Рабочая программа по музыке для 5 класса

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по музыке для 5 классов


Кац Аркадия Владимировича




2015 - 2016 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;

- примерной программы по музыке для основной школы;

- программы «Музыка. 5-9 классы» - Е.Д.Критской, Г. П.Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2006);

-ООП ООО МОУ «Ульканская СОШ №2», утвержденной приказом №225 от 30.08.2013 г.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жиз­ненных явлений, овладение культурой отношений, запе­чатленной в произведениях Искусства, раскрывающих ду­ховный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения че­рез опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного, вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможно­стей в создании музыкального (шире - художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

2.Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы. В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

Первая из них представлена в стандарте несколькими разделами, при изучении которых в качестве концептуального «ядра» выступают основополагающие закономерности музыки как виде искусства, а также представления о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны. При этом изучение народного музыкального творчества осуществляется в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказываются многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыке.

В содержании и структуре учебной программы по музыке для VIII-IX классов основной школы также выделяются две сквозные линии: «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и ее место в ряду других искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала, принятая в программе V-VII классов: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

Основные методические принципы построения программы V-IX классов.

Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к яв­лениям музыкального искусства, его творческое самовыраже­ние, активное включение в процесс художественно-образного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя ориентирует учителя на развитие музыкаль­ного мышления школьников во всех формах общения с музы­кой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным воспри­ятием и пониманием учащимися того, как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и различия реа­лизуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и культуры восприятия жизни, и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (лите­ратурные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство учащих­ся с народной и профессиональной музыкой других нацио­нальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблема­тики, различия стилей, музыкального языка, творческого по­черка представителей разных эпох и культур. Диалог учащихся с композиторами (известными и безымянными), исполните­лями, слушателями прошлого и настоящего заключается в поиске ответов на вечные вопросы: что есть Истина, Добро, Красота? Какова значимость музыкального классического на­следия для современного подростка? Каковы его духовно-нравственные приоритеты как человека XXI в.?

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся и формирование их личностно-ценностного отноше­ния к музыкальному искусству.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высоко­художественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интониро­вание и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклор­ных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (ори­гинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли от­ражение в научно-методических исследованиях в области му­зыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченской, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное воплощение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического позна­ния музыки предполагает организацию такой совместной дея­тельности учителя и учащихся, при которой содержание про­изведения осваивается на разных уровнях:

а) понимание ху­дожественной значимости данного сочинения в контексте куль­турных ценностей эпохи, творчества конкретного композито­ра, особенностей восприятия современного слушателя;

б) осо­знание нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок уча­щихся;

в) усвоение общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражаю­щих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим - ценностям.

Действие этого метода предполагает активное использова­ние в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссия и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки пред­полагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонаци­онно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и осво­ению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуаль­ных стилей, опирается на проблемность вопросов и организа­цию творческих заданий, направленных на развитие способно­сти учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воп­лощения композиторами и исполнителями вечных тем искус­ства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями.

Этому могут способствовать приемы интонационно-образ­ного анализа музыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализация, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации - сочинение интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматургия уро­ка (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмо­циональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от кон­кретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития уче­ников класса. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности организации музыкального матери­ала рассматривается в программе с двух точек зрения. Во-первых, с точки зрения действия этого метода в организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы) повторяются одни и те же произведения с разными задачами. Во-вторых, проявление метода концентричности на конкрет­ном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы. Образно гово­ря, это повторение можно сравнить с движением по восходя­щей концентрической спирали, каждый виток которой выяв­ляет новые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (пер­спективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музы­ки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Воз­вращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, «перекидывание» содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому расширяет музыкальный словарь учащихся, пополняет запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания «композиций» (в форме диалога, музыкаль­ных ансамблей и др.) направлен на варьирование в процессе музыкального обучения различных видов музыкальной дея­тельности. Их сочетание дает возможность не только усилить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьни­ков, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамбле­вого, сольного исполнения музыки, что способствует более глубокому и эмоционально окрашенному освоению содержа­ния музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную деятель­ность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V-IX классов. Изуче­ние конкретных музыкальных произведений в связи с художе­ственными творениями других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащим­ся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смыс­ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, стилисти­ческие, языковые особенности определяют подходы к разра­ботке содержания урока, в котором другие ввды искусства дополняют и расширяют представления школьников о духов­ном опыте человечества, помогают осознавать, вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этическая про­блематика концентрируется вокруг художественно-педагогичес­кой идеи - содержательного стержня урока музыки.

