Музыка калмыцкой степи

Очень важно знакомить учащихся с этнокультурой родного народа. А древние музыкальные инструменты хурульного оркестра хранят много тайн. История народа и его музыкальная культура тесно связаны с его  жизнью, вероисповеданием. Калмыки -- народ музыкальный, их песни как степь широки и напевны. И музыкальные инструменты были сделаны из подручного материала: кожи животных, струны из жилы быков, и украшены затейливым орнаментом орнаментом. Любимый инструмент калмыка -- домра. но есть еще много струнны...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка калмыцкой степи

(сценарий музыкального вечера)

Наш музыкальный вечер открывает младшая группа хора с песней «Моя Республика» муз. С.Василенко, сл.Д.Джохаевой, солисты: Кикенова Алина, Баранова Анастасия, Баранов Илья.

Содмн Пюрбеев -- это наш современник. Мелодии его песен незатейливы и мелодичны, они легко запоминаются, удобны в исполнении. Эрвэкэ (Бабочка) исполняет Родикова Света, Тосхач (Строитель) - Вареха Богдан, дуэт «Веселые нотки» Боскина Ирина и Алексеенко Настя исполнят…,Моя елка - Белоусов Максим, Мини багш (Мой учитель) - Алексеенко Дарья.

Сегодня продолжаем знакомство с калмыцкими старинными музыкальными инструментами. Может быть, поющая раковина первоначально дала возможность прапрадедам калмыков изобрести все другие инструменты, извлекающие музыку.

Народные инструменты хранят в себе многие таинства. Все инструменты хурульного оркестра делятся на три группы: ударные - это наиболее древние инструменты, инструменты незапамятных времен, духовые и струнные. Великолепным было исполнение хурульного оркестра: лилась таинственная, пьянящая и уносящая куда-то вдаль душу мелодия. Мелодия эта могла быть и устрашительно громовой. Все зависело от воображения человека.

Вед. Калмыцкие струнные музыкальные инструменты. Например, двухструнная домбра. Она может заставить человека плясать, загрустить. Сделана она просто. Состоит из корпуса грушевидной или треугольной формы, переходящего в длинную шейку с грифом. Именно домбра зажигала богатырей «Джангара»:

«Снова наполнилась воинами бумбулва (дворец)

И богатырские снова пошли торжества.

Так, говорят, происходят у Джангара пиры:

Должен пропеть запевала Дуун Герел

Звонкие шастры-сказанья древней поры,

Чтобы напев серебряным блеском горел,

Юный Цеден играет на звонкой домбре…»

Домбра настолько любимый инструмент калмыка, что в эпосе грива коня сравнивается с ней:

«Ветер провел прохладной и мягкой рукой

По волосам скакуна. От ласки такой

Нежной домброй звучала грива коня…»

Вед. Инструментом благородных ханш считался хур. Искусствоведы сравнивают ее звучание со звучанием скрипки. Моринхур (от морин - лошадь, хуур - струна, голос), - двухструнный смычковый народный музыкальный инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный, дека (иногда и дно) из кожи. Длинная шейка без ладов заканчивается головкой в форме лошадиной или верблюжьей головы, деки часто расписаны национальным орнаментом. Струны из конского волоса, опираются на плоскую подставку и при игре не касаются шейки. Строй квартовый, тембр мягкий. На хуре исполняется мелодия национального героического эпоса. Xур служит для сопровождения протяжных песен.

Вед. А в русском переводе «Джангара» хур назван гуслями:

«Мчался табун, будто брезгуя прахом земным,

Облако пыльное следовало за ним.

От развевавшихся тонких конских волос

Пение скрипок и гуслей над миром неслось…»

И далее:

«День засыпал, могучие веки смежив,

Благостный вечер уже по земле шагал.

Прекрасная ханша Ага Шавдал

Тысячеструнные в нежные руки свои

Гусли (хур) взяла о восьмидесяти ладами,

Желтые гусли (хур) собрали звуки свои

И зазвенели на нижних семи ладах,

Звонкие шастры-сказания древней поры…»

Калмыцкие народные умельцы изготовляли целый оркестр этого инструмента хура: сопрано, альт, тенор, бас и контрабас.

Вед. Разновидностью хура являлась ятха. Многострунный, исконно калмыцкий инструмент. Корпус деревянный, долбленный, изготовленный из кедра, сосны, тутового или абрикосового дерева. Форма корпуса напоминает перевернутое корыто с большим выступом для упора. На концах корпуса есть утолщения в виде валиков. Количество струн 5-8. Раньше струны были жильные, позднее, в XIX веке, - латунные.
Струны натягивались при помощи деревянных колков. Под струнами - передвижные подставки из бараньих лодыжек. От передвижения подставки зависит высота звучания струны. Таким образом, при изменении положения костяной подставки меняется настройка ятхи. Ятхи напоминали русские гусли. Звучание ятхи в сочетании с дудой-бишкюр было сказочным. Такое сочетание воспето в эпосе «Джангар»:

«Славный владелец тысячезубой горы.

Самый прекрасный воин вселенной Мингийан,

Свет и краса державы нетленной - Мингийан

Следовал гуслям серебряным юных певцов.

На золотой дуде повторяя лады,

Словно ручьи, что сливаются с разных концов.

Пение гуслей, с пеньем сливалось дуды.

Голосом, смешанным с пламенем и грозой,

Хонгор им подпевал, насытясь арзой.»

