Зачем воспитаннице музыкальное образование

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зачем воспитаннице Пансиона музыкальное образование?

Выбор возможностей дополнительного образования в Пансионе большой: спорт, танцы, разнообразные ансамбли, рукоделие - всего не перечислишь.

Так хочется, чтобы девочка была интеллигентной, образованной, воспитанной, уверенной в себе - в общем, разносторонне развитой.

Что же для этого надо сделать?

- Начинайте обучать её музыке!

Это оптимальный вариант!

Но почему именно музыке?

Во-первых, музыкальный урок и самостоятельные занятия музыкой наполняют душу красивыми звуками, как волшебные витаминки питают весь

организм.

Во-вторых, воспитанница научиться беречь время, будет его распределять так, чтобы хватило и на математику с чтением, и на спорт с бассейном. А если сумеет ещё час-другой на барабаны выкроить - значит, в жизни не пропадёт!

В-третьих, мы хотим, чтобы они были умными - наверняка будут! Чтобы научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, шевелить пальцами мало, нужно шевелить мозгами. Я давно заметила, что те дети, которые успешно учатся в музыкальной школе, в общеобразовательной школе тоже не отстают.

В-четвёртых, воспитанницы приобретают сильный, волевой характер. Представьте, сколько задач стоит одновременно перед теми, кто учится играть на музыкальном инструменте: читать нотный текст, считать ритм, исполнять всё это, то есть управлять своим телом.

Кроме этого, музыкант - это артист, он должен управлять своими эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением, владеть собой. Такие качества души в любой профессии пригодятся!

Далее, все занятия музыкой, в основном, индивидуальные. Каждая воспитанница в центре педагогического внимания.

Кроме индивидуальных, есть групповые занятия - хор, сольфеджио, история музыки. На этих уроках воспитанницы получают много информации о музыке, искусстве вообще.

Представьте, насколько воспитанницы будут отличаться от своих сверстников!

И ещё. Качество полученных знаний очень высоко - система русского музыкального образования одна из самых лучших в мире!


Рабочая программа по классу фортепиано

преподавателя Киртаевой Л.А.

Музыкальное образование - один из факторов формирования и развития творческих и художественных способностей воспитанниц Пансиона.

Дать девочкам общее музыкальное развитие, приобщить к сокровищнице музыкального искусства, привить хороший вкус на лучших образцах русской и зарубежной музыки, воспитать активных участников концертов Пансиона, тесно сотрудничать с общеобразовательной школой - вот основные направления работы в классе фортепиано.

Я хочу выявить и развить творческие задатки воспитанниц, обучить игре на фортепиано, научить играть по слуху, транспонировать, читать с листа, играть в ансамбле, уметь аккомпанировать, самостоятельно музицировать и любить музыку.

Все эти задачи и определяют содержание обучения, формы и методы индивидуальной работы с воспитанницами.

Урок в классе по специальности фортепиано является основной формой учебной и воспитательной работы.

Форма индивидуальных уроков создаёт педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждой девочки: объективная оценка её индивидуальных возможностей, общее и физическое развитие, строение рук и приспосабливаемость к фортепиано, музыкальная память. Но и следует помнить, что музыкальные способности могут выявляться постепенно, в процессе обучения.

От педагога требуется большое мастерство и выдержка, творческая инициатива, умение терпеливо и кропотливо работать над развитием музыкальных данных воспитанниц.

Высокие требования, предъявляемые в нашем учебном заведении, обязывают педагога вести своих учениц по особому плану, учитывая, что Пансион принадлежит Министерству обороны, воспитанницы имеют большую учебную загруженность, и уроки фортепиано осуществляются в ограниченное время, предоставленное для занятий.

Несомненно, от педагога требуется умелая организация каждого урока, продуктивное использование каждой минуты, продуманное планирование занятий, хорошо подобранная программа для каждой воспитанницы.

Некоторые стороны музыкальной воспитательной работы проводятся незаметно, как бы между прочим, не требуя особого времени; для других сторон музыкальной воспитательной работы педагог отводит специальное время, хотя и не каждый урок. Педагог - пианист должен использовать любой повод для сообщения воспитаннице разнообразных теоретических и исторических сведений, что обязательно расширит музыкальный кругозор воспитанницы.

Систематическая воспитательная работа педагога непременно приводит к повышению самостоятельности ученика, что в итоге высвободит часть урока и обеспечит возможность проведения всех необходимых форм учебной пианистической работы.

Основная задача пианиста-педагога научить воспитанниц чувствовать, слушать, переживать музыку, пробудить любовь к ней, вызвать эмоциональный отклик на музыкальные образы.

Педагог-пианист должен выработать у каждой воспитанницы естественные и целесообразные приёмы звукоизвлечения на основе слухового контроля.

Непринуждённая прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, чуткое ощущение клавиатуры - залог успехов ученика в овладении фортепиано.

Простейшая мелодия была и остаётся основой начального музыкального воспитания и обучения игре на любом инструменте. Необходимо научить девочек слышать и вести мелодическую линию несвязно (non legato),а затем связно (legato),стремиться к выразительной фразировке, научить передавать характер любого произведения.

