Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?

Это отредактированная методическая разработка: Занятия кружка «Инструментальный» (ансамбль) тема: Дирижёр. Зачем он нужен?Здесь добавлены: пояснительная записка, содержание, список литературы, список электронно - образовательных ресурсов и приложения.В разработке я представила развёрнутый план проведения урока, в котором отразила цели, задачи урока,методы, технологии, УУД, музыкальный материал, видеоряд, изодразительный ряд.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п. Камыши

Курского района Курской области





Методическая разработка



Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль)

Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?



Автор, разработчик, составитель:

Черкашина Ольга Николаевна

преподаватель струнных народных инструментов



п.Камыши

2015

Оглавление

1. Пояснительная записка ……………………………… стр.

2. Содержание …………………………………………… стр.

3. Список литературы…………………………………… стр.

4. Список электронно-образовательных ресурсов…… стр.

5. Приложения………………………………………….. стр.









































  1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДО общеобразовательных школ и школ искусств.

При проведении данного урока использованы следующие технологии:

  1. Технология исследовательской деятельности: исследование вопроса через видео опрос, фильм о дирижёрах «с улицы», анализ, обобщение.

Создание проблемной ситуации и организация активной деятельности обучающихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Например, при подготовке видео опроса к открытому занятию, обучающимся школы нужно было ответить на вопрос: Дирижёр. Зачем он нужен?

При просмотре фильма о дирижёрах «с улицы», анализировать поведение и жесты различных дирижёров.



  1. Технологии личностно - ориентированного обучения:

-выявление индивидуальности обучающегося;

-сотрудничество между учеником и учителем.

  1. Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, обучающих игр. С помощью данной технологии происходит расширение кругозора, познавательной деятельности, формируются определённые умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

( В своей работе я использую игру «Дирижёр»).

  1. Информационно - коммуникативные технологии. Использование ИКТ позволило сделать урок более интересным, ярким, увлекательным, позволило решить проблему наглядности, расширить возможности визуализации материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся разного возраста.

Каждый педагог, проводящий урок по данной разработке, может внести в неё коррективы согласно своей методике работы и дополнить педагогические технологии.

  1. Содержание

Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль)

Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?

Преподаватель - Черкашина Ольга Николаевна

Урок проводится с участниками инструментального ансамбля



Цели урока:

  • познакомить с понятием «дирижёр»;

  • сопоставить звучание с дирижёром и без;

  • познакомить с функциями дирижёра.

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование системы знаний о деятельности дирижёра

- овладение навыками использования некоторых дирижёрских жестов

Развивающие:

- развивать исполнительское мастерство;

- развивать логическое мышление, память, умение работать в ансамбле

-организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством учащихся и преподавателя

Воспитательные:

-воспитывать любовь и уважение к традициям;

-способствовать развитию, эстетического, художественного вкуса на основе исполнения произведений

-способствовать гармоническому воспитанию растущей личности обучающегося.

УУД:

Личностные: профессиональное, смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные, логические универсальные действия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Форма урока: групповая.

Методы обучения:

- беседа, словесные, практические, объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый.

Технологии исследовательской деятельности.

Технологии личностно - ориентированного обучения:

-выявление индивидуальности обучающегося;

-сотрудничество между учеником и учителем

Технология использования в обучении игровых методов.

ИКТ

Оснащение урока: музыкальные инструменты, компьютер, проектор, видеоматериал, нотный материал, звукоусилительная аппаратура

Дополнительный материал:

Музыкальные фрагменты исполнения симфоническим оркестром (с разными дирижёрами) «Венгерского танца» Брамса; опрос детей.

Музыкальный материал: «Фламенко», кавер версия на музыку Валерия Дидюли, переложение для ансамбля Черкашиной О.Н.

Место проведения урока: актовый зал школы.

Структура урока:

I. Организационный момент. (3мин.)

II. Мотивация, постановка целей урока(3мин.)

III. Усвоение новых знаний: (6мин.)

  1. Сообщение темы, целей урока.