Вед. Щипковый инструмент товшур - один из стариннейших калмыцких народных инструментов. На товшуре исполнялись народные танцы. Инструментальное вступление к повествованию «Джангара» исполнялось также на товшуре. И старики, и молодежь доверяли товшуру свои мысли и чувства.

Корпус товшура долбленый, овальной формы. Изготовлялся из цельного куска сосны, кедра, акации, ивы, тутового или абрикосового дерева. Верхняя открытая сторона корпуса затягивалась мембраной из бараньей или телячьей кожи, в которой имелись четыре-пять резонаторных отверстий.

Длинная шейка заканчивалась головкой в виде коробки. Струны разной толщины из конского волоса, крученые: крепились вверху к двум деревянным колкам: внизу - к кожаному ремешку, прикрепленному к корпусу.

Игра на товшуре двухголосная, во время исполнения указательным пальцем правой руки обе струны звучат одновременно. Звучание товшура глуховатое, негромкое. Рассчитано было на исполнение в кибитке.

В.Булгаков писал: «Под аккомпанемент товшура калмыки поют свои былины, а также рассказывают сказки, напевы былин». Были и другие инструменты, например, смычковый «икиль» двухструнный; «хучир» -- тоже двухструнный и другие.

Пётр Очирович Чонкушов - первый профессиональный композитор Калмыкии. Его музыка узнаваема и любима в народе.

В 1958 году после восстановления Калмыцкой автономии Чонкушов приехал с семьёй в Калмыкию. Появляются первые произведения, которые мгновенно приносят музыканту широкое признание. Прежде всего песня на слова А. Балакаева «Элистинский вальс», сразу ставшая популярной в Калмыкии. Другим символом звукового облика республики стала музыкальная картина «Степь» для скрипки и фортепиано, ставшая в наши дни классикой инструментального стиля калмыцкой композиторской школы. А сейчас мы будем слушать пьесы Петра Чонкушова в исполнении учащихся.

Гуспанова Даяна «Народный танец», «Воробей» -- Башантинов Женя, «Мелодия» Пашкеева Татьяна, «Чечердык» Калошина Юля, в исполнении вокальной группы «Ягодки» звучит «Считалочка»

Ирина Александровна Калашникова - живет в г.Элиста, работает в педагогическом колледже. Она преподает у будущих учителей средней школы предмета «музыка» и музыкальных работников детского сада. Ирина Александровна приезжала к нам в школу, смотрела работу Антонины Ивановны, похвалила нашу школу, учащихся.

В исполнении Радченко Тони звучит песня Ирины Калашниковой «Голубая земля»

Наш современник Николай Чернявский - «Кургн» (Жених) Калинина Ангелина, «Частушки» Радченко Тоня.

Вед. Духовые инструменты хурульного оркестра. Дуда - бишкюр - состояла из деревянного корпуса, наружные концы которой делались из металлических деталей сложной формы. Деревянный остов вырезался из красного дерева. В нем просверливалось сквозное отверстие, или он склеивался из двух половинок. На конце крепилась серебряная цепочка.

Сам деревянный корпус украшался металлическими кольцами с рельефной чеканкой и накладками серцевидной формы. Металлический раструб покрывался графическим узором растительного орнамента. Дуда являлась неотлучным инструментом кочевника, пастуха и даже героического богатыря:

«Нежной домброй звучала грива коня,

Хвост распушился, прекрасной дудкой звеня…»

Вед. Кроме домбры, бишкюр (дуды) прапредки, предки калмыков знали цур (флейта) с пятью игровыми отверстиями с диапазоном звучания до 2,5 октав. Цур переводится как свирель.

Шовшур - свистковый подвид цура (флейты) с тремя игровыми отверстиями. Звук шовшура был негромким и по окраске был близок к альтовой флейте. Из хорошо высушенного камыша или бамбука предки калмыков и сами калмыки делали бииве - поперечную флейту.

Для прочности обвязывали шерстяными крашеными в разный цвет нитками в виде многочисленных колец. Бииве имел ярко выраженный мягкий, сочный звук. Этот инструмент служил настоящим калмыцким кларнетом.

Другой инструмент джимбур. Характер звучания и тембр были близки к флейте.

Аберга, вид рога, являлся звукоподражательным инструментом. Звук этого инструмента был приманкой для добычи во время охоты на зверей, особенно маралов - оленей или ланей.

«Бессмертие» -- старшая группа хора муз. П.Чонкушова, сл. В.Шуграевой

Калмыки - народ с большой древней музыкальной традицией. По своей психологии калмыки - народ музыкальный и певческий. Народ создал музыкальную поэму, звуковое богатство которой сродни волшебному голосу сказителя Хонгора, гениальнейшего во все века певца-рапсода Мингийана.





УЧАСТНИКИ

1. Младшая группа хора «Моя Республика»

2.. Родикова Света Эрвэкэ (Бабочка),

3. Вареха Богдан Тосхач (Строитель)

4. Боскина Ирина и Алексеенко Настя дуэт «Веселые нотки» …..

5. Белоусов Максим Моя елка

6. Алексеенко Дарья. Мини багш (Мой учитель)

7. Гуспанова Даяна «Народный танец»

8. Башантинов Женя, «Воробей»

9. Пашкеева Татьяна «Мелодия»

10. Калошина Юля «Чечердык»

11. Вокальная группа «Ягодки» «Считалочка»

12. Радченко Тоня «Голубая земля»

13. Калинина Ангелина «Кургн» (Жених)

14. Радченко Тоня «Частушки»

15.Старшая группа хора «Бессмертие»



© 2010-2022