В мире музыкальных инструментов. ( Урок музыки в 4 классе)

Методическая разработка урока музыки (4 класс, 3 четверть по программе «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина) Пояснение к уроку. На уроке дети знакомятся со старинными музыкальными инструментами и их звучанием, а также закрепляют знания, полученные на уроках музыки о современных музыкальных инструментах симфонического оркестра с помощью урока - игры «Что, где, когда?» на основе ИКТ. Задачи: расширить представления о старинных музыкальных инструментах и их звучании, а также закрепить знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра; воспитывать интерес к музыке и коммуникативные качества личности через урок-игру «Что? Где? Когда?» на основе ИКТ;развивать творческую активность и творческие способности на уроке; формировать вокально-хоровые навыки: унисонное звучание, внятное произношение при исполнении песни, одновременно вступать и заканчивать исполнение песни;
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В мире музыкальных инструментов. ( Урок музыки в 4 классе)Методическая разработка урока музыки

(4 класс, 3 четверть по программе "Музыка" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)

Пояснение к уроку.

На уроке дети знакомятся со старинными музыкальными инструментами и их звучанием, а также закрепляют знания, полученные на уроках музыки о современных музыкальных инструментах симфонического оркестра с помощью урока - игры "Что, где, когда?" на основе ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра (с применением мультимедийных технологий)

Целью урока являетсявключение ученика в активный процесс познания музыки, через урок - игру на основе информационно - компьютерных технологий.

Задачи:

  • расширить представления о старинных музыкальных инструментах и их звучании, а также закрепить знания о музыкальных инструментах симфонического оркестра;

  • воспитывать интерес к музыке и коммуникативные качества личности через урок-игру "Что? Где? Когда?" на основе ИКТ;

  • развивать творческую активность и творческие способности на уроке;

  • формировать вокально-хоровые навыки: унисонное звучание, внятное произношение при исполнении песни, одновременно вступать и заканчивать исполнение песни;

Основные направления музыкально-культурного развития учащихся:

  • Восприятие - знакомство с богатством выразительных звуковых возможностей камерного струнного и духового оркестра; произведениями из музыкального наследия В. А. Моцарта, И.Гайдна, Л.В. Бетховена, И.С. Баха, А. Корелли;

  • Вокал - выразительное исполнение произведений: "У каждого свой музыкальный инструмент", "Всюду музыка живёт" (муз.Дубровина), "Волшебный смычок" норвежская народная песня.

  • Пластика движения - имитация музыкальных инструментов, игра "Звуки природы", простукивание ритма.

  • Импровизация: ритмическая импровизация

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор, мультимедийная презентация, DVD-проигрыватель, диски с музыкальными произведениями.

Ход урока

Дети рассаживаются по группам ("Эрудиты", "Всезнайки")

На экране слайд "В мире музыкальных инструментов" (Слайд №1).

1. Музыкальное приветствие с классом.

2.Учитель: Дорогие ребята! Сегодняшняя встреча будет необычной. Мы проведем музыкальную игру "Что? Где? Когда?". А посвящена она будет музыкальным инструментам, о которых вы уже много знаете благодаря урокам музыки, а также самостоятельному знакомству с ними. Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я, буду, счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

Прежде чем мы с вами начнём нашу игру, мне хотелось бы пригласить вас отправиться в страну старинных музыкальных инструментов.

Каждой группе было дано домашнее задание найти информацию о старинных музыкальных инструментах.

Всезнайки должны были разузнать о струнных старинных инструментах. Эрудиты искали информацию о деревянных духовых инструментах. Знатоки изучали старинные клавишные инструменты.

Учитель: Представителей групп прошу выйти к экрану и начать свой рассказ о музыкальных инструментах.

3. Слайд № 3,4,5,6

(На слайде появляются струнные старинные инструменты, на фоне звучит музыка В.А. Моцарта).

Всезнайки: А знаете ли вы ребята,чтосозданию наиболее "человечного" по тембру смычкового инструмента - скрипки,- значительна прогрессивная роль славянских стран. Действительно, самое раннее известное нам изображение смычкового инструмента, державшегося подобно скрипке у плеча (a braccio), появляется в первой половине XI века в России (Фрески Софии киевской). Процесс формирования скрипки проходил параллельно в разных странах; известны имена творивших в одно время скрипичных мастеров Польши, Франции и Италии. Свое окончательное классическое завершение инструменты скрипичного семейства получили в середине XVI века в Италии. Самым известным и выдающимся мастером являлся итальянский мастер Страдивари.

Родителями виолончели были инструменты Виола да Гамба, Биг - фигли. Очень не удобно подчас было играть на этих инструментах. Обратите внимание на смычок инструмента, он выгнут и очень сильно отличается от современного смычка. И как совершенны и удивительны инструменты, дошедшие до нашего времени. Во все времена ценились камерные музыкальные группы, на струнных музыкальных инструментах, как правило, играло 4 музыканта - КВАРТЕТ. Квартет распространен и в наше время.

Звучит произведение "Фантазия" музыка А. Корелли.

Слайд № 7,8,9,10 (Деревянные музыкальные инструменты: флейты, гобой, кларнет, фагот) на фоне слайдов звучит музыка И. Гайдна.