  2. Работа над новым материалом

IV. Основная часть: (23мин.)

  1. Музыкальный эксперимент (исполнение обучающимися муз. Произведения без помощи учителя - дирижёра)

  2. Анализ исполнения

  3. Задачи дирижёра

  4. История появления дирижёра

  5. Игра: «Дирижёр»

  6. Исполнение произведения с помощью учителя - дирижёра

V. Итог урока. Обобщение и систематизация знаний. (3мин.)

VI. Информация о домашнем задании. (2мин.)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Мотивация, постановка целей урока

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы поговорим о дирижёре и о том: зачем он нужен?

Если вам доводилось бывать на выступлении инструментального оркестра, вы могли заметить, что даже несложные музыкальные произведения играет не один, а несколько исполнителей. Каждый музыкант в оркестре - профессионал своего дела, который по памяти и партитуре может безукоризненно отыграть свою партию. Так зачем же оркестру нужен дирижер?

Недавно мои помощники провели опрос среди обучающихся в школе.

Давайте посмотрим на экран.

Опрос (видео)

Учитель: - Как вы думаете, кто же такой дирижёр?
Дети: - Дирижёр стоит перед оркестром и держит палочку.

- Он должен видеть всех, показывает музыкантам время вступления.

- Следит за качеством исполнения

- Иногда стоит он на возвышении - кафедре, чтобы его было лучше видно.

Учитель: Дирижёр (от фр. diriger - управлять, направлять, руководить) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки. Ему принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.

Оркестр - огромный коллектив, доходящий до 120 человек. Опираясь на опыт, профессионализм и интуицию, каждый из музыкантов имеет свое представление о том, как нужно играть отдельные фрагменты в своей партии. Дирижер нужен оркестру для того, чтобы управляя им, задавать общую манеру исполнения и тон игры. Какой темп поддерживать, сделать резкий или плавный переход, более быстро или чуть медленнее играть - всем этим заведует дирижер оркестра.

Учитель: - Как вы думаете, любой - ли человек может стать дирижёром?

Дети: - Наверное, любой! - Нет! Он должен иметь музыкальный слух! - У него должно быть музыкальное образование!

III. Усвоение новых знаний:

Учитель: Не замечали ли вы, что под руководством разных дирижеров исполнение оркестром одного и того же произведения тем не менее звучит не одинаково? Как у разных хозяек блюдо, приготовленное по одному и тому же рецепту, никогда не бывает одинаковым, так и в инструментальной музыке. Оркестр должен подчиняться дирижеру, быть ведомым им, чтобы звучать стройно и согласованно, чтобы зритель мог в полной мере насладиться профессиональной музыкой.

Видео о дирижёрах «с улицы»

Учитель:
- Что вы увидели на экране?
Дети: Музыканты играют так, как показывают эти дирижёры…то плавно, то отрывисто, то быстро, то медленно…

В прошлом году мы с ребятами ходили в Курскую областную филармонию. Там мы стали зрителями музыкальных сказок.

Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?Их исполняли различные оркестры:

симфонический Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?,

духовой, Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?

народный. Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?

Учитель: - После просмотра выступления очередного коллектива, с одним из учеников у нас началась дискуссия:

«А зачем нужен дирижёр? Что он делает? Он ведь закрывает собою артистов! Лица у музыкантов рассмотреть не даёт! И некоторые инструменты собою заслоняет! А если взять и убрать его оттуда, что тогда будет? Ведь ансамбли играют же без дирижёров и у них всё получается!.. »

IV. Основная часть

Мы с вами только что видели на видео то, что делают дирижёры. Но мне кажется, что не все уверены: нужен - ли нашему ансамблю дирижёр? А может, не нужен?

Дети: - Может и не нужен! - Нужен!

- Я из без дирижёра могу играть!

Учитель: - Для того чтобы узнать это, я решила провести эксперимент.

Сейчас я попрошу участников нашего инструментального ансамбля занять свои места на сцене и исполнить изученное ранее произведение «Фламенко» Валерия Дидюли.

Обучающиеся берут инструменты, занимают места на сцене и самостоятельно исполняют произведение.

Учитель: Всё - ли у вас получилось?

Дети: - Нет!

Учитель: - Расскажите причины ваших ошибок.