3. Место предмета в учебном плане

Музыка как учебный предмет входит в общеобразовательную область «Искусство» и изучается в 5-8 классах, рассчитан на 34 часа при 1 часе в неделю.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения

Музыка как вид искусства

Выпускник научится:

• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);

самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественно-эстетической точки зрения.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Выпускник научится:

• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;

• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

• осуществлять на основе полученных знаний о музыкальном образе и музыкальной драматургии исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическиммузицированием.

Выпускник получит возможность научиться:

заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;

воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Выпускник научится:

• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

5. Содержание обучения по предмету

5 класс (34 ч)

В программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии),

изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитек­туры, графики, книжных иллюстраций и др.),

театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы),

кино.

Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, про­фессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зару­бежная, старинная и современная). Специфика средств худо­жественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н, Соловьевой.

Во ноле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, нале мое; Нe одна-то ли во ноле доро­женька; Ах ты, ноченька и др. Русские народные песня.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Песенка о словах. С. Старобинскяй, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагмента). А, Ладов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ (фрагмент). С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А, Пушкина, «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№6). Из цикла «Песни без слов» для фортепиано. Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слою И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Пле­щеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка. Украинская народная песня.

Сцена «Проводы масленицы». Из оперы "Снегурочка" Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты «Снег идет» (1-я часть). Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима, Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Вол­шебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая точная серенада (фрагменты). В -А Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель;

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей а Эвридика, Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

Хлопая в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные ха­рактеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое - к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразитель­ном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастер­ская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразитель­ном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Знаменный распев.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия). С Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чай­ковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахма­нинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Д. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. Форель Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Кос­томарова.

Прелюдия соль мажор. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софит Киевской Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленно­го фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариация на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И. С-Бах.

Прелюдия. М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты», К.Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К: Дебюсси.

Мимолетности № 1, 7, 10. С. Прокофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рож­дественского.

Рисунок, А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.

Календарно-тематическое планирование для 5 класса

Раздел 1. Музыка и литература

Задачи:

Повторение изученного в начальной школе.

Дать представление о существовании неразрывных

связей музыки с другими сферами искусства:

литературой и изобразительным творчеством.

Воспитание слушателя.

№ Дата

Тема урока

Используемый муз. материал.

Работа с

понятиями

Задача урока

Дата

1

Что роднит музыку с литературой

Романс. Песня. Симфония. Концерт. Сюита. Опера. Инструментальные произведения.

Выявление многосторонних связей музыки и литературы

4.09

2

Вокальная музыка

Россия, Россия, нет слова красивей…

Мир искусства. Художник. Поэт. Писатель. Композитор. Пейзаж.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

11.09

3

Вокальная музыка

Песня русская в березах, песня русская в хлебах…

Календарные песни: трудовые, обрядовые, величальные, игровые, хороводные, лирические,заклички.

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

18.09

4

Вокальная музыка

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…

Романс

Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся.

26.09

5

Фольклор в музыке русских композиторов

«Стучит, гремит Кикимора…»

Симфоническая миниатюра


Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

2.10

6

Фольклор в музыке русских композиторов

«Что за прелесть эти сказки…»

Симфоническая сюита

.

Познакомить учащихся с произведениями программной инструментальной музыки и вокальными сочинениями, созданными на основе различных литературных источников.

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

«Мелодией одной звучат печаль и радость…» «Песнь моя летит с мольбою»

Вокализ, песня без слов, баркарола

Углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); продолжить знакомство с вокальной баркаролой.

8

Вторая жизнь песни

Живительный родник творчества.

Цитирование мелодии. Аранжировка. Оригинал. Обработка. Переложение. Интерпретация.

Углубить представления учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки; познакомить с современными интерпретациями классической музыки.

9

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Перезвоны» «Звучащие картины»

Симфония-действо.

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

10

Всю жизнь мою несу родину в душе...

«Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Зерно-интонация

Знакомство с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В. А. Гаврилина, сочиненной под впечатлением творчества писателя В. М. Шукшина и близкой по образному языку народной музыке, с кантатой «Снег идет» Г. Свиридова на стихи Б. Пастернака.

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Гармонии задумчивый поэт»

Прелюдия. Этюд.

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - Ф. Шопена, В. Моцарта.

12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь!»

Канон

Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - Ф. Шопена, В. Моцарта.

13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

Оперная мозаика.

М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»

Увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль

Музыкальный портрет

Более подробно ознакомить учащихся с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы, с разновидностями вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а так же с исполнителями (певцы, дирижеры и др.)

