• Преподавателю
  • Музыка
  • Разработка творческих заданий с использованием методики музыкальной терапии для детей с аутизмом

Разработка творческих заданий с использованием методики музыкальной терапии для детей с аутизмом

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка творческих заданий с использованием

методики музыкальной терапии для детей с аутизмом.


Индивидуальные занятия на уроках музыки с детьми, которые имеют отклонения в развитие формируют особенные взгяды на методику преподавания и психологическое общение с ними. Порой найти методику или написать собственный индивидуальны маршрут ребенку с аутизмом нужно такое количество знаний, что порой очень сложно ориентироваться с направлением объема работы, кто то предлагает готовые карты образования, кто то рассказывает, как необходимо работать с такими детьми.

Например:Разработка творческих заданий с использованием методики музыкальной терапии для детей с аутизмом.


Мною были исследованы многочисленные авторы методик работы с аутизмом, но я остановилась на одной, им стала автор методики «Музыкальной терапии для детей с аутизмом» Татьяна Скрыпник. Я постаралась взять за основу ее методику и постараться написать творческие задания к ней. Думаю что это будет хорошая исследовательская работа, с которой я вас познакомлю.


Как известно, музыкальная терапия - это психотерапевтическое направление, основанное на лечебном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Российский психолог С. Л. Рубинштейн объяснил возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмичная. И в этом смысле музыка помогла человеку предать ритм и гармонию собственной психической жизни.

Эффект от применения музыкальной терапии прежде усматривают в следующем [1, 2, 5, 7]: эмоциональная разрядка, облегчение ситуации взаимодействия, регуляция эмоционального состояния, повышение доступности для сознательных переживаний психо- и социодинамических процессов, приобретения новых средств эмоциональной экспрессии, создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии, содействие самовыражению и саморазвитию, облегчение возможностей усвоения больным новых отношений и наставлений. Как доказано [1, 6, 8], стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает дальнейшей их деградации.
Применение музыкальной терапии для детей с аутичными типом развития обусловлено несколькими факторами. Как известно, дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) имеют особенную тягу к музыке и есть эмоционально уязвимы в восприятии музыки. В научных исследованиях [1, 4] говорится, что эмоциональная чувствительность на музыку и особая необходимость в ней связаны прежде всего с уровнем нейротизма.

По мнению П. Фреза и Ж. Пиаже, тревожные индивиды, независимо от происхождения их тревоги, имеют высокую энергетическую мобилизацию, которая порождает многочисленные эмоциональные реакции и трудно поддается контролю, тогда как у "неэмоциональных" индивидов наблюдаются прежде приспособительные реакции .
Кроме учитывания эмоциональной уязвимости детей с РДА, уместность применения музыки на занятиях с ними, по нашему мнению обусловлена следующим:
1) как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимание, пребывание на "своей волне". Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с РДА;
2) обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты
Кроме этого, методы, которые применяет современная музыкотерапия, на наш взгляд являются соответствующими с актуальными проблемами детей с аутичными типом развития.

Так, в классификации современных методов музыкотерапии по критерию подавляющего лечебного действия отмечается [2, 3, 6]:
1. методы, направленные на отреагирования, а также эмоциональную активацию;
2. тренинговые методы, применяемые в контексте поведенческой терапии;
3. релаксационные и регулятивные методы;
4. коммуникативные методы;
5. творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации;
По представленной классификации мы делаем вывод, что эти методы могут стать важными ориентирами психолого-педагогического воздействия на развитие детей с РДА, ведь они направлены на составляющие основного спектра аутичной проблематики, а именно: нарушения в социальном взаимодействии и коммуникации, неадекватность функционирования эмоциональной сферы, отсутствие гибкого поведения в соответствии с социальным контекстом и разнообразной спонтанной социальной игры-имитации, стереотипные виды их поведения.
Учитывая все вышесказанное, нами разработана методика музыкальной терапии для детей с аутизмом.

Главной задачей методики определено следующее: наладить слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию, способность синтезировать их в одной деятельности.
Принципы построения занятий:
- принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние каждого ребенка с РДА и соответственно корректировать интенсивность занятия;
- постепенное усложнение материала, целесообразно при формировании любой деятельности. Занятия методики построены от простого к сложному: от определенных операций и действий к целостному вокально-пластическому самовыражению.ф
-максимальное задействование произвольных двигательных реакций в комплексе с работой слухового, зрительного, тактильного анализаторов. Важность ориентира на этот принцип обусловлена тем, что кинестезия является обязательным элементом любой ассоциации и центральной объединяющей функцией ощущения (ведь ощущение любой модальности, по Б. Г. Ананьеву, порождается кинестетическим ощущением, то есть движением. Исходя из того, что любое полноценное восприятие музыки есть ритмичным восприятием, мы делаем процесс восприятия музыки, активным, сотворческим, таким, что включает разнообразные осмысленные движения и становится слухо-двигательным процессом.
Структура занятий:

