- Преподавателю
- Музыка
- Статья по проектированию программы в учреждении дополнительного образования
Статья по проектированию программы в учреждении дополнительного образования
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белоусова А.А. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
А. А. Белоусова
Для начинающего педагога дополнительного образования трудным является разработка образовательной программы. Это обусловлено необходимостью определения методологической, концептуальной основы программы, ее содержания, педагогических технологий; разнообразием существующих программ и собственным выбором.
В качестве содержательной основы программы, прежде всего, выступают государственные нормативные документы, ориентирующие педагога в его методической работе. В последних правительственных документах (федеральный закон о дополнительном образовании, концепция дополнительного образования) раскрываются требования к дополнительному образованию. Оно должно отвечать принципам программоориентированности, непрерывности дополнительного образования, т.е. обеспечения возможности продолжить образование на разных возрастных этапах. На данный момент получение дополнительного образования обеспечивается государственными организациями, негосударственными и частными лицами [1].
В настоящее время сложилось два направления в дополнительном образовании: профессиональное дополнительное образование и общее дополнительное образование. Последнее ориентировано на общее развитие личности ребенка и профилизацию. В нашей статье мы будем вести речь об общем дополнительном образовании и программах, предназначенных для него. Исходными принципами дополнительного образования детей являются:
- свободный выбор детьми образовательных учреждений и образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей;
- непрерывность дополнительного образования;
- преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;
- психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;
- творческое сотрудничество педагогических работников и детей;
- сохранение физического и психического здоровья детей [1].
По нашему мнению, в отличие от основного общего образования дополнительное образование имеет свои преимущества, которые выражается в разнообразии содержания, разнообразии форм организации, индивидуальном выборе деятельности, возможности адаптироваться к возникающим изменениям. Все это создает благоприятные условия для личностного самоопределения ребенка.
Огромную роль дополнительное образование играет в развитии потребностно-мотивационной сферы субъекта. Так как главными формами в данной сфере образования являются игра и творчество, то это, несомненно, вызывают интерес у детей и реализуют их личностные потребности. Помимо этого в дополнительном образовании в полной степени реализуются принципы свободы выбора (учреждения, программы, педагога), индивидуального подхода, практической направленности, что свидетельствует о персонифицированном характере дополнительного образования. Также мы можем говорить о доступности дополнительного образования, так как в нем могут участвовать дети из разных социальных групп. Одним словом, оно выступает не только как система подготовки к жизни, но и самосовершенствования человека.
Принцип программоориентированности в дополнительном образовании предполагает наличие образовательной программы. Ее содержание и сроки обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В вышеперечисленных нормативных документах сформулированы требования к образовательной программе. Она не должна пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола. Она должна обеспечивать свободу выбора и режим ее освоения; соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей; иметь вариативный, гибкий и мобильный характер; отличаться разноуровневостью (ступенчатостью); содержать модульную направленность, обеспечивающую возможность взаимозачета результатов; ориентироваться на метапредметные и личностные результаты образования; иметь творческую и продуктивную направленность; носить открытый и сетевой характер реализации [3].
Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов.
Авторство создателя программы очень важно. Оно формируется, по мнению В. В. Серикова, в результате:
- собственной ценностно-смысловой интерпретации материала, опыта, компетенций, формируемых у воспитанников;
- субъективной формулировки целей и постановки задач с учетом субъективно воспринимаемой картины образовательного процесса;
- варьирования содержательных элементов материала и акцентирования внимания на тех или иных субъективно понимаемых аспектах их значимости;
- использования собственного личностного потенциала для актуализации мотивационной и личностно-рефлексивной позиции учащихся в образовательном процессе;
- внесения различных по масштабу авторских модификаций в рекомендуемую педагогическую методику (технологию);
- субъективного способа психологической поддержки и сопровождения познавательной деятельности учащихся;
- субъективных аспектов в профессиональной рефлексии и самооценки собственной эффективности [2].
В образовательной программе, на наш взгляд, должно отражаться личностное начало педагога: мотивированность самостоятельных усовершенствований и творческих приемов; прояснение ценностей, которыми он руководствуется; стремление выявить собственные индивидуальные склонности и воплотить в конкретные формы профессиональной деятельности.
Таким образом, проектирование образовательной программы представляет собой процесс личностного осмысления нормативных, научно-методических материалов и авторского подхода к обеспечению единства личностно-смыслового и когнитивного развития учащихся.
Список литературы:
1. Концепция развития дополнительного образования детей 4.09.2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/. ‒ Загл. с экрана. ‒ (Дата обращения: 15.10.2014).
2. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. - М.: Логос, 2012. - 448 с.
3. Федеральный закон «О дополнительном образовании» 16.07.2001г. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: camps.ru/association/docs/dopobraz.htm. ‒ Загл. с экрана. ‒ (Дата обращения: 15.10.2014г).