенийразных жанров; различать лирические,эпические,.драматические музыкальные образы.

Наблюдатьза развитием музыкальных образов.

Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Владетьнавыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Разыгрыватьнародные песни.

Участвоватьв коллективных играх-драматизациях.

Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощатьв различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Называтьотдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.

Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т.д)

Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)

Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.

Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.

Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь».

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Раскрываются следующие содержательные линии: Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камернойi

Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита.

Форма. Сходство и различия как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы.

Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Обобщение материала III четверти.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.

Исследовательский проект.

Раскрываются следующие содержательные линии: Программная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы.

Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

Темы исследовательских проектов: Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве. Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе. Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему. Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения. Авторская песня: любимые барды. Что такое современность в музыке.

Обобщение материала IV четверти.

Музыкальный материал

Прелюдия № 24; Баллада № 1 ддя фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Леви-танского.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пей-заж»). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Ажвз. Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина *Ме-тель» (фрагменты). Г. Свиридов. Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN. Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский. Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин. Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. В.-А. Моцарт. Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Берн-стайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из кинофильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский. Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс. Из кинофильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберез-ского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского. Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского. Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского. Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко. Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.

Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю -

музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструменте в

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)

VII класс (34 ч)

Особенности драматургии сценической музыки (16 ч)

Классика и современность.

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. «Судьба человеческая - судьба народная». «Родина моя! Русская земля».

Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли». «Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. В музыкальном театре. «Мой нароа- авкрвиавиви-»-«Порги и Бесс». Первая американская ваинивнвш :ctrr<i. Ite-витие традиций оперного спектактя.

Раскрываются следующие содержательные линии: Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально-драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического развития образов.

Обобщение материала I четверти.

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора.

Сюжеты и образы духовной музыки. «Высокая месса». «От страдания к радости». «Всенощное бдение». Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра. «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ

Раскрываются следующие содержательные линии: Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Обобщение материала II четверти.

Музыкальный материал Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе - Р. Щедрин. Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах. Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов. Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.

Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского. Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского. Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина. Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова. Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского. Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко. Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой. Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора. Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского. Тишь.ы «Гоголь-сюиты». «Музыканты - извечные маги».

Слова и музыка А. Загота. Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора. Спасибо, музыка. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Песенка на память -М. Минков, слова П. Синявского.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира(аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.)

Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель).

Эмоционально-образновоспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации.

Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.

Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.

Решать творческие задачи.

Участвовать в исследовательских проектах.

Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.

Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.

Собирать коллекции классических произведений.

Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.

Использовать различные формы музицированияи творческих заданийв процессе освоения содержания музыкальных произведении

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (18 ч)

Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция.

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке. «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр» Й. Гайдна. Симфония № 40 В.-А. Моцарта. Симфония № 1 «Классическая» С. Прокофьева. Симфония № 5 Л. Бетховена. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония № 1 В. Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича.

Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси.

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Музыка народов мира.

Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Исследовательский проект (вне сетки часов). Пусть музыка звучит!

Раскрываются следующие содержательные линии: Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жизненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Темы исследовательских проектов: «Жизнь дает для песни образы и звуки...». Музыкальная культура родного края. Классика на мобильных телефонах. Музыкальный театр: прошлое и настоящее. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. Музыка народов мира: красота и гармония.

Обобщение материала III и IV четвертей.

Музыкальный материал

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. ИзПартиты № 2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт - Ф. Лнст. «Кончерто гроссо» Сюита в старинном cmиле для скрипки м фортепиано

A. Шнитке.

Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен. Соната 2 С. Прокофьев. Соната № 11. В.-А. Моцарт.

Симфония № 103. Й. Гайдн. Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония № 1 {«Классическая»).С. Прокофьев. Симфония № 5. Л. Бетховен. Симфония № 8 {«Неоконченная»).Ф. Шуберт. Симфония № 5. П. Чайковский. Симфония № 1.

B. Калинников. Симфония № 7. Д. Шостакович. Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны».

К. Дебюсси.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

«Рапсодия в стиле блюз». Дж. Гершвин.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского. Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова. Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого. День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского. До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы. Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского. Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю. Кима. За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина. Следы. Слова и музыка В. Егорова. Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева. Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.

Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).

Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Называть крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).

Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров.

Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.

Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.

Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Самостоятельно исследовать жанровое многообразие популярной музыки.

Определять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности.

Осуществлять проектную деятельность.

Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)

Заключение


При разработке данной рабочей программы были учтены основные требования и рекомендации по реализации ФГОС, что позволяет заложить фундамент для:

- обеспечения выполнения федерального государственного стандарта образования;

- обеспечения единства федерального, национально-регионального компонентов и компонента образовательного учреждения;

- соблюдение государственных образовательных стандартов;

- введение в учебную программу национально-регионального компонента;

- сохранение целостности системы обучения;

- обеспечение реализации интересов и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей);

- сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни).

Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целями реализации данной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником средней школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; воспитание выпускника основной школы, соответствующего Стандартам второго поколения:

- любящего свой край и своё Отечество, знающего русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;

- умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;

- социально активного, уважающего закон и правопорядок, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающего других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующего в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Данная программа является рабочей, т.е. по мере введения федеральных государственных образовательных стандартов и накопления опыта в нее будут вноситься изменения и дополнения.

Список литературы

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. mon.gov.ru/press/news/8286.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2011.

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» - М., 2011.

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.

6. Примерные программы по учебным предметам. Искусство. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011.

7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий /под ред.А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

8. Рабочие программы по предмету «Музыка» для 5 - 7 (8) классов образовательных учреждений разных авторов - издательства «Вентана Граф», «Дрофа», «Просвещение», 2012.

9. Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. - М.: Педагогическая академия, 2010.

10. Учебники по предмету «Музыка» для основной школы из Федерального перечня рекомендованных и допущенных на 2012/2013 учебный год.

Интернет-ресурсы

1. Cайт Министерства образования и науки РФ.

2. standart.edu.ru - ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. informika. ru - сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

4. school-collection.edu.ru/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. fcior.edu.ru - каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. window.edu.ru - электронные образовательные ресурсы.

7. katalog.iot.ru - электронные образовательные ресурсы.

8. it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей».



© 2010-2022