? Приветствие как ритуал.
? Регуляционное упражнение (активизация зрительного, слухового, двигательного внимания) с целью налаживания психофизиологического состояние ребенка в плане привлечения ее к действию;
? коррекционно-развивающие упражнения (главный блок заданий).
? прощания как ритуал.
Так как дети приходят на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние, главное ритуала приветствия, которое происходит в начале занятия - создать атмосферу доверия для детей и настроить их на занятия. Приход детей в группу сопровождает приятная спокойная и негромкая музыка. Ведущий подходит к каждому ребенку и здоровается при помощи какого-то музыкального инструмента или просто напевая фразу, например "Здрав-ствуй, Я-ро-слав" и сопровождая напев хлопками в ладоши. Во время приветствия необходимо ведущему так подстраиваться, чтобы его глаза были на уровне глаз ребенка, чтобы лучше понять его состояние и дать ему почувствовать, что здесь он - в безопасности.
Следующие упражнения, связанные с активизацией внимания, являются очень важной составляющей коррекционно - развивающего процесса. Тренировка ребенка относительно способности управлять своим вниманием обусловливает, во-первых, продуктивность ее проявлений на протяжении конкретного занятия, а во-вторых, является фактором оптимизации ее дальнейшего развития через прямую связь с регуляцией психического состояния ребенка.
Главный блок заданий имеет определенную этапность. Так, на первом этапе ведущий проводит музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, развития координации движений, которые постепенно перерастают в игры для развития координации речи и движений, пение, и игру в ансамбле. Перед началом пения проверяется правильность положения корпуса и головы, обращается внимание на обработку правильного дыхания. Занятия пением начинаются без слов, на низких тонах, вызывающих в нашем организме максимальный резонанс и дают возможность почувствовать активность и удовольствие в процессе управлении собственным голосом.

Дальнейшая работа строится на подпевание эмоционально насыщенным мелодиям, которое перерастает в самостоятельное пение.
На втором этапе происходит прослушивание музыки (вместе с активизированным ритмичным движением. Внедряются инсценированные попевки, способствующие становлению коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме. Упражнения на релаксацию мышечного тонуса, задачей которых является научить детей с РДА управлять своими мышцами и эмоциональными состояниями; рисование под музыку.
На третьем - музыкально-ритмические игры (игры-диалоги); вокально-двигательный игротренинг с использованием фитбола; танец как коммуникация двигательными средствами. На этом этапе представлены самые сложные задачи, выполнение которых возможно через развитые у ребенка с РДА на предыдущих этапах способности находиться и выполнять последовательные действия в ритмически организованной среде, с устойчивым пространством, имеющую определенную эмоциональную окраску и в которой присутствуют еще несколько участников. Танцевальными упражнениями в методике есть простые элементы танцев различных народов мира, для которых используются соответствующие народные мелодии. Эти мелодии имеют концентрированную жизненную энергию, в то же время они просты, мелодичны, легко запоминаются, отличаются ярким рисунком, характерным фиксированным ритмом, определенным однообразием (т.е. четкой пространственной и временной организацией).
Итак, центральный блок развивающих занятий построен таким образом, что в начале отрабатывается способность детей действовать по четким определенным правилам (при этом в поле внимания достаточно держать какой-то один план проявлений), затем постепенно усложняется задача, для выполнения которой необходимым становится согласованное функционирование нескольких анализаторних систем, и наконец, детям предлагаются задания, выполнение которых требует отлаженной сенсорной интеграции, двигательной и речевой памяти и согласования собственных проявлений с проявлениями других детей в группе.
Заключительный этап - прощание. Прощаться можно и всем вместе, и отдельно, играя для каждого мелодию на фортепиано (мелодике, блок-флейте) и слушая ответ ребенка, который сопровождает свой уход определенным движением. Прощание можно организовать и таким образом: все дети по очереди подходят к большому бубну, который держит ведущий и ударяют рукой по нему, при этом поют "До-сви-да-ни-я. Главное, чтобы дети пошли в хорошем настроении. Когда они расходятся, звучит спокойная приятная музыка.
Примечания для музтерапевта:

1) для того, чтобы дети занимались эффективно, занятия необходимо проводить с удовольствием и энтузиазмом, только тогда можно захватить своим настроением детей;

2) музыкальное занятие следует строить таким образом, чтобы оно было целостным драматическим действием;

3) на занятиях обязательным есть присутствие нескольких, так называемых, адаптеров, которые сопровождают детей с РДА и помогают им включаться в групповую работу, иногда (особенно на ранних этапах) выполняя задания за них, подключая их руки, направляя их движения.
Проводить занятия по музыкальной терапии может коррекционный педагог или психолог, который ориентируется в музыкальной культуре, имеет музыкальные способности (развитый музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память), способность играть на нескольких инструментах, петь и желательно - музыкальное образование, или музыкотерапевт, осведомленный в проблематике детской специальной педагогики и психологии.

Если педагог постораеться придерживать ся этих форм работы то занятия станут не просто эффективными но и интересными

© 2010-2022