Педагог должен неуклонно вырабатывать у воспитанниц сознательное отношение к учёбе в музыкальных занятиях, объяснить и научить логически мыслить при выборе удобной и целесообразной аппликатуры, ознакомить с музыкальными терминами и дать перевод этих терминов с итальянского языка.

Развитие пианистической техники осуществляется в процессе работы над всеми произведениями, но регулярные тренировки над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями этому только способствуют.

Успеваемость воспитанницы и удовольствие от собственного исполнения во многом зависят от репертуара, который подберёт преподаватель - пианист, учитывая индивидуальные особенности и вкус ученицы. Репертуар необходимо обновлять и расширять, при этом не забывать прежние концертные номера, и, как говорят пианисты, «держать их в пальцах» для последующих концертов.

Чтение нот с листа должно начинаться с первого года обучения и носить систематический характер на протяжении всей учёбы, это значительно активизирует процесс работы и научит сразу правильно истолковать музыкальный текст.

Необходимо каждой воспитаннице принимать участие в фортепианных ансамблях в четыре руки - это разовьёт слух, научит читать не только первую, но и вторую партию, а также просматривать текст на один или несколько тактов вперёд. Игра в фортепианных или смешанных ансамблях, практика аккомпанемента, помимо ознакомления с разнообразными произведениями, способствует развитию чувства коллективизма, ответственности воспитанниц друг за друга.

Практика игры по слуху, транспонирование продолжается на протяжении всех лет учёбы и способствует развитию творческих навыков воспитанниц. Учитывая тот факт, что подбирать по слуху аккомпанемент значительно труднее, чем мелодию, следует научить воспитанниц элементарному анализу гармоний, поддерживающих мелодию.

В моём классе фортепиано я тактично направляю и поощряю любые проявления творческой инициативы учениц: попытки импровизации, подбора на слух популярных мелодий, сочинения небольших пьес; иногда это сочинение на заданную тему, иногда это свободная фантазия.

Такие опыты всегда содействуют развитию музыкальных задатков воспитанниц, учат по-своему, индивидуально, истолковывать изучаемую музыку, а также помогают более свободно и широко использовать выразительные возможности фортепиано.

Большое значение для успешной деятельности моего фортепианного класса имеет разумно организованный учёт успеваемости воспитанниц: учитываются исполнительские успехи на вечерах, концертах, зачётах и экзаменах, а также прилежание и трудолюбие.

Все воспитанницы обязаны играть выученные музыкальные произведения на зачёте в каждом триместре. Программа выступлений составлена так, чтобы выявить сильные стороны воспитанницы и отразить работу над преодолением недостатков, а также показать движение вперёд.

Все выступления воспитанниц обсуждаются комиссией под председательством завуча по дополнительному образованию. Обсуждения проходят в тактичной и доброжелательной форме, советы носят вежливый, рекомендательный характер, ведь от этого зависит плодотворность всей работы музыкального цикла. На зачёты и экзамен всегда приглашаем слушателей из числа преподавателей.

Я, как педагог-пианист, использую все возможности для повышения своей квалификации, постоянно работаю за фортепиано, участвую в концертах Пансиона вместе со своими ученицами, являюсь концертмейстером хора воспитанниц, изучаю новую музыкальную и методическую литературу, а также литературу по смежным дисциплинам - психологии, педагогике, эстетике.

Воспитанницы моего класса фортепиано активно участвуют в событиях музыкальной жизни Пансиона - в концертах к датам, фестивалях и в концертах перед воинами и ветеранами Вооружённых Сил.

Распределение учебного материала

по классам.

Первый год обучения.

В течение года воспитанница должна пройти:

2 - 4 диезные гаммы в две или четыре октавы - отдельно каждой рукой или двумя руками вместе (зависит от способностей и прилежания), 10 - 20 - различных по форме музыкальных произведений. К окончанию учебного года воспитанница должна уметь играть двумя руками вместе.

Второй год обучения.

В течение года воспитанница должна пройти:

5 - 6 диезных гамм в прямом и противоположном движении, познакомиться с бемольными гаммами, 10 - 15 различных по форме музыкальных произведений.

Третий год обучения.

В течение года воспитанница должна пройти:

4 - 8 диезных гамм в прямом и противоположном движении,2 - 6 бемольных гамм прямом движении, 10 - 15 различных по форме музыкальных произведений.

Четвёртый год обучения.

В течение года воспитанница должна пройти:

диезные и бемольные гаммы до четырёх знаков у ключа, 10 - 15 различных по форме музыкальных произведений.

Пятый год обучения.

В течение года воспитанница должна пройти:

все диезные и бемольные гаммы, можно познакомиться с гаммами в терцию, в дециму, в сексту, а также 10 - 15 различных по форме музыкальных произведений.

Шестой год обучения

В течение года воспитанница должна пройти:

все диезные и бемольные гаммы по программе предыдущего года, 8 - 10 различных по форме музыкальных произведений.

Седьмой год обучения.

В течение года воспитанница должна пройти:

все диезные и бемольные гаммы по программе предыдущего года с усложнениями, и не менее 7 - 9 различных по форме музыкальных произведений.


© 2010-2022