Дети: - Я не услышал солиста.

- Я волновался и забыл, где мне вступить.

- Я думал, что пауза уже закончилась.

- Я слышал только ударные инструменты.

- Я слышал только себя и думал, что играю правильно.

Учитель: К сожалению, не всё получилось…

Почему-то инструменты звучали не вместе, и кто-то раньше вступил…

Какие разные у вас ситуации.

Вот тут и пригодится помощь дирижёра.

Теперь, я попрошу участников нашего инструментального ансамбля вернуться назад в зал (на свои места).

Учитель: - Так кто же такой дирижёр, в чём заключается его задача, когда и почему возникла эта профессия?

От мастерства дирижера зависит качество звучания хора, ансамбля или оркестра. Выполняет он несколько задач, основная из которых - задать темп и указывать размер. Делается это как раз палочкой в правой руке, иногда, и двумя руками одновременно. А вот левой, да и мимикой, кстати тоже, он указывает, когда кому вступать, с какой громкостью играть. Дирижер обычно стоит спиной к публике, а вот музыканты в течение всего концерты любуются своеобразным "театром мимики и жеста". С непривычки это может и рассмешить.
Стоит отметить, что многие современные дирижеры нередко обходятся и без палочки.

Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?

История дирижирования своими корнями уходит в глубь веков. Там, где надо было исполнять музыку большим количеством музыкантов, требовался дирижер. В древности применяли как движения руками, так и мимику. В средние века появилось так называемое «шумное» дирижирование с помощью большого посоха. Им активно стучали по полу. Отсюда и пошел жезл тамбурмажора.

Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?


Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?


Сначала руководил оркестром один из музыкантов (как правило - композитор ). Он направлял музыкантов как своей игрой, так и специальными движениями рук. Составы музыкантов росли. Появились большие оркестры.

Самый настоящий дирижер появился он в начале XVIII века.

Поклонники эстрады, джаза, рок-музыки зачастую отрицают роль дирижера, поскольку указанные коллективы обходятся, казалось бы, и без него. На самом деле это не так. Дирижер там есть. И у него целых две палочки! И это - барабанщик.

Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?

Он как раз и задает темп игры. А специальными ритмическими рисунками он показывает и размер, в полном соответствии со стилем исполняемой музыки. Когда все музыканты вступают одновременно, барабанщик, подняв палочки над головой, постукивает ими друг о друга, показывая темп и размер, в котором играется музыка.
Но барабанщик не одинок. У него есть один, а то и два, помощника - гитаристы. Один - бас-гитарист, другой - обычный гитарист, исполняющий ритмическую функцию. Вся эта "группа дирижирования" называется "ритм-секцией". Именно от этой "секции" и зависит согласованность игры всего состава. И все солисты подчиняются им.

Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?


Во многих джазовых коллективах барабанщик отсутствует. Но ритм-секция все-таки присутствует и там. Ее роль играет обычно контрабас. Его как раз и пытались заменить, изобретая бас-гитару. Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?

Дирижер видит всё произведение в целом. Каждый из участников оркестра учит и знает свою партию, но над общим образом и настроением трудится дирижер. Он не только показывает когда вступать тому или иному инструменту, но и как это делать (резко или нежно к примеру, остроту или длительность звука). И ещё - у каждого человека свой ритм, а дирижер - он как метроном в своем роде (и все музыканты начало ритма видят у него), а так бы без дирижера кто - то бы отставал или вперед играл свою партию.

Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?

Теперь поговорим непосредственно о движениях дирижёра: они заданы так называемыми схемами. Сильные доли такта во всех схемах обозначаются движением сверху вниз. Последние доли - к центру и вверх. Вторая доля в 3-дольной схеме обозначается движением вправо ( от дирижёра ), в 4-дольной - влево. Движения левой руки строятся как зеркальное отражение движений правой руки. На практике применение такого симметричного движения обеих рук нежелательно. Напротив, чрезвычайно важным является умение пользоваться обеими руками независимо друг от друга, так как в технике дирижирования принято разделять функции рук. Правая рука предназначается преимущественно для тактирования, левая рука даёт указания в области динамики, выразительности и фразировки. На практике, правда, функции рук никогда не бывают строго разграничены. Чем выше мастерство дирижёра, тем чаще и сложнее проявляется в его движениях свободное взаимопроникновение и переплетение функций обеих рук. Движения крупных дирижёров никогда не отличаются прямолинейной графичностью: они как бы "освобождаются от схемы", но при этом всегда несут в себе наиболее существенные для восприятия элементы её.