14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Развитие музыки. Симфоническое развитие.

Образ танца

Более подробно ознакомить учащихся с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; познакомить с именами лучших отечественных танцоров и хореографов (Г. Уланова, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев)

15

Музыка в театре, кино, на телевидении

Литературный сценарий

Музыкальный фильм

Осознание роли литературного сценария и значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

16

Третье путешествие в музыкальный театр.

Мюзикл

Речитатив. Ария. Хор.

Познакомить учащихся с жанром мюзикла, разучить отдельные номера мюзикла «Кошки» Э.Уэббера, разыграть отдельные сцены.

17

Мир композитора

Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта учащихся , закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство

Задачи: Дать представление о существовании тесной взаимосвязи между музыкой и изобразительным искусством. Привитие интереса к миру творчества. Учить вдумчивому отношению к произведениям искусства. Воспитание зрителя и слушателя.

18

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Живописная музыка.

Музыкальная живопись. Интонация.

Звуковая палитра. Цветовая гамма.

Выявить всевозможные связи музыки и изобразительного искусства


19

Небесное и земное в звуках и красках

«Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

Песенность

Солист, орган.

Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства; развить интонационно-слуховой опыт учащихся на основе метода интонационно-стилевого анализа

20

Звать через прошлое к настоящему

«Александр Невский». «За отчий дом за русский край».

Кантата. Триптих. Трехчастная форма. Контраст, набат.

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

21

Звать через прошлое к настоящему

«Ледовое побоище». «После побоища».

Хор. Тенора. Басы. Сопрано. Альты

Выразительность

Изобразительность Контраст

Изучение кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

22

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Мои помыслы - краски, мои краски - напевы…»

Мелодия-линия, ритм в музыке - ритм в картине, лад - цветовая гамма, форма музыки - композиция картины.

Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека

23

Музыкальная живопись и живописная музыка

«Фореллен - квинтет» Дыхание русской песенности.

Мелодия-линия, ритм в музыке - ритм в картине, лад - цветовая гамма, форма музыки - композиция картины.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта)

24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

«Весть святого торжества».

Сюита - фантазия.

Расширение представлений учащихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов - С. Рахманинова и В. Кикты.

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

«Звуки скрипки так дивно звучали…»

Скрипка соло

Интерпретация, трактовка, версия, обработка

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель», расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки

26

Волшебная палочка дирижера.

«Дирижеры мира»

Симфонический оркестр.

Раскрыть особое значение дирижера в исполнении симфонической музыки, выразительной роли различных групп инструментов, входящих в состав классического симфонического оркестра.

27

Образы борьбы и победы в искусстве

Ритм. Динамика. Штрихи.

Раскрыть образный строй симфонии №5 Л. Бетховена, проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями ее симфонического развития.

28

Застывшая музыка

Гармония. Органная музыка, хор а капелла, полифония.

Постижение учащимися гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства; уметь соотнести музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств по стилю.

29

Полифония в музыке и живописи

Полифония. Фуга

Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.С. Баха, его полифонической музыкой

30

Музыка на мольберте

Образы живописные и музыкальные

Расширить представления учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества литовского композитора и художника М. Чюрлёниса

31

Импрессионизм в музыке и живописи

Импрессионизм

Раскрыть особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи

32

О подвигах, о доблести, о славе...

Реквием

Способствовать развитию исторической памяти подростков на основе освоения различных видов искусств, раскрывающих тему защиты Родины; продолжить знакомство с жанром Реквиема.

33

В каждой мимолетности вижу я миры...

Цикл фортепианных миниатюр.

Музыкальный пейзаж.

Сказочный портрет.

Ввести учащихся в образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского; расширить и углубить понимание учащимися своеобразия их творчества.

34

Мир композитора. С веком наравне

Обобщить представления учащихся о взаимодействии изобразительного искусства и музыки

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

MULTIMEDIA - поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальныйкласс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М.,Аркти, 2003г.

  11. ДмитриеваЛ.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. БезбородоваЛ.А., АлиевЮ.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. АбдуллинЭ.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. АржаниковаЛ.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. ХалазбурьП., ПоповВ. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. КабалевскийД.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. КабалевскийД.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. ПетрушинВ.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. ВеликовичЭ.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. НикитинаЛ.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. ГуревичЕ.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. БулучевскийЮ. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.СаминД.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. РапацкаяЛ.А., Сергеева Г.С., ШмагинаТ.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. КленовА. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224





© 2010-2022