- Преподавателю
- Музыка
- Методическая разработка Роль образовательных программ
Методическая разработка Роль образовательных программ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зарипова Е.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБУДО ДМШ № 22 Приволжского района г.Казани
«Роль образовательных программ ДМШ в формировании ключевых компетенций учащихся»
Преподаватель Зарипова Елена Владимировна
Роль образовательных программ ДМШ в формировании ключевых компетенций учащихся
Дополнительное образование - специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребёнка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого - педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.
Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов обуславливает возрастание роли музыкального образования детей как важного фактора развития личной, художественной культуры.
Центром музыкального воспитания и образования детей являются ДМШ и ДШИ. Дать общее музыкальное образование, сформировать эстетические вкусы, воспитать подготовленного слушателя, активного участника самодеятельности, обучить игре на музыкальных инструментах, развить творческие задатки - эти задачи определяют направление работы ДМШ.
Своеобразие учебно - воспитательного процесса в музыкальных школах во многом определяется сочетанием различных форм учебной работы, задачи которых в своей основе едины для всех предметов. Любые уроки музыки (индивидуальные, групповые, коллективные) подготавливают учащихся к самостоятельной музыкальной деятельности, будь то слушание или исполнение, чтение о музыке или распространение знаний о ней. И естественны поэтому взаимосвязи предметов. Они обусловлены прежде всего самой музыкой, выступающей на всех занятиях и как объект познания, и как средство воспитания; формами общения с ней (слушание, разбор, исполнение); достаточно широкими возможностями применения знаний и навыков олних предметов при освоении других.
В основу образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неоразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности ученика, расширением его художественного и общекультурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил, определяющих в дальнейшем ключевые компетенции учащихся. Каждая учебная дисциплина в ДМШ характеризуется своеобразием тех конкретных задач, которые она решает в начальном музыкальном образовании.
Основа работы в музыкальных школах - индивидуальное обучение в классе по специальности. Преподаватель должен не только научить ребёнка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею, воспитать у ученика такие качества характера, как собранность, организованность, открытость, смелость и т.д.
В формировании у детей любви и интереса к серьёзному музыкальному искусству, понимания народного, классического и современного музыкального творчества, а также подготовке активных слушателей и пропагандистов музыки, ответственная роль принадлежит дисциплине «музыкальная литература».Изучение музыкальной литературы должно развивать у учащихся способность понимать художественную красоту музыки и тем самым стимулировать их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развиваются музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу.
На уроках сольфеджио педагог воспитывает у учащихся любовь к творчеству композиторов и народной музыке, развивает их музыкальные данные (слух, память, ритм), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков у учащихся (способность к импрровмзации, сочинению).
Любовь к совместному музицированию, коллективному творчеству прививают такие музыкальные дисциплины, как инструментальный, вокальный ансамбль, концертмейстерский класс, оркестр, хор, которые развивают в детях коммуникативные качества, а также такие черты характера, как внимательность, чуткость к другим, умение слушать другого, дисциплинированность и др..
Таким образом, воспитательные задачи, положенные в основу образовательной программы ДМШ, едины для всех предметов.
Знания о музыке в наше время играют всё большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию школьников широту и идейность. Системя эстетического воспитания детей направлена как на выявление талантов и дарований, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения. При всём её разнообразии, система эстетического воспитания, заложенная в образовательной программе ДМШ, сводится к нескольким основным напрвлениям, актуальным в музыкальном образовании:
-
Расширение музыкального кругозора;
-
Воспитание мировоззрения и моральных качеств;
-
Воспитание воли и характера;
-
Воспитание интереса к творческому труду и умению работать;
-
Забота о здоровье и физическом развитии;
-
Воспитание актуальности и дисциплины;
-
Воспитания изящества и благородства жестов и осанки;
-
Воспитание открытости , правдивости, приветливости;
-
Воспитания уважения к старшим и чувства товарищества;
-
Воспитание культуры речи.
Таким образом, являясь начальным звеном в музыкальном образовании ДМШ не ставит своей задачей подготовку каждого учащегося к профессиональной деятельности; её назначение - музыкально - эстетическое воспитание широкого круга детей. Шаг за шагом, ведя учеников от первых ещё поверхностных музыкальных впечатлений к глубокому и серьёзному постижению музыки, когда искусство превращается в жизненную потребность человека, педагог - музыкант сумеет приобщить своих учеников к миру музыкального искусства, воспитать грамотных, компетентных музыкантов.