Занятие кружка «Инструментальный» (ансамбль) Тема: Дирижёр. Зачем он нужен?

Учитель: - Предлагаю поиграть в игру «Дирижёр».

Представьте, что перед вами сидит - оркестр.

Весь класс мерно хлопает в ладоши, дирижёр показывает: в каком темпе хлопать. Тот, на кого укажет дирижёр, поднимается и чётко проговаривает: «Я солист, пою один, сам себе я господин».

Учитель: - Начнём игру. Кто первым хочет попробовать себя в роли дирижёра?

Игра «Дирижёр».

Учитель: Я думаю, что теперь нашему инструментальному ансамблю пора сыграть под руководством дирижёра. А дирижёром для всех вас сейчас буду я.

Исполнение произведения «Фламенко» под руководством дирижёра.

V. Итог урока. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: - Что нового мы сегодня узнали?

Ученики: - Мы узнали всё о дирижёре.

Учитель: - Кто такой дирижёр?
Дети: - Руководитель оркестра.
Учитель: - Что показывает дирижёр?
Дети: - Темп, размер, характер, вступление солистов.
VI. Информация о домашнем задании.

Прочитать в дневнике интересные факты из биографий знаменитых дирижёров.


Учитель: Наш урок окончен. Благодарю вас за работу. До свидания.

Методические рекомендации

- при подготовке к уроку нужно сделать видео опрос среди обучающихся в школе;

- обучающиеся должны уметь играть в ансамбле заранее изученное произведение;

- чтобы урок не затянулся, нужно заранее подготовить оборудование: музыкальные инструменты, стулья, подставки, нотный материал, пульты, компьютер, проектор, видеоматериал, презентацию, звукоусилительную аппаратуру;

- урок лучше проводить в актовом зале;

- до урока посетить с детьми концерт оркестра или хорового коллектива филармонии.







Список литературы

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 176 с.

Список электронно-образовательных ресурсов

Ресурсы локального доступа:

Материалы курса дополнительной образовательной программы повышения квалификации

«Управление процессами личностного развития и самоопределения детей в воспитательной системе учреждений дополнительного образования детей»

  1. Роль дополнительного образования детей в реализации ФГОС ООО - Токарева О.Н.

  2. Психологические особенности развития обучающихся различных возрастных групп. Психологическое сопровождение обучающихся в организациях дополнительного образования детей. - Завалишина О.В.

  3. Дидактические основы образовательного процесса. - Завалишина О.В.

  4. Современные формы организации образовательного процесса в организациях дополнительного образования детей. - Токарева О.Н.

  5. Дополнительная общеразвивающая программа как основополагающий документ деятельности педагога дополнительного образования. - Токарева О.Н.

  6. Мониторинг системы качества в учреждениях дополнительного образования детей. - Токарева О.Н.

  7. Формирование ИКТ компетентности педагогов дополнительного образования. - Бобунов М.А.

  8. Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании детей. - Беседина Л.А.

  9. Игровые технологии в деятельности педагога искусства. - Минаева Н.А.

  10. Проектирование учебных занятий, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.- Минаева Н.А.

  11. Основы сценарного мастерства.- Минаева Н.А.

Сетевые ресурсы:

Используемые сайты, литература:

  1. youtube.com/watch?v=VklRP_13Whw

  2. Википедия: Дирижёр ru.wikipedia.org/wiki

Коллективы и абонементы КГОФ

kgfblog.ru/category/kollektivy-kurskoj-filarmonii

  1. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления/ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - URL: protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=165614&pageK=237C8264-A0EB-4BAE-9B79-F30277C29EC8. Дата обращения 25.08.2010.

Приложения

Компьютерная презентация на CD-диске.



© 2010-2022