Эрудиты: Деревянные духовые инструменты появились гораздо раньше, струнно-смычковых инструментов в 3,5 веке до нашей эры. Родителями были простые народные рожки и дудки. Первые замысловатые флейты появились в Китае и Индии. Сравните с современными флейтами, они более просты по своей форме. Со временем, появились деревянные духовые инструменты симфонического оркестра такие как, гобой, кларнет, фагот. Хотя этим инструментам более 100 лет они считаются современными музыкальными инструментами симфонического оркестра. Среди деревянных духовых исполнений распространены КВИНТЕТЫ. На слайде мы видим музыкантов с флейтой, гобоем, кларнетом, фаготом и медным духовым инструментом валторной.

Слайд №11 (музыкальные инструменты и их звучание "Орган", "Клавесин", музыкальное сопровождение органа, клавесина И.С. Бах)

Знатоки: Клавишные инструменты существовали еще в Средние Века. Орган, самый старый из них, - это духовой клавишный инструмент (у него нет струн, а есть множество труб). (Звучит музыка органа). Другой клавишный инструмент - клавесин - скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. В данном случае звук извлекается птичьими перышками или кусочками кожи (наподобие медиатора). (Звучит клавесин).

Первые клавишные инструменты, у которых были струны, - клавикорды. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. Именно этот инструмент считают предшественником фортепиано. (Звучит клавикорд).

4. Учитель: Спасибо ребята за познавательный рассказ о старинных музыкальных инструментах. С помощью музыкальных инструментов композиторы передают музыкой красоту человеческих чувств, картины природы, пение птиц и шум ветра. Предлагаю изобразить звуки природы (игра "Звуки природы").

5. Итак, внимание, начинаем нашу игру "В мире музыкальных инструментов".

Слайд №12 - 18 (барабан с заданиями, задание под №4)

Учитель: Внимание, на барабане задание под номером 4. Мы знаем, что существует несколько видов музыкальных оркестров. Ваша задача, изобразить пантомимой оркестровое или камерное звучание.

Каждой группе предлагается карточка с названием оркестра, который они должны изобразить пантомимой. Одна из групп имитирует оркестр, другие группы смотрят и определяют название оркестра.

Всезнайки: Имитируют игру струнного квартета.

Эрудиты: Имитируют игру духового квинтета.

Знатоки: Имитируют игру оркестра русских народных инструментов.

Слайд №13 - 19(барабан с заданиями, задание под № 3)

Учитель: На барабане задание под № 3. Любое музыкальное произведение основано на ритмическом рисунке, ваше следующее задание творческое, каждая группа придумывает свой ритмический рисунок и исполняет другой группе так, чтобы та смогла четко и ритмично его исполнить. Начинает группа "Знатоки".

Знатоки: Детипридумывают свой ритм и исполняют на деревянных палочках для группы "Всезнайки".

Всезнайки: "Всезнайки" исполняют ритм "Знатоков", а затем простукивают свой ритм для "Эрудитов".

Эрудиты: "Эрудиты" исполняют ритм придуманный "Всезнайками", а затем играют свой ритм для "Знатоков".

Слайд №14 (барабан с заданиями, задание под №6)Слайды - 23,24,25 (иллюстрации музыкальных инструментов: флейты, клавесин, скрипка)

Учитель: Задание под №6. Для каждой группы предоставляется иллюстрация с музыкальными инструментами. Узнайте, что за инструмент на фотографии.

Всезнайки: На иллюстрации - ФЛЕЙТА.

Эрудиты: На фотографии - КЛАВЕСИН.

Знатоки: На картине - СКРИПКА.

Слайд №15 - 21 (барабан с заданиями, задание под №5)

Учитель: Следующее задание под № 5. Узнайте звучание инструмента по слуху.

Всезнайки: Звучит - ФЛЕЙТА.

Эрудиты: Звучит - ТРУБА.

Знатоки: Звучит - СКРИПКА.

Слайд №16 - 23(барабан с заданиями, задание под №2)

Учитель: На барабане задание под № 2. Вам предлагается исполнить любую песню о музыке, либо о музыкальных инструментах.

Группы могут исполнить песни: "Всюду музыка живёт" музыка Дубровина, "У каждого свой музыкальный инструмент", "Волшебный смычок".

Слайд №17 - 22 (барабан с заданиями, задание под №1)

Учитель: Итак, у нас последнее задание под № 1. Нужно подобрать музыкальные инструменты для следующего задания и исполнить народную плясовую музыку.

Всезнайки: Исполнение плясовой музыки - "Светит месяц".

Эрудиты: Исполнение песни - пляски - "А я, по лугу".

Знатоки: Исполнение хороводной песни - "Во поле берёза стояла"

6.Учитель: Наш конкурс подошёл к концу, давайте подсчитаем баллы и выясним, какая группа в сегодняшней игре победила?

Рефлексия:

Понравился ли вам урок? Что нового вы на уроке узнали? Что больше всего вам понравилось? С каким настроением вы уходите с урока?

Хорошо, если все дети работают в группе, но бывают исключения. Ребёнок по той или иной причине не хочет работать со всеми вместе (нет настроения, не нравится работать в группе и т.д.). Можно предложить работать на компьютере индивидуально с игрой-заданиями по той же теме: "Виды музыкальных инструментов".



© 2010-2022